Воспитание основ экологической культуры учащихся на уроках биологии, химии и во внеурочной деятельности
методическая разработка по химии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей». Аурелио Печчеи Важность экологического образования в современном мире переоценить невозможно. Современный человек в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Поэтому формирование у учащихся правильного экологического мышления, воспитание основ экологической культуры на сегодняшний день является одной из первостепенных задач современной школы.
Основные принципы воспитания основ экологической культуры учащихся: Принцип непрерывности и систематичности Принцип преемственности Принцип научности Принцип междисциплинарности Принцип комплексности Принцип всеобщности Связь теории с практикой
Экологическое мышление - это не только умение видеть прекрасное вокруг и восхищаться им, но это и прочные естественно - научные знания. А поэтому предметы биология и химия в школе являются необходимой составляющей в решении данного вопроса.
Для реализации экологического подхода к изучению школьного курса биологии обязательно обращаю внимание учащихся на такие проблемы окружающей среды как загрязнение воздуха, разрушение и снос почвенного покрова водой и ветром (эрозия), разрушение озонового слоя, радиоактивное загрязнение биосферы, загрязнение пресных вод, вод Мирового океана, а как результат исчезновение многих видов растений и животных о
Раскрывая механизмы обмена веществ у микроорганизмов, учащиеся понимают, как происходит биологическая очистка сточных вод. Суть этого процесса заключается в разрушении растворённых органических веществ (фенолов, жирных кислот, спиртов, нефти, углеводородов и других веществ) микроорганизмами. Экскурсия на очистные сооружения города дополняет полученные на уроках биологии знания.
Обязательно рассматриваем на уроках биологические методы борьбы с вредителями растений, которые являются альтернативой химическим методам. Например, насекомые наездники, которые с помощью яйцеклада откладывают яйца в тело личинок (гусениц) или в яйца своих жертв (жертвами служат более крупные насекомые, например гусеницы бабочек, личинки жуков). Личинки наездников развиваются за счёт тканей своих хозяев, которые при этом погибают.
Воспитание основ экологической культуры у учащихся, вовлечение их в познавательную деятельность на уроках химии осуществляю через демонстрационный эксперимент, проектную деятельность, практические и лабораторные работы, изучение дополнительной литературы, экскурсии в Городской экологический центр, музей природы Урала, решение расчётных и творческих задач с экологическим содержанием, что способствует лучшему пониманию сущности экологических проблем.
Но не только на уроках закладываются основы экологической культуры учащихся. Большую роль оказывает взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся мечтают о хороших делах на пользу природе, проявляют готовность вырастить что-то своими руками, собрать макулатуру, чтобы не губить лес, смастерить кормушки, чтобы птицы не погибли зимой. Систематически проводимые в школе конкурсы рисунков, стенгазет на экологические темы, подготовка докладов и сообщений, написание мини-сочинений помогают учащимся не только усвоить учебный материал, но и обязательно затрагивают эмоциональную, нравственную и поведенческую стороны личности каждого из них, создают условия для формирования у учащихся ответственного, бережного отношения к природе.
С 2017 года учащиеся нашей школы принимают участие в проекте «Всероссийский заповедный урок», который реализуется ЭкоЦентром «Заповедники» в рамках программы «Движение друзей заповедных островов» при поддержке Минприроды России, Минобрнауки России, Всемирного фонда дикой природы, Русского географического общества и экологического Движения «ЭКА». Участие учащихся школы в Областном творческом конкурсе рисунков и поделок «По страницам Красной книги», в Городском конкурсе эссе (2019г) на лучшую молодежную творческую работу о правильном обращении с твердыми коммунальными отходами, проводимом ФГБОУ ВО « УрГПУ », повышает познавательный интерес к экологии региона, создает условия для формирования экологической культуры учащихся, активизации творческого потенциала в решении местных экологических проблем.
Воспитание основ экологической культуры учащихся должно проводиться в системе. Необходимо активно вовлекать учащихся в посильные для них практические дела по охране природы (подкормка птиц, сбор макулатуры, шефство над памятниками природы, озеленение пришкольного участка и школы). И тогда, нормы поведения в природе не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Считаю, что экологическое образование должно стать одним из главных направлений работы каждого учителя современной школы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообобщеение опыта по методической теме "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"
В работе изложен теоритический материал по данной теме, даны примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы при изучении различных разделов предмета....

Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"
Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...
Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в8 классе.
Доклад на тему "Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в 8 классе"...
Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии.
В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ НТР НЕОБХОДИМУЮ СЛОЖНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ ПРИОБРЕЛИ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ. В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВАЖНЕЙШАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ОБРАЗОВАНИЮ. РОЛЬ ХИМ...

Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"
Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности...

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...

Методический семинар: «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно да...