Опыт работы классного руководителя группы
материал на тему
Как бы ни была трудна деятельность классного руководителя, но, несомненно, она необходима студентам, поскольку основное структурное звено в колледже - это учебная группа, представляющая собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии студентов, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, создавать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности студентов в группе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы классного руководителя группы | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы классного руководителя группы 3 ФК
Павловского филиала ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» Титовой Елены Владимировны
Влияние наследственности и среды
корректируется воспитанием
В.В. Зельновский
В ХХI веке российское общество остро ощутило глобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека - его сознание, чувства, поведение. Новые исторические условия выдвинули ряд проблем, важность которых стала очевидна в воспитательной работе классных руководителей образовательных учреждений. В современной жизни молодежи наблюдается снижение общего уровня образованности и воспитанности, радикальное изменение ценностных ориентаций, безыдейность, негативное отношение к общественно полезной деятельности, безнравственное и асоциальное поведение, тяжелые социальные условия, толкающие подростков на преступления. И эти проблемы не случайны, так как сознание вступающего в жизнь молодого поколения, естественно, подвержено противоречиям и сомнениям.
В период снижения моральных норм и критериев, когда меняются сложившиеся нравственные ценности, растет преступность, сексуальное насилие, обесценивается человеческая жизнь, происходит резкое материальное расслоение граждан, ухудшение медицинского обслуживания, задача классного руководителя – построить правильно процесс воспитательной работы с подростками, которые пришли из школы в профессиональное образовательное учреждение с уже сформировавшейся жизненной позицией. Учитывая все проблемы, которые сложились в российском обществе и образовании, необходимо своевременно оказать юношам и девушкам содействие в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, помогающих сформировать общекультурные и профессиональные компетенции.
Как бы ни была трудна деятельность классного руководителя, но, несомненно, она необходима студентам, поскольку основное структурное звено в колледже - это учебная группа, представляющая собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии студентов, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, создавать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности студентов в группе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
С сентября 2014 года по настоящее время являюсь классным руководителем группы студентов 3 курса специальности 49.02.01. «Физическая культура» (3 ФК). Общий стаж моей работы в качестве классного руководителя – 7 лет.
Известно, что в работе классного руководителя необходима систематичность и последовательность как залог успеха и результативности воспитательных воздействий. Исходя из этого, в Павловском филиале ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж» мною была разработана система воспитательной работы «Олимпийские резервы», цель которой - сплочение и формирование активной, творческой, нравственно богатой личности на основе духовных и моральных ценностей, направленных на гражданское, патриотическое, спортивно-оздоровительное воспитание. Неотъемлемым качеством личности каждого человека должна быть толерантность, так как только толерантный человек, уважающий не только собственную позицию, но и точку зрения других, может жить и продуктивно работать в нашем постоянно изменяющемся мире. Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей воспитательной работы я определила воспитание у студентов толерантности.
В процессе создания и развития воспитательной системы мною были поставлены следующие задачи:
1 курс: изучить индивидуальные особенности каждого студента, помочь адаптироваться к новым условиям жизни, сплотить коллектив группы и сформировать межличностные отношения через толерантность;
2 курс: сформировать гражданское самосознание, адекватное отношение к общечеловеческим ценностям через создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных, профессиональных, творческих способностей каждого студента;
3 курс: развить индивидуальные способности каждого студента с учетом их интересов и имеющегося жизненного опыта для дальнейшего успешного освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Физическая культура»;
4 курс: выпустить во взрослую жизнь специалиста, владеющего общекультурными и профессиональными компетенциями, способного к адаптации в современной социокультурной среде, владеющего навыками самореализации и достижения успеха, с формировавшейся активной жизненной позицией, стремлением к достижению спортивных результатов через формирование потребности в ведении здорового образа жизни.
В воспитательной системе определены пять основных направлений:
- нравственное воспитание;
- гражданское и патриотическое воспитание;
- спортивно-оздоровительное;
- интеллектуальное;
- волонтёрское движение.
Нравственное воспитание предполагает формирование таких качеств, как уважение, забота, взаимопомощь, сострадание, честность, доброта.
Цель данного направления - формирование у подростков нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали, организация и развитие коллектива на принципах духовности, культуры и толерантности.
На первом этапе своей воспитательной работы я изучила личные дела студентов, на линейке, посвященной Дню знаний, познакомилась со своей группой, с их родителями. По моему мнению, залогом успешной воспитательной работы с обучающимися должно быть сотрудничество классного руководителя с родителями, так как семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности подростка. Основным успехом моей воспитательной работы считаю использование системного и индивидуального подхода к каждому студенту в отдельности и группе в целом, формирование межличностных отношений, толерантности, развитие интеллектуальных способностей, которые играют важную роль в воспитании личности, уважающей и себя, и других. При составлении плана работы с группой использую такие формы, как беседы, классные часы, круглые столы, диспуты, викторины, встречи с интересными людьми, что позволит студентам включиться в организованную деятельность, сформировать систему взаимоотношений.
Успех деятельности классного руководителя не возможен без студенческого самоуправления. Основные принципы деятельности органа самоуправления в группе - это самостоятельность, ответственность, равноправие и сотрудничество, чувство коллективизма. Самоуправление в группе осуществляется в разных видах: участие в планировании, разработке, выполнении коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по кабинету и колледжу. Основным координатором деятельности различных секторов в группе совместно с классным руководителем является староста, который помогает составить план воспитательной работы на учебный год, формирует мини-группы для подготовки и проведения классных мероприятий, контролирует посещение занятий. Учебный сектор следит за успеваемостью студентов. Трудовой сектор организует группу на субботники, генеральные уборки. Спортивный - организует участие в общеколледжных, районных и областных соревнованиях по разным видам спорта. Культмассовый сектор осуществляет помощь в организации досуга студентов, повышает их активность в конкурсах, акциях, тематических мероприятиях и т.п. Редколлегия производит сбор информации для выпуска бюллетеней, газет, оформления студенческого уголка.
На 1 курсе мною был создан актив группы, который помог студентам на первоначальном этапе воспитательного процесса адаптироваться в колледже, а в дальнейшем организовать и привлечь их к участию во всех запланированных мероприятиях.
За три года совместно со студентами группы мы подготовили и провели ряд мероприятий:
- классный час «Жизнь как главная ценность человека» в форме беседы о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы жизнь его имела смысл и цель. Во время беседы выяснилось, что многие из подростков не знают своего предназначения в жизни, поэтому встал вопрос, как развить в этом возрасте у молодых людей потребность быть полезным для окружающих и общества в целом. Возникла необходимость в оказании помощи в поиске себя и своих интересов через вовлечение во внеклассные и спортивные мероприятия;
- классный час «Толерантны ли мы?» проводился в форме диспута, где сами студенты во время спора, приводя свои примеры из жизни, развили тему толерантности, смогли найти ответы на вопросы: «Всегда ли мы бываем толерантны?», «Почему иногда мы не замечаем, что обидели человека, находящего рядом с нами?», «Можно ли воспитать в себе толерантность?»;
- открытый классный час в форме круглого стола «Жестокость, равнодушие и сочувствие», цель которого – выявить причины возникновения жестокости и равнодушия в обществе, умение оценить ситуацию, раскрыть возможность молодого поколения в оказании помощи ближнему, воспитать чувство доброты и милосердия. Данное мероприятие помогло проследить отношение подростков в группе к жестокому, безнравственному поведению людей в обществе, рассмотреть их взгляды на решение и оценивание экстремальных ситуаций, связанных с личными качествами и воспитанием. Анализируя проведение классного часа, я пришла к выводу, что мои студенты способны сочувствовать, сопереживать чужому горю, оказывать помощь слабым и беззащитным, старикам и детям;
- классный час «Я, мы и другие» проведен совместно с педагогом-психологом в форме деловой игры, которая позволила раскрепостить каждого участника, расположить к себе, рассказать о своих родителях, школьных друзьях, интересах и увлечениях;
- классный час «Умение общаться – путь к успеху!» с участием педагога-психолога колледжа позволил многим студентам группы научиться общаться, говорить друг другу правду, не обидев при этом собеседника.
Гражданское и патриотическое воспитание.
От уровня патриотического сознания подрастающего поколения зависит безопасность страны во всех сферах: политической, военной, социальной.
Цель реализации данного направления - сформировать у подростков уважение и чувство гордости за свое Отечество, ответственность за судьбу своей страны, бережное отношение к национальным традициям.
В группе обучаются юноши допризывного возраста, поэтому основная задача классного руководителя - воспитать чувства гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, готовности к активному их проявлению в различных сферах жизни общества.
Для реализации поставленных задач мною были запланированы и проведены:
классные часы: «Самобытная словесность старого времени», «Обычаи и традиции моей страны», «Национальные традиции», «Я будущий воин своего Отечества», «Трагедия войны моими глазами»;
фотоконкурсы: «Моя мама - лучшая на свете», «Самая дружная группа колледжа»;
конкурсы сочинений: «Загляните в мамины глаза», «Мое любимое слово в русском языке»;
видеолекторий «Оборона города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков»;
районная и областная Олимпиада по основам избирательного законодательства;
конкурсы стенгазет, посвященных Дню славянской письменности, Дню Победы.
Ежегодно команда юношей принимает участие в военно-спортивных мероприятиях общеколледжного, районного и областного уровня: «Святое дело – Родине служить», «А ну-ка, парни». Студенты входят в состав знаменной группы, участвуют в торжественном шествии, несут вахту Памяти в колледже, на Посту № 1 накануне Дня Победы. Все проводимые мероприятия воспитывают у подростков ценностное отношение к истории нашей страны, ее традициям, развивают чувство патриотизма.
Спортивно–оздоровительное воспитание направлено на физическое развитие подростков, стремление и упорство в достижении спортивных результатов через формирование потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений.
Целью реализации данного направления считаю формирование у подростков бережного отношения к своему здоровью, развитие воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения, привлечение студентов к регулярным занятиям спортом.
Студенты моей группы занимают призовые места в спортивных соревнованиях разного уровня:
- 1 место по легкоатлетическим многоборьям в Мемориале памяти мастера спорта СССР О.С. Королёва (22-23.11.2014 г.);
- 1 место в соревнованиях по легкой атлетике среди средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской области в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в прыжках в длину (27.04.2014 г.);
- 1 место по колледжу в соревнованиях по футболу среди юношей (21.09.2016 г.);
- 1 место по колледжу в соревнованиях по настольному теннису (01.03.2017 г., 14.03.2017 г.);
- 2 место в соревнованиях по легкой атлетике среди средних профессиональных образовательных учреждений в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в эстафете 4*100м (27.04.2014 г.);
- 2 место в финальных соревнованиях по волейболу среди средних профессиональных образовательных учреждений в зачет круглогодичной Спартакиады Воронежского регионального отделения ОГ ФСО «Юность России», в эстафете 4*100м (02.04.2015 г.);
- 2 место в открытом первенстве г. Россошь по баскетболу среди сборных команд средних профессиональных образовательных учреждений Воронежской области (09.12.2015 г.);
- 2 место в соревнованиях по баскетболу (07.11.2016 г.);
- 2 место в соревнованиях по настольному теннису среди сборных команд профессиональных образовательных учреждений Воронежской области (16.03.2017 г.).
За период обучения со студентами проведены классные часы: «Вредные привычки», «Курение и спорт – несовместимые понятия», «Профилактика гриппа и ОРВИ»; анкетирование «Мое отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам», конкурс проектов «Здоровым быть здорово!»; акции: «Всемирный день борьбы с туберкулезом», «Всемирный день борьбы со СПИДом»; игра «Народные забавы»; видеолекторий «Изменения в организме человека при ВИЧ-инфекции»; выпуск стенгазеты «Мы должны всё знать о СПИДе».
Интеллектуальное развитие студента – это совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Цель данного направления - сформировать у подростков познавательный интерес, развить способность к творческому восприятию, обобщению, критическому мышлению.
С целью развития познавательно-интеллектуального уровня и с учетом способностей и интересов студентов привлекаю их к участию в научно-исследовательской деятельности, различных конкурсах, олимпиадах.
Ежемесячно по итогам учебно-воспитательного процесса провожу собрания и классные часы, где обсуждаются успеваемость и возможные пути ее повышения.
Уже третий год команды, в состав которых входят студенты моей группы, в районной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», Олимпиаде по основам избирательного законодательства становятся победителями.
В 1 Всероссийской олимпиаде школьников и студентов «Мыслитель» по учебному предмету «Биология» и 2 Всероссийской олимпиаде школьников и студентов «Интеллектуал» заняли 1 место.
Следующее направление воспитательной деятельности группы – волонтёрское движение, предоставляет студентам возможность сделать окружающих их людей немного счастливее. Волонтёры группы занимаются благотворительностью, вселяют тяжелобольным надежду на излечение, занимаются интересными делами, приносящими пожилым и больным людям радость, душевное тепло и хорошее настроение. Многим это помогает обрести смысл жизни.
Цель волонтёрского движения - привить чувства милосердия, доброты, взаимопомощи. Студенты моей группы ежегодно посещают реабилитационный центр с игровой программой и подарками, принимают участие в благоустройстве приусадебного участка ветеранов Великой Отечественной войны, в благотворительных акциях: «Весенняя неделя добра», «Белый цветок», «Подарки от Деда мороза», собирают средства для детей – инвалидов, что формирует у молодёжи гуманное отношение к окружающему миру, милосердие и сострадание.
Вся эта деятельность укрепляет студенческий коллектив и способствует формированию у студентов активной жизненной позиции.
В результате реализации программы воспитательной деятельности в группе у студентов сформировались нравственные идеалы, чувство патриотизма и гражданственности, стремление к здоровому образу жизни, к достижению высоких спортивных результатов, желание помочь каждому нуждающемуся и нести ответственность за любое порученное дело.
Надеюсь, что из стен образовательного учреждения мои студенты выйдут конкурентноспособными специалистами, учителями физической культуры, способными обучать и воспитывать подрастающее поколение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы классного руководителя 10 класса
Сегодня, когда образование объявлено одним из приоритетных национальных проектов, роль классного руководителя невозможно переоценить. Основными направлениями деятельности классного руководителя являет...
опыт работы классного руководителя 7 класса
Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующий духовно-нравственному воспитанию....
Опыт работы классного руководителя
Описание моего опыта и сисиемы воспитательной работы, как классного руководителя....
Опыт работы классного руководителя 9 класса МБОУСОШ№22 г.Гуково Мехоношиной Елены Владимировны "Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности".
Разумное и нравственное всегда совпадают.Толстой Л.Н.Что значит «воспитать»? Это способствовать формированию духовного, целеустремлённого, современного человека с сильным характером, способного правил...
Опыт работы классного руководителя.
Опыт работы классного руководителя....
Опыт работы классного руководителя
Опыт работы классного руководителя...
Опыт работы классного руководителя с родителями
В данном материале я поделилась некоторыми приемами, которые возможно применять в дальнейшей работе классного руководителя с родителями....