Доклад Профилактика вредных привычек (из опыта работы классного руководителя)
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему
о профилактике курения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_profilaktika_vrednykh_privychek_iz_opyta_raboty_klassnogo_rukovoditelya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы классного руководителя по профилактике вредных привычек»
Каменская Л.А., учитель,
Колычёвская специальная (коррекционная)
школа-интернат, Коломенский район
«Поступки – плоды помыслов.
Будут разумны помыслы – будут хорошие поступки»
Грасиан-и-Моралес Бальтасар,
испанский писатель
Вредные привычки школьников – предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережёт их от пагубной зависимости.
Если раньше вредными привычками страдали подростки-старшеклассники, то в настоящий момент это характерно для учеников средних классов. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые.
Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни – это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда.
Но не все современные подростки до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться такими же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации.
Раньше отношение школьников к вредным привычкам было в основном отрицательным. Советское министерство культуры следило за тем, о чём повествуют художественные фильмы, о чём говорится в средствах массовой информации; в те времена очень активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя.
Но пару десятков лет назад молодёжь получила возможность смотреть совершенно другие фильмы, в которых главные герои представали перед зрителем с бутылкой пива и сигаретой в руке. В те времена американские кинокартины пользовались огромной популярностью. Школьники смотрели их, и в подсознании откладывалась информация о том, что курить – это модно.
Конечно, в формировании столь безответственного подхода к собственному здоровью виноваты не только фильмы, но и всё общество в целом, и общественная идеология. В настоящий момент уже стало очевидным, что проблемой вредных привычек, которыми страдают школьники, нужно заниматься очень серьёзно.
Семья, родители, школа, друзья и ближайшее окружение, несомненно, играют в жизни подростка немаловажную роль. Мама и папа должны стать для ребёнка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своём примере показывать, насколько яркой и насыщенной может быть жизнь без вредных привычек. Важно показать ему, что только здоровый человек может радоваться жизни, так как плохое самочувствие отбивает всяческую охоту к веселью и развлечениям. Для того, чтобы ребёнок услышал всё то, что пытаются донести до него родители, они должны стать для него теми людьми, мнение которых абсолютно авторитетно. Но много ли таких родителей, которые сами не страдают вредными привычками? Вот в чём вопрос.
В нашей школе с такими родителями общаться не приходится. Для наших детей-сирот педагоги становятся единственными воспитателями с раннего возраста. Поэтому формирование негативного отношения к употреблению табака и алкоголя, воспитание уважения к себе и своему здоровью, повышение интереса к здоровому образу жизни – задача, которая является обязательным элементом воспитательной работы.
Предлагаю вашему вниманию примерную разработку урока Здоровья по профилактике вредных привычек.
КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Цели и задачи:
коррекционно-образовательная; формировать негативное отношение к табакокурению и повышать интерес к ЗОЖ;
коррекционно-развивающая; развивать познавательный интерес; расширять знания о вреде курения и о здоровом образе жизни, умение сравнивать, обобщать, правильно излагать свои мысли;
коррекционно-воспитательная; воспитывать уважение к себе и своему здоровью, чувство собственного достоинства; активные жизненные позиции негативного отношения к курению;
здоровьесберегающая; осуществлять профилактику нарушения осанки.
Тип урока: освоение нового материала.
Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, игра, самостоятельная работа, моделирование ситуации.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация; иллюстрации, карточки, круги из белой бумаги.
Термины и понятия: табак, никотин, пассивные курильщики.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Упражнение «Книга».
Встаньте, пожалуйста. Чтобы вам было легче работать и думать на уроке, сделаем упражнение, которое улучшит мозговое кровообращение.
- Наклониться вниз, не сгибая ног в коленях, и постараться дотронуться кончиками пальцев рук до пола, задержаться в таком положении до 20 секунд. (Ученики выполняют упражнения по указанию учителя)
- Актуализация знаний.
- Вводная беседа.
- Какую тему мы изучаем?
- Что мы узнали на предыдущих уроках?
- Для чего человеку нужно соблюдать правила личной гигиены?
(ученики отвечают на вопросы)
- Игра «Да-нет».
- На доске прикреплены рисунки. Рассмотрите их, пусть девочки выберут те, где показаны правильные действия, а мальчики – неправильные. Объясните свой выбор. (Мальчик занимается спортом, девочка ест, мальчик курит, дети в позднее время смотрят ТВ, мальчик чистит зубы, девочка не причёсана, девочка причёсывается и пр.)
(ученики подходят к доске, выбирают иллюстрации и объясняют свой выбор)
- Целеполагание, планирование деятельности на уроке.
1. Чтение рассказа «Что выбрать»
- Послушайте рассказ.
(может рассказывать подготовленный ученик)
Что выбрать
У меня есть два друга: Вадим и Толя. Вадим очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.
А Толя не выглядит так модно, как Вадим с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.
А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Вадим, или спортом заниматься, как Толя?
(ученики слушают, отвечают на вопросы)
- Где место нашего героя: рядом с Вадимом или Толей?
- Какое место выберете вы?
- Какая же тема урока? («Курение и здоровье»)
(записывают тему урока)
- Сегодня мы должны выяснить: почему же считается, что курение вредит здоровью, чем оно опасно, почему люди начинают курить и почему с этой привычкой – курением – так нелегко справиться.
- Освоение нового материала.
- Причины, по которым люди начинают курить.
(идёт небольшая презентация, далее ученики отвечают на вопросы)
- Почему дети начинают курить?
- Некоторые дети хотят стать взрослыми раньше, чем наступает этот период. Поэтому они начинают курить, употребляют спиртное.
Курение – одна из наиболее распространённых вредных привычек.
- Поднимите руку, у кого в семье курят?
- Кто курит из вас?
- Что вы ощущаете, находясь в одной комнате с курящими?
(Кашель, тошноту, головокружение)
- Рассказ о вреде табака.
И это неспроста, так как в сигарете находится измельчённая трава – табак. В табаке содержится яд, и название ему – никотин. Это один из самых опасных ядов растительного происхождения.
Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли, а собака – от ½. Для человека смертельная доза составляет 2-3 капли. Посмотрите: капля воды – это много или мало?
(Учитель наносит каплю воды пипеткой на стекло)
½ - это половина, ¼ - четвёртая часть этой капли. А если перевести всё это на сигареты, то для взрослого человека смертельна одна пачка сигарет, выкуренная за раз, а для ребёнка – полпачки. Это было доказано множеством фактов.
Однажды во Франции проводился чудовищный конкурс «Кто больше выкурит». В результате двое горе-победителей умерли, выкурив по 60 сигарет, а остальные конкурсанты в тяжёлом состоянии попали в больницу. Таких примеров можно привести множество. Смерть может наступить и от одной сигареты, если она выкурена впервые.
- Поднимите руку, кто пробовал курить?
- А кто курит сейчас?
- Расскажите о своих впечатлениях, о вашем состоянии, когда вы пробовали курить первый раз.
(Высказывания учащихся по желанию)
При первом курении у человека першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту – противный вкус, темнеет в глазах, кружится голова, тошнит. Так организм борется с ядом и «говорит» хозяину: «Не губи себя! Никогда больше не пробуй!»
А если за первой сигаретой последует другая, то организм перестаёт сопротивляться, человек привыкает к курению, а потом бросить уже трудно. А отвыкать нужно! Почему?
- Влияние курения на организм человека.
- Прочитайте статью.
Влияние курения на организм человека.
Курение способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Наиболее чувствительной к табаку является нервная система, которая очень быстро «отвечает» на воздействие ядов табачного дыма. Курящие могут жаловаться на быструю утомляемость, раздражительность, головокружение, нервозность, головные боли. Неблагоприятно действует курение на органы чувств. Никотин притупляет вкусовое восприятие. Если вы курите много лет, может ухудшиться зрение и слух. Органы дыхания принимают на себя первый удар. Под влиянием табака разрушаются зубы, наблюдается обильное слюноотделение, ухудшается пищеварение, снижается аппетит. Развивается язва желудка. Пагубно влияет курение на печень, способствует развитию заболеваний гортани, глотки, пищевода, полости рта. Голос становится грубым, хриплым.
(Учащиеся читают статью, далее - отвечают на вопросы, формулируют вывод)
- Назовите, какие органы человека страдают от курения.
Вывод: учёные и врачи доказали, что курящий человек сокращает себе жизнь, раньше умирает, чаще болеет, да и выглядит неважно: жёлтые кожа-зубы-пальцы, кашель, сиплый голос, постоянный неприятный запах табака.
- Беседа «Пассивное курение».
- А что же происходит с людьми, которые не курят, но находятся рядом с курящими людьми? (ответы детей)
- Почему это происходит?
Оказывается, мы с вами становимся пассивными курильщиками. Табачный дым нам вреден не меньше, чем самому курильщику. Если курильщик несколько раз наберёт в рот дым от сигареты и выдохнет его на салфетку, то останется коричневое пятно. Это табачный дёготь – яд, который содержится в дыме. Если этим дёгтем помазать уши кролику, он заболеет и умрёт.
- Что вам нужно делать, если рядом оказался курящий человек?
(Отойти, попросить не курить.)
- Курят ли у вас дома, в квартире? Что вы должны сделать?
(Проветривать помещение, не находиться в этом помещении)
- Оказывается, у детей из семей, где курят дома, чаще возникают простудные заболевания, бронхит и пневмония. Эти дети чаще болеют в раннем детстве, чаще пропускают школу и вообще получают меньший запас здоровья на будущую жизнь.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Заучивание стихотворных строк.
Дым вокруг от сигарет,
Мне в том доме места нет…
- Беседа «Борьба с курением».
- Везде ли можно курить?
Во всём мире идёт борьба с табаком. Во многих странах запрещено курить на рабочем месте. Серьёзный работодатель может отказать в приёме на работу или уволить курящего.
Мы живём в России, где ещё до сих пор люди не осознали, какой вред приносит курение самому курильщику, его родным, окружающим его детям.
- Рисование запрещающего знака.
- Давайте выразим свой протест курению, - нарисуйте знак, запрещающий курение. (Учащиеся получают круги из белой бумаги, рисуют знак.)
Далее организуется демонстрация и анализ работ.
- Самый лучший знак повесим в нашем классе, а остальные развесим по школе.
- Моделирование ситуации.
- Посмотрим сценку:
Ваня. Ура! Все наши взрослые ушли! Аня, давай попробуем что-либо интересное! Давай попробуем научиться курить.
Аня. Нет! Что ты! Это же нехорошо!
Ваня. Мне мой друг Толик говорил, что это нетрудно. Зато класс! Сидишь… Куришь… Как взрослый! Давай, Аня! Родители всё-равно не узнают. А от одного раза ничего не будет!
(Смотрят сценку, предлагают свои варианты ответов)
- Что бы вы ответили Ване? Объясните свой отказ.
- Аня, какой ответ тебе понравился, был более убедительным?
- Сейчас вы научились говорить «нет»; надеюсь, что это умение вам пригодится в дальнейшей жизни.
- «Как бросить курить?»
- А как быть тем, кто уже курит? У кого появилось желание бросить курить?
- Легко ли это сделать? Некоторым, чтобы бросить курить, требуется от4 до 10 попыток. И чем меньше опыт, тем легче это сделать.
(слушают выступление, отвечают на вопросы)
- Самостоятельная работа в парах «Лестница советов».
- Составьте лестницу советов. У вас лежат карточки с советами: с чего нужно начать? Разложите в порядке выполнения действий.
Лестница советов
- Принять решение (увидеть себя без сигареты).
- Купить вместо сигарет семечки, конфеты и т.д.
- Сказать «нет» себе (принять решение).
- Сказать «нет» друзьям, окружающим.
- Выработать мотивацию (для чего я бросаю курить).
- Отблагодарить себя.
(Работают в парах. Выступают с отчётом о проделанной работе)
- Итог урока.
- Обобщающая беседа.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали?
- Какой вывод для себя сделали?
- О чём расскажете своим друзьям?
- Акция «Меняю сигаретку на конфетку».
- Предлагаю провести акцию «Меняю сигаретку на конфетку» во 5-6 классах.
- Конфеты в награду получают и те дети, кто не курит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
доклад "Профилактика вредных привычек"
"Профилактика вредных привычек у подростков"Цели:Создание условий для осмысления остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека и определения активной воспитате...
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)
профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)...