Классный час-диспут "Главные жизненные ценности"
классный час на тему

Попова Оксана Владимировна

Цель: Рассмотреть понятие и виды жизненных ценностей и научить учащихся расставлять приоритеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час - диспут

Цель: Рассмотреть понятие и виды жизненных ценностей и научить учащихся расставлять приоритеты.

Задачи: 

  1. создание условий для саморазвития и самовоспитания
  2. включение подростков в разнообразные виды воспитывающей деятельности
  3. научит, по возможности, самостоятельно решать возникающие у подростков проблемы
  4. научить взаимодействовать друг с другом через включение в коллективную творческую деятельность
  5. через постановку проблем научить самостоятельно искать пути их решения

Размещение участников: Желательно всех посадить в круг.

I часть. “Жизненные ценности”.

(Весь диспут сопровождается презентацией о жизненных ценностях...)

- Ребята, я приглашаю вас в путешествие, по дороге “Жизненные ценности Человека” или “Ценности, которым нет цены” (слайд №4)

- Как вы считаете, действительно ли ценности так важны в жизни человека?

 (Ответы)

- Что именно вы считаете ценностью? (ответы)

- Вот видите, какие разные у всех нас понятия о ценностях. На Кавказе (вернее, в Закавказье, в Грузии) есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: “Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года“, или “Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет”.

Что на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?

(ответы)

- Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека.

 (ответы)

- Мы всё говорим “ценность”, “Жизненная ценность” а может  быть, кто-нибудь знает. Что же такое “ценность”? Может это, то же самое. Что цена?

(ответы)

- Так какие же бывают ценности?

 (ответы)

- А считаете ли Вы различными понятия ценности и жизненные ценности. Если да, то  почему, если нет, то в чем их сходство?

(ответы)

 - А как вы думаете, зачем нам вообще нужны жизненные ценности, может без них значительно проще?

 (ответы)

- Что Вы понимаете под словами “жизненные ценности”?

(ответы)

- Представьте такую ситуацию (слайд № 5)

Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от ужаса,  сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом стояли два мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу выбежала женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: “Как вам не стыдно? ” “А что стыдного, мы же ничего не делали, - ” ответили мальчики.

“Вот это и плохо, - ” гневно сказала женщина.

Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?

(ответы)

А теперь вернемся к нашему эпиграфу.

“Умрет человек в человеке –
заменить его будет некем...”

- Вот какое определение слова “ценность” я нашла в Википедии – свободной энциклопедии

(слайд №6)

Цемнность — важность, значимостьпользаполезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет  роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

(Делаем общий вывод с ребятами.)

Так что скажем проще: это индивидуальные(у каждого человека они свои, особенные) особо дорогие мыслительные вещи, которым придается огромное значение.

- Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны смыслы. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.

- И сейчас я вам предлагаю составить свой список ценностей: что для вас наиболее важно, а что не очень.

(ответы)

- Как уже говорилось, жизненные ценности  у всех разные  и сейчас я хочу попросить вас ответить на вопросы: с вашей точки зрения (слайд №7)

1. Преуспевающий человек – это человек, который...

2. Неудачник – это человек, который...

3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...

4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...

5. Истинные ценности – это ...

6. Мнимые ценности – это ...

(ответы)

- Предлагаю вам послушать притчу (слайд №8)

Притча о царе Соломоне (о двух женщинах, деливших ребенка)

Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.

Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.

Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.

Меч немедленно был принесен.  Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:

- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.

 Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:

- Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!

Другая же, напротив, согласилась с решением царя.

- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она.

Тут же царь Соломон изрек:

- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.

Материнская любовь – одно из самых священных и сильных чувств.

- Послушайте еще одну древнюю притчу о каменотесах (слайд №9)

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.

- Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.

- Зарабатываю себе на жизнь, -пожал плечами другой.

- Я строю храм! – гордо ответил третий.

Как вы думаете, у кого из каменотёсов самая благородная цель?

(Ответы)

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.

Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.

(слайд №10)

Храмы строятся по всей России. Народ, который живет в нашей многонациональной стране , как один из тех каменотёсов - преследуя самые благородные цели, приносят духовно-нравственные ценности, а они необходимы как хлеб...

- Я вам желаю, чтобы вы всегда помнили о том, что только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит, каким будет ваш жизненный путь...

- Да, ценности сформировались в истории человечества, как некие духовные опоры, которые помогают нам выстоять в трудные минуты жизни, не сломаться.

- Вот как определяли ценности философы разных времен (слайд №11-13)

1. Демокрит – древнегреческий философ: Бог. Демократия. Культура. Знания.

Творчество.

2. Э. Кант – немецкий философ: Бог. Свобода. Добро. Счастье.

3. Л. Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь. Отечество. Свобода. Труд. Здоровье. Природа.

- А почему именно эти ценности так важны?

А теперь среди 10 определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания

(слайд № 14) Прокомментируйте.

  • Здоровье
  • Природа
  • Труд
  • Знание
  • Любовь
  • Творчество
  • Дружба
  • Милосердие
  • Религия
  • Патриотизм

Жизнь, достойная человека – это жизнь, построенная на общечеловеческих ценностях, так как именно они делают нас людьми.

II часть. Ценности.

- Мы продолжим разговор о ценностях.

- Есть ли у вас или в вашем доме что-то такое, что вы можете считать действительно ценным? Назовите это?

(Ответы ребят)

Человечество не может существовать без чего-то для него святого, а значит, ценного. Каждый сам определяет, что для него свято и дорого. Однако многие святыни одинаковы для всех.

Давайте попробуем назвать то, что является ценным для большинства людей. Да, ценности сформировались в истории человечества как некие духовные опоры (слайд №15)

Есть ценности которым нет цены...
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в твоей школьной сумке
И письма не вернувшихся с войны...
Но если занят ты одной заботой
Приобретать вещественное что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви.
Преуспевай! Не покушайся только
На ценности, которым нет цены.

- Среди общечеловеческих ценностей неоспоримыми является искусство, например, живопись.

(слайд №16-20)

Любите живопись, поэты,
Ведь ей единственной дано
Души восторженной приметы
Переносить на полотно...

- Искусство живописи - это одно из достижений гения человека.

Особенность художника - в обостренной зоркости его восприятия. Он видит то, что бывает скрыто от равнодушного взора, видит красоту в будничном, неожиданное – в привычном. Давно созданные полотна будоражат наши сердца, заставляют восхищаться и преклоняться перед творениями мастеров, разгадывать загадки, оставленные в веках.

- Почему мы любим природу? (слайд №21-22)

То ласковая, то грозная и величественная, природа всегда влечет нас, манит, потому что в ней – гармония и красота, потому что мы сами – часть её. Общение с природой вносит в нашу душу мир и покой, доставляет нам духовную и физическую радость.

- Также нет цены воздуху, которым мы дышим, цены нет воде, которую мы пьем, бесценно тепло, необходимое нам для обогрева и поддержания жизни, сама жизнь бесценна, бесценна любовь.

(слайд №23-24)

- Мы живем на планете, представляющей собой раскаленный шар, на поверхности которого держится тончайшая пленка остывшего вещества, на котором мы и существуем. Этот баланс создавался многие миллиарды лет, а разрушить его можно в одно мгновенье, потеряв при этом все, что не имеет цены.

- Если на планете исчезнет жизнь, некому будет платить и некому будет получать прибыль. Это абсолютное отсутствие цены тоже можно назвать ценностями без цены, но в этом случае вещи и явления не будут бесценны, просто они будут уже никому не нужны.

Природу как важнейшую ценность мы должны беречь.

- И в заключение  хочу рассказать вам ещё одну притчу (слайд №25)

 В одном собрании заспорили, что на свете для человека хуже всего. Кто говорил — болезни, кто говорил— смерть, кто говорил— бедность...   Много всякого было сказано. Спросили и Ходжу Насреддина:

— А ты  что думаешь? — Плохо, когда не сбывается то, чего хочешь, — ответил Насреддин. — Но куда хуже, когда сбывается то, чего не хочешь, — подумав, добавил он. Пусть в вашей жизни сбывается только то, чего вы хотите и желаете и пусть ваши желания опираются на истинные, а не мнимые ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мои жизненные ценности"

Классный час проводится в 7 классе. Основная цель помочьдетям сформировать представление о нравственных ценностях,о любви к ближним, смирении, вере....

Классный час "Мои жизненные ценности"

Беседа-размышление о настоящих и мнимых ценностях....

Классный час "Главные жизненные ценности"

материал для классного часа...

Классный час о жизненных ценностях человека

"Каждый выбирает по себе..." Жизненные ценности человека у каждого свои. На уроке дети пытаются определить, какие им ближе!...