Методическая разработка «Урока мужества» в 9 классе по теме «Оборона Сталинграда»
классный час (9 класс) на тему

Бакланова Анастасия Викторовна

Цель. Расширять  представления  учащихся  о  Сталинградской  битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою  страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать  уважительное  отношение  к  старшему  поколению,  памятникам  войны.

Оформление: рисунки учащихся, посвященных войне; выставка книг о Сталинградской битве, мультимедийный проектор с компьютером, аудиозаписи песен о войне, карта военных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa_oborona_stalingrada.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9

Методическая разработка

 «Урока мужества» в 9 классе

по теме «Оборона Сталинграда»

        Подготовила:

  классный руководитель

  9 класса

А.В.Бакланова

2017г.

Цель. Расширять  представления  учащихся  о  Сталинградской  битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою  страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать  уважительное  отношение  к  старшему  поколению,  памятникам  войны.

Оформление: рисунки учащихся, посвященных войне; выставка книг о Сталинградской битве, мультимедийный проектор с компьютером, аудиозаписи песен о войне, карта военных действий.

Ход   мероприятия.

«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».

Учитель: Сегодня на классном часе мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства.

Ведущий 1. Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. Красная Армия перехватила у противника стратегическую инициативу и удержала её до конца войны.  Это была победа не только армии, но и всего советского народа в результате несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма на фронте и в тылу.

Ведущий 2. Летом 1942 г. обстановка складывалась далеко не в пользу  нашего  государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии до 25 июля. Но упорное сопротивление советских войск спутало планы врага.

Учитель: Ребята, почему именно Сталинград стал  целью захвата  гитлеровской армии?

Ведущий 1. Потеря Сталинграда имела бы крайне тяжелые последствия для России. В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ. Главной артерией, по которой «черное золото» поступало в центр страны, была Волга, по ней переправляли и донской хлеб. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику, в целом, электроэнергии, население –  тепла и хлеба.  Поэтому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград.

Ведущий 2. 12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области 14 июля в ней было объявлено военное положение. 23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.  23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда.

Ученики читают стихи.

1 ученик     

Помнишь, как в бой за Царицын,
Шел за отрядом отряд,
Подвиг бойцов повторился
В битве за наш Сталинград.

2 ученик

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,  и краснели поля ,
Все пылало над Волгой рекой.

1 ученик

За каждый дом… но не было домов –
Обугленные, страшные остатки…
За каждый метр –  но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки.
И оставались метры до воды,

И Волга холодела от беды.

2 ученик

Кто ты? С Днепра или с Дона?
Где твоя Родина, брат?
Под боевые знамена
Всех нас собрал Сталинград.

1 ученик

Следы врага – развалины и пепел.
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым не солнца в черном небе,
На месте улиц – камни и зола.

2 ученик

«Стоять на смерть, ни шагу назад!» –
Такой был девиз у наших солдат.
И жизни своей не жалели они,
Врага изгоняя с родимой земли.

«II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)».

Ведущий 3. Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.

Ведущий 4. Непосредственную оборону Сталинграда выполняли две армии – 62-я и 64-я. Они приняли на себя основной удар. Но конечный успех оборонительного сражения определялся стойкостью не только этих армий, но и активными действиями остальных сил Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть сил противника. Бои не прекращались даже в ночное время.

Ведущий 5. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей (с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.

Учитель. Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу.

Ведущий 3. Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова». В конце сентября 1942 г. командир  отделения сержант Я. Ф. Павлов,  выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом, уже занятый гитлеровцами. 58 суток – срок больший, чем Германия затратила на захват целых европейских государств, яростно и ожесточенно штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них  неприступной крепостью. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.

Ведущий 4. В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке В. Г. Зайцеве. Более 300 гитлеровцев уничтожил он в уличных боях.  Связисты В. П. Титаев и М. М. Путилов, оба смертельно раненные, во время исправления повреждения телефонной линии, теряя сознание, восстановили связь, зажав концы оборванного провода зубами. Артиллерист Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу. Морской пехотинец Михаил Паникаха загорелся от разбитой бутылки с зажигательной смесью, с которой он бросился на танк. Не останавливаясь, уже живым факелом он вскочил на танк и собой поджёг фашистскую машину.

Учитель. Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и чувство суеверного страха охватывало противника. Люди ли шли в атаку? Смертны ли они? Они были простыми смертными – солдаты, стоявшие здесь, в Сталинграде, насмерть…

Ведущий 5. Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк: «Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, – мужчины и женщины». Фашисты гибли сотнями. К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли.  Немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне.

Ученики читают стихи.

Ученик 4

Пусть против нас здесь тысячи орудий  -
На каждого – десятки тонн свинца.
Пусть смертны мы, пускай мы только люди,
Но мы верны отчизне до конца!

Ученик 5

Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь, начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

Ученик 6

И вот приказ «Назад – ни шагу!
Суровый сталинский приказ.
Вселил в сердца людей отвагу,
Что не далек  Победы час.

Ученик 4

Танк на него надвигался, рыча,
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пуля – за пулю. Снаряд – за снаряд.
Он защищал Сталинград.

Ученик 5

Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапёр –
Он не сошел с ума.
Что ему пламя геенны, ад?
Он защищал Сталинград.

«III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)»

Ведущий 6. 19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов «Катюш». Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед. 23 ноября соединения фронтов встретились. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.

Ведущий 7. 10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска  взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.  Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме фашистских войск в районе Сталинграда. Мир был поражен и восхищен легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны.

Ученик 7

 В свой срок – не поздно и не рано -
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.

Звучит песня  «Мамаев курган»

Учитель. О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого  события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей.

Пройдут века, а немеркнущая слава  доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя «Сталинград»  золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.

        Подводя итоги классного часа, предлагается учащимся написать письма-пожелания участникам ВОв. (работа в группах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.

Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Обобщающее повторение по теме "Действия с рациональными и дробными числами"

Методическая разработка урока составлена в виде проекта, в основе которого лежит технологическая карта деятельности учителя и учащихся. Содержание и последовательность этапов урока соответствуеттребов...

Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».

Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация....