КЛАССНЫЙ ЧАС «ЭКЗАМЕНЫ КАК ПОВОД ПОИГРАТЬ»
методическая разработка (9 класс) на тему

Сатункина Наталья Викторовна

Цель: снизить у девятиклассников тревогу в связи с предстоящими экзаменами,  повысить уверенность в своих силах, развить навыки группового взаимодействия. Мобилизация личностного ресурса: каждый получил возможность увидеть свои сильные стороны, причем глазами одноклассников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx66.72 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЭКЗАМЕНЫ КАК ПОВОД ПОИГРАТЬ»

Цель: снизить у девятиклассников тревогу в связи с предстоящими экзаменами,  повысить уверенность в своих силах, развить навыки группового взаимодействия. Мобилизация личностного ресурса: каждый получил возможность увидеть свои сильные стороны, причем глазами одноклассников.

Для игры нам понадобилось следующее оборудование: «визитные» карточки различных цветов с булавками (по количеству участников), бумага для рисования, карандаши, фломастеры, текст «экзаменационного теста», варианты ответов, бланки ответов, 4 варианта (по количеству групп) памяток «Как готовиться к экзаменам», 2 газеты.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем классном часе. У вас и у наших гостей прекрасное настроение! Сегодня мы работаем в группах, вы представляете  4 группы. Ребята, мы с вами достигли той ступени, когда вы должны серьезно задуматься, а что ждет вас впереди?

 Тема нашего кл. часа: «Экзамены как повод поиграть» (Слайд 1). Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

(Ответы учащихся).

- Сегодня разговор наш о том, что впереди нас  вами ждут серьезные испытания:

- это сдача экзаменов в новой форме, в форме тестирования;

- выбор профессии;

- получение аттестата об основном общем образовании.

 

 Девятый класс — особенный….   (Слайд 2)

  • Я предлагаю выполнить упражнение «Ассоциации» 
  • Инструкция к упражнению: Одним словом или словосочетанием выскажите Ваши ассоциации со словом «Экзамен». Долго не задумывайтесь, важна первая мысль, пришедшая Вам на ум.
  •  («Экзамены — это...»). (Слайд 3) Запишите на доске или листе ватмана те ассоциации, предложенные каждой группой учащихся, которые встречаются во всех группах. (Ужас! Жуть! Переживание! Освобождение! Проверка знаний! Кто во что горазд! Недостаток сна! Граница! Темнота! Стресс! Успех! Последний рубеж! Волнение! Забитый ребёнок! Новый этап в жизни! А кому сейчас легко? Трудности! Головная боль! Недостаток сна! Ворчание родителей! Надежда! Всё делаю сам! Кто же мне поможет? Что делать? Книжная лавка! Я всем покажу! Поход за трудностями! Трудный период! Покой нам только снится! Я всё могу! Бег с препятствиями! Будущее зависит от меня! Всё так непросто! Надежды родителей! Как много всего навалилось! Больше кофе и шоколада! Завал информацией! Раздражительность! Беспокойство! Ничего не хочу! Пришло время ответить за всё! Мне повезёт!)

Заполните таблицу, используя дополнительное обсуждение с учащимися тех трудностей, о которых сигнализирует та или иная ассоциация, и способов их преодоления: (Слайд 4, 5)

Трудности, которые мы испытываем в процессе подготовки и в процессе сдачи экзаменов

Способы преодоления трудностей

http://4i1q0b1w3p6jxo52.usschool-3.narod2.ru/ekzameni/image001.gif?rand=191447302926063

Упражнение  «Эксперимент»  (Слайд 6)

Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Рекомендации ведущему: каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ

нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

Дискуссия: целесообразно провести обсуждение по вопросам:
1. Сразу ли вы справились с заданием?
2. Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
3. В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?

 Подводя итог высказываниям учащихся, ведущий говорит примерно следующее: «Экзамены — это серьезное испытание, которое заставляет человека мобилизовать все свои силы. У каждого есть свойства и качества, которые пригодятся на экзаменах. И сейчас речь пойдет об этих качествах». (Слайд 7)

Затем все участники делятся на команды по цвету карточек и размещаются за игровыми столами.

После того как команды займут свои места, начинается основная часть.

Ведущий напоминает участникам знакомую для них ситуацию: «Как часто перед трудным экзаменом или важной контрольной работой нам хочется, чтобы кто-то сделал это за нас. Сегодня такая возможность есть!»

   Ведущий дает
инструкцию: каждая команда должна составить своеобразный «фоторобот» человека, который сможет сдать за ее участников сложный экзамен. Черты внешности, а также свойства и качества характера этого «фоторобота» нужно позаимствовать у членов команды. При этом обязательным условием является то, что позаимствовать какое-либо качество нужно у каждого.
 
  Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат - нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 секунд.

Получившийся «портрет» следует нарисовать и снабдить коротким описанием, а затем представить всем участникам игры.

После окончания работы и представления результатов ведущий сообщает, что сейчас будет проведен репетиционный экзамен в форме теста. 
Он напоминает также правила выполнения теста (на листе нужно записывать номер вопроса и буквенное обозначение варианта ответа, который кажется правильным). Причем каждая команда выполняет тест сообща, от имени своего «фоторобота», быстро принимая совместное решение. По результатам этого теста все получат рекомендации по подготовке и сдаче экзаменов.
Далее зачитываются вопросы и варианты ответов. Каждая команда записывает свой вариант, после завершения теста листы уносят на «проверку».

     Сразу хочется отметить, что вопросы не несут серьезной смысловой нагрузки. Главное, чтобы ребята работали сообща в быстром темпе и адекватно реагировали на шутку. Также поясним, что проверки ответов на самом деле не требуется. Однако у участников должна создаться иллюзия, что такая проверка проведена, так как по ее «результатам» каждая команда получает свои «особые» рекомендации по подготовке и сдаче экзаменов.

Участники возвращаются в круг и обсуждают, какие чувства переживает человек после серьезного испытания, ответственного дела (радость, что все позади; удовлетворение от хорошо выполненной работы; может быть, сожаление об упущенных возможностях и т.п.).
(Слайд 8)

Ведущий, придерживаясь общей фабулы игры, говорит о возможности после экзаменов поехать куда-то вместе, подводя участников к выполнению игры «Путешествие на газете». (Слайд 9)

Это несложное упражнение выполняется следующим образом. Каждая команда должна поместиться на газетном листе («транспортное средство, везущее на отдых»). Затем задание повторяется на листе, сложенном в два раза, четыре и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее и лучше выполнит задание, поместившись всем своим составом на самом маленьком клочке газеты.

Все возвращаются в круг. Объявляются результаты «проверки» тестов, присуждаются призы в четырех номинациях (самая практичная команда, команда с наилучшим чувством юмора, самая сплоченная, самая оригинальная) — по количеству групп. Группам выдаются рекомендации по подготовке к экзаменам (свой экземпляр получает каждый из членов команды). Рекомендации отличаются друг от друга, хотя все они, так или иначе, полезны.

В завершение по кругу предлагается продолжить фразу: «Хочу пожелать себе на экзамене...»

ТЕСТ ДЛЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат - нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 секунд.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

Первый тип. 6, 7, 8 или 9 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип. 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип. 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип. 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип. 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип. 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов.

Рефлексия: (Слайд 10)

1)Понравился ли вам классный час?

2)Нужны ли нам такие формы общения?

       3) Какие открытия вы сегодня сделали, что осознали, поняли?

Поблагодарить всех участников классного часа.

Экзаменационный тест

1. Участники игры оказались в литературном салоне начала прошлого века. Вы:

а) с горящими глазами читаете свои новые стихи;
б) сидите в углу и думаете, как бы незаметнее улизнуть;
в) кокетничаете с окружающими. 

2. Белоснежный лайнер несет участников игры по лазурным волнам океана. Вы:

а) радостно смеетесь, подставляя лицо упругому ветру;
б) играете в теннис и загораете на верхней палубе;
в) совершенно невозможно представить, что вы делаете. 

3. Участники игры смотрят по телевизору 539-ю серию нового мексиканского сериала. Вы:

а) плачете горючими слезами вместе с главной героиней.
б) пытаетесь кратко пересказать соседям содержание предыдущих серий;
в) не понимаете по-мексикански.

 4. Участники игры едут купаться на пляж. Вам:

а) пришла в голову отличная научная идея, и вы повернули домой, чтобы записать ее;
б) пришла в голову отличная научная идея, но вы даже не удосужились запомнить ее;
в) ничего не пришло в голову.

 5. Однажды участники игры полетели на Марс. Вы:

а) вели корабль строго по курсу;
б) предложили плюнуть на запланированное и полететь на Венеру;
в) забыли закрыть иллюминатор.

 6. Участники игры оказались на необитаемом острове. Вы:

а) начали строить корабль;
б) довольно быстро обросли шерстью;
в) улетели один на выброшенном волной вертолете.

 7. Закончив школу, участники игры договорились встречаться каждый год. Вы:

а) пришли только потому, что обещали;
б) весь год ждали этого дня и летели на встречу как на крыльях;
в) вообще-то, собирался зайти, но помешал начавшийся дождь.

 8. Участники игры охраняют воздушные рубежи нашей школы. Вы:

а) на всякий случай сбиваете все, что пролетает в пределах досягаемости вашей ракетной установки;
б) при обнаружении цели отворачиваетесь в сторону и фальшиво насвистываете;
в) бдительно охраняете воздушное пространство над вашей школой.

 9. Участники игры проводят сложный эксперимент. Вы:

а) трое суток не смыкаете глаз;
б) варите всем кофе;
в) все испортили.

 10. Участники игры являются представителями различных спортивных команд. Вы:

а) являетесь капитаном своей команды;
б) позволяете себе оскорбительные замечания в адрес другой команды;
в) прекращаете заниматься спортом, чтобы ни с кем не портить отношения.

 11. Участники игры поспорили о политике. Вы:

а) буквально бросаетесь в драку;
б) стараетесь всех помирить;
в) предпочитаете промолчать.

 12. Участники игры принимают участие в соревнованиях по перетягиванию каната. Вы:а) кричите: «Раз-два, взяли!»;
б) высказываете сомнения в прочности каната;
в) в случае поражения своей команды объясняете его плохими погодными условиями.

13. Участники игры думали наперегонки. Вы:

а) думаете плечом к плечу с другими;
б) ощущаете тщетность своих усилий;
в) пытаетесь убедить окружающих, что тоже думаете.

 14. Участники игры клянутся друг другу в вечной дружбе. Вы:

а) волнуетесь больше всех;
б) предлагаете отметить это событие;
в) ведете подробную запись происходящего.

 15. Участники игры наперегонки восходят на Эверест. Вы:

а) сломав обе ноги, продолжаете восхождение на одном самолюбии;
б) лезете, потому что все лезут;
в) принципиально лезете на другую вершину.

 16. Участники игры решили подсчитать, кто из них прочел больше книг. Вы:

а) добросовестно подсчитываете все прочитанные вами книги;
б) считаете каждую толстую книгу за три;
в) с гордостью заявляете, что не умеете читать.

 17. Участники игры горячо поспорили о чем-то. Вы:

а) чувствуете себя в своей стихии;
б) всех успокаиваете;
в) тихонько дремлете в углу.

 18. Участники игры играют в «Что? Где? Когда?». Вы:

а) комментируете работу команды;
б) все время лезете со своими идеями;
в) не поняли вопроса.

 19. Участники игры тащат против течения тяжелую баржу. Вы:

а) напрягаетесь больше всех;
б) делаете вид, что напрягаетесь больше всех;
в) решили дотащить баржу до ближайшего поворота и сбежать.

 20. После игры все ее участники решили взяться за ум. Вы:

а) были оскорблены самой идеей;
б) решили, что возьметесь за ум со следующего понедельника;
в) взяли освобождение по состоянию здоровья.

 ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

Что делать, если глаза устали

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Итак, выполни два упражнения:

1) посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево — вправо (15 сек.);
2) нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию.
3) попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом — на листе бумаги перед собой (20 сек.).

Как психологически подготовиться к экзаменам

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями — начни с самого легкого!

И еще не забудь, что перед экзаменом не следует слишком много есть.

Как нужно выглядеть на экзамене

Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызвать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступить в контакт во время экзамена.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

Как вести себя во время экзамена

Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, то ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

А если провалился?

Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка — еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность.

Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления.

Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!

 

Второй вариант

Что делать, если глаза устали

Такой же текст, как и в первом варианте.

Как психологически подготовиться к экзаменам

Сначала идет такой же текст, как и в первом варианте.

Научись выполнять несколько простых упражнений, которые позволят тебе снять внутреннее напряжение, расслабиться и даже слегка улучшить настроение.

Взяв билет (или перед началом письменной работы), сядь удобно, выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен». Повтори их не спеша, несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.

Мысленно повтори 5—6 раз: «Правая рука тяжелая». Затем повтори исходную формулу: «Я спокоен». Затем снова 5—6 раз произнеси слова: «Левая рука тяжелая». Затем повтори: «Я спокоен».

В завершение сожми кисти в кулаки, сделай глубокий вдох и выдох. Затем все сначала, но «тяжелеть» должны ноги.

И еще не забудь, что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться.

Как вести себя во время экзамена

Такой же текст, как и в первом варианте.

 

Третий вариант

Что делать, если глаза устали

Сначала идет такой же текст, как и в первом варианте, затем предлагается следующее упражнение.

Нарисуй квадрат, треугольник (сначала по часовой стрелке, потом — против).

Как психологически подготовиться к экзаменам

Сначала идет такой же текст, как и во втором варианте.

Дыхательные упражнения также помогают снять напряжение. попробуй освоить несколько несложных приемов.

Сядь удобно.

1-я фаза (4—6 сек.): глубокий вдох через нос.
2-я фаза (2—3 сек.): задержка дыхания.
3-я фаза (4—6 сек.): медленный, плавный выдох через нос.
4-я фаза (2—3 сек.): задержка дыхания и т.д.

Упражнение выполняется в течение 2—3 минут.

Как вести себя во время экзамена

Ты готов! Ты собран!

Ты уверен в успехе!

Помни, что вера в успех — это половина успеха!

Не спеши отвечать или сдавать свою работу. Отложи ее в сторону. Закрой глаза и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Помни, что самые свежие мысли приходят в голову, после того как письмо запечатано. Если тебе больше ничего не пришло в голову, то можешь идти отвечать.

 

Четвертый вариант

Что делать, если глаза устали

Такой же текст, как и в первом варианте.

Как психологически подготовиться к экзаменам

Такой же текст, как и в третьем варианте.

И еще не забудь, что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться.

Как нужно выглядеть на экзамене

Такой же текст, как и в первом варианте.

Как вести себя во время экзамена

Такой же текст, как в третьем варианте.

А если провалился?

Такой же текст, как и в первом варианте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для 11 класса "Как пережить экзамены"

Цель: помощь учащимся в преодолении предэкзаменационного стресса. Задачи: 1. Помощь учащимся определить свой личностный потенциал, который может помочь при сдаче экзаменов. 2. Провести репетицию э...

Классный час на тему "Как правильно готовиться и сдавать экзамены"

В данной разработке собраны советы психологов, как правильно готовиться к экзаменам, и как преодолеть страх самого экзамена...

Классный час для учащихся 9-го класса «Апеляции по процедуре проведения экзамена и о несогласии с выставленными баллами»

Цель: дать понятие об апелляции, видах апелляций и сроках подачи.Задачи:• познакомить выпускников с процедурой и содержанием апелляции на ГИА;• повысить учебную мотивацию.Оборудование: компьютер, муль...

Классный час "Как научиться сдавать экзамены"

Вопросы для обсуждения на этом классном часе: рациональ­ная организация времени, мнемотехника, управление эмоциями, способы мобилизации. Сценарий включает в себя 3 блока: инфор­мационный (сове...

Классный час в 9 и 11 классах по теме: "Как себя вести во время экзамена"

Как вести себя во время экзаменов Все люди волнуются перед экзаменом. Это – нормально. Волнуются даже те, кто все выучил. Связано это с тем, что предстоящее событие для нас – неизвест...

Материалы к классному часу "Как научиться сдавать экзамены".

Советы психолога. (Глава из книги «Практическая психология образования». М., 1997)...

5. Классный час Алкоголизм - повод, причина и последствия

Классный час Алкоголизм - повод, причина и последствияЦель: помощь обучающимся осознать пагубность алкоголя и последствия его воздействия...