Классный час на тему "Как правильно готовиться и сдавать экзамены"
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) по теме
В данной разработке собраны советы психологов, как правильно готовиться к экзаменам, и как преодолеть страх самого экзамена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ekzameny.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС «КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ И СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ:
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА»
Цель: сообщить школьникам об эффективных способах подготовки к экзаменам и поведения на экзамене.
Форма занятия: психологическая мельница. Ход занятия:
Классный руководитель. Экзамены - это ответственный период в жизни любого человека, так как именно от их результатов зависит будущее. И сегодня мы с вами поговорим о проблемах и трудностях экзаменационного периода, попытаемся найти возможные пути их преодоления, «проговорим» своё будущее поведение и состояние перед экзаменом.
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
- Познавательный - уровень знаний.
- Мотивационный - нацеленность на выполнение учебных задач и преодо
ление трудностей. - Эмоциональный - способность выдержать напряжённый экзаменацион
ный марафон.
Чтобы экзамены не преподнесли нам неприятных сюрпризов, к ним необходимо основательно подготовиться. Поэтому «здесь и сейчас» мы попытаемся заглянуть в недалёкое для всех нас будущее, проиграть ситуации, заранее обсудить вопросы, с которыми, возможно, вы столкнётесь в момент подготовки и сдачи экзаменов.
Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал, что «эмоции -это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его...» Поэтому для начала давайте уточним, каково ваше эмоциональное состояние и отношение к этому важному периоду жизни.
Упражнение «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ»
Попытайтесь закончить предложения:
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах...
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам...
Откровенно говоря, когда я волнуюсь...
Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями...
Откровенно говоря, когда я слышу об экзаменах...
Откровенно говоря, когда я прихожу на консультации... Я хотел бы узнать, как в период подготовки к экзаменам... Я хотел бы узнать, как во время экзаменов...
Психолог. Каждому, кто хоть раз сдавал экзамены, известно, что у преподавательского стола происходит не только проверка знаний, но и трудная, часто требующая мобилизации всех умственных и душевных сил проверка личности.
Экзамен - наиболее сложная стрессовая ситуация, предъявляющая особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчивости. А умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются, само собой не приходит.
Конечно, главным условием успешной сдачи экзамена была и остаётся хорошая предметная подготовка. Но кроме этого важным критерием успеха на экзамене является эмоциональная устойчивость, умение не впадать в панику, несмотря ни на что. Итак, как подготовиться психологически?
- Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не
ставить перед собой сверхзадачи для достижения сверхцели. - Необходимо начинать готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохра
няя спокойствие. - Постараться сначала запомнить то, что даётся легко, а потом переходить к
изучению трудного материала. - В перерывах между занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуй
те, делайте спортивные упражнения, общайтесь с интересными людьми,
помогите тем, кто особенно нуждается в вашей любви, заботе, ласке.
Режим дня:
- Раздели день на три части: учебный труд - 8 часов, отдых - 8 часов, сон -
не менее 8 часов. - Организуй своё рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало тебя
во время работы.
Питание:
- Трёх-четырёхразовое, калорийное, богатое витаминами.
- Отдавать предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам, фруктам.
х Улучшат память: морковь с растительным маслом (стимулирует обмен
веществ в мозгу), стакан ананасового сока.
- Сконцентрировать внимание поможет половинка репчатого лука в день
(помогает при умственном переутомлении, психической усталости, спо
собствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом). - Достичь творческого озарения, спровоцировать рождение гениальных
идей, стимулировать нервную систему можно при помощи чая из тмина
(2 чайные ложки измельчённых семян на чашку). - Успешно грызть гранит науки позволяют капуста (она снижает активность
щитовидной железы, снимает нервозность) и лимон (освежает мысли, об
легчает восприятие информации за счёт ударной дозы витамина С). - Хорошее настроение поддержат «фрукты счастья» - бананы, содержащие
необходимое мозгу вещество - серотонин.
Условия поддержки работоспособности:
- Чередовать умственный и физический труд;
- Беречь от переутомления глаза, давать им отдых, переключать внимание;
- Минимум телевизионных передач и работы за компьютером;
- Стимулировать познавательные способности можно при помощи следующего
упражнения: большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавли
вать фалангу каждого пальца другой руки, начиная от ногтевой фаланги, сна
чала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Затем руки меняем. - Поднять настроение и наполнить себя свежей силой помогут вдохи и вы
дохи со звуками «Аааа», «Ииии», «Оооо», «Уууу». Важно чтобы при вдо
хе звук пелся поступательно вверх (представьте, что вместе с воздухом вы
вдыхаете светлые и радостные мысли), а при выдохе поступательно вниз
(при этом из вас вытекает ощущение усталости, утомления, скуки).
Следует помнить, что без учёта своих индивидуальных особенностей и способностей все вышеуказанные действия обречены на неуспех. Как же сделать так, чтобы наши способности работали на нас? Необходимо, в первую очередь, знать свои сильные стороны и умело их использовать. Сейчас мы и попробуем с помощью несложных упражнений установить особенности восприятия вами учебной информации.
1. Определение уровня визуального восприятия. Методика «Узнавание фигур». В течение минуты учащиеся пытаются запомнить фигуры, затем воспроизводят их. По количеству воспроизведённых самостоятельно фигур определяется уровень визуального восприятия.
д | 9 | ее | 1 | |
№ | £ | |||
♦ | 1 | © | t | |
1 | t | J3 | Q | |
€ | • | * |
2. Определение уровня аудиального восприятия. Методика «Пиктограмма или пляшущие человечки». В рассказе А. Конан Дойла «Пляшущие человечки» с помощью рисунков преступники обменивались зашифрованной информацией. Я предлагаю вам с помощью следующего упражнения исследовать свою способность запоминать информацию «на слух». Вам будет предложен перечень слов и словосочетаний. В качестве узелка на память вы на бумаге фиксируете любое изображение, которое поможет вам воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Качество рисунка не имеет значения. В процессе выполнения задания не допускается написание отдельных букв и слогов. Скорость и качество выполнения задания не должны вас беспокоить. После того как работа будет закончена, вы должны будете, взглянув на изображение, вспомнить соответствующее ему слово или словосочетание и записать его рядом с изображением .
Слова зачитываются отчётливо, с интервалом 30 секунд. Перед каждым словом называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на изображение. Педагог не вмешивается в процесс работы и не делает замечаний. Если учащийся чрезмерно увлёкся процессом рисования, его можно несколько ограничить во времени.
Пример набора слов и словосочетаний:
- Весёлый праздник. 7. Тяжёлая работа.
- Развитие. 8. Вкусный ужин.
- Смелый поступок. 9. Болезнь.
- Разлука. 10. Война.
- Обман. 11. Озябший мальчик.
- Власть. 12. Тёмная ночь.
3. Определение уровня кинестетического восприятия. Тест Мюнстерберга. Работа в парах - один из учащихся находит в тексте слова и пишет их пальцем на спине другого учащегося (не боле трёх слов), тот озвучивает их, затем учащиеся меняются местами и упражнение продолжается.
ФЭЛКСОЛНЦЕРМУДЕРАЙТЩКУНОВОСТЬВТФФАКТЦЕБЛЦЭКЗАМЕНУКЪЕ
ПРОКУРОРКАРТЕОРИЯДЛПБИЗНЕССТФКЩАМАРКЕТИНГПДАТАХРКДОЧИС
ЛОТЩЦОСЛЕДСТВИЕРБОУКЛАБОРАТОРИЯЦДБАРФУПЕНЬЦЩФРЕМКЛЯКС
АКРМУФЦНОСЛОВОНРЩЪАРДЕНЬГИИЬКЦЩЪБСТУЛФПАЛЬТОЩКРРТДОВН
ИМАНИЕХИЩЬСТОЛПТХМУТАРЕЛКАЯСМУКУСТРКЩБФЩОБЩЕНИЕЯЯАО
ТРВЕТЕРБФРКЦКУРИЦАСЯПТУЦЩБФКВЦОНОСЯФТМКЦЛУБПОЛЁТТКЦШЩ
ПЕТУХТАКЛЬПЕСНЯЖКФШЯФЦКАЧЕЛИКЖДОМБАНКДШЖЪТКОНЬДПЖК
ТОЧКАПФЦК
Психолог, Копилка советов: как заучивать и запоминать информацию с учётом личного ведущего уровня восприятия. При хорошей зрительной памяти:
х Читая материал учебника (конспекта), выделяйте специальными знаками ключевые (опорные) места текста (записей), фиксируйте их на маленьких листочках(карточках).
- Письменно составляйте план ответа.
- Используйте сокращённую запись материала.
- Составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы.
х Выпишите на карточки (желательно крупным шрифтом, разными цветами) основные понятия и формулы, которые необходимо знать, разложите их на столе или развесьте на стенах, чтобы они постоянно были у вас перед глазами, пока вы готовитесь к экзамену. Если ваш ведущий вид восприятия информации - звуковой:
х Читайте запоминаемый текст вслух.
х Если у вас есть возможность, начитайте содержание вопроса на аудиокассету, а затем периодически прослушивайте.
- При чтении и записывании старайтесь проговаривать слова чётко, соблюдая
интонацию, делая необходимые паузы в конце предложений, частей текста. - Можно попытаться зарифмовать в небольшие стихотворения, песенки ос
новные правила и теоремы, найти логическое соответствие исторических
дат с событиями и явлениями современной или вашей личной жизни.
х Изучив содержание вопроса, перескажите его.
х Помните, количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
При выраженной памяти на движения и ощущения:
- Не пытайтесь учить всё наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выде
лив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мыс
ленно или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание
материала в виде мини-фильма, комикса, рекламного ролика или плаката. - Попробуйте прочувствовать и разобраться, какие ощущения и эмоции (ра
дость, огорчение, негодование и т.д.) вызывает у вас содержание данного
материала. - Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа
на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно,
на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку.
Сознание поможет дорисовать её.
х Важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, сравнивать, искать нестандартные решения поставленных задач.
Классный руководитель. Важное условие успеха в момент экзаменационного марафона - своевременный совет и поддержка товарищей. Можете ли вы на них рассчитывать, мы узнаем после выполнения следующего блока заданий.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Перед вами листы с вопросами (на каждом - по одному вопросу). Как только я хлопну в ладоши, вы отвечаете письменно на поставленный вопрос. По моему следующему хлопку вы передаёте лист соседу слева. Так лист передаётся до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.
Затем, в течение трёх минут вы обсуждаете в группах полученные ответы и вырабатываете собственные правила поведения на экзамене, которые затем спикер озвучивает всем.
Вопросы для «мозгового штурма»:
Плюсы в поведении во время экзамена.
Минусы в поведении во время экзамена.
Как сосредоточиться во время экзамена.
Как избежать неудачи во время экзамена.
Как расположить к себе преподавателя во время экзамена.
Психолог. Как вести себя во время экзамена? Поведение до и в момент экзамена:
- Перед экзаменом следует хорошо выспаться, привести в порядок свои
эмоции, собраться с мыслями. - Будьте одеты и причёсаны соответственно случаю.
- Перед входом в кабинет успокойтесь и войдите с уверенностью, что всё
получится. - Взяв билет, постарайтесь сосредоточиться на вопросах и забыть об окру
жающих. Просмотрите все вопросы и начните с тех, в ответах на которые
вы не сомневаетесь. Продумайте план ответа и запишите его (правила,
примеры, отдельные положения, аргументы).
- Когда приступаете к новому заданию, временно забудьте о предыдущем.
- Обязательно оставьте время для проверки своей работы.
Поведение во время ответа: - Пользуйтесь листом самоподготовки.
- Не бойтесь дополнительных вопросов, не суетитесь, не показывайте своих
сомнений. - Если экзаменатор - человек энергичный, то ваш вялый, тихий ответ с
большим количеством пауз может его разочаровать. - Если экзаменатор - человек спокойный, уравновешенный, вы рискуете
вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживлённой мими
кой, жестикуляцией и громким голосом. - Докажите свою заинтересованность в предмете и умение работать само
стоятельно. - Никогда не забывайте о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего
лишнего!
Если экзамен сдан успешно:
- Похвалите себя, позвольте себе ласковые слова в свой адрес.
- Постарайтесь отыскать положительные действия и качества, за которые
стоит себя похвалить. Скажите: «Какой я молодец! Я хвалю себя за то,
что...» (продолжи фразу по своему усмотрению).
* Побалуйте себя сюрпризом.
Если вы «завалили» экзамен:
- Задумайтесь и попытайтесь ответить на вопросы, почему это произошло, в
чём твоя ошибка? - Скажите себе: «Отрицательный результат - это тоже определённый опыт,
из которого необходимо извлечь урок. Всем это под силу, все могут с этим
справиться - и я смогу!» - Хорошенько разозлитесь на себя и беритесь за дальнейшее изучение мате
риала с удвоенной силой!
Классный руководитель.
А жизнь - это вечный экзамен. Но некому подсказать нам:
Да жаль, расписания нет. Мы с жизнью - один на один.
И в жизни мы часто тянем И здесь не спасут заклинания
Невыученный билет. И чей-то добрый совет...
И вспоминаем старательно, В жизни мы часто тянем
Задумчиво в пол глядим. Невыученный билет...
Хочется надеяться, что этот классный час настроил вас на «позитивную волну» и поможет благополучно преодолеть рифы экзаменационного периода.
И тем не менее не забывайте о том, что экзамен - это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам. Относитесь к экзамену как к решению одной из нормальных жизненных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сдавать экзамены?
Советы родителям и детям при подготовке и сдаче экзаменов....
Как научиться сдавать экзамены
Большинство детей с ужасом думают о предстоящих страданиях. Но, оказывается, не все так страшно. В переводе с латыни слово «экзамен» означает «испытание». Получается, что во время экзаменов людей...
Полезные советы для тех, кто готовится сдавать экзамены
Материалы для учеников и их родителей...
Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога.
Данный материал использовался при проведении родительского собрания "Подготовка и проведение государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов"....
Классный час "Как научиться сдавать экзамены"
Вопросы для обсуждения на этом классном часе: рациональная организация времени, мнемотехника, управление эмоциями, способы мобилизации. Сценарий включает в себя 3 блока: информационный (сове...
Материалы к классному часу "Как научиться сдавать экзамены".
Советы психолога. (Глава из книги «Практическая психология образования». М., 1997)...
Классный час:" Как правильно готовиться и сдавать экзамены"
Классный час:" Как правильно готовиться и сдавать экзамены"...