Классный час "Прфессиональная проба, её роль в профессиональном самоопределении"
классный час (10 класс) на тему

Карманова Анна Александровна

Классный час в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_professionalnaya_proba.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении"

 Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятиями “профессиональная проба” и ее ролью в выборе профессии.
  2. Расширить уровень социально- профессиональной адаптации личности учащихся.
  3. Формирование мотивов труда, желания овладеть какой-либо профессией.

М.Т.О.

  1. Кроссворды.
  2. Карточки-задания.

Ход занятия.

I. Организационная часть

1.1 Проверка списочного состава

1.2 Совместное целеполагание.

II. Слово учителя.

Народная мудрость гласит: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Личностные качества также развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью. Многое из того, что мы делаем, содержит в себе “частички” той или иной профессиональной деятельности, что дает возможность глубже обдумать свой выбор, “примерить” себя к различным видам трудовой деятельности. Кроме того, проба сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Черпать знания о трудовой деятельности можно из книг, из рассказов друзей, взрослых, можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии, но все это необходимо проверить реальным участием в работе по избранной профессии.

Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называют профессиональной пробой.

Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней.

Лучше всего “примерять” себя к различным видам трудовой деятельности, тогда ег возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.

Сейчас мы продолжим знакомство с профессиями, играя в КВН. Членами жюри приглашены старшеклассники.

Желаю вам успехов!

III. Профориентационный КВН

Класс разделен на 2 команды, дома команды готовят название, девиз, эмблему.

1. Представление команд: Название, девиз, эмблема.

2. Разминка

Члены команд получают карточки-задания, на которых написаны группы слов, обозначающих предметы, средства, результаты труда. По данным группам слов учащиеся должны определить, о какой профессии идет речь.

I команде

  • Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор)
  • Животные, шприц, лечебница (ветеринарный врач)
  • Эскиз, игла, подиум (модельер)

II команде

  • Компьютер, текст, программа (программист, оператор ЭВМ)
  • Груз, река, штурвал (матрос, капитан, штурман)
  • Рисунок, ткань, швейная машина (швея, вышивальщица)

3. Конкурс “Профессиональный словарь”

Каждая команда получает список профориентационных терминов. После чтения и обсуждения задания в команде учащиеся объясняют значения слов-терминов. Время на обсуждение одного термина 1 минута.

I команде

Профессия, инструмент, условия труда, халтура.

II команде

Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата.

4. Конкурс “ Эрудит”

Учитель называет первую букву профессии. Команды пытаются отгадать именно эту профессию (если не справляются, можно назвать вторую букву)

П (повар), М(модельер), Л(летчик), Ш(шофер), Б(библиотекарь), В(воспитатель), О(оператор), У(учитель), М(механизатор), Д(доярка), К(конюх), Х(хлебороб), Т(телеграфист), Т(ткач).

5. Конкурс капитанов.

Какую пословицу должен знать каждый закройщик?

( Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Какую пословицу должен знать каждый водитель?

(Тише едешь - дальше будешь)

6. Конкурс кроссвордов

Используя уже имеющиеся буквы, заполните кроссворд с названиями некоторых профессий

7. Конкурс “Подумай – отгадай”

Первое и последнее слова в пословице даны, нужно отгадать всю пословицу. Вопросы задаются каждой команде по очереди.

  • Портной испортит – утюг загладит.
  • Больше дела – меньше слов.
  • Глаза боятся - руки делают.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Велик телом, да мал делом.
  • Болтуна видать по слову, а рыбака - по улову.

8. Конкурс “Ищи друга”

Открытки, на которых написаны пословицы, разрезаются на две части, перемешиваются, и каждый берет половину. Задача: найти другую половину.

  • Без сноровки и ложку мимо уха пронесешь.
  • Золото познается в огне, человек – в труде.
  • Кукушка не ястреб, неуч – не мастер.
  • Кроить - не шить: после не распорешь.
  • На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой наживай.
  • С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
  • Ленивый ложится с курами, а встает со свиньями.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  • Захочешь – на гору вскочишь, а не захочешь – и горы не съедешь.
  • Ленивый одну работу два раза делает, скупой два раза платит.
  • Кто умеет хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
  • Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
  • Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
  • Люби дело – мастером будешь.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

9. “Аукцион песен и стихов”

Команды по очереди исполняют строчки из песен или стихов о профессиях. Побеждает команда, исполнившая задание последней.

10. “Вопросы – загадки ”

За правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  • Кто из русских царей владел четырнадцатью ремеслами? (Петр 1)
  • Кто по профессии был А.П.Чехов? (Врач)
  • Что общего в обслуживании коровы и ЭВМ? (Начало профессии: оператор машинного доения и оператор ЭВМ)
  • Назовите профессию, изменение окончания в названии которой совершенно меняет ее назначение. (Машинист – машинистка)
  • Определите профессию, для которой необходимы были следующие предметы: скальпель, огурец, одеколон, ножницы? (Парикмахер)
  • Чем занимается провизор? (Готовит лекарства)
  • Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (Агроном)
  • Ходит по клеточкам конь и ладья ход свой последний готовит. О ком идет речь? (Шахматист)

11. “Подари подарок сопернику”

За 3 минуты подготовить подарок соперникам

IV. Подведение итогов КВНа, награждение победителей.

V. Домашнее задание: Ответить на вопросы теста “Опросник профессиональной готовности”

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мышление и его роль в профессиональном самоопределении личности"

Презентация "Мышление и его роль в профессиональном самоопределении личности"...

Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"

Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...

Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе

Необходимость  определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее опре...

Доклад на тему «Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников».

Выступление на педагогическом совете по теме "Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников"...

Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба,  место в жизни.  Ведущую роль в формировании и...

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении школьников.

В статье рассматриваются характерные особенности психических процессов и их влияние на профессиональное самоопределение....