Спешите делать добро
классный час (6 класс) по теме

Алексеенко Михаил Михайлович

Спешите делать добро

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_speshite_delat_dobro.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Спешите делать добро»

Цель: воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.

Задачи

- познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;

- вызвать у школьников интерес к смысловому значению речевого этикета;

- формировать навыки вежливого обращения друг с другом.

- расширить представление учащихся о нравственных нормах поведения;

- обогатить словарь и правильное его словоупотребление;

- развивать  интеллектуальный потенциал учащихся.  

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель:

           Дети, сегодня мы  поговорим о доброте. Мы  с вами живём в обществе, все мы разные. Есть люди добрые, есть злые, а есть люди просто равнодушные. Они не откликнутся на добро, но и не помешают злу.  

           Чтобы больше узнать о доброте, мы отправимся с вами в небольшое путешествие.  И первая наша остановка так и называется «Доброта».

Первая станция «Доброта»

Дети читают стихи:

  1. Люди, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле людей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

  1. Стать добрым волшебником ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово.

Учитель:

              Ребята, давайте вместе подумаем и   продолжим фразы: «Доброта – это…», «Добрый человек – это такой человек, который…»?

(Ответы детей.)

Вывод: доброта – вещь удивительная, она тот язык,  на котором с вами всякий захочет разговаривать. Ведь именно доброта, милосердие, радость по отношению к другим создают основу человеческого счастья.

            Люди много сочиняли о доброте пословиц, поговорок, разных высказываний. Послушайте некоторые из них.

  1. Худо тому, кто добра не творит никому.
  2. Доброе дело питает и душу, и тело.
  3. Добрая слава летит, а худая бежит.
  4. Доброго чтут, а злого жалуют.
  5. Злой не верит, что есть добрый.
  6. Доброе слово лечит, а злое калечит.
  7. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Вывод: доброта нигде не теряет своего достоинства.

           Ребята, в наше время всё чаще доброта и человечность уходят от нас, вернее, мы уходим от них. Одни почему-то стесняются доброты, другие считают её даже ненужной. Поэтому много зла происходит вокруг нас. И  порой всем нам не хватает  дружеской поддержки, просто тёплого слова, доброго, искреннего совета.

Дети читают стихи:

                        1.    Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит, значит, живёшь ты не зря!

               2.    Кто любит собак или прочих животных,

                            Серьёзных котят и щенков беззаботных,

                                  Кто может любить и козла,  и осла,

                       Тот людям вовек не сделает зла.

Учитель:

            Ребята, а сейчас  предлагаю вам совершить  добрые поступки и  разыграть следующие  ситуации:

  1. Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
  2. Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашего класса.

Попроси её.

  1. Ты очень обидел своего друга.

Попробуй помириться с ним.

  1. Ты нашёл на улице слабого, замёршего котёнка – пожалей его.

Проводится анализ разыгранных ситуаций.

Учитель:

           А теперь давайте с вами немного поразмышляем на тему «Чем я богат».  У меня в руках две шкатулки: в одной лежат красивые украшения, а также деньги. Это – богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством?

(Ответы детей.)

         А в другой шкатулке  – радость, доброта, честность, вежливость. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками. Может это и не богатство вовсе? Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из первой шкатулки или из второй?

(Ответы детей, обсуждение, обмен мнениями.)

Вывод: прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце, его можно  почувствовать.

Учитель:

            Ребята, как вы думаете, кого можно считать добрым, а кого злым?

В толковом русском словаре написано, что доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. Вы согласны с этим определением или хотите что-либо добавить?

(Ответы детей).

Вывод:для доброго человека нет чужого горя, посторонней беды.

              С давних пор и во все времена в разных концах земли, всегда и повсюду это было очень важным вопросом. Сейчас я вам расскажу одну притчу о Добре и Зле.

              Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».

                 Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу за зло.

   Вывод: добро всегда сильнее зла, люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту, а злые люди всегда одиноки.

Учитель:

         Доброта делает людей счастливыми, она сближает их, избавляет от одиночества, душевных ран и обид. Попробуйте вспомнить хоть один добрый поступок из своей жизни.

(Ответы детей).

          Послушайте  историю о добром докторе.

Давным-давно жил в Москве добрый доктор Фёдор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. И все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Зато и любовь к нему бедных людей была велика.

             Когда Фёдор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами деньги ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор: «Спешите делатьдобро».

Вывод: добрые умирают, а дела их живут.

Прежде чем мы отправимся на следующую станцию, хочу дать вам совет:

           Давайте будем стараться относиться друг к другу добрее, искреннее, только тогда мы будем счастливыми и радостными.

Вторая станция «Вежливость»

Учитель:

           Дети, каждый день мы по многу раз говорим друг другу слова приветствия, желаем здоровья. Важно, чтобы это происходило искренне, от души. Тогда человеку это будет приятно. У него даже может подняться настроение, как в этом стихотворении.

                          День был серый, непогожий

                          Над землёй густела тень.

                          «Добрый день!» - сказал прохожий.

                          Я ответил: «Добрый день!»

                          После этого мгновенья до конца большого дня

                           Почему-то настроенье было добрым у меня.

                                Стихи «Вежливость»

                     Наступила мышка на ногу слону.

                     Две минуты с лишком слон не мог шагнуть.

                     Мышка огорчилась: «Ах, какая жалость – то!»

                     Мышка извинилась: «Простите, пожалуйста!»

                     Слон сказал: «ну что же, ладно уж, бывает.

                     Вежливость тоже от боли помогает.

Учитель:

              Вежливый человек всегда умеет выслушать собеседника, говорит спокойно, не кричит. А ведь очень важно не только то, что мы говорим, но и как говорим, с какой интонацией. Если мы одно и то же слово скажем с разной интонацией, то тем самым по-разному выразим своё отношение к тому, о чём говорим.  Давайте приведём  примеры:

  1. Мама пришла с работы и спрашивает сына: «Ты обедал?»

Ответ сына по-разному:

- спокойным, утвердительным тоном;

- недовольным голосом.

      2. «А уроки выучил?» (ответы детей с разной интонацией)

     А теперь поиграем с вами в игру «Здравствуй, по-разному»

Попробуйте очень доброе и ласковое слово «Здравствуй» произносить по-разному:

- чётко, ясно, ласково, приветливо;

- приветливо, но очень быстро;

- приветливо, но растягивая слова, замедленно;

-  голосом страшного великана;

-  плачущим, рыдающим голосом;

- так, как будто хотите сказать: «Ага, попался!»;

- с сильным удивлением;

- как будто задаёте вопрос.

Проводится анализ игры.

Вежливое приветствие может выражаться по-разному, в зависимости от ситуации. Давайте разберём некоторые ситуации:

  1. Если кто-то ест, что ему говорят?

- «приятного аппетита!»;

- «хлеб да соль!»;

- «чай да сахар».

     2. Если кто-то куда-то уезжает.

            - «доброго пути!»;

            - «до скорой встречи!»;

            - «храни тебя бог!»;

            - «благослови тебя в пути!».

     3. Ели кто-то занят работой.

             - «труд на пользу!»;

             - «бог в помощь!».

     4. Если кто-то болеет.

              - «скорейшего выздоровления!»;

              - «поправляйся!»;

              - «не падай духом!».

     5. Если кто-то ложиться спать.

              - «доброй ночи!»;

              - «приятных сновидений!»;

              - «спокойной ночи!».

Учитель:

         Дети, давайте подумаем и скажем, кто же должен здороваться первым.

(Ответы детей)

          Понятное дело, что младший со старшим, ученик с учителем,  мальчик с девочкой. А вообще, кто первый заметит – тот и здоровается. Ничего зазорного в этом нет. Куда бы ни пришёл вежливый человек – в школу, домой, в гости, он всегда скажет слова приветствия. Послушайте стихи, которые мы нашли в одной старой книге.

                                    Кто не стучит, коль войти хочет?

                                    Лишь злодей во мраке ночи.

                                    Входишь в дом – долой шапку

                                    Только гриб не снимает шляпку.

                                     Кто не встал, гостей не встретил?

                                     Прадед Сергий на портрете.

                                     Кто не здоровается, молчит?

                                     Только тюльпан, что в вазе стоит.

Учитель:

            Настоящая вежливость не парадный костюм, а повседневная одежда, которая во все дни недели должна быть одинаково опрятной и красивой. Чтобы отправиться на следующую станцию хочу сказать вам слова великого писателя  Мигеля Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»

Третья станция «Волшебные слова»

            Мы знаем много разных сказок, где встречали добрых и злых волшебников. А добрые волшебники, между прочим, живут не только в сказках! Каждый человек с помощью волшебных слов может стать волшебником и совершать чудеса. Вспомните рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» - все желания маленького героя исполнились, как только стал вежливым и произнёс волшебное слово «Пожалуйста». А какие «волшебные слова» можете назвать вы?

                Дети отвечают: здравствуйте, разрешите, извините, спасибо, будьте добры, позвольте, будьте любезны,  благодарю вас, простите.

              С помощью этих слов можно даже очень грустному человеку помочь вернуть хорошее настроение, подбодрить его в трудную минуту, даже избавить от боли. Но одних слов мало, надо чтобы и поступки наши были такими, за которые не приходилось бы стыдиться.

  Дети читают стихи.

Простите. В.Юсупов.

        Папа разбил драгоценную вазу.

        Бабушка с мамой нахмурились сразу.

        Но папа нашёлся: взглянул им в глаза

        И робко и тихо «Простите», - сказал.

        И мама молчит, улыбается даже:

        «Мы купим другую, есть лучше в продаже…»

        «Простите!». Казалось бы, что в нём такого?

         А вот ведь какое чудесное слово!

Ссора.  А.Кузнецова.

           Мы поссорились с подружкой и уселись по углам.

          Очень скучно друг без друга!

          Помириться нужно нам.

          Я её не обижала, только с мишкой убежала

          И сказала: «Не отдам!».

          Я пойду и помирюсь, дам ей мишку, извинюсь.

          Дам ей куклу, дам трамвай и скажу: «Играть давай!».

Учитель:

                Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Пожалуйста». Ребята вы выполняете мои команды в том случае, если я скажу вам слово «пожалуйста». Например, встаньте, пожалуйста, присядьте, положите руки на плечи, пожалуйста…

Проводится анализ игры.

Учитель:

             Ребята,  вы говорили о вежливости. Хочу добавить, что вежливый человек знает правила этикета. Но не все люди бывают тактичными. Предлагаю вам ответить на вопросы теста «Тактичный ли вычеловек?»

  1. Как вы обычно ходите по улице?

А. Как мне удобно, так и хожу.

Б. Стараюсь, конечно, никого с ног не сбивать.

В. Придерживаюсь правой стороны и иду в темпе других пешеходов.

      2. Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми?

            А. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.

            Б. Просто улыбнусь и кивну. Для разговора предложу отойти в сторонку.

            В. После приветствия слегка замедлю шаг и дам возможность проявить инициативу знакомому.

        3. Вы стоите перед дверью магазина. Кто кого должен пропускать?

             А. Всем уступать дорогу – до вечера прождёшь.

             Б. Первым должен входить человек с улицы.

             В. Если я снаружи, пропущу выходящих людей.

  1. Вы сидите в вагоне метро. Входит пожилой человек. Ваша реакция?

А. Останусь сидеть, я тоже устал.

Б. Если рядом сидит друг, попрошу его уступить место старику.

В. Предложу своё место.

Подведение итога:

  1. Если большинство ваших ответов,  оказалось,  под буквой «А», вас, к сожалению, вряд ли можно считать тактичным человеком.
  2. Преобладание ответов «Б» означает, что вы человек добрый, внимательный и вполне заслуживаете уважения окружающих.
  3. Если вы набрали большинство ответов «В», общаться  с вами одно удовольствие!

Учитель:

        Давайте подведём итог нашего классного часа. Скажите, что вы поняли и какие выводы сделали для себя?

(Ответы детей, высказывание мнений.)

Учитель:

                Добрым человеком должен быть каждый из нас. Потому что доброта необходима каждому, кто рядом с нами, всему живому окружающему миру. Только доброжелательное, уважительное и почтительное поведение и общение принесёт людям радость, а значит, продлит им жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."

Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела».       Цели: 1.     Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"

Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...

Классный час "Спешите делать добрые дела!"

Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....

Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....