Спешите делать добро
классный час (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час «Спешите делать добро»
Цель: воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.
Задачи
- познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;
- вызвать у школьников интерес к смысловому значению речевого этикета;
- формировать навыки вежливого обращения друг с другом.
- расширить представление учащихся о нравственных нормах поведения;
- обогатить словарь и правильное его словоупотребление;
- развивать интеллектуальный потенциал учащихся.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель:
Дети, сегодня мы поговорим о доброте. Мы с вами живём в обществе, все мы разные. Есть люди добрые, есть злые, а есть люди просто равнодушные. Они не откликнутся на добро, но и не помешают злу.
Чтобы больше узнать о доброте, мы отправимся с вами в небольшое путешествие. И первая наша остановка так и называется «Доброта».
Первая станция «Доброта»
Дети читают стихи:
- Люди, я прошу вас ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле людей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
- Стать добрым волшебником ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
Учитель:
Ребята, давайте вместе подумаем и продолжим фразы: «Доброта – это…», «Добрый человек – это такой человек, который…»?
(Ответы детей.)
Вывод: доброта – вещь удивительная, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Ведь именно доброта, милосердие, радость по отношению к другим создают основу человеческого счастья.
Люди много сочиняли о доброте пословиц, поговорок, разных высказываний. Послушайте некоторые из них.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Доброе дело питает и душу, и тело.
- Добрая слава летит, а худая бежит.
- Доброго чтут, а злого жалуют.
- Злой не верит, что есть добрый.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Вывод: доброта нигде не теряет своего достоинства.
Ребята, в наше время всё чаще доброта и человечность уходят от нас, вернее, мы уходим от них. Одни почему-то стесняются доброты, другие считают её даже ненужной. Поэтому много зла происходит вокруг нас. И порой всем нам не хватает дружеской поддержки, просто тёплого слова, доброго, искреннего совета.
Дети читают стихи:
1. Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит, значит, живёшь ты не зря!
2. Кто любит собак или прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла,
Тот людям вовек не сделает зла.
Учитель:
Ребята, а сейчас предлагаю вам совершить добрые поступки и разыграть следующие ситуации:
- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
- Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашего класса.
Попроси её.
- Ты очень обидел своего друга.
Попробуй помириться с ним.
- Ты нашёл на улице слабого, замёршего котёнка – пожалей его.
Проводится анализ разыгранных ситуаций.
Учитель:
А теперь давайте с вами немного поразмышляем на тему «Чем я богат». У меня в руках две шкатулки: в одной лежат красивые украшения, а также деньги. Это – богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством?
(Ответы детей.)
А в другой шкатулке – радость, доброта, честность, вежливость. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками. Может это и не богатство вовсе? Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из первой шкатулки или из второй?
(Ответы детей, обсуждение, обмен мнениями.)
Вывод: прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце, его можно почувствовать.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, кого можно считать добрым, а кого злым?
В толковом русском словаре написано, что доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям. Вы согласны с этим определением или хотите что-либо добавить?
(Ответы детей).
Вывод:для доброго человека нет чужого горя, посторонней беды.
С давних пор и во все времена в разных концах земли, всегда и повсюду это было очень важным вопросом. Сейчас я вам расскажу одну притчу о Добре и Зле.
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу за зло.
Вывод: добро всегда сильнее зла, люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту, а злые люди всегда одиноки.
Учитель:
Доброта делает людей счастливыми, она сближает их, избавляет от одиночества, душевных ран и обид. Попробуйте вспомнить хоть один добрый поступок из своей жизни.
(Ответы детей).
Послушайте историю о добром докторе.
Давным-давно жил в Москве добрый доктор Фёдор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. И все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Зато и любовь к нему бедных людей была велика.
Когда Фёдор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами деньги ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор: «Спешите делатьдобро».
Вывод: добрые умирают, а дела их живут.
Прежде чем мы отправимся на следующую станцию, хочу дать вам совет:
Давайте будем стараться относиться друг к другу добрее, искреннее, только тогда мы будем счастливыми и радостными.
Вторая станция «Вежливость»
Учитель:
Дети, каждый день мы по многу раз говорим друг другу слова приветствия, желаем здоровья. Важно, чтобы это происходило искренне, от души. Тогда человеку это будет приятно. У него даже может подняться настроение, как в этом стихотворении.
День был серый, непогожий
Над землёй густела тень.
«Добрый день!» - сказал прохожий.
Я ответил: «Добрый день!»
После этого мгновенья до конца большого дня
Почему-то настроенье было добрым у меня.
Стихи «Вежливость»
Наступила мышка на ногу слону.
Две минуты с лишком слон не мог шагнуть.
Мышка огорчилась: «Ах, какая жалость – то!»
Мышка извинилась: «Простите, пожалуйста!»
Слон сказал: «ну что же, ладно уж, бывает.
Вежливость тоже от боли помогает.
Учитель:
Вежливый человек всегда умеет выслушать собеседника, говорит спокойно, не кричит. А ведь очень важно не только то, что мы говорим, но и как говорим, с какой интонацией. Если мы одно и то же слово скажем с разной интонацией, то тем самым по-разному выразим своё отношение к тому, о чём говорим. Давайте приведём примеры:
- Мама пришла с работы и спрашивает сына: «Ты обедал?»
Ответ сына по-разному:
- спокойным, утвердительным тоном;
- недовольным голосом.
2. «А уроки выучил?» (ответы детей с разной интонацией)
А теперь поиграем с вами в игру «Здравствуй, по-разному»
Попробуйте очень доброе и ласковое слово «Здравствуй» произносить по-разному:
- чётко, ясно, ласково, приветливо;
- приветливо, но очень быстро;
- приветливо, но растягивая слова, замедленно;
- голосом страшного великана;
- плачущим, рыдающим голосом;
- так, как будто хотите сказать: «Ага, попался!»;
- с сильным удивлением;
- как будто задаёте вопрос.
Проводится анализ игры.
Вежливое приветствие может выражаться по-разному, в зависимости от ситуации. Давайте разберём некоторые ситуации:
- Если кто-то ест, что ему говорят?
- «приятного аппетита!»;
- «хлеб да соль!»;
- «чай да сахар».
2. Если кто-то куда-то уезжает.
- «доброго пути!»;
- «до скорой встречи!»;
- «храни тебя бог!»;
- «благослови тебя в пути!».
3. Ели кто-то занят работой.
- «труд на пользу!»;
- «бог в помощь!».
4. Если кто-то болеет.
- «скорейшего выздоровления!»;
- «поправляйся!»;
- «не падай духом!».
5. Если кто-то ложиться спать.
- «доброй ночи!»;
- «приятных сновидений!»;
- «спокойной ночи!».
Учитель:
Дети, давайте подумаем и скажем, кто же должен здороваться первым.
(Ответы детей)
Понятное дело, что младший со старшим, ученик с учителем, мальчик с девочкой. А вообще, кто первый заметит – тот и здоровается. Ничего зазорного в этом нет. Куда бы ни пришёл вежливый человек – в школу, домой, в гости, он всегда скажет слова приветствия. Послушайте стихи, которые мы нашли в одной старой книге.
Кто не стучит, коль войти хочет?
Лишь злодей во мраке ночи.
Входишь в дом – долой шапку
Только гриб не снимает шляпку.
Кто не встал, гостей не встретил?
Прадед Сергий на портрете.
Кто не здоровается, молчит?
Только тюльпан, что в вазе стоит.
Учитель:
Настоящая вежливость не парадный костюм, а повседневная одежда, которая во все дни недели должна быть одинаково опрятной и красивой. Чтобы отправиться на следующую станцию хочу сказать вам слова великого писателя Мигеля Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»
Третья станция «Волшебные слова»
Мы знаем много разных сказок, где встречали добрых и злых волшебников. А добрые волшебники, между прочим, живут не только в сказках! Каждый человек с помощью волшебных слов может стать волшебником и совершать чудеса. Вспомните рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» - все желания маленького героя исполнились, как только стал вежливым и произнёс волшебное слово «Пожалуйста». А какие «волшебные слова» можете назвать вы?
Дети отвечают: здравствуйте, разрешите, извините, спасибо, будьте добры, позвольте, будьте любезны, благодарю вас, простите.
С помощью этих слов можно даже очень грустному человеку помочь вернуть хорошее настроение, подбодрить его в трудную минуту, даже избавить от боли. Но одних слов мало, надо чтобы и поступки наши были такими, за которые не приходилось бы стыдиться.
Дети читают стихи.
Простите. В.Юсупов.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся: взглянул им в глаза
И робко и тихо «Простите», - сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже…»
«Простите!». Казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Ссора. А.Кузнецова.
Мы поссорились с подружкой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала, только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь, дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей куклу, дам трамвай и скажу: «Играть давай!».
Учитель:
Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Пожалуйста». Ребята вы выполняете мои команды в том случае, если я скажу вам слово «пожалуйста». Например, встаньте, пожалуйста, присядьте, положите руки на плечи, пожалуйста…
Проводится анализ игры.
Учитель:
Ребята, вы говорили о вежливости. Хочу добавить, что вежливый человек знает правила этикета. Но не все люди бывают тактичными. Предлагаю вам ответить на вопросы теста «Тактичный ли вычеловек?»
- Как вы обычно ходите по улице?
А. Как мне удобно, так и хожу.
Б. Стараюсь, конечно, никого с ног не сбивать.
В. Придерживаюсь правой стороны и иду в темпе других пешеходов.
2. Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми?
А. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.
Б. Просто улыбнусь и кивну. Для разговора предложу отойти в сторонку.
В. После приветствия слегка замедлю шаг и дам возможность проявить инициативу знакомому.
3. Вы стоите перед дверью магазина. Кто кого должен пропускать?
А. Всем уступать дорогу – до вечера прождёшь.
Б. Первым должен входить человек с улицы.
В. Если я снаружи, пропущу выходящих людей.
- Вы сидите в вагоне метро. Входит пожилой человек. Ваша реакция?
А. Останусь сидеть, я тоже устал.
Б. Если рядом сидит друг, попрошу его уступить место старику.
В. Предложу своё место.
Подведение итога:
- Если большинство ваших ответов, оказалось, под буквой «А», вас, к сожалению, вряд ли можно считать тактичным человеком.
- Преобладание ответов «Б» означает, что вы человек добрый, внимательный и вполне заслуживаете уважения окружающих.
- Если вы набрали большинство ответов «В», общаться с вами одно удовольствие!
Учитель:
Давайте подведём итог нашего классного часа. Скажите, что вы поняли и какие выводы сделали для себя?
(Ответы детей, высказывание мнений.)
Учитель:
Добрым человеком должен быть каждый из нас. Потому что доброта необходима каждому, кто рядом с нами, всему живому окружающему миру. Только доброжелательное, уважительное и почтительное поведение и общение принесёт людям радость, а значит, продлит им жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...
Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."
Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела». Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...
Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".
Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...
Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"
Урок доброты, посвященный 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили в 8 классе “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой) Цель урока ...
Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"
Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...
Классный час "Спешите делать добрые дела!"
Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....
Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....