Цикл сценариев классных часов для 5 класса по духовно-нравственному воспитанию
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Классные часы разработаны в рамках программы "Духовно-нравственное воспитание школьника" и охватывают основные ценности человека: любовь к семье, взаимоотношения людей, нравственные качества: доброту, милосердие, скромность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимоотношения детей в семье | 19.77 КБ |
Тайное становится явным | 16.81 КБ |
Зачем и клад, коль в семье лад | 17.26 КБ |
Мой дневник | 18.09 КБ |
Музыка в жизни человека | 20.55 КБ |
Помощь ближнему | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
С.А. Синягина
«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)
(классный час для учащихся 6 класса)
Цель:
Воспитание добрых отношений детей друг к другу.
Задачи:
1.Познакомить школьников с разными понятиями «брат» и «сестра», понятиями «духовные братья», «крестные братья».
2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к родственникам.
3.Воспитывать потребность в проявлении любви к близким.
Оборудование:
Выставка детских рисунков на тему «Мой брат и сестра»; портреты А.С.Пушкина и его лицейских друзей; рассказ И. Мосина «Муравьиный урок» (для каждого ученика); аудиозапись песни «Ты да я да мы с тобой» из к/ф «Тихие троечники» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
Ключевые понятия:
Брат, сестра, духовные братья, крестные братья, взаимопонимание, взаимопомощь.
Определения ключевых понятий:
Брат – 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. 2. Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто-нибудь близкий. 3. Братья во Христе – христиане.
Сестра – 1. Дочь тех же родителей или одного их них по отношению к другим их детям. 2. Единомышленница, товарищ в каком-нибудь общем деле.
Крестные братья – окрещенные при участии одной крестной матери или крестного отца.
Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие.
Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Ход занятия
1. Вступительная часть
«Любовь братская – союз христианский», - так говорили на Руси. «Братская любовь пуще (лучше) каменных стен», - звучит пословица русского народа. Что же это такое – братская любовь? Каждый ли человек, имеющий брата или сестру, может похвастаться добрыми отношениями в семье, которые дороже любого богатства на Земле?
- Основная часть
Пословицы и поговорки о братьях и сестрах, о добрых отношениях между людьми (называют школьники).
Примеры пословиц:
1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2.Доброе братство милее богатства.
3. Старый друг лучше новых двух.
4. Друзья прямые – братья родные.
5. Друг и брат великое дело: не скоро добудешь.
6. Любовь братская – союз христианский.
7. Братская любовь пуще (лучше) каменных стен.
Вопросы:
-Почему так часто в русском фольклоре встречается упоминание о братьях и сестрах?
-Только ли о родственниках идет речь в них? (Нет. Часто слово «брат» звучит относительно неодушевленных предметов. Например: четыре братца под одной крышей живут (стол); Два братца пошли в море купаться (ведра и коромысло) и т.д.)
-Какие отношения связывают братьев и сестер? Приведите примеры из русских народных сказок. (Добрые отношения, любовь друг к другу, взаимовыручка: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», зависть, злорадство, способность на предательство: «Сивка-бурка», «Хаврошечка».)
- Почему по-разному русский народ повествует о родственных связях между братьями и сестрами?
Работа со словами «брат», «сестра». Разные смысловые значения слов.
Беседа о духовном родстве между членами одной семьи на основе книги для чтения Артемия Владимирова «Учебник жизни».
Дружба, подлинная и выверенная временем, - несомненно, дар Божий. И тот, кто не имеет настоящих друзей, должен молиться о даровании их. Нелегко сказать, что делает людей друзьями, но, думаю, только тот дружеский союз будет крепким, который основывается на духовном единомыслии. Если у двух или у трех совершенно разные понятия о жизни, один верит в Бога и непреложность Его заповедей, а другой само слово «Бог» пишет с маленькой буквы, третьему же все безразлично, то не уподобятся ли они лебедю, раку и щуке из басни Ивана Андреевича Крылова?
Вопросы:
- Согласны ли вы со словами «Жизнь, может быть, оттого так прекрасна, что в ней есть место дружбе»? Приведите примеры из жизни людей, для которых дружба была превыше всего.
- Как вы понимаете слова из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»? (Готовность жертвенного служения близким по духу людям.)
Инсценировка сказки «Дружные братья» (участвуют три ученика).
В одном царстве давным-давно жили два дружных брата. Хотя их дома находились по разные стороны горы, они жили дружно, в полном согласии, помогая друг другу.
Однажды осенью братья собрали урожай и поделили все поровну.
В ту ночь старший подумал: «Мы делили урожай пополам, но это неправильно, брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше, чем мне».
Встал старший брат и ночью отнес младшему мешок своего зерна.
А в это время младший брат тоже лежит и думает: «нет, мы неправильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня, ему нужно больше, чем мне».
Под утро младший также украдкой отнес мешок зерна старшему. Утром братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это так случилось? Помню, вчера мешок зерна отнес брату, а зерна не убавилось». Они по несколько раз пересчитывали мешки и удивлялись: «Ну и чудеса…»
Как только наступила ночь, старший брат и младший, каждый, водрузив на спину по мешку зерна, вышли из дома навстречу друг другу.
Полная луна ярко освещала горку, и здесь у сосны встретились оба брата. Начал спрашивать старший:
-А, это ты, куда так поздно?
Младший сказал:
-А, это вы, а вы куда?
Они подумали и вдруг поняли, в чем дело. А после этого полюбили друг друга еще больше.
Вопросы:
-Какие отношения связывали братьев?
-Почему они помогали друг другу тайно?
-Чему можно поучиться у героев китайской народной сказки?
Работа со словами «взаимопонимание», «взаимопомощь», «братство», «духовное братство».
Рассказ о лицейских друзьях А.С. Пушкина: А. Дельвиге, И. Пущине, В. Кюхельбекере (на выбор школьников).
Вопросы:
-Можно ли назвать друзей А.С.Пушкина духовными братьями поэта?
- Кого вы можете назвать своими духовными братьями?
- Кто такие «крестные братья»? Есть ли у вас крестные братья и сестры?
Работа со словом «крестные братья».
Рассказ о «муравьиных братьях» в семье Л.Н. Толстого (рассказ ученика).
В последние годы жизни Толстой неоднократно высказывал просьбу похоронить его в лесу Старом Заказе, на краю оврага, на «месте зеленой палочки». Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях.
Историю о зеленой палочке Толстой вспоминает и в первом варианте своего завещания: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки».
Вопросы:
- Откуда такое название взял Николенька и почему именно «муравьиным» он называет братство?
- Почему детская история о зеленой палочке, придуманная младшим братом Николенькой, так волновала всю жизнь Л.Н.Толстого?
Чтение рассказа И. Мосина «Муравьиный урок» (текст перед глазами школьников).
Однажды старый знакомый рассказал мне историю про муравья, попавшего в беду. Признаться, я просто не поверил. Конечно, чего не бывает на белом свете, но чтобы такое!.. И все же история эта не входила у меня из головы: а вдруг все правда? И вот в один субботний день взял я сынишку, налил в аптечный пузырек яблочного сиропа, и пошли мы в лес.
На краю светлой брусничной полянки нашли огромный, похожий на пятиведерный самовар, муравейник. Утрамбовали рядом небольшую площадку размером с консервную крышку, залили ее сиропом и затаились. Ждать пришлось недолго. Через минуту-другую появился черный усатый мураш. Он несколько раз обежал вокруг сиропной лужицы, затем смело ринулся в самую гущу.
Э-э, не тут-то было. Сироп густой, и бедняга, трепыхнувшись несколько раз, начал увязать в него все глубже и глубже. Нам было жалко храбреца, но мы терпеливо ждали, что же будет дальше?
Через некоторое время к сиропным берегам подбежал еще один муравей. Повертелся, заметил попавшего в беду товарища и минуты полторы что-то соображал. Затем осторожно макнул лапку в сироп, но не полез в него, а быстро уполз. Спустя некоторое время к сиропной площадке направилась целая ватага мурашей. Они внимательно оглядели место происшествия, потом образовали круг, словно хоккеисты перед матчем, и тут-то началось самое удивительное.
Один смельчак шагнул в сироп. Другой по его спинке продвинулся еще дальше, а третий добрался по этому живому мостику к попавшему в беду товарищу и вцепился в него. Все муравьи держали друг друга за лапки. А те, что остались на берегу сиропного озерца. Стали дружно вытягивать цепочку и тянуть друг дружку совсем, как в сказке: дедка за репку, бабка за дедку…
Скоро вся компания осталась на твердой земле.
- А здорово они вытащили его! – удивился сынишка.
Я улыбнулся ему:
- Муравьи живут по поговорке: «Сам погибай, а товарища выручай».
Про себя же подумал: «Хорошо бы, и мой сын этот муравьиный урок на всю жизнь запомнил».
Вопросы:
- Почему рассказ называется «Муравьиный урок»?
- Почему отец не стал сыну растолковывать смысл этого урока?
- Были ли вы участниками подобных ситуаций, и как взаимовыручка помогала вам в жизни?
- Заключительная часть
Песня «Ты да я да мы с тобой» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) (исполняют школьники).
Действительно, если б жили все в одиночку, то давным-давно на кусочки развалилась бы, наверное, Земля! Живите дружно в семье, в классе, не забывайте, что мы все братья и сестры, дочери и сыновья, и пока существует взаимопонимание и взаимопомощь между людьми, есть надежда на то, что в мире будет доброта и справедливость.
Литература
1. Акутина Н.Г.О духовно-нравственном воспитании младших школьников. // Начальная школа.- 2005.
2. Владимиров А. Учебник жизни. / Артемий Владимиров.- М.: Дрофа, 2001.
3. Каменева Е. Жить должно по законам нравственности: Час общения классного руководителя с классом // Сельская школа. – 2007. - №2. – С.25
4.Спутник классного руководителя. 5-7 классы / авт.-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2007.
Предварительный просмотр:
С.А. Синягина
«Всё тайное становится явным»
(классный час для 5 класса)
Цель:
Воспитание добрых отношений между детьми, основанных на правдивости и честности.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятиями «правда», «честность», «ложь».
2.Способствовать воспитанию в детях честности и правдивости.
3.Воспитывать потребность отвечать за свои поступки самому, быть нетерпимым ко всякой лжи.
Оборудование:
Плакаты с пословицами и поговорками о правде и лжи; фрагмент видеофильма «Софи» (реж. И. Литвак); аудиозапись песни «О дружбе» (сл. Г. Поженяна, муз. А. Петрова).
Ключевые понятия:
Правда, ложь, обида, недоверие.
Определение ключевых понятий:
Правда – то, что соответствует действительности, истина.
Ложь – намеренное искажение истины, неправда.
Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.
Недоверие – сомнение в правдивости, подозрительность, отсутствие доверия.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Ход занятия
- Вступительная часть
Как часто в жизни мы слышим фразы: «Ты сказал правду?», «Он не обманул тебя?», «Говори честно, не лги!» Наверное, мы никогда не услышали бы этих слов, если бы свято выполняли Ветхозаветную заповедь о том, что нельзя лгать и обманывать. К сожалению, каждый из нас когда-либо говорил неправду.
- Что такое ложь? Чем так страшна ложь и что в человеке можно противопоставить лжи, чтобы от нее защититься? Ответим на эти сложные вопросы друг другу и самому себе.
- Основная часть
Издавна на Руси люди относились с презрением к тем, кто лжет, называли их лгунами, а честность и правдивость в человеке ценили, правдолюбцев уважали и относились к ним с почтением. Людей, живущих праведной жизнью, живущих по законам нравственности, называли праведниками. Вот почему много пословиц и поговорок о правде и лжи родилось в русском народе, и на каждый случай есть меткое словцо у русского человека.
Работа с пословицами о правде и лжи.
- Правда дороже золота.
- Дороги твои сорок соболей, а на правду и цены нет.
- Всякая неправда - грех.
- Без правды не житье, а вытье.
- Кто за правду горой, тот герой.
- Хлеб-соль кушай, а правду слушай!
- Кто правды ищет, того Бог сыщет.
Работа со словами «ложь», «правда». Подбор синонимов к словам, их осмысление:
Правда – истина; неправда – ложь, кривда.
Вопросы:
- Чем же так опасна ложь для человека?
- Какие люди привлекают вас в жизни: правдолюбцы или лгуны?
Ложь опасна своими последствиями. Лгунов не уважают люди не только потому, что на них нельзя надеяться в трудную минуту, что они подведут, но и потому, что они могут стать причиной больших бед для человека, иногда даже трагических последствий. Страшнее всего то, что человек привыкает лгать, не замечая, что ложь становится его сущностью. В русском народе сложилась пословица: «Как веревочка ни вьется, а конец всегда найдется».
Просмотр фрагмента «Разбитая ваза» из видеофильма «Софи».
Вопросы:
- Прав ли был Коленька, сказав дедушке о том, что его любимую вазу разбила Софи?
- Почему огорчилась Софи?
- Можно ли назвать мальчика честным человеком?
- Как исправился Коленька?
Люди, подверженные таким грехам, как ложь, становятся и сами подозрительными по отношению к другим, считая окружающих такими же грешниками. Своей подозрительностью, недоверием они наносят обиду близким.
Работа со словами «обида», «недоверие».
Рассказ В. Сухомлинского «Оксаны в хате уже не было» (читает учитель).
Молодая женщина Марина сидела у стола и вышивала. На столе перед ней лежали нитки, иголки. Среди стола – деньги, рублей двадцать.
К Марине пришла ее соседка Оксана – тоже молодая женщина. Их хаты стояли рядом, и дети учились в одной школе.
Оксана попросила у соседки нож для резки капусты. Нож был в погребе. Марина положила на стол шитье и сказала:
- Сейчас пойду в погреб, найду нож.
Она взяла со стола деньги, зажала их в руке и ушла за ножом.
Вернулась через минуту. В левой руке у нее был большой нож, которым в селе осенью секут капусту, чтобы сложить ее в бочку.
Оксаны в хате уже не было. Марина стояла, потупив глаза. Тяжелыми, медленными шагами она подошла к столу, села на стул, облокотилась. Из ее правой сжатой руки на стол выпали деньги.
Вопросы:
- Почему Оксана не дождалась возвращения соседки?
- Поняла ли Марина, какую обиду нанесла она Оксане своим недоверием к ней?
- Сталкивались ли вы в жизни со случаями недоверия к вам?
- Всегда ли вы доверяете своим друзьям?
- Заключительная часть
Настоящая дружба строится на доверии, честности. Ложь и недоверие подрывают добрые и хорошие отношения людей. Но, чтобы найти настоящего друга, мало знать эти истины и искать их в других, надо и самому быть честным и правдивым, требовательным к себе.
Звучит аудиозапись песни «О дружбе» (сл. Г. Поженяна, муз. А. Петрова).
Литература
- Алексеева Р.П. Воспитательная программа «Я? Я… Я – гражданин
России».// http://festival.1september.ru/articles/505328/
2. Маленкова Л.И.Я – человек! Москва, 1996.
3. Никитина И.В. Классный час «Правда и ложь».// http://21413s24.edusite.ru/p63aa1.html
Предварительный просмотр:
С.А. Синягина
«Зачем и клад, коль в семье лад».
(cемейный урок в 6 классе)
Цель:
Воспитание добрых отношений в семье между детьми и взрослыми.
Задачи:
1.Познакомить детей с традициями русской семьи.
2.Способствовать осознанию ответственности детей за благополучие в семье; воспитывать потребность в развитии семейных отношений и создании своей семьи в будущем.
3.Воспитывать любовь к близким, терпение и умение прощать.
Оборудование:
Аудиозапись песен: «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского); «Отчий дом» (сл. А. Дементьева, муз. Е. Мартынова); праздничный стол (самовар, скатерть, вышитое полотенце, каравай); пословицы о семье; презентация «Моя семья».
Ключевые понятия:
Семья, будни, праздники, лад, любовь, терпение, прощение.
Определения ключевых понятий:
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Будни – не праздничные дни.
Праздники – дни торжества, установленные в честь или в память кого-чего-нибудь.
Лад – согласие, мир, порядок.
Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
Терпение – способность терпеть, т.е. безропотно, стойко что-то переносить.
Прощение – (простить) не поставить в вину чего-то, извинить.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Ход занятия
- Вступительная часть
Звучит песня «Отчий дом» (сл. А. Дементьева, муз. Е. Мартынова).
«Уголок России – отчий дом», - поется в песне. Сегодня мы поговорим с вами о доме, в котором живем, о семье, в которой растем и воспитываемся, потому что все самое лучшее в человеке воспитывается в семье вместе с мамой, папой, братьями и сестрами.
- Основная часть
Представление семей, присутствующих на занятии.
Загадка (читает учитель).
Мы - большущая семья,
Самый младший - это я!
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Глаша, Даша,
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем -
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас, в семье детей? (8)
Вопросы:
-Почему символом семьи всегда являются дети?
-Вспомните известные семьи, в которых было много детей. (Семьи русских писателей, художников.)
-Как вы понимаете значение слова «семья»?
-Расскажите о больших и дружных семьях ваших бабушек и дедушек.
Л.Н. Толстой говорил, что «счастлив тот человек, который счастлив у себя дома». Согласны ли вы со словами Толстого и в чем, по-вашему, рецепт счастья семьи? (Варианты на тему «Счастливая семья- это…»)
Притча «Ладная семья» (читает учитель).
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень был силен в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «Любовь», «Терпение», «Прощение». И в конце листа: «Сто раз Любовь», «Сто раз Терпение», «Сто раз Прощение». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Вопросы для обсуждения:
-Согласны ли вы с таким рецептом счастливой семьи?
-Как вы понимаете значение слов «любовь», «терпение», «прощение»?
-Какие еще качества нужны человеку в семье?
-Почему притча называется «Ладная семья»?
Пословицы о семье и любви друг к другу в семье.
1.Где любовь да совет, там и горя нет.
2.Семья сильна, когда над ней крыша одна.
3.Муж без жены что гусь без воды.
4.Краса до венца, а ум до конца.
5.Слепой щенок и тот к матери ползет.
6.В каждой избушке свои погремушки.
7.Кто родителей почитает, тот вовеки не пропадает.
8.Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.
9.Согласную семью горе не берет.
10.Семья человеку первую путевку в жизнь дает.
11.В хорошей семье хорошие дети растут.
Значение слова «лад» в пословицах «Зачем и клад, коль в семье лад», «Где мир и лад, там и Божья Благодать». Подбор родственных слов с корнем «лад», их толкование (ладно, ладить, ладушки, лады, ладненько, ладный).
Знакомство с традициями гостеприимства в русской семье (рассказывает ученик).
«В дом пришёл - всех вокруг собрал». Как вы думаете, про какой предмет так говорили? Разумеется, про стол. За столом собиралась вся семья и в будни, и в праздники. Угощение на столе – неотъемлемая часть любого застолья. А уж в Светлое Христово Воскресение на столе всякой всячины: и куличи медовые, и яйца-крашенки, и пасха творожная. И у каждой хозяйки свой рецепт пирогов да сдобных булочек. Не даром говорится в народе: «Красна изба не углами, а пирогами».
Представление любимого блюда семьи, его истории.
- Заключительная часть
Родные люди… Так называем мы тех, кто всегда рядом: наших родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. От того, насколько мы умеем ладить с близкими людьми, прощать им, просить прощения за свои поступки, зависит счастье семьи. «Дом – это суверенное царство посреди целого мира… Дом – это место, где должны воцариться - что бы ни творилось на земле – мир, тишина, радость, любовь, чистота, порядок, благоговение, послушание, традиции, а во всем этом счастье!..» (Д. Бонхеффер)
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Литература
- Владимиров А. Учебник жизни [Текст] / Артемий Владимиров.- М.: Дрофа, 2001.
- Прудникова Т. Семья как общечеловеческая ценность. // Воспитание школьников. – 2007. - №8.
- Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания. // Начальная школа. -2006. - №11.
- Чемекова С. Я не жертвую собой – я люблю! // Воспитание школьников. – 2007. - №8.
Предварительный просмотр:
С.А. Синягина
«Если бы можно было рассказать себя...» Мой дневник
(классный час для учащихся 6 класса)
Цель:
Воспитание уважительных отношений детей друг к другу через познание внутреннего мира человека.
Задачи:
1.Познакомить детей с правилами ведения дневника, дать представление о самоанализе своих поступков.
2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к личности каждого человека.
3.Воспитывать потребность совершать добрые поступки, извлекать уроки нравственности из любого поступка: и хорошего, и дурного.
Оборудование:
Портреты Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова; ксерокопии дневниковых записей, фотографии дневников писателей и поэтов; перо и чернильница, листы бумаги на столе для оформления уголка творческого человека.
Ключевые понятия:
Поступок, проступок, анализ, самоанализ.
Определения ключевых понятий:
Поступок – совершенное кем-то действие (хорошее или плохое). Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.
Проступок – поступок, нарушающий правила поведения, провинность.
Анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон.
Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Ход занятия
1. Вступительная часть
Стихотворение А. Ахматовой (читает учитель).
И если дальний путь мне предстоит,
Вот легкий груз,
Который мне под силу с собою взять,
Чтоб в старости, в болезни,
Быть может, в нищете
Припоминать закат неистовый,
И полноту душевных сил,
И прелесть милой жизни.
Что же это за легкий груз, который под силу взять с собой каждому человеку на любом отрезке жизненного пути, груз, помогающий возродить любовь к жизни, дающий силы в минуты уныния? Анна Ахматова пишет о дневнике. О разных дневниках пойдет речь сегодня. На примере дневника Л.Толстого мы попытаемся составить свои рекомендации по ведению дневника.
2.Основная часть
Записи из дневников Л.Н. Толстого и комментарии к ним. (Сидя за столом, читают два ученика.)
Бог один знает, сколько разнообразных, занимательных впечатлений и мыслей, которые возбуждают эти впечатления, проходит в один день. Ежели бы можно было рассказать их так, чтобы сам бы легко читал себя и другие могли читать меня, как и я сам, вышла бы очень поучительная и занимательная книга.
Так мечтал молодой Толстой; он стремился превратить себя в открытую книгу. Хотя он и подозревал, что “не достало бы чернил на свете написать ее и типографщиков напечатать”, это не помешало ему взяться за дело. Задуманный им в 1851 году полный отчет об одном прожитом дне — “История вчерашнего дня” — остался неоконченным, но на протяжении почти всей жизни, изо дня в день, Толстой писал “историю себя”: он вел дневник. Тома дневников Толстого отражают продолжавшуюся всю его жизнь борьбу с ограничениями возможности самоописания и самопознания, налагаемыми повествовательной формой.
Вопросы:
- Для чего нужен дневник человеку?
- Как может помочь дневник в сложной ситуации нравственного выбора человеку?
Работа со словами «анализ», «самоанализ», «поступок», «проступок».
Вопросы:
-Можно ли читать чужой дневник без разрешения? Почему?
- Что может человек доверить своему дневнику?
-Может ли дневник уберечь человека от плохого поступка?
Записи из дневников Л.Н. Толстого и комментарии к ним. (Сидя за столом, читают два ученика.)
Толстой начал вести дневник в возрасте восемнадцати лет. Попав в больницу, юноша, огражденный от внешних влияний, намеревался “взойти сам в себя”. В самонаблюдении он руководствовался практической целью, полагая, что с помощью дневника он сможет взять под контроль свою рассеянную жизнь. (В это время Толстому грозило исключение из Казанского университета за неуспеваемость.) Им руководил также и исследовательский интерес — поиски причин поступков во взаимодействии внешних обстоятельств и внутреннего состояния, а также в соотнесенности телесного и духовного. Цели были ясны, чего нельзя было сказать о способе их достижения. Первая трудность: о чем писать? Молодой Толстой заполняет страницы своего дневника пересказом прочитанного. Первая попытка вести дневник на этом и заканчивается.
Вопросы:
-Для какой цели Лев Толстой начинает вести дневник?
-Почему первая попытка становится безуспешной?
Наряду с дневником в 1847 году Толстой вел “Журнал ежедневных занятий”. Основной его функцией были планирование и учет проведенного времени. Каждая страница журнала была разделена вертикальной чертой на две графы. В одной из них, озаглавленной “Будущее”, Толстой перечислял все то, что он намеревался сделать на следующий день; параллельная графа, озаглавленная “Прошлое”, содержала сделанные днем позже отметки о выполнении плана.
Другая тетрадь “Журнал для слабостей”- содержала список моральных слабостей, упорядоченных по графам (как, например, “лень”, “лживость”, “нерешительность”, “тщеславие”), в которых Толстой отмечал выказанную в тот или иной день слабость крестиком. Он вел также и бухгалтерскую книгу — отчет о финансовых тратах. В целом, как можно судить по этим документам, состояние нравственного и денежного хозяйства молодого Толстого оставляло желать лучшего. Но больше всего Толстого беспокоила растрата иного капитала — времени.
Каждая дневниковая запись отсылала к записи, сделанной накануне, которая завершалась подробным расписанием на следующий день (под завтрашней датой). Следующим вечером Толстой обозревал совершенное в течение дня и соотносил потраченное время с составленным накануне планом. Он также обозревал свои поступки, оценивая их по шкале нравственных ценностей. Запись заканчивалась планом действий и расписанием на следующий день. Вот такая запись была типичной:
«Встал немного поздно и читал, но писать не успел. Приехал Пуаре, стал фехтовать, его не отправил (лень и трусость). Пришел Иванов, с ним слишком долго разговаривал (трусость). Колошин (Сергей) пришел пить водку, его не спровадил (трусость). У Озерова спорил о глупости (привычка спорить) и не говорил о том, что нужно (трусость). У Беклемишева не был (слабость энергии). На гимнастике не прошел по переплету (трусость) и не сделал одной штуки, оттого что больно (нежничество). У Горчакова солгал (ложь). Дома не занимался английским языком (недостаток твердости). У Волконских был неестественен и рассеян, засиделся до часу (рассеянность и слабость характера).
Вопросы:
- Почему такой дневник становится необходимым молодому писателю?
-Чем помогает в жизни человеку дневник?
Составление рекомендаций по ведению дневника. (Работа в группах.)
- Веди записи ежедневно, выполняй их аккуратно, разборчиво.
- Старайся проанализировать не только поступки окружающих, но и свои, извлекай уроки нравственности из каждого поступка.
Вопросы:
-Можно ли обойтись без дневника?
- В чем же отличие школьного дневника от личного дневника?
- Какие правила нужно соблюдать при ведении школьного дневника?
Составление рекомендаций по ведению школьного дневника (работа в группах).
- Веди записи ежедневно, выполняй их аккуратно, разборчиво.
- Домашнее задание записывай строго в дневник на следующий урок.
- Планируй завтрашний день, и он не принесет неприятностей.
- Заключительная часть
Нужен личный дневник вам или не нужен, наверное, решит каждый самостоятельно, но учиться размышлять над прочитанным или пережитым, ставить цели и отслеживать их выполнение, анализировать поступки необходимо уметь каждому человеку в жизни. Только тот, кто сделал работу над ошибками, не допустит их в будущем. Школьный дневник – «лицо» ученика. Выполняй рекомендации исправно, и тогда дневник принесет тебе только положительные отметки и хорошее настроение.
Литература
- Владимиров А. Учебник жизни.- М.: Дрофа, 2001.
- Щуркова Н.Е. Система работы классного руководителя в современной школе (часть I – работа с 5-6 классами). // Спутник классного руководителя. -2008. - №4.
Предварительный просмотр:
С.А. Синягина
«В музыке только гармония есть»
(музыкальный вечер для учащихся 6 класса)
Цель:
Воспитание эстетических ценностей школьников через прикосновение к прекрасному.
Задачи:
1.Познакомить детей с примерами воздействия музыки на человека.
2.Способствовать воспитанию трепетного отношения к музыке.
3.Воспитывать культуру внимательного прослушивания музыкального произведения, формировать интерес к классической музыке.
Оборудование:
Аудиозаписи музыкальных произведений (на выбор учителя), аудиозапись «Колокольные звоны России», портрет П.И. Чайковского, И.С. Баха, В.А. Моцарта, презентация «Музыкальные инструменты», презентация «Великие композиторы мира».
Ключевые понятия:
Душевность, задушевный, искренний, красота.
Определения ключевых понятий:
Душевный – полный искреннего дружелюбия.
Задушевный – глубоко искренний, сердечный, сокровенный.
Искренний – выражающий подлинные чувства: правдивый, откровенный.
Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
Ход занятия
1.Вступительная часть
Мы сегодня тихо сядем –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Издавна люди прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках. Это звуки природы: шум дождя и вой ветра, щебет птиц и шелест листвы. Музыка заставляет биться сердце, когда оно влюблено, и страдать, когда человек скорбит, музыка дает возможность задуматься о вечном, когда человек на перепутье судьбы. И в грусти, и в радости музыка вместе с нами.
2. Основная часть
Чтение стихотворений (читают школьники).
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав,
В шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Звучит флейта (исполняет ученик).
Чтение стихотворений на фоне флейты.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода.
Этой мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Тихие слезы свои ива роняет у брода.
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.
Звучит «Серенада» Ф. Шуберта.
Вопросы:
- Что вы чувствуете, когда слышите музыку?
- Какие картины представляете?
- Что вы изобразили бы на рисунке, если были бы художником?
Трудно говорить о том, чего никто не может увидеть, никто не может почувствовать, но что есть лишь в музыке. Это душа. Прекрасная, страдающая, широкая, щедрая. О музыке тоже говорят: душевная, задушевная. Душевный – полный искреннего дружелюбия. Задушевный – глубоко искренний, сердечный, сокровенный. Музыка будит чувства в человеке: радость и веселье, грусть и страдание. Она может поднять настроение и успокоить человека. Может, поэтому человека с большой душой тоже называют душевным. В самые разные периоды жизни человек слушает музыку, и не только тогда, когда ему грустно.
Звучит «Шутка» И.С. Баха.
Вопросы:
- Какие чувства вызвала музыка?
- Какое настроение передает автор через музыку?
Легко и весело становится на душе от такой музыки, хотя слов нет совсем. Есть только чувство, рождающееся в душе человека после первых же аккордов. И не важно, на каком языке мы говорим: язык музыки понятен всем без слов. «Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа»,- так сказал немецкий романист XIX века Бертольд Ауэрбах.
Человек возвышается через силу и очарование музыки. Это духовное возвышение, которое происходит всегда, когда человек питает ее, радуясь доброму и красивому, прощая ближнего своего, наблюдая красоту природы и красоту человеческой души.
Презентация «Великие композиторы мира».
Певцом природы можно назвать композитора Петра Ильича Чайковского. Он родился в 1840 году в городе Воткинске. Им создано 6 симфоний, ряд симфонических увертюр: “Ромео и Джульетта”, “Франческа да Филини” и одна программная симфония – “Манфред”. Он написал 11 опер, среди них “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Орлеанская дева”, “Мазепа”, “Чародейка”, “Иоланта”, три балета (“Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”), несколько концертных произведений и множество камерных инструментальных пьес и романсов. Искренность, свойственная его музыке, захватывает слушателя, покоряет сердце и душу.
Звучит «Времена года» П.И.Чайковского (на выбор учителя).
Презентация «Музыкальные инструменты».
Загадки о музыкальных инструментах (читают школьники).
Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану
Всем знаком ... (Аккордеон)
У какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш … (Рояль)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Его названье … (Скрипка)
Приложил к губам я трубку –
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий
Называется … (Свирель)
На коленях я часто сижу,
Нахожусь постоянно в движенье,
Как живая, я дышу,
И все слышат мое пенье. (Гармонь)
Сверху кожа, снизу тоже,
На весь дом голосит барабан.
Удивительный мир музыки открывается всем, кто хочет научиться ее понимать. Слышать ее в окружающей природе, как слышали русские и зарубежные композиторы: Вольфганг Амадей Моцарт, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Людвиг ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский.
Презентация «Великие композиторы мира».
«Люблю музыку больше всех других искусств», – говорил Лев Николаевич Толстой. Он любил слушать классическую музыку, особенно музыку Бетховена.
Звучит фоном «Лунная соната» Бетховена.
После смерти Бетховена в ящике его старого письменного стола обнаружили тайник, в котором он хранил то, что было памятью его сердца: два женских портрета и несколько листков почтовой бумаги, исписанных рукой композитора. Из глубины страдавшего сердца молодого Бетховена вылились строки, обращенные к своей бессмертной возлюбленной...
«Мы устроим с тобой неразлучную жизнь... Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная».
Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в австрийском городе Зальцбурге. В пять лет он с необыкновенным мастерством играл на клавесине, скрипке, органе. В 14 лет Моцарт стал членом академии. Путешествуя, Моцарт узнал музыку Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии. Ему нравились народные напевы многих стран. В 26 лет он уехал из родного Зальцбурга и стал жить в Вене.
Истинные любители музыки преклонялись перед его симфониями, сонатами, операми: “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”. Умер Моцарт в расцвете творческих сил, когда ему не было еще 36 лет. Музыка Моцарта, светлая и лазурная, бессмертна. Она вселяет веру в победу разума и справедливости.
Звучит «Реквием» («Лакримоза») В.А. Моцарта.
Когда же рождается любовь к музыке? Среди первых звуков, которые слышит ребенок, появившийся на свет, - голос мамы, тихий и убаюкивающий, спокойный, мелодичный. Колыбельная матери – вот первая музыка, и пусть крохотный человечек еще не понимает слов, он чувствует любовь и нежность родного человека, и спокойно спит, и видит цветные сны. В одной притче рассказывается о том, как колыбельная песня смогла напомнить взрослой дочери о материнской любви, которую та давно уже позабыла, находясь на воспитании в чужой семье, куда судьба ее забросила. Девушка проснулась утром и вспомнила материнскую песню, возрадовалась своему откровению, обняла мать и попросила прощения у нее за холодное и бессердечное к ней отношение.
Звучит колыбельная (на выбор учителя и школьников).
О чем звонят колокола?
Ты лишь услышь…
Сегодня, завтра и вчера?
О нас, малыш…
То музыка скорбящих дев
И зов на смерть.
То монотонна, как припев,
Жизнь - круговерть.
У колокола есть язык,
Так важен он.
Но пустословить не привык –
То не слова, то звон.
Звуки колокола для русского человека тоже были музыкой. Эта музыка звала к обедне, оповещала о великом празднике, отпевала усопшего - созывала народ и в горе, и радости.
Звучит пасхальный колокольный звон.
Духовная музыка – это особый мир, к которому стремятся прикоснуться люди. Раскрывается душа человека, когда он слышит духовную музыку, потому что она настроена только на созвучие с прекрасным. В этой музыке все: и напевность, и искренность, и чистота, и многоголосие. Искренний – выражающий подлинные чувства: правдивый, откровенный. Такова и духовная музыка: правдивая и откровенная. А еще красивая. Красота – красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Может, о такой красоте говорят, что она спасет мир? Даже человек, далекий от музыки, придя в храм, с благоговением прикасается к святыням и с трепетом слушает песнопения, ведь в них вечное: жизнь и любовь. «В душе христианина просыпается отвращение и ненависть к греху в любых его проявлениях. Возрождение души, ее просветленное состояние передается и телу», - так говорит Артемий Владимиров о роли молитвы для православного человека. Наверное, и духовная музыка тоже, как и молитва, возвышает, просветляет человека. Услышав церковное пение, русский поэт создает одно из лучших своих стихотворений.
Стихотворение А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» (читает ученица).
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, - плакал Ребенок
О том, что никто не придет назад.
Звучит «Хоральная прелюдия» И.С. Баха «Взываю к Тебе, Иисус Христос».
3.Заключительная часть
Звучит скрипка (музыкальный фон). (Исполняет ученица).
Спасибо, музыка, тебе,
Ты так чудесна!
Пусть слов нет, только ты –
Не бессловесна!
В тебе душа, в тебе покой,
В тебе отрада!
Ты хочешь музыки другой?
Другой не надо!
Орган звучит со всех сторон –
Он не помеха!
А в храме колокольный звон –
Блуждает эхо!
Пускай для каждого звучит –
Ты лишь послушай!
Всех музыка соединит -
Встревожит душу!
Литература
- Беседа на тему «Музыка и мы». // http://www.debryansk.ru/~lpsch/kl_ruk/
- Хайрварина Р.А. Мир души. Занятие по духовно-нравственному воспитанию. // ПедСовет. -2007. - №5.
Предварительный просмотр:
С.А. Синягина
«Забота о людях. Помощь ближнему»
(классный час для учащихся 6 класса)
Цель:
Воспитание в школьниках доброты и милосердия по отношению к окружающим.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятиями «сочувствие», «душевность», «милосердие», «сострадание».
2.Способствовать воспитанию в детях сострадательного отношения к любому человеку, нуждающемуся в помощи.
3.Воспитывать потребность в усвоении нравственных принципов милосердного отношения к людям, терпимости.
Оборудование:
Аудиозапись песни «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева); карточки с ключевыми словами; бумага, карандаши, краски.
Ключевые понятия:
Сочувствие, душевность, милосердие, сострадание, эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность.
Определения ключевых понятий:
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других.
Душевность – душевный, полный искреннего дружелюбия.
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызванное чьим-либо несчастьем, горем.
Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
Черствость – черствый, неотзывчивый, бездушный.
Равнодушие – безразличие, безучастие к людям, к окружающему.
Бессердечность – бессердечный, чуждый мягкости, сердечности; бездушный, жестокий.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Ход занятия
Без сострадания, милосердия
невозможно жить в мире.
Зигфрид Ленц
1.Вступительная часть
Звучит песня «Если добрый ты» (сл. М.Пляцковского, муз. Б. Савельева).
Так часто мы говорим о доброте. Конечно, с добрым человеком легко общаться, к доброму мы спешим за помощью, о добрых людях вспоминаем с благодарностью. Легко ли быть добрым? Сколько граней у этого простого слова «доброта»? Наконец, можно ли воспитать себя и стать добрее?
Об отношении к тем, кто окружает нас ежедневно и ежеминутно, наш разговор.
2.Основная часть
Работа со словами «сочувствие», «душевность», «милосердие», «сострадание». Работа над эпиграфом к занятию.
Вопросы:
- Что объединяет все эти слова? (Положительные нравственные качества человека, которые проявляются по отношению к другому человеку.)
- Вспомните самые короткие слова с теми же корнями. (Чувство, душа, сердце, страдать.)
- Изобразите их на бумаге красками или цветными карандашами. (Дети рисуют, как правило, яркими красками.)
- Каким вы представляете человека, обладающего хотя бы одним из этих качеств? (Улыбающимся, доброжелательным…)
- Расскажите о таком человеке. (Примеры из жизни детей.)
Люди, умеющие сочувствовать ближнему, то есть любому человеку, находящемуся в определенный момент рядом с ними и нуждающемуся в помощи, проявляющие милосердие, не задумываясь, спешат на помощь человеку. Они чувствуют, когда больно или плохо другому. Для них нет посторонних, поэтому относятся они к ближнему так, как хотели бы, чтобы относились и к ним тоже. Здесь уместно говорить об особом таланте человека – таланте доброты. На словах нам все понятно, а как же на деле?
Рассказ В. Сухомлинского «Пришли навестить больную» (читает учитель).
Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может подняться. Иногда приходят к ней подруги.
Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о пионерском сборе, а потом замолкли и сидят возле кровати. Марийка тоже молчит, и ей очень неловко.
В минуту напряженного молчания из-за тучи выглянуло солнце. В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались.
- Наконец-то солнышко пригреет, - защебетала Оксана. – Как только потеплеет – в лес пойдем, на речку.
- Может быть, и искупаемся, - радуется Валя.
- И цветов нарвем, и на лодке покатаемся, - продолжала свой веселый щебет Оксана.
Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз ее на подушку капали слезы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и удивились:
- Почему же ты плачешь, Марийка? Что у тебя болит? Может, тебе еще одну книгу принести? Вот мы пойдем в магазин и купим конфет…
- Не нужно мне ни книжек, ни конфет, - прошептала Марийка.
Вопросы и задания:
- Почему Марийка заплакала?
- Можно ли говорить о том, что девочки не проявили заботу о ближнем? (Нет, нельзя. Девочки пришли навестить больную подругу, попытались скрасить ее одиночество.)
- О каких человеческих чувствах забыли девочки? (О сострадании, милосердии. Они не подумали о том, что их слова больно ранят Марийку, напомнят ей о болезни и невозможности присоединиться к ним.)
Работа со словами «эгоизм», «черствость», «равнодушие», «бессердечность».
- Как можно охарактеризовать поступок девочек? (Девочки оказались равнодушными к чужому несчастью, ведь именно несчастьем для Марийки было одиночество в больничной палате).
- Изобразите эти нравственные качества на бумаге красками или цветными карандашами. (Дети рисуют, как правило, темными красками.)
Сопоставление рисунков, комментарии детей.
Наверное, Оксану и Валю не стоит винить в данной ситуации. Они не могут понять чужую боль, потому что сердца их закрыты, не восприимчивы к чужой боли. Ничего не случилось, скажете вы, девочка выздоровеет, и вместе с подружками побежит на речку купаться. А девочки? Никто не застрахован в жизни от неприятностей, от болезней. Забыв библейские слова о том, что человек должен относиться к ближнему, как к самому себе, они проявляют эгоизм и равнодушие. У русского народа всегда слово «любовь» было синонимом слову «жалость». Любить – значит жалеть человека. Проявление заботы о ближнем - вот назначение каждого человека.
Рассказы детей о милосердии, сострадании (на примере литературных произведений).
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".
А рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор», в котором писатель повествует о великом докторе Пирогове, бескорыстно помогающем семье Мерцаловых? На слова благодарности упавших духом людей он махнул рукой: «Не стоит благодарности». Доктор не может оставаться равнодушным, так как от его участия зависит жизнь людей: больной девочки, потерявшего надежду отца Мерцалова, голодных и обездоленных детей семейства.
Много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души в нашей жизни. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердие - традиционная черта россиян.
В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей; в Москве - 1813060 рублей. А покупательная способность рубля была в те времена другая:
7- 9 рублей стоила корова;
3 - 5 рублей - костюм-тройка;
25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.
В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года. Сердца людей распахнулись навстречу пострадавшим. Какие яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека! 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки для детей.
Памятка «Как стать милосердным?»
1. Помни добро, и ты никогда не сотворишь зла.
2. Помоги ближнему, раздели беду - и твоя совесть будет спокойна.
3. Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
4. Люби ближнего. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
5. Будь милосердным, готовым помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Отрывок из статьи С. Львова «Сострадание – активный помощник» (читает учитель).
Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не останется просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если ее настроить на волну высокой чувствительности.
Вопросы для дискуссии:
- Что значит, по словам С. Львова, настроить душу «на волну высокой чувствительности»?
- Можно ли прожить без милосердия и сострадания в повседневной жизни? Почему?
- Для кого важнее быть милосердным: для самого человека или для того, кому оказываешь помощь?
- Почему сегодня так велик дефицит милосердия?
3.Заключительная часть
Стихотворение Т. Кузовлевой «Твори добро» (читает ученик).
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессиья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь, действительно,
Всё встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.
В стихотворении "Памятник" А.С. Пушкин подводит итог своего творчества:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.
Литература
- Азбука нравственности. Сост. А. Алексеева.-М.: 1976.
- Беседа «О милосердии». // http: //school.vo.uz/load/3-1-0-33
- Дик Н.Ф. Лучшие классные часы в 5-7 классах.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – с.350.
- Приймак Е.И. Классный час в начальной школе «Что нам строить дом построить.// http://festival.1september.ru/articles/509732/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа. 11 класс "Противодействие коррупции и антикоррупционная политика"
Сценарий классного часа в 11 классеКлассный руководитель: Бондаренко Н.Т.Противодействие коррупции и антикоррупционная политикаЦели:Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обуча...
Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"
Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...
Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".
Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....
Сценарий классного часа (7 класс) на тему: "День Матери-казачки"
Классный час (7 класс): "День Матери-казачки"...
Сценарий классного часа (8 класс) на тему: "О здоровом образе жизни"
Классный час (8 класс) на тему: "О здоровом образе жизни"...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...