программа воспитательной работы классного руководителя
рабочая программа (7 класс) на тему

программа воспитательной работы 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vr_a7kl.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

 «Школа успеха»

(Подпрограмма развития  воспитательной компоненты в рамках программы воспитательной системы школы «Наш дом – Россия»)

на 2016-2018гг.

Конради Елена Валерьевна

Классный руководитель 7а класса

МАОУ  СОШ №7

г. Когалым, 2016

«Школа успеха»

(Подпрограмма развития  воспитательной компоненты в рамках программы воспитательной системы школы «Наш дом – Россия»)

на 2014-2020гг.

               В 2013 году вступили в силу основные положения закона «Об образовании в Российской Федерации». Во исполнение этого закона Минобрнауки РФ разработало ряд нормативных документов, которые вступили в силу с 1 сентября 2013 г. Одним из таких документов является «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях». Согласно Программе, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач», — говорится в Программе.

            Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательной организации, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

        Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях. Подчеркнуто, что общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи.

        Концепция воспитательной системы школы построена как открытая система для реально действующих и потенциально возможных участников реализации Закона РФ «Об образовании», концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, программы развития МАОУ СОШ №7

        Подпрограммой «Школа успеха» определены следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся в МАОУ СОШ №7:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание
  2. Духовно-нравственное воспитание
  3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству, профессиональное самоопределение
  4. Интеллектуальное воспитание
  5. Здоровьесберегающее воспитание
  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание
  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание
  8. Правовое воспитание и культура безопасности
  9. Воспитание семейных ценностей
  10. Формирование коммуникативной культуры
  11. Экологическое воспитание

        В результате реализации программы предполагается:

- создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;

- выработка и реализация последовательной политики в области воспитательной работы в МАОУ СОШ №7 и механизмов ее осуществления;

- закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;

        В качестве основополагающих принципов воспитания, определяющих цели, стратегию содержания, пути и способы развития системы образования в школе, и, следовательно, системы воспитания, можно выделить следующие:

- личностной ориентации;

- системности;

- диалогичности и толерантности;

- творческой самодеятельности воспитанников, самоорганизации и развития интересов;

- адаптивности;

- воспитания на успехе.

        Цель создания воспитательной системы школы - развитие личности ребенка через свободный выбор какого-либо вида деятельности, исходя из его индивидуальности.

Главным же условием при создании воспитательной системы необходимо считать то, что все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому составленная программа должна быть гибкой, рассчитанной на индивидуальность ребенка. Педагоги должны предоставить ребенку множество различных видов деятельности, среди которых он найдет себе близкий род занятий. Всестороннее и творческое развитие личности зависит от материальных и духовных условий жизни общества в целом.

Данная программа развития воспитательной системы школы рассчитана на 6 лет.

Цель: развитие мотивации к познанию и творчеству.

Задачи:

Создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации ребенка в процессе творческой деятельности.

Переживание ситуации успеха в различных сферах деятельности.

Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сферы.

Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Социальная адаптация детей через практико-деятельностную основу всего воспитательного процесса, формирование активной гражданской позиции.

        Педагогический коллектив использует следующие методы воспитания:

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

        В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность  строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся.

К доминирующим (приоритетным) направлениям деятельности относятся:

- гражданско-патриотическое,  нравственное воспитание, краеведение (через систему получения знаний на уроках гуманитарного, естественного  циклов, обществознания, ОБЖ, классные часы «Символы Родины»; через систему взаимодействия с музеем школы и т.д.), способствующее осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;

художественно-эстетическое развитие ( через систему работы объединений дополнительного образования, систему фестивалей, конкурсов и т.д.), способствующее развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре отечества, региона, мировой культуре, развитию умения найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;

сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства, способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;

приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка; развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей;

физкультурно-оздоровительное направление (через программу «Здоровье», спортивные секции)

кадровое обеспечение воспитательного процесса – создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания (через работу школьного методического сообщества классных руководителей, педагогические советы, школы педагогического мастерства и т.д.);

методическое обеспечение воспитательного процесса - создание системы аналитико-диагностического программирования воспитательного процесса; внедрение в практическую деятельность передовой педагогической науки; способствование инновационной деятельности;

развитие системы самоуправления;

сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у школьников чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов;

психолого-педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимся в самореализации и самовыражении, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.

Цели и задачи воспитания по направлениям деятельности

Процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Харламов И.Ф.

Переход в седьмой класс совпадает с важным и сложным этапом в жизни обучающихся – вхождение в «младший подростковый возраст». В этом возрасте дети редко могут сформулировать свои претензии окружающему миру, свои желания. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, во многом зависит от учителя вообще и от классного руководителя в первую очередь, учитывая степень тесноты общения с его классным коллективом. Многие ребята видят себя с высоким культурным и интеллектуальным уровнем развития, с богатым внутренним миром, с необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональном ориентировании, выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни. То есть обучающиеся и их родителя видят целью современного образования не только сумму знаний, умений и навыков, а так же и активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализации и успешной социальной адаптации выпускников.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года, с 7-го по 9-й класс.

Цель: Воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся,
  • создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков,
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, город, страну,
  • способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности,
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути,
  • формирование корпоративной культуры учащихся,
  • воспитание толерантности,

Сроки и этапы реализации программы:

  • 1 этап 2016-2017 уч. год – 7 класс

«Становление»
Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.
Форма организации классных дел: тематические беседы, диагностики, викторины, конкурсы, вечера, психологические тренинги.

  • 2 этап – 2017 – 2018 уч. год – 8 класс

«Самоопределение»
Цель: воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности.
Формы деятельности: тематические беседы, викторины, конкурсы, вечера, психологические тренинги.

  • 3 этап – 2019 – 2020 уч. год – 9 класс

«Самореализация»
Цель: создание условий для самореализации учащихся

Форма деятельности: организация спецкурсов, уголка выпускника, создание банка данных профессий.

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные игры, соревнования; викторины; экскурсии.

Опирается на следующие виды деятельности:

  • познавательную,
  • игровую,
  • спортивную,
  • творческую,
  • коммуникативную,
  • досуговую,
  • общественно-организаторскую,
  • допрофессиональную.

В центре программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: «Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко. К.Д.Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н.Толстой, Ж.Ж. Руссо.

В основе теории лежат следующие принципы:

  • Все дети талантливы.
  • Плох не ребёнок, плох его поступок.
  • В каждом ребёнке чудо, ожидай его.

Основные направления деятельности классного руководителя:

  • работа с родителями;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • работа над сплочением классного коллектива;
  • организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся;
  • изучение личности каждого ученика;
  • помощь детям в их учебной деятельности;
  • координация деятельности учителей, работающих в классе;
  • работа с детьми группы риска;
  • организация совместных поездок, походов, экскурсий;
  • развитие классного самоуправления

Ученическое самоуправление

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Дай действовать мне самому, и я научусь!»

Цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.

Самоуправление в классе – это сложный, а иногда недостижимый процесс, в результате которого все члены классного коллектива добровольно подчинены избранной группе одноклассников и выполняют правила ими же составленные и утверждённые; каждый из членов коллектива может быть, как избран в группу лидеров, так и отозван из неё. Формирование социального опыта может быть достигнуто только на основе культуры взаимодействия детей и взрослых.

Ученическое самоуправление дает возможность ученику:

  1. приобрести опыт управленческой деятельности;
  2. раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;
  3. ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
  4. доминировать позитивные тенденции психического состояния в урочной и внеурочной деятельности.
  • Основные функции ученического самоуправления: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий, анализ деятельности членов совета класса, подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы самоуправления – классное собрание. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению.

Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально противоположные, политические и природные катаклизмы… и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими «догмами» и нравоучениями – типа это «хорошо», значит – «можно», а это «плохо», значит – «нельзя».

Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

Организационные моменты в самом начале учебного года дают хороший задел, эмоциональный заряд на последующую работу, взаимопонимание и добрый микроклимат в коллективе. Поэтому в сентябре вместе с обучающимися обсуждаются следующие вопросы: каждому дело – по душе, законы школьной жизни, дисциплина – свобода или необходимость, свободное время – простор для развития способностей, коллектив и его роль в формировании личности школьника.

Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.

Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.

Ученикам предоставляется самостоятельность и инициатива в работе по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, классная пресса, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, помощь в проверке дневников, обеспечение правопорядка в школе.

Мои ученики, их родители и я, классный руководитель – все являемся содружеством «ученик-учитель-родитель» под названием «Классный класс», девиз которого:

«Нас классная семья недаром породнила,

мы – школьные друзья, и в этом наша сила».

Структура органов самоуправления в классе:

Описание: hello_html_3674eeb9.gif

Рабочие органы самоуправления

Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.

Учебный сектор

(зам. классного руководителя)

- помощь в проверке дневников;

- организация работы по развитию

познавательных интересов

- формирование команд к участию в викторинах, интеллектуальных марафонах;

- организация помощи отстающим в учебе.

- учет посещаемости.

Трудовой сектор

(зам классного руководителя)

- организация дежурства по школе, по классу;

- участие в трудовых акциях;

- работа по оформлению кабинета (озеленение, поддержание хорошего состояния мебели, поддержание чистоты).

Спортивный сектор

(организатор спортивно-оздоровительной

работы)

- участие в спортивно-оздоровительных

мероприятиях класса и школы;

- формирование команды к спортивным

турнирам, эстафетам.

- сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса.

Культмассовый сектор

организация классных огоньков;

- общешкольные и внутриклассные праздники;

Пресс-центр

(редколлегия)

- выпуск газет к важным датам и мероприятиям;

- выпуск информационных листов о жизни класса.

Представитель класса в школьном комитете самоуправления, в обязанности которого входит посещение сборов общешкольного комитета самоуправления «Совета лидеров» и быть связующим звеном между классом и школьным комитетом самоуправления.

План внеклассной воспитательной работы на 2016-2017 учебного года

Направления

Мероприятия

сроки

1

Гражданско-патриотическое воспитание

1. Мероприятия, посвященные Дню единства «Венок Когалыма»

2. День неизвестного солдата

3. День героев Отечества

4. «Смотр строя и песни»

5. Вахта памяти

Ноябрь

 Декабря

Декабря

февраль

май

2

Духовно-нравственное воспитание

1. День именинника

2. Акция «Каждой пичужке наша кормушка»

3. Акция «Давайте делать добрые дела» (день пожилого человека)

4. Благотворительные акции и уроки милосердия

  «Мир и доброта начинается с меня».

Раз в четверть

Октябрь

Октябрь

май

3

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству, профессиональное самоопределение

Беседа ««Кем быть? Каким быть?»

ноябрь

4

Интеллектуальное воспитание

1.предметные олимпиады школьников

2. Операция «Школьник»

3.Проектная мастерская: «Парк успехов и достижений».Итоги года

Октябрь

Раз в четверть

май

5

Здоровьесберегающее воспитание

1.Школьный этап соревнований КЭС БАСКЕТ

2. Школьная Спартакиада

3. Мероприятия «Не переступи черту» в рамках городской акции «Миссия жить»

4. «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!» (товарищеские встречи на спортивной площадке).

сентябрь

В течение года

Ноябрь

апрель

6

Социокультурное воспитание

1. Ученическая конференция

2. Добро и зло. Причины наших поступков

3. Диагностика-самооценка «Я – человек, но какой?» 

4. Конкурс рисунков на асфальте

  «Пусть всегда будет солнце!»

сентябрь

Март

Ноябрь

май

7

Культуротворческое и эстетическое воспитание

1.Выборы актива класса

2. Повторяем правила поведения учащихся.

3. «И славим  мы учительство России»

4. Зимняя мастерская «Снеговик-2017»

5. Году Российского кино посвящается

6. Вечер «Новогодний бал» «Новогодняя ярмарка»

7. Конкурс стенгазет:

 «Мамы всякие важны! Мамы всякие нужны!»

8. Смотр художественной самодеятельности «Зажги свою звезду»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь, декабрь

Декабрь

Декабрь

март

апрель

8

Правовое воспитание и культура безопасности

1.Беседы по ПДД, Учения по ГО ЧС

2.Декада безопасности

3.Всероссийский урок безопасности в сети Интернет

4. «Конституция — Основной Закон страны» - правовая игра

5.. Беседа «Безопасность во время каникул»

сентябрь

сентябрь, октябрь

декабрь

Март, май

9

Воспитание семейных ценностей

1.  Имя ангела- МАМА!

2. Моя родословная

Ноябрь

апрель

10

Экологическое воспитание

1.Акция «Каждой пичужке наша кормушка»

2. «Неделя энергосбережения», #ВместеЯрче (акция)

3. Экологическая акция «Спасти и сохранить»

октябрь

21-26 ноября

май

Система классных часов на 2015-2016 учебный год

№ урока

Тема урока

Дата

1

«День Знаний»

сентябрь

2

Выборы актива класса . Утверждение «законов» коллектива. Распределение поручений.

Инструктаж по ТБ

3

«Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет»(о ПДД).

октябрь

4

 Азбука вежливости или этикет на каждый день.

5

Итоги 1 четверти. «Безопасность во время каникул» Инструктаж

октябрь

6

«Здоровый образ жизни — альтернатива чему?..»,

ноябрь

7

« Имя ангела- МАМА!".!»

11.

Школа здоровья «Как реагировать на стресс?»

декабрь

12.

«Алкоголь и подросток»

13.

  Итоги четверти. Генеральная уборка класса.

15.

«И на солнце есть пятна" - по проблеме толерантности

Январь

16.

Ток-шоу о культуре речи «Спасите русский язык!»

17

«О подвиге, о доблести, о славе»

февраль

18

«Формула здоровья».

19

Организационный час общения

март

21

«Безопасность во время каникул» Инструктаж

22.

«Путь в космос» викторина.

апрель

24.

"Береги здоровье с молоду»

25.

«Чернобыль - трагедия, подвиг, предупреждение.»

26

«Урок мужества и героизма».

май

28

Проектная мастерская: «Парк успехов и достижений»

Итоги года

Циклограмма работы классного руководителя.

  

Ежедневно: 

1. Выяснение причин отсутствия учащихся.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно: 

  1. Проверка дневников учащихся.
  2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
  3. Работа с родителями (по ситуации).
  4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

Каждый месяц:                           

  1. Обобщение результатов успеваемости, ознакомление родителей с оценками за месяц
  2. Посещение уроков в своём классе.
  3. Встреча с родительским активом

Один раз в четверть: 

1.  Проведение родительского собрания.

Работа с родителями

(члены родительского комитета)

ФИО

Контактный телефон

1

Барановская Наталия Николаевна

89821887320

2

Лобовикова Марина Николаевна

89227996528

3

Бывальцева Елена Сергеевна

89224249494


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса.

В плане представлены цели и задачи воспитательной работы, характеристика класса и план мероприятий на учебный год....

Программа воспитательной работы классного руководителя

Воспитание безопасного поведения у подрастающего поколения – одно из важных направлений работы в рамках образовательного процесса, которое должно быть реализовано в современных условиях.Программа восп...

Программа воспитательной работы классного руководителя 11 Б класса Николаевской средней школы

Главный критерий процесса воспитания есть постулат "понять-принять помочь". Одна из целей моей воспитательной работы создание условий для развития творческих способностей одаренных детей.Очень значимы...

Программа воспитательной работы классного руководителя

Данная программа разработана на основе концепции воспитания И. П. Иванова (См.: Стефановская Т. А. Классный руководитель. – М. : Изд. Центр «Академия», 2006.), долгосрочная программа, рассчитана на 5 ...

Примерная программа воспитательной работы классного руководителя 2014-2015 учебный год

План составлялся с учетом планирования общешкольных мероприятий и работы социално-психологической службы школы....

Программа воспитательной работы классного руководителя "Дружный класс"

В настоящее время в России начинается становление новой системы воспитания. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит разв...

Программа воспитательной работы классного руководителя

Обучающиеся коррекционного учреждения с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Программа по воспитательной работе определяет содержание и механизмы развития и ...