"Как организовать классный час?"
материал на тему

Садрутдинова Лейля Идмасовна

Советы по организации классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_kl_chas.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Классный час может проводиться в форме

  • классного собрания
  • воспитательного часа (час классного руководителя)
  • экскурсии
  • тематической лекции
  • беседа (этическая, нравственная)
  • диспуты
  • встречи с интересными людьми
  • викторины по различным областям знаний
  • дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
  • КВНы;
  • интерактивные игры;
  • игры — путешествия;
  • театральные премьеры;
  • психологические игры и тренинги;
  • читательские конференции и т.п.

Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет функции:

  • просветительскую
  • ориентирующую
  • направляющую
  • формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция  вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

  • Определение темы и задач классного часа
  • Определение времени и места проведения классного часа
  • Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
  • Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
  • Анализ его результативности.

 

Советы по организации классного часа.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Организация и проведение  классного собрания

 

Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.

 

Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.

Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

  • распределяет поручения;
  • избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
  • слушает доклады учеников о выполнении поручений

  

В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.

В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

 

Организация и проведение нравственного классного часа

 

Главным назначением нравственного классного часа является:

  • нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
  • изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
  • критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников
  • развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

 

Организация и проведение психологических игр и тренингов

 

Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.

«Комплимент»

Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.

«Сравнение»

Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «нового русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.

«Волшебный магазин»

Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

«Знакомство»

Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.

«Всеобщее внимание»

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

«За что нам нравятся люди»

Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь.

«Рассмешить партнера»

Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора.

Организация и проведение тематического классного часа

 

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Примерная тематика классных часов

 

5-й класс

  1. Мир моих интересов
  2. Памятные даты моей семьи
  3. Обычаи и традиции народов мира
  4. Кем быть и каким быть?

6-и класс

  1. Мир моих способностей
  2. Памятные даты моей страны
  3. Обычаи и традиции моей страны
  4. Профессии милосердия и добра

7-й класс

  1. Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития
  2. Люди, на которых хотелось бы быть похожим
  3. Компьютер в жизни человека
  4. Азбука вежливости.

8-й класс

  1. Портрет друга, которого я хотел бы иметь
  2. Герб моей семьи. Каким он может быть?
  3. О вкусах не спорят?
  4. Профессионал. Кто он?

9-й класс

  1. Простые истории человеческой дружбы
  2. Улицы, от названия которых становится теплей
  3. Мои профессиональные приоритеты
  4. Как научиться говорить «нет»

10-й класс

  1. Как бороться с плохими привычками
  2. Моя страна на карте мира
  3. Я имею право, я обязан...
  4. Дом, в котором я живу...

11-й класс

  1. Любовь в жизни человека
  2. Вступая во взрослую жизнь...
  3. Моя миссия в мире
  4. Все работы хороши, выбирай на вкус.

 

Организация и проведение информационного классного часа

 

Главное назначение информационного часа - формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.

Правила подготовки информационного часа:

  • Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной
  • Информационный час должен быть мобильным
  • Информация должна быть оперативной и неизвестной  в классе
  • Информация в обзоре должна быть беспристрастной
  • Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)

 

Основные формы работы во время информационного часа:

  • газетные сообщения;
  • пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;
  • работа с политической картой мира и глобусом;
  • комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
  • формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
  • просмотр и обсуждение телематериалов.

Формы проведения информационных часов:

  • викторина (обзорная и тематическая);
  • информационный ринг;
  • конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
  • пресс — конференция;
  • встречи с интересными людьми;
  • праздники газеты и журнала;
  • вечера вопросов и ответов;
  • дискуссии;
  • путешествие во времени (история создания газет и журналов);
  • рекламная акция.

 

Примерная тематика информационных часов в школе

5-й класс

По странам и континентам.

Главные события страны и мира за неделю.

Газеты и журналы моей семьи.

Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.

Это интересно, это полезно; это необходимо.

Как читать газету.

6-й класс

История первой газеты и первого журнала.

Профессия - журналист.

Это интересно знать

Время, события, люди.

Горячие точки планеты Земля.

У карты мира.

Профессия - репортер.

7-й класс

Ведущие газеты страны и мира

Крупным шрифтом о главном

Главные темы первой полосы

Газетная лексика

Быть газетчиком опасно?!

8-й класс

Газетная сатира.

Журналисты в истории моей страны.

Планета за одну неделю.

Мир глазами журналистов ведущих газет.

Что мы знаем о создании газетного номера.

Как работать со статьей и журнальной публикацией.

9-й класс

Любимые журналисты о своей профессии.

Достоверная информация в достоверных фактах.

С трибуны главного редактора.

Достоверность и лживость газетных фактов.

Главные события прошедшей недели.

Политический олимп: имена и характеры.

10-й класс

Газетная полемика: методы и результат.

История событий в мире в газетных материалах.

Какой быть сегодняшней газете?

По следам газетных выступлений.

Самые значимые газетные рубрики.

Кто создает имидж газеты?

11-й класс

Роль газеты в моей жизни.

Политическая лексика. Чем она изобилует?

Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.

Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)

Интересное и важное газетной полосы.

Нравственные проблемы на страницах газет.

 

Организация и проведение викторины

Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.

Правила проведения викторин:

Тема викторины должна быть актуальной.

Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.

Вопросы   должны   учитывать   возрастные   особенности учащихся класса.

Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.

Учащиеся  должны   иметь  право   на  подготовку  своих вопросов к викторинам.

В викторинах всегда должны быть победители.

Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.

Викторины могут быть тематическими или обзорными.

Популярные темы викторин:

  • История государств и народов.
  • Дальние уголки земного шара.
  • Необыкновенные истории обыкновенных вещей.
  • Праздники, которые всегда с нами.
  • Природные катаклизмы.
  • Сказочные герои и их авторы.
  • Государства и их правители.
  • Музыкальные инструменты. О чем они могут рассказать.
  • Растительный и животный мир земного шара.
  • Великие полководцы и знаменитые солдаты.
  • Фильмы и их герои.
  • Знаменитые фразы знаменитых людей.
  • Великие первооткрыватели, их открытия.
  • Медицина и здоровье.
  • Обычаи и традиции народов мира.
  • Птицы, рыбы, звери...
  • Предметы, без которых нельзя жить.
  • Экзотические растения и цветы.
  • Знаки зодиака и гороскопы.
  • Автомобили, их создатели и владельцы.
  • Реки, озера, моря и океаны.
  • Физика вокруг нас.
  • Химия нашей жизни.
  • История войн и побед.
  • Картины и художники.

 

Подготовка досугового внеклассного мероприятия

 

Подготовительная работа перед посещением театра:

  • Изучение истории театров, их роли и влияние на судьбы людей.
  • Встречи с театральными деятелями, актерами.
  • Беседа «Театральное произведение и его автор».
  • Интерактивная игра «Театральный этикет».
  • Классный час «Актеры и роли».
  • «Театральная афиша» — игра — путешествие.
  • Анализ посещения театральной премьеры в классе.

Тематика экскурсий

  • Памятные места города, мимо которых мы проходим каждый день.
  • Если бы камни могли говорить...
  • Улицы, от названия которых становится теплей.
  • История храмов моего города.
  • Памятники старины и современности.
  • Люди, творившие историю.
  • Экономические гиганты моей страны.
  • Тайны природы и ее открытия.
  • Научные учреждения и их роль в жизни страны.
  • Музей приглашает в гости.
  • Сокровища театральных музеев.
  • Профессии наших родителей.
  • Мир растений моей земли.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся

  • Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
  • -интеллектуальные марафоны;
  • -дни интеллектуального творчества;
  • -защита интеллектуальных проектов;
  • -экскурсии в ВУЗы, НИИ и исследовательские лаборатории;
  • -встречи с учеными, изобретателями;
  • -интеллектуальные ринги и викторины;
  • -заседание клубов интеллектуалов;
  • -интеллектуальные олимпийские игры;
  • -школа интеллектуального развития.

Тематика часов по развитию интеллектуальных умений учащихся (примерная)

5 класс

В.И.Даль и его толковый словарь.

Я и мои способности.

Мир энциклопедий.

6 класс

Мои сильные и слабые стороны.

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и
видеть.

Мои «почему?» и ответы на них.

7 класс

Глубинные тайны человеческого познания.

Внимание и внимательность. Слова одного корня?

Как научиться управлять собой.

                                                 8 класс

Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?

Тренировка памяти — залог будущего успеха.

9 класс

Человек и творчество. Веление творения человечества.

Разговор с самим собой по душам.

День творческого представления в школе.

 

10  класс

Как научиться властвовать собой?

Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

11  класс

Пока я мыслю, я вижу.

Юмор в жизни человека.

И на Марсе будут яблони цвести.

Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:

просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр   кинофильмов,   которые   отражают   ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;

встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;

встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;

чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,

тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;

нравственные классные часы; интерактивные игры;

пресс-конференции, брифинги по данной теме.

Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек:

Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.

Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.

Мероприятия такого рода должны быть очень искренни ми и максимально откровенными со стороны взрослого.

Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.

Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.

Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать работу в группах

Памятка  для  учителя...

Доклад "Как организовать самоуправление в классном коллективе"

Организация самоуправления в классеТолько там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру»С.И.ГессенЗа по...

Классный час "Мир моих увлечений. Как я организую свое время".

Классный час с презентацией и векториной....

Если вы классный руководитель, рекомендации как успешно организовать воспитательно-профилактическую работу в классе

Рекомендации для успешной организации воспитательно-профилактической работы в классе...

«Как правильно организовать свое время» Классный час для – 9, 11 классов

Данный кл. час разработан для учащихся 9-11 классов, а так же его можно и нужно проводить с учителями для того чтобы научить педагогов более эффективно использовать время....

Статья классного руководителя "Организовать или помочь? Помочь организовать!"

Статья посвящена родителям девятиклассников и учителям, работающим в 9-х классах...

Сценарий классного часа "Тайм-менеджмент, или как эффективно организовать своё время"

Сценарий классного часа "Тайм-менеджмент, или как эффективно организовать своё время"...