Доклад "Как организовать самоуправление в классном коллективе"
материал по теме
Организация самоуправления в классе<?xml:namespace prefix = o /??>
Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру»
С.И.Гессен
За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррекции внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.
Как педагогу-воспитателю действовать в этой ситуации? Что из прошлого опыта самоуправленческой деятельности можно использовать в настоящее время? От чего следует решительно отказаться? Какие новшества смогут повысить эффективность самоуправления? На эти вопросы надо обязательно найти ответы каждому педагогу, работающему с детским коллективом. Для того чтобы более обоснованно и убедительно ответить на эти вопросы, необходимо иметь отчетливые представления о сущности самоуправления в детском коллективе, его целях, принципах, содержании и способах организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smoupravlenie.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самоуправления в классе
Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру»
С.И.Гессен
За последние годы произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррекции внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов и комсомольских групп обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.
Как педагогу-воспитателю действовать в этой ситуации? Что из прошлого опыта самоуправленческой деятельности можно использовать в настоящее время? От чего следует решительно отказаться? Какие новшества смогут повысить эффективность самоуправления? На эти вопросы надо обязательно найти ответы каждому педагогу, работающему с детским коллективом. Для того чтобы более обоснованно и убедительно ответить на эти вопросы, необходимо иметь отчетливые представления о сущности самоуправления в детском коллективе, его целях, принципах, содержании и способах организации.
Сущность, цели и принципы самоуправленческой деятельности
Сущность, как правило, отражается в определении понятия. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.И.Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М.Кротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т.Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Представления ученых о сущности самоуправления разделяют педагоги-практики и их воспитанники. Некоторые ученики понимают его как:
- управление жизнью класса;
- организацию дел для своего класса, а значит и для себя;
- решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
- школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общений и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Анализ практического опыта дал возможность установить основные признаки характера воспитательного процесса, каким его делают управление и самоуправление.
Добровольный процесс. Воспитания по принуждению нет. У каждого участника воспитательного процесса, у педагогов и воспитанников есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать коллективно нормы, обычаи, то есть вырабатывать основы поведения. Отсюда главная функция самоуправления – создавать эти основы. Задача педагога – воспитать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений.
Демократический процесс. В организации воспитательной деятельности учитываются интересы и потребности каждого члена, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согласию. Функция самоуправления – строить жизнедеятельность коллектива, идя от ученика, его интересов, запросов, идеалов. Задача педагога – воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений.
Гуманистический процесс. В воспитательной деятельности должно быть все во имя ребенка и для ребенка. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена. Функция самоуправления – разрабатывать и утверждать нормы гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения помогают воспринимать каждого как уникальную личность и способствуют самореализации ее неповторимости. Задача педагога – научить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.
Социальный процесс. Самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно-ориентационной, нормативной и др. Благодаря им в коллективе формируются специфические способы регуляции внутригрупповых отношений. Задача педагога – через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.
Творческий процесс. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству. Инициативное самоуправление – одно из условий проявления учащимися творческой энергии. Более того, оно дает возможность действовать всем не только в соответствии с возложенными на них обязанностями, но и согласно голосу собственной совести, в соответствии с требованиями подлинной нравственности. Задача педагога – направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.
Разновариативный процесс. Самоуправление, формирующееся на основании сложившегося опыта и традиций, с учетом типа школы, национальной культуры и традиций, делает воспитательный процесс разновариативным, неповторимым. Расширение границ самоуправленческой деятельности, вовлечение новых учащихся в его работу, усложнение задач – все это способствует появлению в воспитательном процесс инновационных подходов. Задача педагога – вести поиск результативных методов педагогического обеспечения постоянно развивающегося самоуправления.
Самостоятельный процесс. Самоуправление, построенное на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся, делает воспитательный процесс самостоятельным, то есть не зависимым от существующих установок, интересов администрации. Предоставление педагогической самостоятельности воспитателям и воспитанникам – необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества. Задача воспитателя – формирование у учащихся потребности и желания реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания, самообучения.
Цели самоуправленческой деятельности. Во-первых, содействие развитию ребенка. Речь идет о детском коллективе, ведущей функцией которого является обеспечение личностного роста его членов. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство (метод, инструмент) развития детей. «Самодеятельность, по утверждению Т.Е.Конниковой, - очень острое оружие: деятельность, совершаемая по внутреннему побуждению, обязательно отражается в чертах личности». Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие. Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и гражданского самоопределения учащихся. В-третьих, формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности. Оно не должно быть ограничено стенами ученого кабинета и даже рамками школьного здания. Выполнение постоянного или временного поручения может происходить и в детском саду, и в больнице, и на участке лесного хозяйства, то есть там, где возможно и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных устремлений детей.
Принципы самоуправления. Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления. Чаще всего научные и практические работники называют следующие принципы:
ü деятельное наполнение работы органов самоуправления;
ü социальная значимость деятельности самоуправления;
ü соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива;
ü взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления;
ü добровольность и выборность органов самоуправления;
ü инициатива, самодеятельность и творчество детей;
ü гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки;
ü сочетание деятельности постоянных и временных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы;
ü обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления;
ü взаимодействие всех органов самоуправления;
ü сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.
Содержание, организация и структура самоуправления
На страницах «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко убедительно показал, что содержание, способы организации и структура самоуправления обусловлены развитием жизнедеятельности воспитательного учреждения:
первый сводный отряд был сформирован тогда, когда возникла потребность заготавливать дрова, не нарушая при этом общий ритм жизни колонии;
воспитанника Буруна, руководившего первым сводным отрядом, сначала назвали атаманом, а потом дети и взрослые поняли свою ошибку, ведь атаманы были у бандитов, и решили называть его командиром, как в Красной Армии;
когда сформировалось несколько отрядов, то стала очевидной необходимость проведения совещаний их руководителей, так и появился новый орган самоуправления – совет командиров.
Деятельность, по мнению, А.С.Макаренко, рождает самоуправление, а не наоборот.
Такой деятельностью может быть выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу органом школьного самоуправления, либо проведение одного или нескольких дел, организаторам которых выступают объединенные общим интересом одноклассники, либо разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта, либо создание в классе клуба, членами которого являются учащиеся со схожими увлечениями. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по ее планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Постепенно самоуправлением будут охвачены все или большинство сторон жизнедеятельности классного коллектива. В этой связи следует обратить внимание на существование во многих учебных заведениях ошибочной практики работы с индивидуальными поручениями учащихся, когда они сначала распределяются, а затем предпринимаются попытки, чаще всего безуспешные, наполнить их деятельностью.
Организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде общей схемы.
Общее собрание коллектива. |
Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.
Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой микрогрупп, создаваемых для организации в классе познавательной, художественно-творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой, шефской и других видов деятельности. Микрогруппы объединяют в своем составе учеников на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.
Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы и т.п.). При их создании, как полагает М.И.Рожков, целесообразно помнить следующее:
à создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
à решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;
à в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
à органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;
à осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.
Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе. Воспитательный потенциал поручения, по утверждению В.Т.Кабуша, возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:
а) социально ценная направленность поручения;
б) личностная значимость для ребенка выполняемой им работы;
в) наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;
г) инструктивная оснащенность процесса поручаемого дела (цель и значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т.п.);
д) развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочки» их последовательности – от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.
На выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе большое влияние оказывает создаваемая в классе воспитательная система. Например, совет клуба может стать ведущим органом самоуправления в классе, где функционирует воспитательная система индивидуально-личностной ориентации, в которой системообразующим фактором является клубная деятельность. Совет дела, как правило, становится центральным органом самоуправления в классе, где создана воспитательная система социальной ориентации и доминирует коллективная творческая деятельность. Институт дежурных командиров или старост чаще всего встречается в учебных группах, где построены воспитательные системы рационально-познавательной ориентации. Художественный совет может стать приоритетным органом самоуправления, где действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации.
Как показывает практика работы образовательных учреждений, система ученического самоуправления находится в прямой зависимости от этапов развития коллектива. Эта зависимость зафиксирована в исследованиях В.М.Коротова, Г.М.Логутенко, Т.В.Орловой, Н.К.Твердохлебова, А.М.Филь, П.Т.Фролова. Опираясь на идеи этих авторов и наши наблюдения, раскроем содержание трех этапов.
Для первого этапа характерно проведение педагогическим коллективом работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, уважительного отношения к членам коллектива, желания и потребности помочь учителю, стремления к активной социальной деятельности. На этом этапе динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от педагога. Поэтому здесь целесообразно разработать и реализовать организационно-деятельностный проект по изучению уровня социальной активности учащихся и возможностей педагогов в ее развитии.
Главная позиция воспитанников в жизнедеятельности первичных и общешкольных коллективов – исполнительская. Позиция педагога – позиция учителя, то есть он личным примером, дидактическими приемами формирует у учащихся знания, умения, навыки самоуправленческой деятельности. Одновременно в процессе общеколлективных дел идет подготовка воспитанников к самоконтролю и самоанализу. Это в дальнейшем открывает возможность передачи функций управления отдельными делами от педагогов школы учащимся. Именно через коллективные формы идет активная подготовка учащихся к полной самоуправленческой деятельности.
Второй этап развития коллектива характеризуется стабильностью деятельности постоянно увеличивающегося ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Инициатива в самоуправленческой деятельности на этом этапе исходит не только от педагогов, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности коллектива полностью возглавляются учащимися. Формируются постоянно действующие органы самоуправления (штабы, бригады, содружества и др.). Члены этих органов становятся организаторами работы с учащимися по интересам, проведения дежурств. Все большее значение в жизнедеятельности учащихся приобретает собрание. Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Педагогический коллектив, опираясь на высшие органы самоуправления – собрание (конференцию) и исполнительные (комитеты, советы, парламенты), старается развить у учащихся потребности в самоанализе, самооценке и самоорганизации. Расширяется содержание деятельности учащихся и, соответственно, разнообразными становятся связи как в школе, так и за ее пределами.
На этом этапе развития самоуправления его члены начинают заниматься законодательной деятельностью. Имеется в виду создание законов, правил жизнедеятельности, деклараций сотрудничества, кодекса чести, символов коллектива. Они, с одной стороны, организуют взаимоотношения учащихся, а с другой - активизируют усвоение требований и соответствующих им способов поведения в коллективе.
Повышается статус актива в жизни образовательного учреждения. Приказом директора школы лидеры (уполномоченные) выборных органон школьного самоуправления включаются в состав педагогического совета школы, что подчеркивает социальную значимость актива в решении проблем школьной жизнедеятельности.
На данном этапе усиливается инструктивно-методическая работа педагогов в школе в связи с увеличением количества учащихся в органах ученического самоуправления.
Третий этап. Основой ученического самоуправления являются общественное мнение и твердо установившиеся традиции. Самоуправление здесь выступает не столько средством и формой сплочения коллектива, сколько принципом. Принцип самоуправления является обязательным элементом содержания, организации и управления воспитательным процессом в школе. Значение общественного мнении заключается в том, что сами учащиеся, независимо от статуса в коллективе, поддерживают социально значимые начинания и в зависимости от участия в них оценивают позицию своих сверстников. В свою очередь, общественное мнение вдохновляет детей на сознательное служение интересам коллектива, способствует реализации личных и общественных интересов, оптимальному сочетанию личного и общественного, общественного и личного. Складывается демократическое самоуправление, что меняет позицию педагога и воспитанника в коллективе.
На третьем этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность. Это завершающий этап в формировании системы ученического самоуправления. Для него характерны расширение прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправления; передача отдельных воспитательных функций педагогов ученическим коллективам; постоянное увеличение числа воспитанников, принимающих участие в организации жизни коллектива; повышение роли общественных детских и молодежных организаций в жизни коллектива; выполнение управленческих функций в порядке очередности.
На всех этапах развития система ученического самоуправления формируется под руководством членов педагогического коллектива на основании следующих принципов: каждому коллективу учащихся – свой орган самоуправления; самоуправлению школы – систему исполнительных органов; каждому направлению работы – орган самоуправления; каждому делу – свой организатор; каждому учащемуся – конкретное поручение; всем членам исполнительных органов – действенные права и обязанности; всем активистам – школу организаторов; всем органам самоуправления – единство действий и взаимодействие.
Динамика развития самоуправления на разных этапах развития коллектива представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива
Первый этап | Второй этап | Третий этап | |
Коллективу присущи: | отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе | сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива | наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления |
Функции самоуправления: | исполнительская | организаторская | управленческая |
Содержание функций: | получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др. | определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов | оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование |
Тенденция развития самоуправления: | метод | форма | принцип |
Элементы системы ученического самоуправления | задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др. | учком, старостат, комиссии, бригады, штабы и др. | коллективное планирование, проведение, анализ дела |
Способы привлечения учащихся к самоуправлению: | назначение ответственных лиц | выборность актива демократическим путем | участие каждого в организации дел в порядке очередности |
Позиция педагога: | учитель | консультант | партнер |
Характер деятельности педагога: | сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы | передает учащихся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы | сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач |
Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе.
Педагогическое обеспечение деятельности самоуправления
и его развития
Еще полвека назад В.Г.Яковлев доказал, что путь развития самодеятельности школьников можно представить следующим образом: от деятельности при непосредственном руководстве взрослых - к проявлению инициативы в этих же условиях, а далее – к самостоятельным действиям и проявлению инициативы без непосредственного руководства. Не случайно в период расцвета пионерского движения в стране вожатым и педагогам-воспитателям рекомендовали в работе по развитию самодеятельных и самоуправленческих начал в детских коллективах выделять три этапа с такими названиями-девизами:
I этап – «Делай, как я!»
II этап – «Делай, как большинство из нас!»
III этап – «Делай, как лучшие из нас!»
Чаще всего данный подход к развитию детского самоуправления приносил желаемые результаты. Но для его реализации педагогу надо иметь отчетливые и адекватные представления об уровне сформированности детского коллектива, о состоянии в нем деловых и эмоционально-психологических межличностных отношений, о наличии у школьников, особенно входящих в когорту активистов, организаторских умений и навыков. Объективная информация о процессе развития ученического коллектива и его членов является надежной опорой для воспитателя в подборе форм и способов педагогического обеспечения становления самоуправленческих начал в классном сообществе.
Академик Л.И.Новикова советовала педагогам не становиться (в большинстве случаев) организаторами коллективной деятельности учащихся. И придумывать дело, и проводить его, и подводить итоги должны сами дети.
Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.
Постепенно педагог формирует стиль взаимодействия с учащимися и их органами самоуправления. Например, заслуженный учитель России Н.В.Яникова в работе со своими воспитанниками старается соблюдать сформулированные для себя правила:
не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам;
гарантируй помощь каждому при подготовке дела;
выстраивай доверительные отношения с детьми;
избегай мелких несущественных замечаний (придирок).
В качестве принципов педагогической поддержки развития инициативы и самостоятельности учащихся можно взять высказывания знаменитых людей:
- «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей» (Г.Гегель).
- «Немало можно добиться строгостью, много – любовь, но всегда – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица» (И.Гете).
- «Каждый человек – исключение» (К.Ижиковский).
- «Детство – равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду» (И.Песталоцци).
- «Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера» (С.Смайло).
- «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником» (М.Горький).
- «Кто…умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе (Я.Коменский).
Такие принципы, правила или требования помогают классному наставнику занять педагогически целесообразную позицию в работе с детским коллективом, его членами и органами самоуправления, а следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития и жизни детей в классном сообществе.
Рекомендуемая литература
- Инновационные подходы к организации школьного самоуправления/Авт.-сост. И.Д.Демакова, Н.Л.Селиванова. – М., 2004.
- Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. – Мн., 1999.
- Классному руководителю о самоуправлении в классе/Авт.-сост. М.А.Александрова, Е.И.Баранова и др. – М., 2005.
- Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. – М., 1959-1960.
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2004.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.
- Самоуправление в школе/Сост. В.В.Вавуло, О.В.Крючкова, О.А.Хаткевич. – М., 2002.
- №8, 2006г. Классный руководитель. – М., 2006г.
- №8, 2003г. Классный руководитель. – М., 2003г.
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Адаптация – приспособление к окружающим условиям.
Беседа – метод выявления знаний, мотивов, интересов, представлений и т.д. в условиях взаимодоверительных отношений путем анализа ответов по заранее сформулированным вопросам.
Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Дисциплина – определенный порядок поведения.
Интерес – избирательная направленность внимания.
Коллектив – высокоразвитая группа, характеризующаяся сплоченностью, целеустремленностью, ценностно-ориентационным единством и пр.
Коммуникация – деловые и межличностные связи людей в процессе совместной деятельности. Каналы коммуникации – пути, по которым распространяется информация от человека к человеку.
Метод – прием или система приемов в какой-либо деятельности.
Методика – совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо.
Отношение – индивидуальная, избирательная, осознанная связь личности с той или иной стороны объективной реальности.
Поведение – система действий и поступков человека, в которой проявляется его личностная направленность.
Самоуправление – демократический способ организации коллективной (общественной) жизни.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека, врожденных и приобретенных в процессе социализации, обусловливающая типичные для нее способы поведения. Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.
Из опыта работы классного руководителя....
Модель самоуправления в классном коллективе
Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...
Организация самоуправления в классном коллективе
Организация самоуправления Особенности системы определили своеобразие модели ученического самоуправления «НИИ "Росток"». В названии заложены желаемые качества классного коллектива и его ч...
Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"
«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...
Самоуправление в классном коллективе
Структура самоуправления в 6 классе...
Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена
В статье идет речь об организации самоуправления в классном коллективе...
Самоуправление в классном коллективе
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализаци...