Программа воспитательной работы «Подросток»
материал на тему
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Могущество воспитания таково, что только
благодаря воспитанию в отдаленном будущем
несовершенное человечество может
превратиться в совершенное общество.
Р.Оуэн
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.
Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
Я представляю программу воспитательной работы «Подросток».
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в школе является важным звеном в становлении личности школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
- Психолого –педагогическая характеристика классного коллектива
В классе 26 обучающихся: 11 мальчиков и 15 девочек. В коллективе воспитанников сформирован слабый познавательный интерес к образовательно-воспитательному процессу. Свидетельством тому является безответственное отношение к учению.
Взаимоотношения в классе складываются не всегда мирно, хотя большая часть класса дружат и проводят время вне школы. Среди мальчиков можно выделить двух лидеров , которые очень часто негативно влияют на остальных и подают им плохой пример. Это Лебедев Александр и Залетин Никита. Среди девочек уже несколько лет лидером является Воронцова Даша. Девочка энергичная, хорошо учится и принимает участие во всех классных делах. Большая часть ребят в классе «ведомые» - примыкают то к одним, то к другим.
Большая часть детей проживают недалеко от школы, поэтому многие продолжают общаться, приходя на спортивные секции, кружки, индивидуально-групповые занятия.
В общественной деятельности ребята проявляют себя по-разному. Большинство с удовольствием участвуют в концертах и различных выступлениях. К обязанностям в классе не все относятся ответственно.
- Социальный паспорт класса.
Класс: _8___
Классный руководитель:_Черных Н.В.___
Социальный педагог:_Березина Л.А.____
1.Количество учащихся:_26__
Количество девочек:_15__, количество мальчиков:_11__
Год рождения детей:_1998, 1999, 2000__
2.Состав семей:
ФИО детей | Дата рождения | ФИО родителей | |
Многодетные семьи | Назимова Наталья Александровна | 1998 | Короткова Ольга Владимировна Назимов Александр Николаевич |
Назимова Юлия Александровна | 1999 | ||
Назимова Анна Александровна | 2006 | ||
Неполные семьи (потеря родителя) | Воронцова Дарья Юрьевна | 1999 | Воронцова Ольга Арнольдовна |
Лебедев Александр Евгеньевич | 1999 | Лебедев Евгений Павлович | |
Смирнова Анастасия Вячеславовна | 1999 | Смирнова Екатерина Павловна | |
Чернов Алексей Валерьевич | 1999 | Чернова Татьяна Сергеевна | |
Неполные семьи (развод) | Атаев Артем Игоревич | 1999 | Атаев Игорь Станиславович |
Вылегжанина Эльмира Михайловна | 2000 | Вылегжаниа Ольга Александровна | |
Дубинова Ксения Олеговна | 1999 | Дубинова Ольга Сергеевна | |
Неполные семьи (матери-одиночки) | Назимова Диана Эдуардовна | 1999 | Назимова Людмила Николаевна |
Неблагополучные семьи | _______ | ||
Малообеспеченные семьи | _______ | ||
Дети, проживающие в дет. доме | ________ | ||
Дети-сироты | ________ | ||
Дети из семей беженцев, переселенцев | ________ |
Единственные дети в семье:__9 семей______
Имеют братьев и сестер:__17 семей________
3.Образовательный уровень родителей
Образовательный уровень | Количество |
Высшее образование | 5 |
Среднее специальное | 22 |
Среднее | 11 |
Начальное профессиональное | 8 |
5.Состояние здоровья детей
- находятся на индивидуальном обучении:__----_____
- имеют хронические заболевания:__4______
2. Основания для разработки программы.
Закон РФ «Об образовании»
Конституция РФ
Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000г №751.
Конвенция ООН о правах ребенка
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.г.
3.Цель и задачи программы.
Цель данной программы - обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию конкурентоспособной личности, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений обучающихся;
- ведение целенаправленной и активной работы со всеми учащимися класса, раскрывая их способности, задатки, индивидуальность;
- активизация широкого выбора видов и форм деятельности школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Основные задачи программы.
1.Смоделировать образовательно-воспитательный процесс, обеспечивающий формирование опыта самостоятельного и коллективного действия, самопознания, самореализации, на основе которых может быть осуществлено личностное, социальное самоопределение, воспитание культуры личности.
2.Формировать коммуникативные навыки.
3.Приобщить детей к традициям школы, к обычаям русской культуры, истории.
4.Построить систему сотрудничества и социального партнёрства с семьей и учреждениями дополнительного образования.
5.Создать условия для развития потребности в здоровом образе жизни.
6. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
7. Обеспечить рефлексивно-аналитическое и прогностическое сопровождение программы.
Для исследования результативности функционирования воспитательной системы социокультурного комплекса целесообразно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методик изучения:
Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели | Методики изучения |
1. Сформированность индивидуальности учащегося школы | Самоактуализированность личности учащегося школы | Портфолио учащегося, метод анализа личностных достижений детей |
Нравственная направленность | Тест Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», педагогическое наблюдении | |
Креативность личности учащегося | Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся | |
Самоэффективность личности учащихся | Тест на определение самоэффективности (Р. Шварцер) | |
2.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса | Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе | Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» |
Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе | Методика Е. Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» | |
Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе. | Анкета для родителей (В. А. Андреева) |
4. Управление процессом воспитания в классе
4.1. Совместная работа с общественными организациями и методическими центрами.
- связь с общественными организациями (поселковая администрация, школьный музей, библиотеки, Дом культуры и т.д.);
- методист по воспитательной работе ИДЦ городского округа г. Шахунья;
4.2. Административная работа
- знакомство с опытом воспитательной работы других учителей школы;
- обмен опытом;
- методическое объединение классных руководителей;
- психолого-валеологическая служба.
4.3. Работа с классным коллективом
- классные собрания;
- работа с активом класса;
- работа с творческими группами класса.
4.4. Работа с родителями
- всеобуч для родителей;
- работа с родительским комитетом;
- совместные дела родителей и учеников.
4.5. Сбор информации
- педагогические наблюдения;
- анкетирование, мониторинг;
- анализ собранной информации.
4.6. Планирование
- разработка программы и планов воспитательной работы, направленных на развитие учащихся, на повышение их уровня воспитанности;
- подбор форм и методов в соответствии с собранной информацией.
4.7. Контроль и коррекция
- анализ и оценка программы воспитательной работы (пед. советы, ШМО классных руководителей)
5. Сроки реализации программы
Первый этап – 2013-2014 уч.г.
Второй этап – 2014-2015 уч.г.
Программа расчитана на два года.
6.Основные направления программы
6.1.Обеспечение жизни и здоровья учащихся. «Здоровье».
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
Задачи:
- Достичь максимально возможного уровня физического развития и здоровья детей.
- Всесторонне развивать физические качества и двигательные способности ребёнка.
- Проводить профилактику заболеваний.
- Укреплять здоровье, закаливать организм.
- Следить за состоянием здоровья.
- Формировать у детей потребность быть здоровыми, а также устойчивый интерес к физической культуре и спорту.
- Вооружить учащихся, учителей и родителей знаниями по использованию средств физической культуры в учебной, трудовой и семейной жизни.
- Проводить мониторинг здоровья детей: следить за уровнем здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и уровнем осознанности ценности здоровья.
Для реализации целей и задач данного направления выбраны следующие формы работы.
Классные часы:
Спорт в моей жизни.
«Быстрее, выше, сильнее». Олимпийские игры.
«Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят».
Встреча со школьной медсестрой и стоматологом. Гигиена школьника.
Классные мероприятия:
Устный журнал. «Береги здоровье смолоду».
Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни.
Спортивный праздник.
6.2. Обеспечение позитивных и межличностных отношений. «Общение».
Цель: формирование человека самосовершенствующегося, обладающего чувством собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих, способностью к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке;
формирование СУМ – самоуправляющих механизмов личности.
Задачи:
1. Воспитывать человека действия, готового проявлять себя в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности.
2. Прививать иммунитет к негативным влияниям окружающей среды.
3. Выстраивать оптимальный стиль взаимоотношений в группе, с группой и с лидером.
4. Создать в группе обстановку сотрудничества, сотворчества, позицию педагога «рядом и впереди».
5. Устранять или свести к минимуму отрицательные эмоции, чувства тревоги, возникающего при критическом рассогласовании.
6. Позволить каждому участнику воспитательного процесса ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность.
Для реализации целей и задач данного направления выбраны следующие мероприятия:
Классные часы:
Основные законы бесконфликтного существования.
Любознательность – путь к знаниям.
О жадности и жадных.
С детства дружбой дорожи.
Классные мероприятия:
День мамы.
Праздник 23 февраля.
В царстве вежливости и доброты.
День именинника.
6.3. Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования. «Интеллект».
Цель: Развитие в учащихся способности рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
2. Создать условие для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор, любознательность.
Для реализации намеченных задач провести следующие мероприятия:
Классные часы:
Знание есть следствие великого труда.
О наблюдательности и внимательности.
Исторические сюжеты.
Классные мероприятия:
Путешествие в страну знаний.
Поле чудес.
6.4. Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся. «Гражданин».
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России.
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей.
Классные часы:
Почетные жители поселка. Улицы поселка.
Устав школы, традиции и обычаи школы. Права и обязанности учащихся.
«Любить свое Родину – значит быть ей полезным».
Основной закон государства России.
Классные мероприятия:
Моя родословная.
Есть такая профессия – Родину защищать.
9 мая (литературно-музыкальная композиция).
6.5.Профилактическая деятельность.
Цель: подведение ребенка к процессу самовоспитания и перевоспитания; коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
Задачи:
Помочь ребенку преодолеть социально педагогические трудности, перешагнуть через возникший кризис.
Формировать адекватную самооценку.
Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
Перестроить отношения к ребенку на основе личностного подхода.
Основными направлениями в этой области являются:
- изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- установление межличностных контактов с каждым ребёнком;
- создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
- помощь учащимся в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе (учителями, руководителями кружков, секций);
- оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за её пределами;
- взаимодействие с родителями с целью поддержки развития учащегося;
- учёт личных достижений каждого ребёнка, создание ситуаций успеха.
6.6.Педагогическое сопровождение семейного воспитания.
Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания; помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.
Задачи:
Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно – нравственных основ семейного воспитания.
Помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи.
Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.
Тематика родительских собраний:
Сентябрь:
Педагогическое мастерство родителей при воспитании детей в семье.
Семья как социально – нравственная ценность.
Октябрь:
Духовно – нравственные основы семьи и традиции в семейном воспитании.
Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся.
Декабрь:
Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания.
Творческая одаренность: социальный смысл и психолого-педагогические проблемы (развитие, диагностика, обучение и воспитание «талантливых» детей).
Февраль:
Особенности развития и формирования личности ребенка.
Современная семья глазами разных специалистов: психолога, педагога, социолога, священника.
Май:
Проблема содержания семейного общения.
Знакомство детей в семье с образами русской, художественной и музыкальной культуры.
7.Ожидаемые результаты .
А также результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в старшее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Утверждено
руководитель
образовательного учреждения
_________ Н.Н. Шустина
МБОУ Сявская СОШ
Нижегородская область г. Шахунья
р.п. Сява
Программа воспитательной работы
«Подросток»
Срок реализации 2013-2015гг.
Возрастная группа 13-15 лет
Составитель:
Черных Н.В.
2013 г.
Содержание:
1.Пояснительная записка
- Психолого –педагогическая характеристика классного коллектива
- Социальный паспорт класса.
2.Основания для разработки программы
3.Цель и задачи программы.
4. Управление процессом воспитания в классе.
5. Сроки реализации программы.
6.Основные направления программы.
6.1. Обеспечение жизни и здоровья учащихся. «Здоровье».
6.2. Обеспечение позитивных и межличностных отношений.
«Общение».
6.3. Содействие освоению школьниками программ общего и
дополнительного образования. «Интеллект».
6.4. Осуществление патриотического, гражданско-правового
воспитания, формирование социальной компетентности
учащихся. «Гражданин».
6.5.Профилактическая деятельность.
6.6.Педагогическое сопровождение семейного воспитания.
7.Ожидаемые результаты .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы "Подросток"
Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...
Программа воспитательной работы по нравственному воспитанию детей «Я – подросток»
Программа воспитательной работы с детьми старшего школьного возраста...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы "Я - подросток, я - личность" 8-9 класс
Срок реализации 2 года...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...
Программа воспитательной работы "Подросток"
Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей ...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ по профессии 28.01.08 "Машинист на открытых горных работах"
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ по профессии 28.01.08 "Машинист на открытых горных работах"...