"Лесные тайны"
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Павлова Лариса Владимировна

Внеклассное мероприятие на региональном научно-практическом семинаре в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_lesnye_tayny.docx534.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ногинская специальная (коррекционная)

школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

МЕРОПРИЯТИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ СЕМИНАРЕ

«ЛЕСНЫЕ ТАЙНЫ»

8 КЛАСС

E:\Фотки 2015-2016 год школа\ALIM7372.JPG

          Павлова Л. В., учитель естествознания, классный руководитель,

                                      высшая квалификационная категория

 

26.02.2015 г.

Цель: научить обучающихся правильному поведению в природе, соблюдению законов об охране природы.

Задачи:

  1. Научить различать деревья средней полосы России.
  2. Показать значение Красной книги как основного документа об охране природы.
  3. Прививать учащимся бережное отношение ко всему живому.
  4. Применять игровые, здоровьесберегающие технологии, а также КТД и коррекционно-развивающие технологии.
  5. Формировать память, мышление, воображение.

Оборудование: (доска оформлена в виде станций)

Название мероприятия «Лесные тайны».

Красная книга Московской области, иллюстрации  растений из Красной книги.

Иллюстрации грибов (съедобные и ядовитые).

Гербарные образцы деревьев.

Иллюстрации лекарственных растений.

Презентация «Лесные тайны».

Фонограмма «Голоса птиц».

Презентация «Закаляйся».

Фонограмма мелодии «Голубой вагон».

Иллюстрация вагончика.

Корзина.

Экологические знаки, иллюстрации правил поведения в природе.

                                             

План мероприятия.

  1. Организационный момент. Фонограмма лесных звуков. Стихотворение о лесе «Шуми, шуми, зелёный лес!»
  2. Вступительная беседа о лесе. Объявление начала путешествия.
  3. Станция «Лесная аптека». Викторина.
  4. Станция «Деревья наших лесов». Викторина.
  5. Станция «Красная книга». Иллюстрации растений.
  6. «Поляна экологических знаков». Стихотворение «Забывчивый охотник…»
  7. Станция «Спортивная». Физминутка «Закаляйся».
  8. «Поляна забавных игр».
  9. Станция «Лесные тайны» (презентация).
  10.  Заключительная беседа об охране природы.
  11.  Итог мероприятия.

Конспект мероприятия.

  1. Организационный момент.

Звучит фонограмма лесных звуков. Стихотворение о лесе «Шуми, шуми, зелёный лес!»

Ученик. Шуми, шуми, зелёный лес!

               Знаком мне шум твой величавый,

               И твой покой, и блеск небес

               Над головой твоей кудрявой.

               Я с детства понимать привык

               Твоё молчание немое,

                И твой таинственный язык

               Как что-то близкое, родное…

  1. Вступительная беседа о лесе. Объявление начала путешествия.

- Много тайн и загадок таит в себе лес. Ни в одной стране нет таких лесов, как в России. Лес является источником огромных богатств. Раньше вся территория  Московской области была покрыта густыми еловыми, сосновыми, широколиственными лесами. К настоящему времени много лесов вырублено. На их месте выросли города и посёлки, а в лесах стало меньше древесных пород.

Сейчас на территории области преобладают смешанные леса. Польза леса огромна.  Не будь леса, не будет и человека, растений, животных, не будет и жизни на Земле!

Нет на планете человека, чья жизнь не была бы связана с лесом, с жизнью деревьев. Оглянитесь в своём классе, посмотрите, что в нём сделано из дерева?  Почему в лесу легко дышится? (Много кислорода). В этом и есть самая огромная польза леса.

Объявление начала путешествия.

- Сегодня мы совершим путешествие по лесным тропинкам. На доске изображена карта с различными станциями. Итак, наш поезд отправляется в дорогу.

  1. Станция «Лесная аптека». Викторина.

- Наша земля таит в себе огромные целительные силы. Лекарственные травы и раньше были в почёте. А сейчас интерес к ним возрос ещё больше. Давайте и мы вспомним некоторые лекарственные растения.

(На доске иллюстрации растений).

                               

Викторина.

  1. Из ягод этого кустарника варят варенье, которое  используют  как жаропонижающее средство при высокой температуре, при простуде. (Малина)
  2. Плоды этого растения оказывают противовоспалительное действие при расстройстве кишечника, при воспалении дёсен, при кожных заболеваниях. Замечено: те из людей, кто её постоянно ест, не жалуются на зрение и в преклонные годы. (Черника)  
  3. Почки и листья этого дерева помогают от ревматизма, радикулита. Особенно полезен для организма  берёзовый сок. Только собирать его надо умело – вовремя закрыть рану. (Берёза)
  4. Соком этого растения раньше выводили веснушки и пигментные

пятна. (Одуванчик)

  1. Листья этого дерева имеют форму сердечка. Его душистые цветы привлекают пчёл. И какой вкусный получается мёд! А из его лыка в старину плели лапти. (Липа)

  1. Станция «Деревья наших лесов». Викторина.

(Демонстрация гербарных образцов)

- О каком дереве идёт речь?

1. Хороша ты любою порою,

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты Отчизны моей

И девичьи мечты, и печали,

Словно старшей  подруге своей. (Берёза)

 2. В рощах этого дерева князья собирались на важные советы, а простой народ прятался во время нашествия врага. Это дерево – долгожитель, т. к. может жить более тысячи лет. Отличается красотой, мощью, силой, величием. (Дуб)

3. Из какого хвойного дерева делают различные части музыкальных

инструментов, особенно скрипок? (Ель)

 4.Название какого хвойного дерева в переводе на русский язык означает «скала»? (Сосна)

5. Какое дерево используется в производстве спичек? Его ещё называют «дрожащим тополем». (Осина)

 

 

5. Станция «Красная книга». Иллюстрации растений.

Стихотворение (ученик)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

- Дикорастущих растений с красивыми цветками стало меньше. Их не надо рвать совсем! Лучше научиться их рисовать или фотографировать.

Демонстрация Красной книги и редких растений.

- Красная книга – это сигнал бедствия, который сообщает нам о том, что природа в опасности. Растения, занесённые в Красную книгу, подлежат охране. Что из себя представляет Красная книга? Рассмотрим.

(Учитель показывает страницы и называет растения)

- Первая Красная книга появилась в 1966 г. Она была составлена Международным союзом охраны природы для всей планеты. Красная книга России – в 1985г. Красная книга Московской области – в 1997г.

6. «Поляна экологических знаков». Стихотворение «Забывчивый охотник…»

- Многие из нас не знают самых простых правил поведения в природе. Давайте разберём, какие законы природы и правила мы не должны нарушать.

Работа с экологическими знаками. (Ответы учащихся)

- Давайте прочитаем правила поведения в природе (читают учащиеся)

1. Никогда не наноси вред природе!

2. Не шуми на прогулках, не пугай животных!

3. Учись слушать голоса природы.

4. Не включайте в лесу магнитофон – природа любит тишину!

5. Не сбивай  мухоморы! Ими лечатся лоси и другие животные.

6. Не разоряй муравейники! Муравьи – лесные санитары!

7. Не разжигай в лесу костры. Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы и звери.

8. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто тебе встретился в природе.

- Чтобы уберечь лес, спасти от преждевременной гибели, за его состоянием должны следить не только лесники, но и каждый из нас должен заботиться о нём – беречь, охранять, не наносить ему раны. В настоящее время в Подмосковье идёт интенсивная работа по восстановлению лесов. Специальные службы следят за состоянием лесов.

- Костры запрещены! Создано «Всероссийское движение «Возродим наш лес!» В лесах есть природоохранные знаки. В Подмосковье работает специальная лесная противопожарная служба, которая имеет в своём распоряжении автотранспорт и вертолёты. По статистике, в 9 случаях из 10 виновник пожара – оставленный костёр.

- Послушайте, что произошло с лесом по вине невнимательного человека.

Стихотворение «Забывчивый охотник…» (учащиеся)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

- Вот что может произойти по вине охотников, туристов, забывчивых людей.

  1. Станция «Спортивная». Физминутка «Закаляйся».

- Сейчас мы с вами немного отдохнём. Давайте проведём физминутку.

(Под песню в исполнении В. Винокура

«Закаляйся, если хочешь быть здоров».)

  1. «Поляна забавных игр».

- Ну какой же лес без грибов? Посмотрите на эту коллекцию. Видите, как много здесь грибов? Почему так говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут». (Человек может по ошибке сорвать ядовитый гриб, но в корзину класть его не станет). Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка. Сейчас мы проверим, знаете ли вы грибы? Вам надо пойти и собрать в корзину только съедобные грибы, а несъедобные оставить.

На доске (иллюстрации грибов)

                                                       

http://antikvariat.pp.ua/images/raznoe_9-big.jpg

белый      

 подосиновик        

ложные опята

мухомор        

 бледная поганка    

маслёнок

подберёзовик  

 сыроежка    

желчный гриб

(Дети собирают грибы под музыкальное сопровождение, а затем называют, какие грибы они собрали, а какие не взяли и почему).

  1. Станция «Лесные тайны» (презентация).

- Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в таинственный лес.

  1. Заключительная беседа об охране природы.

- Россия – самая богатая лесом страна в мире. 1/3 её территории покрыта лесом. И мы должны ценить эти богатства, считать лес своим другом. Назвать лес своим другом – это еще не всё. Надо, чтобы и лес почувствовал в нас своих друзей. Да, у нас в стране есть хорошие постановления, законы об охране природы. Но нам еще необходимо научиться вести себя в природе, уважать ее законы. Существуют следующие Законы РФ.

Закон РФ «Об охране, использовании животного мира».

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

  1.  Итог мероприятия.

- Вы все сегодня хорошо работали. Молодцы! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Тайны лесного царства" 7 класс

Игра состоит из нескольких конкурсов разной тематики о природе Дальнего востока....

Сценарий мероприятия "Тайны лесной тропинки"

Сценарий мероприятия "Тайны лесной тропинки" можно провести", как на уроках "Окружающего мира", так и во внеурочное время....

Конспект занятий с использованием Современных образовательных технологий "Тайны лесных жителей"

Расширить знания учащихся о лесных жителях воспитывать любознательность, бережное отношение к природе....

МЕРОПРИЯТИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ СЕМИНАРЕ «ЛЕСНЫЕ ТАЙНЫ»

Мероприятие (региональный семинар) в коррекционной школе...

Школьная газета "Лесные тайны"

Содержит материал о мероприятиях в рамках Года экологии...

Школьная газета "Лесные тайны", 2016 год

Газета содержит материал о правилах поведения в лесу, первом заповеднике в нашей стране, интересные факты о лесе....

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...