Роль классного руководителя в профилактике правонарушений
материал (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Кириллова Татьяна Николаевна

В докладе обобщается опыт классного руководителя, рассказывается о позитивных направлениях деятельности, способствующих правильному формированию личности подростков, их жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_klassnogo_rukovoditelya.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя

 в профилактике правонарушений        

         

Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Роль классного руководителя в профилактике правонарушений важнейшая и очень сложная, потому что основная функция – воспитание личности, гражданина, и нельзя добиться успеха без ежедневной целенаправленной и систематической работы.  Как классный руководитель я взаимодействую с учащимися и их родителями, а также с администрацией школы, учителями, социальным педагогом,  работниками учреждений дополнительного образования;  представителями социальных и правоохранительных служб района и других организаций.

Аналитическая работа и работа с документацией - основа деятельности классного руководителя. Правильное целеполагание и планирование воспитательной работы невозможно без диагностики уровня воспитанности, индивидуальная работа начинается с изучения личности подростка. В начале каждого учебного года я занимаюсь паспортизацией семей, выявляю трудных детей, создаю банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью последующей помощи. В настоящий момент никто из учащихся моего класса не стоит на внутришкольном учете.

Одним из главных направлений по профилактике правонарушений подростков я считаю организацию педагогической поддержки: работу по ликвидации неудовлетворительных оценок и предупреждению пропусков занятий без уважительной причины. Я веду ежедневный контроль успеваемости  и посещаемости, информирую  родителей, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками, создать "ситуацию успеха".

Другим направлением  является организация психологической помощи: изучение личности, социологические исследования, анализ проблем семейного воспитания,  психологического своеобразия учащихся, психологические тренинги, индивидуальные беседы с подростками с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

           Особенностью школьников среднего возраста считается то, что они тянутся к самостоятельности, хотят казаться взрослыми, но социального опыта, практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. В этой ситуации на первый план выходит профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма. Предупреждением привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам занимаюсь с 5 класса, так как по статистике первые пробы сигарет и спиртного относятся к 10-12 годам. Для этого использую такие формы работы, как анкетирование учащихся и родителей, круглые столы и тренинги.  Провожу беседы и классные часы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, например: «Что такое здоровый образ жизни?», «Стоп-спайс», «Наркотикам – нет!»,  «Мое самочувствие». Такие мероприятия позволяют сделать свой выбор в пользу здорового образа жизни.

Правовое воспитание – это знакомство с законами и видами наказаний за их несоблюдение. В моем классе дети очень эмоциональны, подвижны.   Определенную трудность создает то, что класс многонациональный, приходится учитывать возможность правонарушений на этой почве. Я проводила беседы о толерантности, о многообразии культур и верований, народных традиций. В рамках правового воспитания провожу классные часы: «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «Профилактика правонарушений», «Азбука нравственности», мероприятия  с участием работников КДН, ГИБДД, прокуратуры, пожарной инспекции. Проведение разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, дает мотивацию на ответственность за свои действия.

Считаю важнейшим направлением гражданское и патриотическое воспитание. Деловая игра «Выборы», беседы о Конституции, акции «Ветеран», «Посылка солдату», участие в митингах и тематических классных часах способствуют уважению к традициям страны, к ее законам. Подростки, в том числе «трудные», охотно помогают ветеранам. Мой класс шефствовал над Г.С.Максименко и каждую весну юноши копали весь огород и сажали картошку. Это было почетной традицией: ребята испытывали радость от того, что совершают благое дело. Учащиеся моего класса поздравляют ветеранов с праздниками, проводят встречи с ними, которые вызывают чувство гордости за героев, уважения к ветеранам и пожилым людям.

Организация свободного времени. Подробнее остановлюсь на организации досуга. Я поддерживаю своих ребят в стремлении заниматься физкультурой, спортом, к участию в соревнованиях различных уровней. Учащиеся из моего класса занимаются не только в кружках и секциях на базе школы, но и в учреждениях дополнительного образования вне школы: в спортивной школе, в ДШИ на отделениях народных инструментов, вокального и хорового пения,  художественном и хореографическом; в ЦТР и ГО: на отделениях «Юнкор» и вокал, в ДК п. Центральный. В кружках и секциях заняты все, многие – в нескольких, в том числе вне школы – 14 человек из 22.  При необходимости я работаю в тесном контакте с их педагогами, в том числе по коррекции расписания, посещаемости занятий и т.д.

Организация путешествий и экскурсий играет важную роль в профилактике правонарушений. Приобщение детей к культурному, природному наследию сказывается положительно на их воспитании, формирует положительную мотивацию. Со своими ребятами мы побывали в московском зоопарке, в музее Дарвина, в тульском ТЮЗе, в музеях оружия и пожарной техники. Все это помогает развитию положительных интересов, обогащает духовно и эмоционально, организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Активно вовлекаю ребят в работу школьного лагеря, организуя их занятость  в каникулярное время. Мы ходим  в традиционные многодневные походы.

Эффективность процесса воспитания ребенка зависит от  согласованности действий семьи и классного руководителя. К сожалению, не все родители заботятся о духовно-нравственном воспитании ребенка, видя свою роль в том, чтобы накормить и одеть, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. В некоторых семьях ослаблен контроль за свободным временем, за поведением и успеваемостью, отсутствует должное взаимопонимание и доверие. Ситуация осложнена и тем, что есть неполные семьи, также у многих детей один из родителей работает в Москве.  Я стараюсь вовлекать в совместную работу всех членов семьи, влияющих на подростка, в том числе бабушек и старших братьев, если они помогают в воспитании ребенка. Работа с родителями ведется в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, при посещении семей: это ежедневное общение, как планируемое, так и экстренное, ситуационное. В посещении семей при необходимости участвуют члены родительского комитета.  В отдельных случаях к работе с семьей привлекаю социального педагога.

На родительских собраниях касаемся тем: «Возрастные особенности школьников», «Развитие интересов подростка», «Участие родителей в организации досуга детей» и др. Мы приглашали бабушек на классный час ко дню пожилого человека, родители присутствуют на огоньках и других мероприятиях, помогали детям в работе над сочинениями «Найди героя в своей семье», вместе с ними мастерили  поделки для выставки «Что ни соринка, то картинка!» Эта работа сближает не только семью и школу, но и детей с родителями.

Стараюсь быть в курсе происходящего в классе. Мы живем по пословице: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».  Так что вся работа по профилактике правонарушений подростков  построена на одном стремлении: вырастить людей со счастливой судьбой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.

Обобщение опыта работы классного руководителя по данной теме....

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе

Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе....

Роль классного руководителя в профилактике правонарушений

Воспитание – это помощь человеку в становлении самого себя, когда это не происходит само собой.Это как раз касается взаимоотношения классного руководителя и учащихся группы риска или так называе...