Роль классного руководителя в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.
статья по теме
Обобщение опыта работы классного руководителя по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Балабанова Наталья Геннадьевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21»
г. Пермь
Роль классного руководителя в профилактике употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.
2012 год
Роль классного руководителя в профилактике
употребления психоактивных веществ.
Уже десятилетие проблема злоупотребления психоактивными веществами перестала быть сугубо медицинской. Вовлечение несовершеннолетних и молодежи в эту губительную для нации эпидемию происходит в геометрической прогрессии. В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Количество россиян, употребляющие наркотические вещества, выросло в несколько раз и составляет сегодня, согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, около 6 миллионов человек. (По неофициальным данным, сейчас в России более 12 миллионов наркоманов.) В России около 4 миллионов подростков употребляют наркотики, среди этих несовершеннолетних 1 миллион – наркозависимые. Только за последние пять лет возраст начала потребления наркотических средств в России снизился с 17 до 14,5 лет, а злоупотребления алкоголем – до 11 лет. На педагогов возлагается наиболее трудная и ответственная миссия – профилактика злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних, недопущение даже единичной пробы.
Причина особой остроты проблемы употребления ПАВ несовершеннолетними заключается в том, что психика и личность подростка менее устойчива к различным воздействиям. Поэтому более легко возникают разнообразные нарушения психологического и социального развития, психические расстройства.
Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять ПАВ. Надо убедить детей, уберечь их от пагубного влияния вредных привычек.
По определению, профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Цель - максимум профилактики употребления ПАВ, то есть полный отказ от них детей и подростков.
Задачи профилактической работы с подростками в школе заключаются в следующем:
- дать учащимся объективную информацию о действии хи мических веществ на организм;
- сориентировать их на способность сделать свой соб ственный выбор;
- дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здо ровому образу жизни;
- сформировать рефлексивную позицию молодого чело века на основе создания поля его самореализации как лич ности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою соци альную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.
Профилактическая работа по употреблению ПАВ может включать в себя три компонента:
1. Образовательный компонент - дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о ме ханизмах развития заболевания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость; помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.
Цели: научить ребенка понимать и осознавать, что про исходит с человеком при употреблении ПАВ; формировать у молодого человека развитую концеп цию самопознания.
2. Психологический компонент - коррекция определен ных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного, доверительного климата в коллективе, пси хологическая адаптация подростков из группы риска и др.
Цели: психологическая поддержка ребенка, формирова ние адекватной самооценки, формирование навыков приня тия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
3. Социальный компонент - помощь в социальной адап тации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.
Профилактические мероприятия должны быть направлены на развитие умения делать самостоятельный выбор и находить такие формы поведения, которые дают возможность эффективно преодолевать жизнен ные трудности без употребления ПАВ.
Я являюсь классным руководителем 8б класса. Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетних в школе может быть эффективной тогда, когда она осуществляется комплексно и системно. Поэтому с 5-го класса я систематически провожу мероприятия, направленные на профилактику употребления несовершеннолетними ПАВ.
Если дети будут заняты какой-то интересной деятельностью, то у них не будет ни времени, ни желания употреблять ПАВ. В начале учебного года я организовываю экскурсии учащихся в ДТЮ, где детям предоставляется широкая возможность заниматься спортом, наукой, искусством и т.п.(различные альтернативы, которые должны предотвратить употребление ПАВ). Привлекаю учащихся к активному участию в «днях Здоровья», различных спортивных соревнованиях на школьном, районном и городском уровнях. Большое внимание уделяю классным часам о здоровом образе жизни, правильном питании, проведении досуга, занятии спортом.
Тематика классных часов и бесед
- Полезны ли полезные привычки?
- Учись говорить «нет».
- Как возникает зависимость человека от психоактивных веществ?
- Влияние табака, алкоголя и наркотиков на организм человека.
- Последствия употребления психоактивных веществ.
- Курить или жить?
- Безвреден ли алкоголь?
- Почему первый раз наркотик предлагают бесплатно?
- Почему так трудно отказаться от наркотиков?
- Заблуждения о безвредности табака, алкоголя и наркотиков.
- Наркотики и закон.
- Приятного аппетита.
- Как развивать свои способности?
- Как стать успешным?
Кроме того, провожу индивидуальные беседы с обучающимися, требующими особого педагогического внимания
В своей работе в данном направлении сотрудничаю с врачами. Врачом из центра здоровья были прочитаны лекции о вреде алкоголизма, курения и наркомании, проведено анкетирование, направленное на изучение характера отношения подростков к алкоголизму, наркомании, были распространены буклеты по данной теме. Как классный руководитель я организовала для детей экскурсию «Дорогой Гиппократа», в ходе которой учащиеся посетили анатомический музей в ПГМА, где наглядно увидели влияние ПАВ на организм человека, а также прослушали «мини – лекции» врачей о пагубном влиянии ПАВ.
Профилактическая деятельность в образовательном учреждении, даже осуществляемая высокими профессионалами с помощью новейших технологий, будет абсолютно неэффективна, если в нее, помимо самих несовершеннолетних, не будут включены родители. Родители осуществляют необходимое профилактическое воздействие на детей за пределами образовательного учреждения. Результат появится в том случае, если и педагоги и родители будут действовать одновременно, достигая единые цели.
Основной формой взаимодействия между педагогом и родителем является родительское собрание, в рамках которого обсуждаются, как правило, вопросы успеваемости и административно-хозяйственные проблемы. Стоит исходить из потребностей родителей. Все они думают о безопасном будущем своих детей. Вопросы, связанные с риском возможной наркотизации, волнуют абсолютно всех. Привлечь родительскую аудиторию в русло профилактической деятельности можно, лишь обратившись к волнующим их вопросам, дав необходимые знания и навыки профилактической деятельности. Родители современных детей находятся в очень тяжелом положении – даже искренне желая оградить подростка от влияния улицы, употребления наркотиков, они зачастую просто не знают, как это делать, не чувствуют и не понимают своих детей. На родительских собраниях провожу беседы и выступаю с «мини-лекциями» по следующим темам:
- Физкультура и спорт в жизни школьника.
- Творчество в жизни ребёнка.
- Компьютер в жизни школьника. «За» и «против».
- Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять.
- Увлечения и интересы ребёнка.
- Как разговаривать с ребёнком на «важные» темы.
- Подростковый возраст: риск первой пробы.
- Как научить сына или дочь говорить «нет».
- Семья – здоровый стиль жизни.
Весь комплекс мероприятий помогает ребёнку осознать, что он сам несет ответственность за путь, по которому идет, путь, ведущий к здоровью или болезни. Каждый человек может раскрыть и развить в себе безграничные возможности получе ния радости и удовольствия без употребления психоактивных веществ. Нужно только иметь желание вести здоровый образ жизни и обучиться навыкам, способствующим достижению здо ровья.
Литература:
1.Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 19 Леонтьев, А. Н.
2. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M., 1983.
3.Школа без наркотиков. Книга для педагогв и родителей // Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой – СПб., 2001.
4.Факторы риска и защиты в профилактике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних/Под ред. Л. М. Шипицыной; - Мин-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
5.Созависимость: характеристики и практика преодоления: Методическое пособие / Авт-сост. Н. В. Шокурова. – 2-е изд. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2005.
6.«Спутник классного руководителя», М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 г.
7.Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко «Справочник классного руководителя», М.: ВАКО, 2009 г.
8.Алоева М. А. «Классные часы в 5 – 7 классах», Ростов н/Д.: Феникс, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-113483-1485856467.jpg)
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-192656-1514912893.jpg)
Система работы классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.
В данном сообщении анализируется работа классного руководителя по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними. Данна работа может быть полезна классным руководителям....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-840809-1477983370.jpg)
Роль классного руководителя в профилактике правонарушений
В докладе обобщается опыт классного руководителя, рассказывается о позитивных направлениях деятельности, способствующих правильному формированию личности подростков, их жизненной позиции....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-1376341-1641819270.jpg)
Доклад на тему "Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения с детьми»
Доклад для выступления на методическом объединении....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-1362562-1636601774.jpg)
Алгоритмы действий классного руководителя по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Рассмотреть на реальной ситуации ребенка или подростка причины, факторы формирования раннего проблемного или девиантного поведения. Спрогнозировать "алгоритм действий"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/26/picture-1301301-1608986733.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Памятка для классных руководителей, воспитателей по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних...