Воспитательная программа "Здоровое поколение"
методическая разработка на тему
Разработанная программа «Здоровое поколение» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, учителя, педагог-организатор, педагог-психолог, медицинский работник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 9 г. Чехова Лысов Дмитрий Игоревич
Воспитательная программа "Формирование здорового образа жизни"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать обучающимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Именно поэтому разработанная программа «Здоровое поколение» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, учителя, педагог-организатор, педагог-психолог, медицинский работник.
Цель: Формирование у учащихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
Задачи:
- Формировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
- Вырабатывать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
- Закреплять гигиенические навыки и привычки.
- Приобщать к разумной физической активности.
- Обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
- Информационно - просветительская работа среди детей и родителей.
- Формировать культуру общения родителей и детей.
- Формировать у родителей установки на здоровый образ жизни.
№ модулей и разделов. | Наименование модулей и разделов. | Теория кол-во часов. | Практика кол-во часов. |
Модуль _. | Методические приёмы работы с учащимися по формированию навыков здорового образа жизни. Раздел 1. 5-ый класс. Раздел 2. 6-ой класс. Раздел 3. 7-ой класс. Раздел 4. 8-ой класс. Раздел 5. 9-ый класс. | 10 ч. 9 ч. 8 ч. 8 ч. 8 ч. | 7 ч. 8 ч. 9 ч. 9 ч. 9 ч. |
| Всего 85 ч. | 43 ч. | 42 ч. |
Модуль __. | Методические приёмы работы с родителями по формированию культуры общения родителей и детей, формированию у родителей установки на здоровый образ жизни, повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей. | 30 ч. | 4 ч. |
| Всего 34 ч. | 30ч. | 4 ч. |
Содержание программы.
Модуль _. Методические приёмы работы с учащимися по формированию навыков здорового образа жизни.
Раздел 1. 5-ые классы.
№ | Тема занятия. | Содержание. |
1. | Воспитание волевых качеств. | Сущность волевых качеств. Необходимость выработки у себя волевых качеств, самовоспитания. |
2. | Прежде чем сделать- подумай. | Сущность процесса обдумывания своего поведения. Нравственная оценка результатов своих поступков. |
3. | Привычки и здоровье. | Полезные и вредные привычки. Режим дня и личная гигиена. |
4. | Вредные привычки. | Лекция "Вредные привычки". Сочинение сказок о вредных привычках. |
5. | Курение и здоровье. | Анализ результатов исследовательской работы среди родителей. История появления табака в Европе. |
6. | Курение и здоровье. | Лекция "Влияние курения на здоровье. Органы дыхания. Нервная система. Сердце. Пищеварение". |
7. | Саморегуляция. | Тест "Волевой ли вы человек?" Саморегуляция поведения. |
8. | Причины курения. | Стадии приобщения к курению. Никотиновая зависимость. Синдром отмены. |
9. | Я умею говорить "нет". (занятие - практикум) | Ролевые игры. Основные способы и приёмы отстаивания собственной позиции. Правила отказа. |
10. | Я умею говорить "нет". (занятие - практикум) | Ролевые игры. Правила поддержки. Отличия правил отказа от правил поддержки. |
11. | История курения в стихах и песнопениях. | Театрализованное представление об истории и вреде табакокуренипя. |
12. | 10 советов, которые составляют основу здорового образа жизни. | Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению правил здорового образа жизни. |
13. | Тренинг здорового образа жизни. | Отработка практических методов и приёмов сплочения группы для преодоления психологического дискомфорта. |
14. | Тренинг здорового образа жизни. | Свободное сочинение сказки "Плохие привычки". Формирование умения отстаивать своё мнение. |
15. | Тренинг здорового образа жизни. | Формирование навыков отказа. Сигареты и мои планы. Игра "Прилёт инопланетян". Заключительное слово. |
16. | Тренинг здорового образа жизни. | Формирование умения обращаться к знакомым и незнакомым людям с просьбой. Формирование умения отказывать. |
17. | Тренинг здорового образа жизни. | Развитие индивидуального и группового самосознания. "Кто я?" Каким я хочу быть. |
Раздел 2. 6-ые классы.
№ | Тема занятия. | Содержание. |
1. | Табакокурение. | Лекция: "Никотин - самое доступное психоактивное вещество". Исследовательская работа: "Причины курения ". |
2. | Последствия курения для человека. | Анкета "Школа и курение подростков". Социальные последствия курения для общества и семьи. |
3. | У меня такой характер. | Лекция: "Характер, его черты и особенности". |
4. | Психология привычки. | Психологические механизмы формирования привычек. Тест "Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?" |
5. | Психология привычки. | Анализ результатов теста "Почему вы курите?" Пути избавления от вредных для здоровья привычек. |
6. | Вещества, вызывающие зависимость. | Мифы о пользе курения. Мозговой штурм, прогнозирование. Индивидуальные факторы риска. |
7. | Как отстоять свою точку зрения? | Формы воздействия на человека. Правила убеждения. Ролевые игры. (занятие-практикум) |
8. | Как отстоять свою точку зрения? | Правила формулировки отказа другому. Ролевые игры. (занятие-практикум) |
9. | Алкоголь и его последствия. | История появления алкоголя. Алкоголизм - безнравственное явление нашей жизни. Последствия употребления алкоголя. |
10. | Вот задача для ребят - кто же в этом виноват? | Ролевая игра - представление. Определение реального виновника употребления алкоголя. |
11. | Правила жизни. | Лекция: "Духовные потребности и цели человеческой жизни". |
12. | Здоровое питание. | Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. |
13. | Тренинг здорового образа жизни. | Тренинг по формированию личной позиции по отношению к курению. |
14. | Тренинг здорового образа жизни. | Тренинг по формированию умений социальной коммуникации. Ролевая игра "Как заводить друзей". |
15. | Тренинг здорового образа жизни. | Тренинг по формированию умения свободно присоединяться к той или иной группе и по необходимости покидать её без проявления стрессового состояния. |
16. | Тренинг здорового образа жизни. | Тренинг по формированию креативности личности. Проигрывание известных сказок. |
17. | Тренинг здорового образа жизни. | Тренинг по формированию уверенности в себе. Разбор ситуации. Упражнение "Теперь и потом". |
Раздел 3. 7-ые классы.
№ | Тема занятия. | Содержание. |
1. | Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни | Ролевая игра "Самоуважение и самоутверждение". Способы повышения самоуважения. |
2 | Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни | Ролевая игра "Самоуважение и самоутверждение". Связь самоуважения и здорового образа жизни. . (занятия-практикумы) |
3. | Анатомические и физиологические аспекты курения. | Анкета "Что вы знаете о вреде курения". Влияние табачной смолы на дыхательную систему человека. |
4. | Физиологические последствия курения. | Эксперимент: "Влияние табачной смолы на живую ткань и физиологические последствия курения". |
5. | Курение как угроза здоровью. | Анализ исследовательской деятельности учащихся: "Заболевания, вызываемые курением. Последствия курения у женщин". |
6. | Кратковременные и длительные последствия курения. | Анализ результатов исследовательской деятельности: "Кратковременные и длительные последствия курения". |
7. | Вы рискуете своими лёгкими. | Игра-шоу. |
8. | Портрет курильщика. (занятие-практикум) | Анкета "Портрет курильщика". Анализ результатов анкетирования. Распространённость курения. |
9. | Кого же обвинить и как нам быть? | Ролевая игра-представление. Определение реального виновника курения. |
10. | Пьянство и алкоголизм - явления безнравственные | Причины употребления алкогольных напитков. Пьянство и алкоголизм. Анкетирование. |
11. | Человек, продли свой век! (игра-представление) | Анкетирование. Анализ результатов анкетирования. |
12. | Правильное питание: режим, продукты. | Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению режима питания. |
13. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Мышка без норки". Защита фантастических проектов. Заключительное слово. |
14. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Самоописание". Упражнение "В мастерской скульптора". Упражнение "Теперь и потом". |
15. | Тренинг здорового образа жизни. | Игра - драматизация на куклах. Групповое обсуждение "Подумай о других". |
16. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Сыграем спектакль". Обсуждение отрывка из книги Б.М. Теплова "Ум полководца". Обсуждение пословиц. |
17. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Конкурс ораторов". Упражнение "Невербальная коммуникация". Упражнение "Мощная бомбардировка". |
Раздел 4. 8-ые классы.
№ | Тема занятия. | Содержание. |
1. | Культура наших потребностей. | Разнообразие человеческих потребностей. Тест "Достаточно ли ты активен?" Тест "О чём говорят ваши инициалы?" |
2. | Наше здоровье и болезни. | Психические и физические возможности человека. Сохранение здоровья. Тренинг социальных навыков. Тест "Добры ли вы?" |
3. | Принятие решения и влияние среды. | Манипуляции и психологическое давление группы. Самооценка. Приёмы манипулирования. Самоманипуляции. |
4. | Принятие решения. (занятие-практикум) | Упражнение "Что мне нравится в себе самом". Связь между курением и недостатками характера. |
5. | "Курильная опера". (ролевая игра) | Ролевая игра "Пробка", обсуждение. Пять техник конструктивного сопротивления. Пассивная защита. |
6. | Здоровье и выбор образа жизни. | Игра "Остров мечты". Факты в защиту жизни: курение и рак, табак и сердце. |
7. | Здоровье и выбор образа жизни. | Шкала здоровья. Курение и болезни. Гангрена ног. Табак-пособник язвы. Курение и потомство. |
8. | Как бросить курить? (занятие-практикум) | Ролевые игры. Составление программы избавления от курения. Советы психолога Юрия Горного. |
9. | Алкоголизм и его социальные последствия. | Лекция: "Разрушительное действие алкоголизма на все сферы жизни человека". Викторина. |
10. | Эта "белая смерть". | Опасные последствия первого употребления наркотических веществ. |
11. | Новые "мании" и проблемы. | Киберзависимость и игромания. Причины возникновения зависимостей и пути их преодоления. Тест на игроманию. |
12. | Современное питание. Заблуждения и мифы. | Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению правил здорового питания |
13. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Весёлые животные". Упражнение "Я - старший". Игра "Полёт в космос". |
14. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Зеркало". Упражнение "Новое и хорошее в моей жизни сегодня". Упражнение "Исполнение желания". |
15. | Тренинг здорового образа жизни. | Ролевая игра "Интервью". Планирование "С чего начать". Упражнение в парах "Придумайте стимул". |
16. | Тренинг здорового образа жизни. | Коллективное составление правил дискуссии. Ролевая игра "Убеждение". |
17. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Цветок". Обсуждение связи хронофагии и курения. Упражнение в парах "Скажите другим "нет". |
Раздел 5. 9-ые классы.
№ | Тема занятия. | Содержание. |
1. | От пороков до недугов. | Порочность лени и бездеятельности, зависти и ненависти, ревности, трусости, пьянства, гнева и злости, лживости и клеветы, грубости, курения, наркомании. |
2. | Секреты продления жизни. | Слагаемые здорового образа жизни. Мнения великих людей по вопросам сохранения здоровья и долголетия. |
3. | Психология влияния группы. | Ролевая игра "Влияние сверстников". Лекция: "Конформизм и его разновидности. Причины подчинения человека". |
4. | Компания "Нет - курению!" | Составление плана мероприятий школы по борьбе с курением. Создание рубрики "Письмо сверстнику". |
5. | "Да здравствует чистый воздух!" | Физические последствия отказа от курения. Практические советы тем, кто решил бросить курить. (занятие практикум) |
6. | Письмо сверстнику. | Обсуждение вариантов ответов на письма курящих сверстников. Написание писем курящему сверстнику. |
7. | Психология воздействия рекламы. | Механизмы воздействия рекламы на человека. Факторы воздействия: познавательный, эмоциональный, поведенческий. |
8. | Реклама курения. | Приёмы рекламы курения и уловки рекламодателей. Реклама и закон. |
9. | Истоки здоровья. | Лекция подготовленная учащимися: "Социальная ценность здоровья и в чём она заключается". |
10. | Факторы развития пьянства и алкоголизма. | Психические и биологические факторы, влияющие на предрасположенность организма к пьянству и алкоголизму. |
11. | Хозяин судьбы. | Аналог телеигры "Кто хочет стать миллионером". |
12. | Основные принципы здорового питания. | Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению принципов здорового питания. |
13. | Тренинг здорового образа жизни. | Проективная деловая игра, создание клипа "Мы выбираем здоровый образ жизни". |
14. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Самопознание". Работа по группам "Связь эмоций и здоровья". |
15. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Оживление портрета". Ролевая игра "Попустительство и вмешательство". |
16. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Здравствуйте". Мозговой штурм (разработка бизнес-плана "ЗОЖ".) Упражнение "Мудрость". |
17. | Тренинг здорового образа жизни. | Упражнение "Скульптура в подарок". Рецепты улучшения душевного состояния. Работа по подгруппам "Угадайка". |
Модуль __. Методические приёмы работы с родителями по формированию культуры общения родителей и детей, формированию у родителей установки на здоровый образ жизни, повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей.
№ | Тема занятия. | Содержание. |
1. | Вредные привычки и их последствия. | Лекция: "Вредные привычки и их последствия. Причины появления вредных привычек у детей". |
2. | Ведём детей по ступенькам нравственности. Практикум для родителей. | Лекция: "Основные нравственные аспекты семейного поведения". Инсценировка по мотивам сказки "Каждый своё получил". |
3. | Курение и его последствия. | Лекция: "Последствия курения, опасность пассивного курения". Тест "Подвержены ли вы стрессу?" |
4. | Курение, алкоголизм и развивающийся организм. | Проблемы курения и алкоголизма в современном обществе. Причины и мотивы приобщения к ним подростков. Разрушительное воздействие табака и алкоголя на развивающийся организм. |
5. | Круг общения подростка и его влияние на формирование нравственного поведения. | Лекция: "Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми. Окружение подростка, образ его мыслей, поведения". |
6. | Нравственные законы нашей семьи. (форум детей и родителей) | Лекция: "Значимость нравственного воспитания детей в семье". Отрицательные моменты собственного воспитания - обмен мнениями. |
7. | Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. (практикум) | Сообщение психолога по теме: "Роль, предопределяемая для ребёнка взрослыми". Тест "Какой вы воспитатель?" практикум "Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали". |
8. | Курить или не курить? | Табакокурение: историческая справка. Влияние курения на организм человека. |
9. | Подросток и наркотики. | Лекция: "Причины и последствия наркомании". |
10. | Психофизическое развитие подростков. | Выступление психолога и классного руководителя. Памятки для родителей. |
11. | Досуг современного подростка. | Анкета "Где, с кем и как ты проводишь свободное время. Лекция: "Досуг современного подростка". |
12. | Проблемы и успехи семейного воспитания. | Лекция: "Методы и приёмы семейного воспитания. Причины неудач семейного воспитания". |
13. | Знание - основа воспитания. | Лекция: "Особенности формирования личности подростка". |
14. | Дисциплина и управление детьми. | Обмен опытом по проблемам воспитания. Отрицательные последствия манипулирования. |
15. | Средства и методы воспитания. | Лекция: "Методы и приёмы семейного воспитания". |
16. | Вредные привычки и их последствия. | Вредные привычки и их последствия. Причины появления вредных привычек у детей и подростков. |
17. | Вредные привычки подростков и их профилактика. | Лекция: "Вредные привычки, механизм привыкания". Анкета "Шкала алкоголизации". |
18. | Проблема взаимоотношений родителей и подростков. Авторитет родителей. | Лекция: "Проблема родительского контроля. Типичные конфликты между родителями и подростками. Последствия ошибок семейного воспитания". |
19. | Алкоголь - наш общий враг. | Лекция: "Опасные последствия алкоголизма, причины привыкания". |
20. | Женский алкоголизм. | Лекция: "Важность влияния здорового семейного микроклимата на процесс антиалкогольного воспит.". |
21. | Наркомания: признаки, причины, последствия. | Выставка рисунков "Мы выбираем жизнь". Выступления специалистов. |
22. | Наркомания - шаг в бездну. | Лекция: "Симптомы употребления наркотиков. Проблемы, связанные с употреблением наркотиков". |
23. | Уберечь детей от киберзависимости и игромании. | Лекция: "Новые зависимости и возникшие в связи с этим проблемы.". |
24. | Здоровый образ жизни. | Лекция: "Информация по проблемам здорового образа жизни. Методика семейного воспитания ". |
25. | Подросток в мире вредных привычек. | Работа с отрывками из произведения Д. Лондона "Джон - Ячменное зерно" (чтение, высказывание мнений). Ролевые игры. |
26. | Телевидение и пятиклассник. | Лекция: "Достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором. Влияние телепередач на формиров. характера и познавательной сферы учащихся". |
27. | Компьютер в жизни школьника. | Лекция: "Опасности увлечения компьютером. Значение компьютера в развитии интеллекта". |
28. | Положительные эмоции и их значение в жизни человека. | Лекция: "Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.". |
29. | Курение и статистика. (обмен мнениями) | Анализ фактов и статистика по проблеме. Чтение сочинений учащихся "Монолог курильщика". |
30. | СПИД - реальность или миф? | Лекция: "История СПИДа и общемировые тенден-ции. Стадии ВИЧ-инфекции, пути распространения". |
31. | Наркомания. Что о ней нужно знать? | Показ видео сюжетов. Выступление специалиста-нарколога. Обмен мнениями родителей. |
32. | Целенаправленная организация свободного времени в семье. | Лекция: "Свободное время и его роль в развитии познавательной активности, художественного и технического творчества, физических качеств подростка". |
33. | Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки. | Лекция: "Типы подростков - правонарушителей. Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Бездуховность жизни семьи как одна из причин правонарушений". |
34. | Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка. | Лекция: "Авторитет, виды авторитета". Рекомендации по формированию авторитета родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитательная программа "Новое поколение"
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания "Новое поколение" является воспитание духовно-нарвственного развития ребенка, т. е. форирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинн...
Программа воспитательной работы "Поколение NEXT"
Программа воспитательной работы расчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Определены цели задачи, этапы программы....
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе в соответствии с ФГОС второго поколения
Презентация учебного курса «Юный исследователь и виртуальное пространство»...
Авторская воспитательная программа "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4089614","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...