Классный час "Героями не рождаются"
классный час (7 класс) на тему
Классный час был представлен на суд жюри на областном конкурсе "Самый классный классный - 2016" (г. Южноуральск). Цель классного часа: сформировать представления обучающихся о героизме как многогранном понятии, предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: Героями не рождаются.
Цель: сформировать представления обучающихся о героизме как многогранном понятии, предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности.
Задачи:
- Дать представление о понятиях «герой», «герой времени», «герой нашего времени», составить портрет героя.
- Раскрыть образ героя на примерах из современной жизни.
- Формировать представления обучающихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.
- Способствовать развитию критического мышления, умения анализировать события и поступки людей, высказывать собственное мнение.
- Воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.
- Формировать стремление к нравственному и личностному самовоспитанию.
Оборудование: ПК, экран, презентация, карточки – таблички: герой, нашего, времени, ?!, формула «3 П»:, преодоление, поступок, подвиг, карточки «Герой «для себя» (по количеству участников), карточки с заданиями для каждой группы, ручки, маркер, конфеты с ленточками красного, жёлтого и зеленого цветов (по 15 штук каждого цвета) на подносе, магниты.
Ход классного часа:
- Вступительная часть.
Слайд 1. Психологический настрой на работу.
- Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе каждого человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас.
- Прежде чем вы пройдете на свои места, предлагаю выбрать одну конфету с бантиком любого цвета.
- Сейчас я открою вам небольшой секрет.
Тех, кто выбрал конфету с ленточкой зелёного цвета – сегодня ожидает успех.
Те, кто выбрал конфету с ленточкой красного цвета – очень любят общаться и обязательно нам это продемонстрируют.
А кто выбрал конфету с ленточкой жёлтого цвета – сегодня будут очень активными и настойчивыми.
Помните, ребята, что в жизни человека всё зависит от его желаний, стремлений и выбора, который он делает самостоятельно.
- Основная часть.
Слайд 2.
- Посмотрите на слайд, подумайте, каким одним словом можно заменить следующие высказывания.
- Человек, который привлёк к себе внимание.
- Главное действующее лицо литературного произведения.
- Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.
- Человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
- Кто этот человек? (табличка ГЕРОЙ)
- Вот так трактует понятие «герой» в своем словаре Сергей Иванович Ожегов.
- Назовите героев, которых вы знаете, опираясь на эти понятия. Слайд 3.
(табличка ВРЕМЕНИ)
- А как вы понимаете выражение «герой времени»?
- Можете назвать таких героев? Слайд 4.
Слайд 5.
- У каждой эпохи, каждого поколения были свои герои, которые совершали подвиги во имя Отечества и своей Родины. И память о таких людях живёт в наших сердцах. Как память о выпускнике 7 школы города Усть-Катава Артуре Курбаналееве. Он был обычным мальчишкой, которые учатся в самых обычных школах. Занимался спортом, участвовал в школьных мероприятиях, играл на гитаре и был «душой» любой компании. Мечтал стать военным. В 18 лет его призвали в армию в воздушно - десантные войска в республику Дагестан. Серьезный, ответственный, добросовестный и честный парень был назначен заместителем командира взвода. 9 сентября 1999 года, в ходе одного из боёв против чеченских террористов, Артур ценой жизни прикрыл своим телом раненых боевых товарищей. Посмертно ему было присвоено звание Героя Российской Федерации. Сегодня школа № 7 города Усть-Катава носит имя этого героя. Мы гордимся, что знали Артура, учили и дружили с ним.
(табличка НАШЕГО) - А герой нашего времени – кто это? Слайд 6
Слайд 7
- Сегодня мы попробуем разобраться:
- Есть ли герои у нашего времени?
- Кого мы можем назвать героями нашего времени?
- Как можно стать героем в наше время?
- Раскроем формулу героизма.
(табличка ?! ) - С жителями города Усть-Катава мы провели небольшой опрос. Давайте посмотрим, как они отвечали на наши вопросы.
видео - опрос
- Вы увидели, сколько людей, столько и мнений. И каждый понимает слово «герой» по-своему.
- Сейчас, к сожалению, часто можно слышать такое мнение, что нынче люди стали циничные, распущенные, ни чем не интересуются и думают только о деньгах. Но иногда эти самые люди показывают нам такие уроки мужества и человечности, на какие, пожалуй, не способно большинство из нас. Вот некоторые примеры из жизни:
Слайд 8
Олеся Владыкина – дважды «золотая» чемпионка по плаванию. Во время отдыха в Таиланде, попала в автокатастрофу и потеряла руку. «Что дальше? Лежать и умирать? Нет. Вставать и идти дальше. А потом? Решать проблемы по мере поступления» - так рассуждала Олеся после случившегося.
- Можно назвать Олесю героем нашего времени? Почему?
Слайд 9
В Челябинске весь состав МЧС почти трое суток разыскивал юношу, который спас семерых человек из тонущего в водохранилище маршрутного такси.
Когда маршрутка только начала тонуть, люди в состоянии шока не понимали, что делать. Павел Рогожин не растерялся и выбрался из салона через разбитое окно. Он мог провалиться под лёд в любую секунду. На раздумье не было времени. Вместо того чтобы бежать к берегу, Павел спасал пассажиров. Рискуя жизнью, вытащил всех, а потом просто ушёл.
- Можем назвать Павла героем нашего времени? Почему?
Слайд 10
Наталья Сарганова из Тульской области уже много лет усыновляет ребят из детских домов. Сейчас она мать 37 детей, из которых 35 являются приёмными.
- Можно ее назвать героем нашего времени? Почему?
Слайд 11
Залина Арсанова с младшим братом выходили из подъезда, когда раздались выстрелы. Младший брат находится на линии огня. Залина прикрыла его своим телом, получив при этом множественные ранения. 12 – летняя девочка была доставлена в больницу, где внутренние органы буквально собирали по частям. К счастью, все выжили!
- Можно ли назвать Залину героем нашего времени? Почему?
- Зачем люди, рискуя собственной жизнью, спасают других людей? Ведь, в такой ситуации, они могут погибнуть сами?
- Думают ли они в этот момент о своей безопасности?
- Кто эти люди, которые совершают сегодня героические поступки?
- Давайте ответим на первые 2 вопросы, которые мы сформулировали в начале нашего разговора.
Слайд 12
1.Есть ли герои у нашего времени?
2.Кого мы можем назвать героями нашего времени?
- Таких примеров в жизни немало. И я с вами полностью согласна, что таких людей можно назвать героями нашего времени. Это люди, которые не смотря на трудности, выполняют добросовестно свою работу, воспитывают детей и помогают тем, кто оказался в беде. Иногда даже ценой собственной жизни.
- Практикум (работа в группах)
Слайд 13
- Сейчас я предлагаю поработать в группах.
Ребята из 1 и 2 группы – познакомятся с ситуацией, обсудят ее и выскажут своё мнение.
3 группа выполнит творческое задание и попробует составить «Портрет героя нашего времени».
Задания:
- Прочитайте:
Кирилл Цветков, ученик 6 класса из Татарстана отправился в магазин за хлебом и стал свидетелем несчастного случая на воде.
В реке тонула маленькая девочка Олеся. Спасти девочку было практически невозможно, спуск к реке был очень скользким и покрыт илом. Бабушка Олеси находилась в шоке и не могла сообразить, что делать. Кирилл не растерялся и, не теряя ни минуты, бросился в воду. Его самого тянуло на дно, было очень тяжело тащить девочку. Тогда он взял Олесю за волосы и потащил к берегу.
После спасения, Кирилл собрал вещи и уехал на своём велосипеде.
Опираясь на вопросы, выскажите свое мнение:
- Правильно ли поступил Кирилл в этой ситуации? Почему?
- Мог ли Кирилл поступить иначе? Почему?
- Какие качества характера помогли Кириллу совершить этот поступок?
- Можно ли Кирилла назвать героем нашего времени? Почему?
Своё рассуждение начните со слов: Мы считаем, что Кирилл поступил……
- Прочитайте:
Сергей рос и воспитывался в обеспеченной семье. В свой 14 – летний день рождения Сергей получил от отца в подарок крутой мотоцикл. В этот же вечер он решил продемонстрировать «новую игрушку» своим друзьям и отправился на нём в кафе, где собирался отметить день рождение.
После вечеринки Сергей поехал домой.
По дороге он случайно сбил человека и скрылся с места преступления. К счастью, пострадавший отделался испугом и небольшими царапинами.
На следующий день все газеты пестрели заметками о «сыне чиновника, совершившем наезд на пешехода и скрывшемся с места преступления». Сергей стал героем криминальной хроники. Жители города долго обсуждали поступок подростка.
Сам Сергей не считал себя виноватым, ведь всё обошлось благополучно.
Опираясь на вопросы, выскажите своё мнение:
- Какой поступок совершил Сергей? Почему?
- Мог ли он поступить в этой ситуации иначе?
- Можно ли Сергея назвать героем нашего времени? Почему?
Своё рассуждение начните со слов: Мы считаем, что Сергей…….
3) Составьте «Портрет героя нашего времени»:
- пол
- внешность;
- возраст;
- профессия;
- место жительства;
- качества характера.
Своё рассуждение начните со слов: Мы считаем, что героем нашего времени может быть человек…….
Слайд 14
- Приступая к выполнению заданий, не забывайте о правилах работы в группах. Кто забыл, обратите внимание на слайд.
1. Уважай мнение своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласны - предлагайте.
4. Выберите выступающего.
5. Работайте в полную меру своих сил.
- На выполнение задания, у вас будет 3 минуты.
- Время закончилось. Все группы готовы и мы внимательно слушаем ваших товарищей.
- Представитель первой группы познакомит с ситуацией и выскажет мнение ребят своей группы.
Слайд 15
- Ребята, вы согласны с мнением 1 –ой группы?
- Какой же поступок надо совершить человеку, чтобы люди могли назвать его героем?
- Спасибо за работу. Теперь послушаем историю второй группы и выводы, к которым они пришли в ходе обсуждения.
Слайд 16
- Вы согласны с мнением ребят 2-ой группы?
- Да, действительно, несмотря на то, что о Сергее говорил весь город, о нём писали в газетах и он стал героем криминальной хроники, мы не можем считать его героем нашего времени.
- А если бы Сергей поступил иначе: «остался на месте, помог пострадавшему, вызвал скорую помощь, признал свою вину», можно было бы его считать героем? Почему?
-Можно назвать его поступок героическим? – нет, он совершил преступление
- Но если бы Сергей поступил по совести в этой ситуации, он бы мог остаться человеком, несмотря на то, что совершил такое преступление.
- Конечно, не каждый может найти в себе мужество, решительность и совершить героический поступок, подвергая свою жизнь опасности, признаться в совершённом преступлении. Но каждый человек способен оказать помощь другому, не пройти мимо чужой беды, быть внимательным по отношению к окружающим людям и своим близким.
- Как же должен выглядеть герой нашего времени? Об этом расскажет представитель третьей группы.
Слайд 17
- Согласны вы с мнением ребят? Хотите что-то добавить?
- Конечно, конкретных характеристик, признаков и критериев для героя нашего времени - нет. Им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига или героического поступка. И эти качества надо в себе развивать.
- А кто-нибудь из вас считает себя героем нашего времени? Почему?
- Мне кажется, что мы все сегодня являемся героями нашего времени, потому что живём в это время, здесь и сейчас. И, возможно, не каждый из нас совершит в жизни героический поступок или подвиг, о котором будут говорить люди, писать в газетах и показывать сюжеты по телевидению, но каждый из нас, ежедневно, может совершать героические поступки по отношению к самому себе.
- А какие это поступки, как вы думаете?
- А нужны какие-то определенные качества характера для проявления вот такого героизма «для себя»? Какие?
- Сейчас каждый из вас определит для себя, какие качества характера «героя» у вас уже сформировались, а какие - еще только предстоит в себе развить.
- Рефлексия (индивидуальная)
Слайд 18
- Возьмите листочки. В центре круга напишите своё имя и обведите те черты характера, которые, по вашему мнению, уже сформированы у вас.
- На что похоже?
Слайд 19
- Эта «ромашка» – путь вашего личностного развития и роста. Чтобы стать «героем» надо обладать всеми этими качествами.
Продолжая работать над собой и своими отрицательными чертами характера (которые, конечно же, есть у каждого из нас) – (табличка ПРЕОДОЛЕНИЕ), продолжая жить в гармонии с собой и с окружающим миром, совершая добрые поступки – (табличка ПОСТУПОК), вы будете развивать в себе те качества, которые остались не отмеченными и тогда вы сможете совершить любой подвиг – (табличка ПОДВИГ) и считать себя настоящим героем, даже, если это будет «Герой для себя». Ведь героями не рождаются, героями становятся!
- Как же можно стать героем в наше время?
- Мы раскрыли формулу героизма «3 П» - (табличка Формула «3 П»). Это: преодоление + поступок + подвиг.
- Эту «ромашку» вы заберете с собой, вложите в своё Портфолио и будете заполнять по мере формирования у вас этих качеств. И я надеюсь, что совсем скоро эти ромашки превратятся в полноценные цветы.
- Сегодня мы обсуждали, на мой взгляд, очень важную тему. И мне хотелось бы узнать ваше мнение.
- Рефлексия (групповая)
Слайд 20
- Выберите любую фразу и продолжите её.
Сегодня я узнал(а)…..
Меня удивило……
Я понял(а)…….
Слайд 21
- Героем может стать каждый из нас, если мы будет жить в мире с собой и другими, с добром и пониманием относиться к окружающим людям и воспитывать в себе качества настоящего человека.
Слайд 22
- Желаю вам стать настоящими героями нашего времени! Пусть ваша жизнь будет яркой, насыщенной, интересной. Поэтому, когда вы будете уходить, возьмите с собой конфеты с ленточками других цветов. Пусть ваш день наполнится разными красками. Помните, всё в ваших руках! Спасибо за сотрудничество. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Толерантность рождается в семье.
Классный час проводился в 9 классе. Цель: показать учащимся на примере многонациональных семей истоки толерантности. На мероприятии присутствовали: мама Захарова Ленура, Асия Серверовна и бабушка Иван...
Сценарий классного часа "Лидерами не рождаются"
Проведение классного часа "Лидерами не рождаются" очень актуально в 9 классе, так как именно в этот период школьники переходят на новую ступень - старший подростковый возраст (ранняя юность). Лидерски...
Классный час по экологии на тему: «Будущее рождается сегодня»
Классный час по экологии на тему:«Будущее рождается сегодня»Цели урока: Формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на эмоциональную сферу личности; реализ...
Классный час по экологии на тему "Будущее рождается сегодня"
Классный час по экологии на тему "Будущее рождается сегодня"Цели урока: Формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности; реализ...
Классный час "Будущее рождается сегодня"
Классный час посвященный году окружающей среды в России - 2013г, предназначен для учителей - классных руководителей среднего звена основной школы....
Классный час "Трудолюбивыми становятся, а не рождаются"
Тема: «Трудолюбивыми становятся, а не рождаются». Цель: Прослеживать основные моменты становления трудолюбивого человека, формирования умений и навыков труда.Основная часть.1. Знакомство с ...
Классный час "Где рождается жестокость?"
Классный час в рамках методической декады, проводимой при участии классных коллективов под руководством классных руководителей.В классном часе участвовали два шестых класса ГБОУ СОШ № 629.Подробная ин...