Сценарий классного часа "Лидерами не рождаются"
методическая разработка (9 класс) по теме
Проведение классного часа "Лидерами не рождаются" очень актуально в 9 классе, так как именно в этот период школьники переходят на новую ступень - старший подростковый возраст (ранняя юность). Лидерские качества в этом возрасте особенно востребованы. С целью успешной социализации подростку необходимо приобрести целый арсенал личностных качеств и практических умений: хорошие организаторские навыки, умение владеть собой и взаимодействовать с окружающими людьми, способность разрешить любую проблему и повлиять на ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_liderami_ne_rozhdayutsya.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение классного часа «Лидерами не рождаются…» актуально в 9 классе, так как именно в этот период подростки переходят на следующую возрастную ступень – старший подростковый возраст (ранняя юность). Лидерские качества и умения востребованы воспитательной системой класса «Идея. Общение. Опыт». Чтобы «научить других и воспитать себя», необходимо «приобрести» целый арсенал человеческих качеств и практических умений: хорошие организаторские навыки, умение владеть собой и работать с целевой группой, способность разрешить любую проблему творчески и повлиять на окружающих.
В ходе подготовки и проведения мероприятия учитываются особенности класса и достигнутые результаты воспитания. Так, методика «Я – лидер» выявила наличие достаточного уровня развития лидерских качеств у 77 % обучающихся, и среднего уровня – у 23 % воспитанников. Тем не менее, социометрическое исследование «Мишень» показало, что 36 % подростков желают изменить свою лидерскую позицию в классном коллективе.
Классный час «Лидерами не рождаются…»
Цель мероприятия: создать психолого-педагогические условия для повышения эффективности воспитательной системы «Идея. Общение. Опыт» посредством дальнейшего развития лидерских качеств школьников и вовлечения обучающихся класса в личностно и социально значимую деятельность.
Задачи:
- На основе сравнения различных трактовок и типологий лидерства сформулировать и обосновать собственное видение задач лидера во взаимодействии с группой, обществом.
- Выявить личностные качества, характеризующие лидерский стиль поведения, и степень сформированности этих качеств в собственном характере.
- Способствовать позитивным изменениям в лидерской позиции ученика в классе.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся 9 «А» класса пополнят свои представления о сущности лидерства и роли людей, выходящих на лидерские позиции в коллективе, обществе в целом. В ходе общения с классным руководителем и сверстниками подросткам удастся выделить ключевые качества лидера. На классном часе будут созданы рефлексивно-оценочные ситуации, в рамках которых школьники проанализируют, какие качества личности им предстоит сформировать. Для решения задач классного часа используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. При организации мероприятия классный руководитель будет использовать такие приёмы работы, как беседа, обмен мнениями, рассказы учащихся с элементами беседы, игра. Школьникам предстоит работать с «Портфолио», создать «Автопортрет лидера», поучаствовать в диагностике «Мишень»
Возраст обучающихся – 15 лет.
Предварительная подготовка: индивидуальная работа с учениками 9 «А» класса, прогнозирование возможных вопросов одноклассников, подготовка выступлений по теме классного часа.
Длительность мероприятия: 40 минут.
- Вступительное слово классного руководителя.
Учитель: Современное общество требует от нас таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими чертами характера формируют в человеке лидера. Как учитель с большим опытом, я с уверенностью могу сказать, что потенциал лидера виден еще в детстве. Наблюдая за детьми, сразу можно заметить, как ребенок взаимодействует с окружающими: активен ли он в общении с другими ребятами или, наоборот, всячески избегает заводить дружбу. Тенденция к лидерству продолжает развиваться и в старшем возрасте. Ребята, участвующие в общественной деятельности, тянущиеся к общению, имеют больше шансов стать лидерами в своем классе, школе или компании. Но как быть тем детям, которые по каким-либо причинам не могут раскрыть свои лидерские качества в полной мере? Не отчаивайтесь, если пока не получается стать инициатором интересного дела, сплотить вокруг себя единомышленников и заставить окружающих прислушаться к своим взглядам на жизнь. Я убеждена, что лидерами не рождаются, ими становятся!
- Определение проблемы. «Мозговой штурм».
Учитель: На какие вопросы, по вашему мнению, ответит наш сегодняшний классный час?
Ученики 9 класса методом «Мозгового штурма» определяют круг вопросов, на которые им хотелось бы найти ответ. Ученики обсуждают вопросы в малых группах или парах. Далее вопросы записываются на доске.
Примерные вопросы учащихся:
– Как возникло слово «лидер»?
– Какого человека мы вправе назвать лидером?
– Каждый ли человек может стать лидером?
– Как воспитать в себе лидерские качества?
– Зачем обществу нужны лидеры?
– Все ли лидеры одинаковы?
– Как менялись представления о лидерах в разные исторические эпохи и в разных культурах?
- Выступление «независимых экспертов» – учеников, которые индивидуально, в сотрудничестве с классным руководителем, на этапе подготовки к классному часу постарались спрогнозировать вопросы одноклассников и подготовили выступления.
Материалы для выступлений учащихся-«независимых экспертов»:
А. Представления о лидерах в разных цивилизациях.
В Древней Греции лидером признавался человек, имеющий красивое телосложение, физически развитый, культурный, красноречивый, гражданин и семьянин, достойно защищающий ценности современной ему цивилизации.
В Древних восточных культурах лидер обладал широкими познаниями, граничащими с мудростью, был открыт и доброжелателен по отношению к людям. При этом он не навязывал другим этого общества и был несколько ироничен по отношению к себе и своим достоинствам.
В индейской культуре на роль лидера мог претендовать удачливый охотник и отличный воин, обладающий физической выносливостью, защищающий женщин, детей и стариков своего племени.
В современной американской культуре основные приметы лидера выражаются в конкурентной напористости, целеустремлённости в достижении своих целей, подчёркивании своих достоинств, что порой граничит с бахвальством.
Философ Н.К. Михайловский на роль лидера прочил героя: «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело».
Б. Что значит слово «лидер»? Каково его происхождение?
«Лидер» (leader) – это английское слово, происходящее от глагола “lead” (вести за собой, руководить, возглавлять, быть первым). “Leader” – человек, ведущий за собой других, руководящий ими, возглавляющий какое-то дело, коллектив.
Wikipedia даёт такое определение: Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая главную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
В. Какие качества выделяют лидера из общей массы людей?
Первым делом следует разобраться, какие именно качества выделяют лидера из общей массы. Для этого достаточно вспомнить одноклассника или друга, который внушает вам уважение и стремление соответствовать ему. Какие качества свойственны таким людям? Кратко перечислим основные из них. Итак, лидер:
1) умеет ставить цели и стремится к их достижению – то есть целеустремлен;
2) заряжает окружающих энтузиазмом, своим примером побуждая их к действию;
3) в экстремальных ситуациях он всегда – у руля;
4) легко адаптируется к новым условиям, способен пережить неудачи и двигаться дальше.
К перечисленному выше можно добавить внешний вид. Конечно, фотомоделью быть необязательно, имеются в виду опрятность, выдержанность стиля, хорошая физическая форма. Хилый, нелепо одетый и постоянно жалующийся на здоровье лидер – это из разряда фантазий. На вопрос, стоит ли развивать в себе лидерские качества, наверное, каждый ответит «да». И это естественно, ведь человек, обладающий такими качествами, добивается в жизни большего, пользуется повышенным вниманием, и жизнь его гораздо интересней и насыщенней.
Г. Как развить в себе лидерские качества?
Конечно, все люди не могут быть лидерами (иначе кто же будет ведомым), но стать индивидуальностью может каждый, и никто не запретит вам стремиться к лидерству. Развить эти качества могут все. Если вы пришли к мысли, что это вам просто необходимо, то начинайте изменять себя прямо сейчас!
Шаг 1 – ставим цели. Первым делом необходимо научиться чётко и ясно видеть перед собой цели и постоянно стремиться к их достижению. Начните с малого. Просто поставьте перед собой какую-нибудь нетрудную задачу и добейтесь её выполнения. И пусть поначалу это будут совсем не глобальные цели – ничего страшного, ведь мы учимся. Здесь важен сам факт работы над собой. Постановка целей и их достижение должны войти в привычку. Добившись результата, фиксируйте его в тетради. И ежедневно зачитывайте свои победы, это даст вам стимул двигаться дальше. Когда начнёт получаться, вы будете чувствовать потребность продолжать работу – аппетит ведь приходит во время еды. Итак, пример. Вечером вы ставите перед собой цель проснуться завтра по будильнику и идти на пробежку. Идя на урок, вы задаётесь целью в начале занятия поднять руку, выйти к доске и красивым, громким голосом ответить урок. И выполняете все безоговорочно.
Шаг 2 – становимся энтузиастом. Следующий этап – энтузиазм. Казалось бы, научиться этому качеству невозможно, но, тем не менее, выход есть. Начиная с сегодняшнего дня, вы перестаете жаловаться окружающим на что-либо. Избавьтесь от этого как от вредной привычки. Люди сторонятся неудачников, поэтому, общаясь с ними, дайте им понять, что у вас все в порядке. Если же произошла какая-то неприятность, расскажите о ней с юмором. Обратите внимание: уважаемые вами люди, скорее всего, именно так и делают. У людей, смотрящих на жизнь с юмором, есть чему поучиться. Поведайте о своих проблемах или недостатках в шуточной манере. Делясь же позитивными новостями, стремитесь делать это как можно чаще, ведь тем самым вы будете вселять энтузиазм в ваших собеседников. Вскоре после того, как вы возьмёте это себе за правило, окружающие будут уверены, что дружба с вами – не обуза, а удовольствие.
Шаг 3 – становимся героем. Третий пункт – достойное поведение в экстремальных ситуациях. Чтобы в таких ситуациях вести себя достойно, нужно привыкнуть к ним. В этом поможет близкое знакомство со спортом. Экстремальные ситуации бывают разные, поэтому нужно быть всегда готовым к неожиданностям, что само по себе достаточно сложно. Однако приняв такую позицию как данность, вы сделаете решительный шаг на пути к лидерству.
Шаг 4 – адаптируемся. Ещё одна особенность лидера в том, что он умеет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и двигаться дальше, несмотря ни на что. Научиться этому, пожалуй, сложнее всего. Чтобы психологически себя подготовить к такой жизненной позиции, имеет смысл сначала просто отслеживать эти самые изменяющиеся условия. Например, приучите себя следить за последними событиями в мире, литературными новинками, тенденциями в моде, современными техническими устройствами, новыми компьютерными программами. Когда вы привыкните находиться в курсе последних новшеств и жить в ногу со временем, то и это лидерское качество будет вашим.
Шаг 5 – следим за внешним видом. Разумеется, свой внешний вид нужно поддерживать на 5 баллов. Соблюдайте требования к стилю одежды: в классе – деловой, на отдыхе – более свободный, повседневный или спортивный, на праздничном мероприятии – яркий, позволяющий подчеркнуть ваши достоинства. Следите за своей физической формой. Другими словами, делайте всё возможное, чтобы выглядеть лучше.
Итак, подведем итоги. Если вы чувствуете себя в рядах отстающих, ваше мнение далеко не решающее и вам недостаточно внимания со стороны взрослых и сверстников, то пора начинать изменять себя в лучшую сторону. Данные советы – только начало, они призваны помочь вам сделать первые шаги на пути к собственному развитию. И на этом пути столько всего интересного, так что дерзайте!
- Обмен мнениями.
Учитель в свободной форме предлагает школьникам кратко высказаться по вопросам: Зачем обществу нужны лидеры? В чём заключается их миссия? Может ли общество людей существовать без лидеров? Кого из известных людей бы вы могли назвать «лидером на все времена? Почему?
- Игра на выявление лидеров.
Учитель: Давайте немного отвлечёмся от серьёзных размышлений. Хочу вам показать одну игру, она называется «Большая семейная фотография». Кстати, её можно провести в компании друзей, знакомых и родственников, совместив развлечение с изучением характеров людей. Приглашаю группу желающих поучаствовать в этой игре прямо сейчас. Итак, перед игрой нужно обратиться к играющим с такими словами: «Вы все большая семья. Представьте, что сегодня к вам пришёл фотограф, чтобы сделать общее фото. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым в семье выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких объяснений давать не надо. Нужно включить негромкую, приятную музыку и понаблюдать за этой занимательной картиной! А когда ваша «семья» займёт места перед воображаемым объективом фотографа, можно сделать замечательные снимки, и не воображаемые, а вполне реальные!
(Группа детей выполняет условие игры: распределяют роли, усаживаются на стулья, занимают места).
Ученики 9 класса: А как же эта игра связана с выявлением лидеров?
Учитель: Всё довольно просто. Давайте вспомним, как шло распределение ролей. Кто взял на себя инициативу первым и попросил главные роли? Кто активно искал лучшее «место под солнцем», а кто стоял в стороне, дожидаясь, когда улягутся страсти с рассаживанием? Роль «фотографа» и «дедушки» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству люди. Однако не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Во время такой игры очень интересно наблюдать за распределением ролей, активностью или, наоборот, пассивностью в выборе месторасположения. Если такая игра проводится среди детей (не только в классе, но и в детском лагере, на вечеринке), то она может открыть новых лидеров и показать, кто кому наиболее или наименее симпатичен в данной группе. Кстати, что необычного вам удалось заметить в ходе нашей игры? Всё было привычно, предсказуемо или некоторые играющие повели себя по-новому?
(Дети делятся своими наблюдениями).
- Работа со страничкой портфолио «Я – ЛИДЕР».
Учитель: Пришло время проанализировать, насколько вы, ученики 9 класса, приблизились к образу настоящего лидера. Начинаем заполнять страничку Портфолио «Я – лидер». Для оценки степени сформированности качества используйте разные цвета.
| |
| |
| |
| |
| |
|
Прямоугольники справа закрашиваются разными цветами: красный обозначает «лидерское качество сформировано в полной мере», жёлтый – «данное качество личности находится в состоянии развития и требует постоянной работы», зелёный – «данная характеристика пока не присутствует в моём «лидерском арсенале», поэтому её стоит сформировать!» Ребята работают самостоятельно, в индивидуальном режиме, затем представляют результаты самодиагностики фронтально.
Составление «Автопортрета лидера».
Учитель: Задание «Какой ты лидер?» предполагает написание в Портфолио нескольких предложений о том, каким по типу лидером является каждый из вас. Текст пишется на основе следующих типологий:
- по содержанию деятельности: а) вдохновитель; б) исполнитель; в) вдохновитель + исполнитель;
- по характеру деятельности: а) универсальный, удерживающий за собой лидерские позиции в любой обстановке; б) ситуативный, выдвигающийся на лидерскую позицию в конкретной деятельности;
- по характеру внутригрупповой роли: а) организатор; б) инициатор; и) эрудит; г) генератор; д) эмоциональный регулятор; е) умелец;
- по внутриколлективным функциям: а) инструментальный, ориентированный на деловую сторону жизни группы; б) эмоциональный, создающий благожелательные взаимоотношения; в) смешанный, реализующий обе функции;
- по сфере взаимодействия: а) формальный, назначенный на лидерские позиции; б) неформальный, обладающий общепризнанным авторитетом; в) одновременно формальный и неформальный;
- по стилю взаимодействия: а) авторитарный; б) демократический; в) совмещающий и то, и другое;
- по направленности взаимодействия: а) положительный; б) отрицательный.
Ребята работают самостоятельно, в индивидуальном режиме.
- Подведение итогов классного часа. Рефлексия.
Исследование класса при помощи методики «Мишень». Рефлексия по результатам диагностики.
Ученики 9 класса подходят к доске (обычной или интерактивной) и ставят знаки «+» в две «мишени», показывая таким образом, свою актуальную и желаемую лидерскую позицию в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Толерантность рождается в семье.
Классный час проводился в 9 классе. Цель: показать учащимся на примере многонациональных семей истоки толерантности. На мероприятии присутствовали: мама Захарова Ленура, Асия Серверовна и бабушка Иван...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Классный час "Будущее рождается сегодня"
Классный час посвященный году окружающей среды в России - 2013г, предназначен для учителей - классных руководителей среднего звена основной школы....
Классный час "Где рождается жестокость?"
Классный час в рамках методической декады, проводимой при участии классных коллективов под руководством классных руководителей.В классном часе участвовали два шестых класса ГБОУ СОШ № 629.Подробная ин...
Сценарий классного часа "Личностью не рождаются, ею становятся".
Создание ситуации, при которой учащиеся смогут определить, что каждый человек индивидуален....
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
сценария классного часа для 5-6 класса "Помним, Гордимся : Героями не рождаются, героями становятся»
Методическая разработка сценария классного часа для 5-6 класса"Помним, Гордимся : Героями не рождаются, героями становятся»...