Классный час на тему: "Что такое совесть?"
классный час (6 класс) на тему

Уханова Анастасия Владимировна

урок-беседа и урок-рассуждение для учащихся 5-6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_sovest.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Как совесть Незнайку мучила…»

(ответственность за свои поступки)

Цель: 1.Сформировать представление учащихся об ответственности за свои поступки.

           2.Сформировать нравственный выбор.

           3. Помочь  осмыслить нравственное понятие «совесть».

Форма: Классный час-рассуждение.

Литературная подсказка

Ход классного часа

Ребята! Сегодня у нас очень интересная тема классного часа. Мы попытаемся помочь Незнайке понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответственность.

Я прочитаю вам отрывок из романа Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Вы внимательно меня послушаете, а затем мы продолжим  наше общение.

Отрывок из романа-сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

«Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри его голос.

«Он ведь сам виноват, — оправдывался Незнайка. — Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?»

«Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! — отвечал голос. — Ну толкнули тебя, и ты толкнул бы!»

«Толкнул бы! — проворчал Незнайка. — Значит, я драться должен? Драться нехорошо!»

«Ишь ты! Нехорошо! — передразнил голос  — А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?»

«А чего он толкается?» — упрямо твердил Незнайка.

«Ну что ты заладил «толкается, толкается»! Ты ведь знаешь, что он нечаянно».

«Ничего я не знаю».

«Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!»

«А кто ты, что от тебя ничего не скроешь?» —насторожился Незнайка.

«Кто? — с усмешкой переспросил голос, — Будто не узнаешь? Ведь я твоя совесть».

«А! — вскричал Незнайка. — Так это ты? Ну тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет».

«А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него...»

«Послушай, — сказал Незнайка. — А где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная! Притаилась там где-то, сидит и молчит.» Дождется, когда я сделаю что-нибудь не так как надо, а потом мучит».

«Я не так виновата, как ты думаешь, — начала оправдываться совесть. — Вся беда в том, что я у тебя еще слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня еще очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днем. Поэтому я люблю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничего не заглушает мой голос».

Еще долго на спал Незнайка. Думал, что коротышка-осел голодный, спит где-нибудь на холодной земле под открытым небом...»

Ребята! Вы прослушали отрывок, а теперь я хотела бы узнать ваше мнение на некоторые вопросы:

1.        Почему Незнайка не мог заснуть?

(Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)

  1. Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков?

(Нет, он поступил необдуманно, безответственно. Поэтому пострадал другой человек.)

  1. А что такое ответственность?

Подытоживая ответы учащихся, нужно сказать о том, что ответственность — необходимость  отвечать за свои поступки. Способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять поставленные задачи.

Если человек нарушил законы, наступает ответственность юридическая, а если нравственные нормы — моральная ответственность, но в любом случае за безответственное поведение человеку обязательно придется нести ответственность.

Незнайка не нарушал законов Солнечного города, а вот нравственные нормы нарушил и от этого страдает.

4.        Почему Незнайка недоволен своей совестью?

(Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)

5.        Мог ли Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор?

(Да, он мог не превращать коротышку в осла, но  разозлился и сделал это.)

  1. Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?
  2. Что бы вы посоветовали Незнайке?

Давайте попытаемся объяснить Незнайке, что такое совесть.

Совесть — это  нравственный ориентир человека, его душевней компас, который предупреждает о недопустимости тех или иных, часто очень соблазнительных  действий и наказывает мучениями за неправильно сделанный выбор.

   Человек должен работать над собой, чтобы совесть не осталась «маленькой».

Давайте посоветуем не только Незнайке, но себе почаще «разговаривать» со своей совестью, советоваться, постоянно «будить» ее, чтобы потом не раскаиваться.

Творческое задание для каждого уч-ся - нарисовать символ понятия «совесть».  

Оформление выставки творческих работ.

Возможные выводы:

•        Выбор поступков всегда имеет определенные последствия как для окружающих, так и лично для человека. А за последствия приходится отвечать.

  • Выбор и ответственность взаимосвязаны.
  • Человеку приходится самому решать, как поступить и самому нести ответственность   за свой выбор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "Что такое суицид?"

В данном выступлении рассматривается проблема суицида в среде подростков, а также вопросы профилактики суицидального поведения....

Классный час на тему «Что такое настоящая дружба?»

«Без  дружбы  никакое общение между  людьми не имеет ценности»...

Классный час на тему "Что такое коррупция и как с ней бороться?"

Возможно, кому-то будет полезна информация для классных часов по темам антикоррупции...

Классный час на тему: "Что такое моё Я"

Из цикла классных часов, которые разработаны с целью создания условий для обсуждения вопросов, возникающих у подростков по поводу осознания "себя"...

Классный час на тему "Что такое настоящая дружба?"

Данная разработка может быть полезной для учителей, являющихся классными руководителями 5-7 классов....

Классный час на тему: "Что такое толерантность?”

Цель: воспитание толерантности.Задачи: познакомить учащихся с понятием “толерантность’, с основными чертами толерантной  и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познават...

Классный час по теме "Что такое толерантность"

Данный классный час помогает учащимся раскрыть понятие "толерантность"....