Классный час на тему: "Что такое толерантность?”
классный час на тему

Бибикова Ольга Адамовна

Цель: воспитание толерантности.

Задачи: познакомить учащихся с понятием “толерантность’, с основными чертами толерантной  и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_o_tolerantnosti_otkrytyy.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                 

Классный час

на тему:

    “Что такое толерантность?”

Подготовила учитель МБОУ СОШ с.Лутна Клетнянского района Брянской области Бибикова Ольга Адамовна

Цель: воспитание толерантности.

Задачи: познакомить учащихся с понятием “толерантность’, с основными чертами

              толерантной  и интолерантной личности;

              развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными

                                      вопросами.

                                                    План проведения:

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. Рассказывание сказки под музыку.
  3. Беседа с учащимися.
  4. Сообщение темы классного часа.
  5. Беседа с учащимися о том, как они понимают слово “толерантность”.
  6. Сообщение учащегося о том, как  определяется слово “толерантность” на разных языках, и беседа с учащимися по данному сообщению.
  7. Слово классного руководителя о росте форм асоциального поведения.
  8. Сценка “Перед вами две дороги, выбирайте…” и беседа с учащимися по её содержанию.
  9. Работа по группам: описание черт, присущих толерантной и интолерантной личности.
  10. Стихотворение “Сказочка о счастье” и беседа по его содержанию.
  11. Игра “Волшебная рука”.
  12. Составление правил толерантного общения.
  13. Тренинговое упражнение.
  14. Заключительное слово классного руководителя.

Оборудование: музыка, на фоне которой рассказывается сказка;

                            таблицы “Толерантность”, “Черты толерантной и интолерантной

                            личности”, “Правила толерантного общения”;

                            листы бумаги, ручки;

                            запись финальной песни.

                           

                           

                                                 Ход классного часа

  1. Вступительное слово классного руководителя

  -Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

                                      Звучит музыка, рассказывается сказка

  1. Сказка (рассказывает ученица)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно её было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

-Вот, выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

-Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

-Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

  1. Беседа с учащимися

      -А кого выбрали бы вы? Почему?

                                  Звучит музыка, продолжение сказки.

      Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

     -Почему Любовь выбрала Доброту?

  1. Сообщение темы классного часа.

Сегодня наш разговор посвящён толерантности. Существует и  Международный день толерантности, который проводится 16 ноября. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

  1. Беседа с учащимися

-Что же такое толерантность?

- Обратимся к таблице.

- Слово толерантность  здесь изображено в виде солнца. А в виде лучиков – как объясняется это слово.

Давайте обобщим всё сказанное. (Выступает ученица.)

-Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

-А теперь давайте послушаем, как слово толерантность  определяется  на разных языках земного шара. Сообщение подготовила…

  1. Сообщение учащегося

“Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

      в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

      во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать иначе, нежели ты сам;

      в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

      в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

      в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

      в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)”.

- Какое из определений вам импонирует больше всего?

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

- А что же объединяет эти определения?

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

  1. Слово классного руководителя

      Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла  на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще и чаще слышим слова; беженец, жертва насилия…

      В сегодняшнем обществе происходит рост экстремизма, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

      В последние годы в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжается увеличиваться подростковая преступность. Растёт количество антиобщественных молодёжных организаций радикального толка, вовлекающих неискушённую молодёжь в экстремистские группировки.

      Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

  1. Сценка “Перед вами две дороги, выбирайте…”

 

       

 

     

   

       -Почему молодой человек отказался помочь?

       -Как бы вы поступили в этом случае?

       -Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

       -Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

    Вывод: сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

      Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

  1. Работа по группам

Сейчас мы разделимся на 2 группы. 1 группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, 2 группа – черты, присущие интолерантной личности.

            Затем дети читают записанное, далее – их вниманию предлагается таблица.

       

        Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

         Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

  1. Стихотворение “Сказочка о счастье”.

Послушайте стихотворение

                                                 

                                               

                                                 

                                                 

                                                 

             -Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

             -Как вы думаете, почему изменился король?

             -Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

             -Чему нас учит эта сказка?

    Вывод: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

  11. Игра “Волшебная рука”

                                Участники обводят на листе свою руку.

-Напишите на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

  12. Составление правил толерантного общения.

           Мы с вами говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и посмотрим, что у нас получится.

                              Затем предлагается таблица в качестве обобщения.

  1. Тренинговое упражнение.

             Учащиеся встают в круг, берутся за руки.

             Смотрят на соседа напротив, слева, справа, улыбаются им.

       Иногда бывает достаточно только улыбнуться друг другу, посмотреть доверительно, по-доброму в глаза своему собеседнику, и тогда общение станет более приятным и лёгким.

14.  Заключительное слово классного руководителя.

   

        В конце мне бы хотелось сказать, что каждый класс – это маленькая семья.  И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы  ни ссор, ни ругани. А что для этого нужно?

        Уважайте друг друга, относитесь к людям с пониманием, ищите в своём собеседнике больше достоинств, одним словом, будьте толерантны.

                                                        Звучит финальная песня.                                      

         Изгиб гитары жёлтой

                 ты обнимаешь нежно.

                  Струна осколком эха

                  пронзит тугую высь.

                 Качнётся купол неба,

                     большой и звёздно-снежный.

                     Как здорово,         2 раза

                     что все мы здесь

                     сегодня собрались.

                                   Как отблеск от заката

                                   костёр меж сосен пляшет

                                   Ты что грустишь, бродяга,

                                  а ну-ка, улыбнись.

                                  И кто-то очень близкий

                                  тебе тихонько скажет:

                                 “Как здорово,         2 раза

                                  что все мы здесь

                                  сегодня собрались”.

 

                   И всё же с болью в горле

                   мы тех сегодня вспомним,

                   Чьи имена, как раны,

                    на сердце запеклись.

                   Мечтами их и песнями

                   мы каждый вдох наполним.

                   Как здорово,        2 раза

                   что все мы здесь

                   сегодня собрались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "Что такое суицид?"

В данном выступлении рассматривается проблема суицида в среде подростков, а также вопросы профилактики суицидального поведения....

Классный час на тему «Что такое настоящая дружба?»

«Без  дружбы  никакое общение между  людьми не имеет ценности»...

Классный час на тему "Что такое коррупция и как с ней бороться?"

Возможно, кому-то будет полезна информация для классных часов по темам антикоррупции...

Классный час на тему: "Что такое моё Я"

Из цикла классных часов, которые разработаны с целью создания условий для обсуждения вопросов, возникающих у подростков по поводу осознания "себя"...

Классный час на тему "Что такое настоящая дружба?"

Данная разработка может быть полезной для учителей, являющихся классными руководителями 5-7 классов....

Классный час по теме "Что такое толерантность"

Данный классный час помогает учащимся раскрыть понятие "толерантность"....