Классный час на тему: "Что такое моё Я"
классный час (7 класс) на тему

Печурина Татьяна Фёдоровна

Из цикла классных часов, которые разработаны с целью создания условий для обсуждения вопросов, возникающих у подростков по поводу осознания "себя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Печурина Татьяна Фёдоровна

Классный час в 8 классе «А» на тему: «ЧТО ТАКОЕ МОЁ Я?»

(цикл классных часов по воспитанию нравственных качеств подростков)

Актуальность: подростки 15 лет часто  ставят перед собой вопросы: «Кто, то существо, которое отражается в зеркале? Я? Кто я такой? Зачем я живу? Кому я нужен?»

Цели: создание условий для рассуждений учащихся 8 класса кто они, что они значат в этом мире.

Задачи:  1. Познакомить с понятиями «Человек».

  1. Создать условия для ощущения значимости в этом мире.

Основные понятия: человек, мысль, сознание, тело.

Средства: художественное слово (стихи Омара Хайяма), презентация, листовки с пословицами и поговорками о смысле, уме, человеке

План проведения классного часа:

  1. Постановка задачи. 2. Объяснение понятий о человеке. 3. Совместное рассуждение. 4. Просмотр и обсуждение видеоклипа.

Ход классного часа:

  1. Отгадайте загадки: Что на свете всего быстрее? (мысль)   Ни на меру, ни на вес, но у всех людей он есть. (Ум)    Стоят два кола, на колах - бочка, на бочке — кочка, на кочке - лес дремучий. (человек)

По мере отгадывания загадок на доску вывешиваются пословицы о мысли, уме, человеке (с прочтением).

  1. Объявление темы классного часа: «Что такое моё Я» (перед объявлением темы можно детям задать вопрос: кто догадался, о чём пойдёт речь?). Презентация, слайд 1.

Мы источник веселья - и скорби рудник.

Мы вместилище скверны - и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир - многолик.

Он ничтожен - и он же безмерно велик!

                                                          Омар Хайям

- Так кто же такой человек?  (обсуждение)

Человек - живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. Носитель каких-л. качеств, свойств; личность. – словарь Ефремовой.

Работа с презентацией: (Чело – лоб, век – 100 лет; Тело?). Слайд 2.

 - Человек – тело, живущее определённый срок? Что же тогда тело? (высказывания учащихся)

ТЕЛО - отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь  веществом или ограниченная замкнутой поверхностью  – словарь Ожегова. Слайд 3.

     Обсуждение поговорок о теле человеческом

Вот лицо мое - словно прекрасный тюльпан,

Вот мой стройный, как ствол кипарисовый, стан,

Одного, сотворенный из праха, не знаю:

Для чего этот облик мне скульптором дан?

                                                                   Омар Хайям

        «В христианском смысле: чело – лоно разума, вместилище мыслей, образов, век – период жизненного пути. Я – это мой ум? память? чувства?»  Слайд 4.

     Ум - способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни. Словарь С.И. Ожегова.

     - Но всегда ли мы живём по уму? Слайд 5.

     Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Толковый словарь С.И.Ожегова

     - Но память можно потерять? Слайд 6.

     Чувство.     Способность живого существа воспринимать внешние впечатления.     Самый процесс ощущения, восприятия чего-л.                            Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает.  Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни.   Разговорная речь - любовь, испытываемая кем-либо,  к кому-либо.  Волнение, душевный подъем, порыв – словарь Т.Ф.Ефремовой.

  1. Просмотр видеоролика «Бомжи» (ролик из интернета) http://www.youtube.com/watch?v=9Lyq1p-h8ic 

      Обсуждение видеоролика

Если все государства, вблизи и вдали,

Покоренные, будут валяться в пыли -

Ты не станешь, великий владыка, бессмертным.

Твой удел невелик: три аршина земли.

                                                                   Омар Хайям

 - О чём стихотворение?

- Если жизнь не вечна, что важное должен успеть выполнить человек?

- Чтобы творить добро, каким чувством должен обладать человек?

Не завидуй тому, кто силен и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

                                                Омар Хайям

 - От себя хочу пожелать каждому из Вас, давайте помнить, что мы люди! Я – Человек! (раздать детям таблички – вклейки в дневник)

Предложить детям дома подумать и написать эссе на тему: «Что такое моё Я?»

Пословицы, поговорки, афоризмы:

Я мыслю – значит существую.

Мысль – цветок, слово – завязь, поступок – плод.

Человек после смерти оставляет имя, а бык — шкуру.

Человек смотрит человеку в лицо, а Бог в душу.

Бывает человек, что целого мира стоит, бывает и такой, что осла не стоит.

Ума палата, да ключ потерян.

С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.

Не хвались умом, коли берешь все хребтом.

Душа с телом, как секретарь с делом.

Телом гибок, душой без ошибок.

Человека тогда узнаешь, когда с ним ложкой пуд соли расхлебаешь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО классных руководителей по теме "Что такое суицид?"

В данном выступлении рассматривается проблема суицида в среде подростков, а также вопросы профилактики суицидального поведения....

Классный час на тему «Что такое настоящая дружба?»

«Без  дружбы  никакое общение между  людьми не имеет ценности»...

Классный час на тему "Что такое коррупция и как с ней бороться?"

Возможно, кому-то будет полезна информация для классных часов по темам антикоррупции...

Классный час на тему "Что такое настоящая дружба?"

Данная разработка может быть полезной для учителей, являющихся классными руководителями 5-7 классов....

Классный час на тему: "Что такое толерантность?”

Цель: воспитание толерантности.Задачи: познакомить учащихся с понятием “толерантность’, с основными чертами толерантной  и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познават...

Классный час по теме "Что такое толерантность"

Данный классный час помогает учащимся раскрыть понятие "толерантность"....