ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Д.С. Лихачев
Проблема формирования патриотического сознания граждан на сегодняшний день одна из самых актуальных в России. По данным МВД России в январе - феврале 2016 года выявлено 41 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 5,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, зарегистрировано 144 преступления террористического характера (+41,2%) и 178 преступлений экстремистской направленности (+36,9%), выявлено 26 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+52,9%), каждое двадцать третье преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Организованными группами или преступными сообществами совершено 2,8 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений. Растёт число молодёжных организаций экстремистской направленности. Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни во всём мире. Россия многонациональное, многоконфессиональное государство и недооценивать эту угрозу нельзя. Корень сегодняшних проблем кроется в постепенной утрате нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, деидеологизация всех сфер общественной жизни. Наиболее правильным решением данной проблемы является воспитание гражданина и патриота нашей Родины. Патриот – человек, любящий свою Родину, верный своему народу гордящийся историей своего Отечества, готовый в любой момент встать на защиту своей земли. Патриотами не рождаются, патриотами становятся. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у школьников патриотического сознания, гордости за историю своего Отечества, чувства верности Родине, активной гражданской позиции. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского и других. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания. На сегодняшний день воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма уделяется большое внимание. Очень важным и значимым является то, что мы изучаем историю страны через краеведческий материал. «В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое и в природе, и человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое». Н. Н. Баранский. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, помогает устанавливать связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. Краеведение - самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Н. К. Крупская писала: “Прежде всего школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни”. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа, этнография, фольклор. Именно краеведение даёт возможность связать воедино вопросы многих дисциплин и применять их для решения практических задач. Разнообразны методы, приемы и средства обучения. Самыми распространёнными формами работы являются мероприятия (беседа, экскурсия, встречи с интересными людьми, исторические игры, викторины, конкурсы); творческие дела (проектная и исследовательская деятельность, участие в конференциях, литературно-музыкальные композиции, оформление выставок). Встречи с интересными людьми, свидетелями эпохи наиболее яркие, эмоционально насыщенные. Они несут несравнимо больший воспитательный потенциал, чем беседа с учителем или прочтение учебника. Воспоминания и слёзы ветеранов Великой Отечественной войны не могут оставить равнодушными никого. Велико воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к родной земле, эстетические чувства. Знания, полученные во время экскурсий, оказываются очень прочными и надолго укладываются в память. Они помогают развивать мышление, наблюдательность. Учитель имеет возможность лучше узнать учащихся, так как в непринуждённой обстановке легко наладить доверительные отношения. Наряду с объяснительно-иллюстративными методами и эвристической беседой большое познавательное значение имеет организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Эта деятельность основана на ситуации поиска, на активном действии учащегося, заданном учителем. Требует от учащихся творческой инициативы, эмоционального настроя, что способствует развитию познавательных способностей. А познавательная активность вызывается его новизной. Учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады к урокам и внеклассным мероприятиям, связанных с историей родного края; собирают информацию, активно участвуют в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, воспоминания земляков, краеведческая литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)
Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....
Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...
Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...
«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.
Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"
Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...