Классный час " Доброта и милосердие"
методическая разработка по теме

Есионова Ольга Николаевна

Разработка для нач школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miloserdie_kl._chas.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 1 классе

«Доброта и милосердие»

Цель: формировать нравственные знания, развивать чувство товарищества,     взаимопомощи; воспитывать внимательность, доброту к людям, умение сочувствовать товарищу, стремление и умение помочь людям.

1. Беседа.

Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о понятиях вам хорошо знакомых. Природа наградила человека великими, блистательными добродетелями. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Что такое доброта?

На доске запись: Доброта – это …

(Учащиеся высказывают свое мнение )

«Делать людям хорошо – хорошеть самому»

Как вы понимаете слова «Хорошеть самому»?

Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям?

А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А.Чепурова (читает ученица).

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра, она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно  неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

2. Толкование слов.

      А сейчас давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем толкование слов доброта и милосердие. От какого слова образовалось слово доброта? (добро)

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу: добрый поступок.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

3. Пословицы и поговорки о доброте и милосердии.

     Какие пословицы и поговорки о доброте и милосердии вы знаете?

-Доброе слово лечит. злое калечит.

-Добрая слава лежит, а худая бежит.

-Доброго чтут, а злого жалуют.

-Злой не верит, что есть добрый.

-Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

Как вы понимаете  пословицы.

Доброта и милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

  1. Беседа.

     Как вы понимаете слова: «В основе человеческого бытия, человеческого существования, человеческой жизни лежит доброта»?

Согласитесь ли вы со мной, что жить достойно – значит жить по заповедям? Я думаю уместно вспомнить заповеди Иисуса Христа (их десять). Вот некоторые из них, отвечающие сегодняшней теме:

( на доске)

- Возлюби ближнего как самого себя.

- Почитай отца и мать.

- Не убий.

- Не укради.

- Не лжесвидетельствуй (то есть говори правду).

- Не возжелай из ближнего своего (то есть не проси)…

     Какой вывод можно сделать, прочитав эти заповеди?

Вывод: итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг к другу.

     Ребята, вы встречались в своей жизни с добрыми поступками? Расскажите о них. (Рассказы детей).

5. Чтение рассказа о добром поступке учителем и его обсуждение.

     Совсем необычный случай произошел в 1941 году с одним лейтенантом Советской Армии. Потеряв товарищей, истекая кровью, он ползком дотащился до старой заброшенной мельницы, кое-как забрался в нее и потерял сознание. Очнулся среди ночи, и от страха мурашки забегали по спине: вокруг передвигалась фосфоресцирующие огоньки, чьи- то глаза, много глаз… Постепенно уяснил: кошки. Вся мельница была населена-перенаселена кошками. Поблизости находилась деревня. Немцы сожгли ее. Жителей угнали. И кошки с пепелища сбежались сюда. Здесь был кров, где можно спрятаться от непогоды и была пища – много мышей.

     Так началось это необыкновенное сожительство: раненый человек и полсотни кошек… Сперва они приняли его враждебно: боялся – вот-вот выцарапают глаза; как набросятся все разом – не сдобровать! Но постепенно дикари свыклись с его присутствием, некоторые стали подходить и тереться, мурлыкать, - вероятно. Вспомнили прежнее житье-бытье, хотя одичать успели все изрядно.

     Лейтенант кормил их хлебными шариками – лепил колобки из мучной пыли. Раз кошки приволокли голубя, в другой раз кролика. Лейтенант все съел. Мало-помалу отлеживался, поправлялся; ждал лишь, когда сможет подняться на ноги.

     А кошки куда-то уходили, возвращались, плодились. По всем углам пищали котята. Только, если пропадал котенок – беда: примчатся матери, опять береги глаза.

     Так шли дни: лейтенант уже прикидывал, когда сможет проститься с этим кошачьим убежищем, приютившим его, как вдруг однажды под вечер нагрянули немцы.

     Было уже довольно темно, когда внезапно раздалась чужая речь, загремели кованые сапоги, очевидно, фашисты хотели устроить здесь ночлег.

     Это шла часть отряда карателей, направленных против партизан. Они сбились с пути и решили дождаться утра. Если он попадет к ним в руки – конец…

     Но едва передний из них, поднявшись по шатким ступеням, переступил порог мельницы, навстречу, вдруг раздался такой оглушительный дьявольский концерт, что не выдержал бы даже смелый и сильный. Кошки взвыли разом. Вслед за тем что-то темное пронеслось по воздуху и впилось в лицо гитлеровца. Это был большой черный кот, глава хвостатой колонии, страшно злобный и неподкупный. Его нападение нагнало на гитлеровского вояку такой ужас, что тот попятился, свалился с лестницы и увлек в своем падении других. Немцы с позором отступили от мельницы, даже не остались ночевать. Опасность миновала.

     А утром пришли наши партизаны. Они забрали с собой лейтенанта. Перед уходом, прощаясь с кошками, он попросил: «Как-то отблагодарить бы их. Ведь друзья… Без них, пожалуй, не было бы меня в живых!... Может, еды, что ли дать».

     У партизан были кое - какие припасы. Они разложили куски мяса и сала на ступеньки лестницы, на порог и ушли.

- За что отблагодарил лейтенант кошек?

  1. Декламация стихов о доброте и милосердии.

1 ученик.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту,  всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!  

2 ученик.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто.

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому- то.

                                  И. Романов

3 ученик

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Что бы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

                               А. Лесных

4 ученик.

Ах, как нам добрые дела нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души во времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                                 М. Лисянский

  1. ученик.

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда- то

Хоть чем- то согрели меня.

Согрели своей плащ – палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Все вместе:

Идет доброта по земле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

                            Ю. Друнина

Учитель: мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, ко всему что нас окружает и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других. Я думаю, что вы никогда не станете равнодушными к чужой беде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»

Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

Беседа "Доброта и милосердие спасут мир"

Беседа с учащимися 8 класса о доброте и милосердии...

"О доброте и милосердии"

Эта разработка воспитательского часа ставит цель,  воспитывать чувства сострадания и милосердия. Воспитывать гуманное отношение к человеку на примерах художественных произведений, живописи. Ф.М д...

Классный час о доброте и милосердии.

Классный час "Спешите делать добро"...

классный час на тему: "Доброта и милосердие"

классный час на тему: "Доброта и милосердие"...

Классный час на тему: "Доброта и милосердие спасут мир"

Классный  час «Доброта и милосердие  спасёт мир»Задачи:·         Дать понятие о том, что такое милосердие;·...

Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"

Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...