Профессии, которые мы выбираем.
классный час (11 класс) на тему

Классный час для выпускного класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivlyushkina_yu.a._professii_kotorye_my_vybiraem.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №29»

Классный час

на тему:

«Профессии, которые мы выбираем»

Подготовила  классный руководитель

11 «А» класса  Ивлюшкина Ю.А.

Саранск


"Профессии, которые мы выбираем"

Цели:

-познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий;

-формировать у старшеклассников культуру понимания выбора профессии.

Задачи:

-осознание влияния общественного мнения и стереотипов на выбор профессии;

-информирование учащихся о состоянии рынка труда ;

-формирование навыков групповой работы, культуры, спора, рефлексии.

Подготовительный этап: учащиеся получили опережающее задание: найти материал о современных профессиях (индивидуальные поручения), подготовить выступление о любой профессии (групповое поручение), подготовить материал центра занятости о требуемых специальностях.

Эпиграф: Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

Ход мероприятия.

Класс разделен на группы по интересам, по типам труда - по итогам классного часа «Выбор профессии».

Типы труда:

1 группа "Человек - техника"

2 группа "Человек - человек"

3 группа "Человек – природа»

4 группа "Человек - художественный образ"

5 группа «Человек - знаковые системы"

Стихотворение В.Маяковского “ Кем быть?” (читает уч-ся)

I. Вступительное слово учителя.

  Мы вспомнили стихотворение, которое вы учили в детстве. Тогда для вас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл, актуальность.

  В 16-17 лет происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности.

 Сегодня мы продолжаем разговор о выборе профессии.

2. Цель нашего классного часа – познакомиться с приоритетами интересов в получении профессий и основными ошибками вашего выбора, а также пути их преодоления.

  Пройдет совсем немного времени и вы, сегодняшние ученики, отпраздновав свой выпускной вечер, уйдете во взрослую жизнь. Как вас встретит эта жизнь - во многом зависит от вас самих, во многом - от нас, родителей и педагогов. Вам нужно будет сделать выбор - чем заниматься, какую профессию выбрать. Об этом необходимо подумать уже сейчас.

3. Что мы имеем в виду, когда произносим слово “профессия?”

  Профессия – понятие многозначное: общность всех людей, занятых данным видом труда, необходимая для общества и ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.

Если посмотреть в словарь, что означает слово “профессия”  (“говорить публично”.)

По американским меркам понятие “профессия” предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.

4. Работа в группах: назвать профессии своего типа

1. «Человек – художественный образ»: Скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.

2 «Человек – природа»: инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод.

3. «Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь – сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист – рулевой, бортинженер, пилот.

4. «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

5. «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.

5. Наряду со словом “ профессия” часто упоминаются и другие термины.

“Специальность” - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

Например, профессия - врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.

6. Упражнение. Из списка назвать специальности: токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.

7. Упражнение. Из списка выбрать профессии: учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.

8. Есть 3 способа выбрать профессию.

  Первый способ - метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

  Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания - всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.

  Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии только тогда выбор может быть осмысленным.

  Есть и еще один способ - это путь выбора ваших родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Это семейные династии.

Как вы относитесь к профессиональным семейным династиям? (Контатко А).

9. Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

 Почему? (Отвечают ребята).

 Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

  Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

10. К сожалению, как показывает практика, не все работают по той профессии, которую получили в учебном заведении.

  Проанализировав итоги анкеты, которые провели с вашими родителями, можно сделать такие выводы: не все работают по своей профессии. Причины могут быть разные. И тем не менее статистика такова: 66% опрошенных работают не по своей профессии, многим пришлось переучиваться; 33% принимавших участие в анкетировании хотели бы поменять профессию.

  Итак, чтобы правильно выбрать профессию, т.е. найти именно свое дело, необходимо уже сегодня очень серьезно подумать о своем выборе.

11. Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия. Как вы думаете, какие  эти требования?

  1. Во-первых, чтобы профессия была интересной.
  2. Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.
  3. В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.

Физминутка- игра-разминка: типы профессий.

Я буду называть профессию, а вы будете определять ее тип.

Ч - Т: топните ногой

Ч – Ч: пожать руки справа и слева сидящим от вас.

Ч – П: поменяться местами.

Ч – З: встать - сесть

Ч – Х поаплодировать.

12. Учитель: Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Как говорят философы, ничего нет постоянного. Это же явление происходит и с миром профессий.

Вместе с тем возникают новые специальности. Некоторые профессии получают новое дополненное содержание: среди них дизайнеры, профессии сферы управления. Сейчас пришло время для дом.задания.

Дом задание:  необходимо назвать профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;

Б) появились только в XX веке;

В) появятся в будущем.

Ребята дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

13. Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.

14. Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, нужно еще определить условия выбора профессии. Формула выбора профессии: ХОЧУ + МОГУ + НАДО

 Для этого надо:

  • определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии (анкета “Ориентир”)
  • оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п. Или проще сказать - это наше “могу” (анкета “могу”)
  • узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня “надо”

15. Информация Центра занятости.

16. Информация из сети Интернет.

18.(Анализ итогов анкеты)  (предварительно)

1). Назовите 5 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости.

2). Какую профессию хотите выбрать вы?

3). Какую профессию вам советуют выбрать родители?

4). В чем преимущества вашей будущей профессии?

5). Назовите "минусы" вашей будущей профессии.

6). Какие качества характера необходимы в данной профессии?

7). Назовите причины, которые могут помешать вам выбрать эту профессию.

8). Какую профессию вы точно не выберете?

19.  Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии.

  Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей (пользу обществу).

  Выбор профессии - очень серьезный шаг. Сейчас, при современных условиях рыночных отношений молодому человеку очень трудно устроиться в жизни, суметь, если нужно, защитить свою жизненную позицию. Мы, взрослые, постараемся помочь вам в выборе профессии, но окончательное решение придется принимать вам самим, и в дальнейшем нести ответственность за свой выбор.

  Трезво оцените свои желания и способности. Если вы серьезно подойдете к выбору профессии, получите хорошее образование, будете специалистом высокой квалификации, вы будете конкурентноспособны на рынке труда и вам будет не страшна безработица.

 

Сегодня наш классный час хочу закончить стихотворением:

Пусть ваш выбор будет правильным!

Тысячи тропок готовит судьба.

Сотни загадок в запасе хранит.

Какой она будет – тропинка твоя,

Это тебе доказать предстоит.

Будешь ли ты водить корабли,

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли,

Может, ты станешь железо ковать.

Вырастешь клоуном – самым смешным –

И улыбками мир расцветет.

Клоуны тоже на свете нужны –

Они отправляют наши души в полет.

Выбрать какую тропинку себе –

Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе,

Поверь в свои силы, в победу поверь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для 11 класса "Профессии, которые мы выбираем"

Цели: познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий; формировать у старшеклассников культуру понимания выбора профессии....

Открытое классное мероприятие "Профессия, которую мы выбираем – автомеханик". (Проведено в рамках «Фестиваля профессий»)

Каждый год мы проводим в училище "Фестиваль профессий ". Он включает открытые уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы газет, презентаций , рефератов в группах "Автомехаников". Хочу поз...

Профессии которые мы выбираем

Проект по профориентации школьников . Разработан для учащихся 9-х классов....

Классный час: "Профессии, которые мы выбираем". Презентация к классному часу: "Профессии".

Классный час был разработан для учащихся 9 - х классов и вызвал большой интерес. В 16 лет ученики начинаются задумываться над выбором своей будущей профессии.  В презентации рассказывается о проф...

Классный час "Профессии, которые мы выбираем"

Цель классного часа: способствовать профессиональному самоопределению.Задачи:расширение представления о профессиональной деятельности как одной из основных сфер жизни человека, роли профессиональной д...

Классный час "Профессии, которые мы выбираем".

Сценарий разработки открытого классного часа, целю которого является знакомство  учащихся с приоритетами интересов в получении профессий иформирование у старшеклассников культуры понимания выбора...