Профессии которые мы выбираем
методическая разработка (9 класс) по теме

Шипигусева Светлана Анатольевна

Проект по профориентации школьников . Разработан для учащихся 9-х классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №80»

Согласовано                                                                           Утверждаю

Председатель                                                                         Директор

методического совета                                                           ___________/С.В. Лукоянова/

заместитель директора

по УВР

_____________/В.И. Стельмах/

Проект по профориентации учащихся

«Профессии которые мы выбираем»

Подготовила проект творческая группа

учащихся и педагогов.

Руководители проекта:

    Классный руководитель 9 «б»класса

С.А.Шипигусева

Психолог МБОУ «СОШ №80»

Т.А. Полушина .

Г. Пермь                                  2012г.

Пояснительная записка.

Необходимость формирования у девятиклассников  готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %— по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

  1. что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
  2. что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
  3. что он может (возможности и способности),
  4. что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии которые мы выбираем» , который предлагается учащимся 9 –х  классов в рамках предпрофильной подготовки.

Цели проекта : 

  1. формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.

Задачи:

  1. осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  2. ознакомление с основными принципами выбора профессии;
  3. знакомство с особенностями современного рынком труда;
  4. составление индивидуального образовательного плана или программы
  5. саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий «Профессии которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов:

  1. свободного выражения своего мнения;
  2. взаимоуважения;
  3. доверительности;
  4. обратной связи;
  5. безоценочности.

Особенности организации:

Место проведения занятий: учебный кабинет, компьютерный класс, выездные экскурсии , диагностические центры.

Продолжительность проекта : учебный год

Методы: 

  1. лекционный метод передачи знаний;
  2. психодиагностические методы исследования личности;
  3. методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
  4. Выездные экскурсии.

Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

  1. информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
  2. информация об отдельных профессиях или группах профессий.

Учащиеся должны знать: 

  1. значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
  2. понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  3. правила выбора профессии;
  4. понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся должны уметь: 

  1. соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  2. составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
  3. использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
  4. анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
  5. классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);
  6. пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.

План реализации проекта

Тема занятия

Срок проведения

Ответственные

1

Родительское собрание : Возрастные особенности детей юношеского возраста .

26.10.2012

Классный руководитель

2

Час общения: Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий.

ноябрь

первая  половина

Классный руководитель

3

Классный час

 «Выбор профессии»

С 19 по 24 ноября

Классный руководитель

Психолог школы

4

Работа над проектом «Моя индивидуальная траектория»

С 24.11.2012 по 01.04.2013

Классный руководитель

Психолог школы,Родители

ученик

5

Родительское собрание «Профессии, которые выбирают наши дети»

29 .11.2012 г.

Психолог школы

Классный руководитель

6

Экскурсии на предприятия , где работают наши родители.

Военный институт -  Кузнецова О.Е)

Кафе «Миндаль» - Воскресенская Е.Б.

Администрация г.Перми – Черных Ю.Г.

Налоговая инспекция – Терюхов О.В.

Пермэнергосбыт – Петухов В.А.

В течении года

Родительский комитет класса

7

 Час общения «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е. А. Климову)

Февраль

Классный руководитель

8

Классный час:  Формула выбора профессии.

Март

Классный руководитель

Психолог школы

9

Единый День профориентации-Профориентационные уроки, деловые игры для ознакомления с миром профессий, посещение Центра занятости населения  микрорайона Гайва.

март

 специалисты центров занятости населения района

классный руководитель

10

Встречи учащихся 9 б класса с выпускниками школы. Выпускниками : Ковыляева Анна, Попов Никита, Лукан Даниил,  Хамитова Анна.

Апрель

Классный руководитель

11

Посещение ярмарки « Образование и карьера»  Участие в игре « Мой профессиональный выбор»

апрель

Классный руководитель

Родительский комитет

12

Конкурс эссе « Моя будущая профессия»

Апрель - май

Классный руководитель

Учитель русского языка Зайцева М.В.

13

Итоговое мероприятие совместно с родителями

май

Классный руководитель

Психолог школы

Родительский комитет

Заключение

 Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Список литературы.

  1. Климов, Е.А. Как выбирать профессию  / Е.А. Климов.  – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
  2. Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков  / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
  3.  Психологическое сопровождение выбора профессии  / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
  4. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой.  СПб : Речь, 2007. 365 с.
  5. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы)  / Н.С.Пряжников  – М.: ВАКО, 2005.-  288 с
  6. http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fszn.permkrai.ru%2F%3Fo%3D563%26id%3D2241%26m%3D10%26y%3D2012%23news2241

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для 11 класса "Профессии, которые мы выбираем"

Цели: познакомить учащихся с приоритетами интересов в получении профессий; формировать у старшеклассников культуру понимания выбора профессии....

Открытое классное мероприятие "Профессия, которую мы выбираем – автомеханик". (Проведено в рамках «Фестиваля профессий»)

Каждый год мы проводим в училище "Фестиваль профессий ". Он включает открытые уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы газет, презентаций , рефератов в группах "Автомехаников". Хочу поз...

Классный час: "Профессии, которые мы выбираем". Презентация к классному часу: "Профессии".

Классный час был разработан для учащихся 9 - х классов и вызвал большой интерес. В 16 лет ученики начинаются задумываться над выбором своей будущей профессии.  В презентации рассказывается о проф...

Классный час "Профессии, которые мы выбираем"

Цель классного часа: способствовать профессиональному самоопределению.Задачи:расширение представления о профессиональной деятельности как одной из основных сфер жизни человека, роли профессиональной д...

Классный час "Профессии, которые мы выбираем".

Сценарий разработки открытого классного часа, целю которого является знакомство  учащихся с приоритетами интересов в получении профессий иформирование у старшеклассников культуры понимания выбора...

Учебный проект: «Профессии, которые мы выбираем»

Предлагаемый проект проводится в рамках дисциплины «Иностранный язык» с учащимися 11 класса. Раздел «Работа для жизни». В результате самостоятельных исследований, направленных на изучение требований, ...