Классный час "Поговорим о милосердии"
классный час (7 класс) на тему
Данный классный час направлен на формирование чуткого отношения к окружающим; на умение вести дискуссию; способствует воспитанию доброты и милосердия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 400.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Абиева Дилара Яшаровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 3» г. Дербента
Классный час в 7 классе.
«Поговорим о милосердии…»
Цель: формирование чуткого отношения к окружающим; учить вести дискуссию; способствовать воспитанию доброты и милосердия.
Оборудование: слайд-презентация, компьютер, фильм «Чучело».
Ход классногочаса.
- Слово классного руководителя.
-Я прочитаю рассказ К.Паустовского «Старый повар».
«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки,
грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубашку , старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел молодой, худой, маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела, и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдце, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы соверши и, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец,- а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он, — слушайте и смотрите». И он заиграл.
(Звучит музыка.)
«Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав...имя. Имя!»
Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.
- Какие внутренние качества раскрывает описанный эпизод?
-Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.
- Объявление темы, целей классного часа.
Сегодня мы с вами поговорим о милосердии. Это тема нашего классного часа. Как вы думаете, какие цели мы можем преследовать на нашем классном часе?Тельман обратится к помощи интернета и найдет определение слову МИЛОСЕРДИЕ.
- Чтение эпиграфа.
Эпиграфом послужат слова
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
-Как вы понимаете данные слова?
- Беседа с классом.
- Какие нравственные критерии включает в себя понятие МИЛОСЕРДИЕ?
(добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память).
- Что такое МИЛОСЕРДИЕ? Тельман, пожалуйста.
- А какие понятия не относятся к МИЛОСЕРДИЮ?
(равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово).
- Сценка «Цветы для бабушки».
Сабир. А сейчас вы увидите…
(Входит Гамзат с букетом цветов)
Сабир. Вы увидите чудака, который среди белого дня ходит с цветочками. Тебе не стыдно?
Гамзат. Почему мне должно быть стыдно?
Сабир. Что это за цветочки? Ты бы еще бантик прицепил.
Гамзат. А! Ну… У бабушки моей день рождения. Я решил подарить ей цветы.
Сабир. Вот уж не знал, что ты так любишь цветы!
Гамзат. Причем тут я? Бабушка цветы очень любит. У нее праздник, и я хочу ее порадовать!
Сабир. А ты, оказывается, «Вот тебе, бабуля, цветочки – и радуйся»! Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с дедушкой, и с бабушкой. Их праздник – это мой праздник.
Гамзат. Прекрасно! Я тоже стараюсь делить радость…
Сабир. Да кто же так делит? Цветочки! У моего деда был день рождения, и я ему, знаешь, что подарил? Хоккейную клюшку!
Гамзат. Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом заниматься.
Сабир. Причем тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея ему. Но ты знаешь – не важен подарок, важно внимание.
Гамзат. А что ты маме подарил?
Сабир. Маме- щенка.
Гамзат. Твоя мама, наверно, животных любит?
Сабир. Терпеть не может! И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека, то есть меня. Вот щенок и живет у нас. Вот и у бабушки скоро день рождения, а я все не могу придумать, что бы ей подарить.
- Как можно охарактеризовать этих ребят?
- Чтобы человеку оставаться человеком, помнить свои корни, жить по-людски, важно иметь и не потерять чувство любви к своим родителям.
- Какое отношение вы хотели бы видеть к себе от своих детей?
Из далекой-далекой древности, из 6 века до н.э., греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой житель Эллады, публицист и оратор Сократ. Он советует: «К родителям относитесь так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».
Иранский поэт Фирдоуси писал:
Давай вершить добро, пока есть силы.
Не то потом и ты, и я в преддверии могилы
Лишь зло пожнем.
Посеем семена добра,
Покуда сеять можем,
Пока земля, что столь щедра,
Для нас не станет ложем.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго добро,
От злого зло родится…
- Что всегда соседствует рядом с добром? Как вы думаете, почему?
(Добро всегда противодействует злу, борется с ним ).
Известный врач и философ Альберт Швейцер очень интересно определилсущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».
- Просмотр отрывка из кинофильма «Чучело» с дальнейшим обсуждением.
- Что вы можете сказать о поведении детей? Как бы вы себя повели на месте главной героини? Допустима ли такая жестокость?
- Чтение стихотворения Р.Гамзатова «Знай, мой друг».
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Сколько в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
- Учитель.
-Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.
Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, а преумножает его. Помните библейское: «воздастся вам по вашим деяниям».
«Что припрячешь — то погубишь; что раздашь — вернется снова», — писал Шота Руставели. Только так человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков.
«След».
А ты? Входя в дома любые-
И в серые, и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш,
И на вопрос даря ответ,
Скажи: какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
А что можете вы сказать об этом, ребята? Какой след, по-вашему, могли бы в жизни оставить вы? (Выступление учащихся.)
- Итог.
Дефицит милосердия – страшная болезнь. Как избежать этой болезни?
(Замечать тех, кто рядом с нами, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, мне, другим взрослым и своим друзьям.)
Итог классного часа мы проведем следующим образом: вам нужно заполнить одну из трех представленных таблиц на ваших листочках. (+, - , интересно).
- Исполнение песни «Мы желаем счастья Вам».
Давайте пожелаем счастья друг другу и гостям нашего классного часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "О милосердии"
Разработка классного часа для учащихся 5-6 классов, целью которого является формирование у учащихся духовно-нравственных ценностных ориентации, расширение представления о человеческих отношениях ...
Классный час "Учитесь милосердию у мам"
Классный час расчитан на учащихся 5-6 классов. Это разговор с детьми о нравственности, о доброте и милосердии на основе сказки Оскара Уайльда "Мальчик-звезда". упоминаются также и русские народные пос...
Классный час "Цена милосердия" из проекта "Школа милосердия"
Воспитание в детях сострадания, умения прийти на помощь, милосердия, уважения к людям и самим себе....
Классный час "О милосердии..."
Я предлагаю вашему вниманию сценарий классного часа " О милосердии..." В данном файле вы найдете сценарий классного часа, с прописанными ролями учеников и учителя, а также экземпляр журнала...
Классный час о милосердии
Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".Зигфрид ЛенцКрасота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыб...
Классный час "Воспитание милосердия"
Материалы предназначены для бесед по духовно- нравственному воспитанию...
Классный час "О милосердии"
Классный час "О милосердии"...