Классный час "Поговорим о милосердии"
классный час (7 класс) на тему

Абиева Дилара Яшаровна

Данный классный час направлен на формирование чуткого отношения к окружающим; на умение вести дискуссию; способствует воспитанию доброты и милосердия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx400.36 КБ

Предварительный просмотр:

Абиева Дилара Яшаровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 3» г. Дербента

Классный час в 7 классе.

«Поговорим о милосердии…»

Цель: формирование чуткого отношения к окружающим; учить вести дискуссию; способствовать воспитанию доброты и милосердия.

Оборудование: слайд-презентация, компьютер, фильм «Чучело».

Ход классногочаса.

  1. Слово классного руководителя.

-Я прочитаю рассказ К.Паустовского «Старый повар».

«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки,

грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубашку , старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».

F:\6 КЛАСС\P1020995.JPG

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел  молодой, худой, маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему.  «Говорите! — сказал он. — Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела,  и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдце, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы соверши и, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец,- а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он, — слушайте и смотрите». И он заиграл.

(Звучит музыка.)

«Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав...имя. Имя!»

Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

- Какие внутренние качества раскрывает описанный эпизод?

-Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.

  1. Объявление темы, целей классного часа.

Сегодня мы с вами поговорим о милосердии. Это тема нашего классного часа. Как вы думаете, какие цели мы можем преследовать на нашем классном часе?Тельман обратится к помощи интернета и найдет определение слову МИЛОСЕРДИЕ.

  1. Чтение эпиграфа.

Эпиграфом  послужат слова

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

-Как вы понимаете данные слова?

F:\6 КЛАСС\P1030007.JPG

  1. Беседа с классом.

- Какие нравственные критерии включает в себя понятие МИЛОСЕРДИЕ?

(добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память).

- Что такое МИЛОСЕРДИЕ? Тельман, пожалуйста.

- А какие понятия не относятся к МИЛОСЕРДИЮ?

(равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово).

  1. Сценка  «Цветы для бабушки».

Сабир. А сейчас вы увидите…

(Входит Гамзат с букетом цветов)

Сабир. Вы увидите чудака, который среди белого дня ходит с цветочками.  Тебе не стыдно?

Гамзат. Почему мне должно быть стыдно?

Сабир. Что это за цветочки? Ты бы еще бантик прицепил.

Гамзат. А! Ну… У бабушки моей день рождения.  Я решил подарить ей цветы.

Сабир. Вот уж не знал, что ты так любишь цветы!

Гамзат. Причем тут я? Бабушка цветы очень любит. У нее праздник, и я хочу ее порадовать!

Сабир. А ты, оказывается, «Вот тебе, бабуля, цветочки – и радуйся»! Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с дедушкой, и с бабушкой. Их праздник – это мой праздник.

Гамзат. Прекрасно! Я тоже стараюсь делить радость…

Сабир. Да кто же так делит? Цветочки! У моего деда был день рождения, и я ему, знаешь, что подарил? Хоккейную клюшку!

Гамзат. Ну, что ж, хороший подарок.  Дедушкам тоже надо спортом заниматься.

Сабир. Причем  тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея ему. Но ты знаешь – не важен подарок, важно внимание.

Гамзат. А что ты маме подарил?

Сабир. Маме- щенка.

Гамзат. Твоя мама, наверно, животных любит?

Сабир. Терпеть не может! И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека, то есть меня. Вот щенок и живет у нас. Вот и у бабушки скоро день рождения, а я все не могу придумать, что бы ей подарить.

- Как можно охарактеризовать этих ребят?

- Чтобы человеку оставаться человеком, помнить свои корни, жить по-людски, важно иметь и не потерять чувство любви к своим родителям.

- Какое отношение вы хотели бы видеть к себе от своих детей?

Из далекой-далекой древности, из 6 века до н.э., греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами  так же, как вы обходитесь со своими родителями». Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой житель Эллады, публицист и оратор Сократ. Он советует: «К родителям относитесь так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

Иранский поэт Фирдоуси писал:

Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в преддверии могилы

Лишь зло пожнем.

Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля,  что столь щедра,

Для нас не станет ложем.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу.

От доброго добро,

От злого зло родится…

- Что всегда соседствует рядом с добром? Как вы думаете, почему?

(Добро всегда противодействует злу, борется с ним ).

Известный врач и философ  Альберт Швейцер очень интересно определилсущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь   или препятствует ей».

  1. Просмотр отрывка из кинофильма «Чучело» с дальнейшим обсуждением.

- Что вы можете сказать о поведении детей? Как бы вы себя повели на месте главной героини? Допустима ли такая жестокость?

  1. Чтение стихотворения Р.Гамзатова «Знай, мой друг».

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

 Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

  1. Учитель. 

-Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, а преумножает его. Помните библейское: «воздастся вам по вашим деяниям».

«Что припрячешь — то погубишь; что раздашь — вернется снова», — писал Шота Руставели. Только так человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков.

«След».

А ты? Входя в дома любые-

И в серые, и в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш,

И на вопрос даря ответ,

Скажи: какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

А что можете вы сказать об этом, ребята? Какой след, по-вашему, могли бы в жизни оставить вы? (Выступление учащихся.)

  1. Итог.

Дефицит милосердия – страшная болезнь. Как избежать этой болезни?

(Замечать тех, кто рядом с нами, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, мне, другим взрослым и своим друзьям.)

Итог классного часа мы проведем следующим образом: вам нужно заполнить одну из трех представленных таблиц  на ваших листочках. (+, - , интересно).

  1. Исполнение песни «Мы желаем счастья Вам».

Давайте пожелаем счастья друг другу и гостям нашего классного часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "О милосердии"

Разработка классного часа для учащихся 5-6 классов, целью которого является формирование у учащихся духовно-нравственных ценностных ориентации, расширение представления о человеческих отношениях ...

Классный час "Учитесь милосердию у мам"

Классный час расчитан на учащихся 5-6 классов. Это разговор с детьми о нравственности, о доброте и милосердии на основе сказки Оскара Уайльда "Мальчик-звезда". упоминаются также и русские народные пос...

Классный час "Цена милосердия" из проекта "Школа милосердия"

 Воспитание в детях сострадания, умения прийти на помощь, милосердия, уважения к людям и самим себе....

Классный час "О милосердии..."

Я предлагаю вашему вниманию сценарий классного часа " О милосердии..." В данном файле вы найдете сценарий классного часа, с прописанными ролями учеников и учителя,  а также экземпляр журнала...

Классный час о милосердии

Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".Зигфрид ЛенцКрасота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыб...

Классный час "Воспитание милосердия"

Материалы предназначены для бесед по духовно- нравственному воспитанию...

Классный час "О милосердии"

Классный час "О милосердии"...