Классный час "Воспитание милосердия"
классный час (7 класс) по теме

Петрова Ольга Юрьевна

Материалы предназначены для бесед по духовно- нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час    «Милосердие»

( для учащихся 7 класса)

Цель:  способствовать формированию  чуткого отношения к окружающим, этических  норм  поведения  в  общении друг  с  другом, развитие  эмоционально - ценностной  сферы  обучающихся.

Задачи:

- формировать у обучающихся  этические  представления, знания о категориях  добра  и  зла, понятия  милосердия;

-развивать  умение  сравнивать, анализировать, выделять  главное, обобщать;

- формировать умение  совместно работать в группе;

- способствовать процессу самопознания через создание условий для  самовыражения;

- воспитывать  доброе  отношение к окружающим людям, культурное  поведение во всех сферах жизни.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (приложения 1, 2, 3,4)

 Эпиграф:                                                                             Без сострадания, милосердия

                                                                                      Невозможно жить в мире.

                                                                                                               Зигфрид Ленц

1.Орг. момент

 Здравствуйте, ребята! Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить.

- Ребята, какие качества вы больше всего цените в людях?

(Ответы ребят)

Просмотр мультфильма "Азбука человечности "

-Как вы думаете, о чем этот мультфильм?

- Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и милосердии. Как вы понимаете, что такое милосердие?

 (Ответы ребят) Слайд 1(Название)

2. Беседа по вопросам

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово “милосердие”? Слайд 2,3

 Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня…)

- Правильно, милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает. Слайд 4

 Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:

“Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”.

В энциклопедическом словаре:

Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных инуждающихся (больных, раненых, престарелых )

-Ребята, если бы вас попросили милосердие нарисовать, какое бы изображение вы предложили?

(сердце, голубь, ангел)

Слайд  5

-Выберите понравившуюся  вам фигурку ангела в том цвете, который ассоциируется у вас с понятием милосердие (4 цвета)

Слайд 6, 7,8,9 (с медленной музыкой)

Значение слова Милосердие по словарю Символизма:

Милосердие - В христианском искусстве милосердие изображается в образе женщины, окруженной детьми, либо укачивающей ребенка, либо кормящей его. Она часто держит сердце или цветок. Другими символами милосердия являются сердце, ягненок, пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью, либо человек, принимающий детей или ухаживающий за ними, а также простой хитон Христа.

- Ребята, часто ли нам приходится сталкиваться с милосердием?

(Ответы ребят)

3.Работа в группах

-Я предлагаю вам поразмыслить над тем, как тема милосердия и доброты освещается в различных художественных жанрах: кино, литературе, изобразительном искусстве.

Разделитесь на группы по цветам ангелочков у вас в руках.

Выдаются задания с вопросами.

 Итогом работы группы должны быть  ответ на вопрос:

-Что для вас значит милосердие?

- Из чего же складывается понятие милосердие. Что значит быть милосердным?

 Слайд  10

4. Творческий проект «Цветок милосердия»

 (Ответы ребят)

Задание:  составьте ромашку милосердия.

На доске висят напечатанные слова:  добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память, равнодушие, жестокость. Эгоизм, необдуманно произнесённое слово.

Слайд 11(цветок милосердия)

-Ребята, какие нравственные критерии включает в себя понятие милосердие?

- Вот так схематично, в виде цветка, можно изобразить милосердие, где лепестками являются основные составляющие этого понятия

Слайд 12,13,14

 Милосердие – традиционная черта россиян. Вернёмся на столетие назад. В 19-начале 20 веков огромные средства расходовались на дела милосердия, благотворительность. В то время в России насчитывалось более 3500 тысяч различных благотворительных обществ, попечительств. В начале 20 века императрица Мария Федоровна вместе со своими дочерями бескорыстно работали в Царскосельском госпитале.

В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Слайд 15 - 21(Тревожная музыка)

Но вот беда – всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважительное отношение к старым, пожилым людям, безжалостное отношение к животным.

Становятся нормальными, привычными такие качества как равнодушие, бездушие, жестокость. Люди боятся помочь друг другу!

Да и сам термин “милосердие” сегодня несколько непопулярен. “Сестра милосердия”, “Брат милосердия” в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

- Но нужно ли милосердие сегодня? Слайд  22

(Ответы ребят)

-Мы проводили анкетирование и вот как обстоят дела в нашем классе:

Слайд 23(Анализ анкетирования)

- Ребята, как вы понимаете фразу:

“Милосердие – активная доброта”

 (Нужно принимать участие, оказывать реальную помощь делами, действиями, чтобы милосердие не осталось только на словах).

- Ребята, как нужно оказывать милость? Как относиться к тому, к кому проявляешь милосердие?

Слайд  24

 (Как на равных, не с высоты своих возможностей и щедрот. Обязательно глядя прямо в глаза! Ни в чем, не ущемляя, не унижая человека. Нельзя допустить, чтобы он вдруг почувствовал себя чем-то обделённым!)

5. Прочтение стихотворения с обсуждением

- Послушайте стихотворение “Милосердие”:

Маленький мальчик стоял у витрины

И по слогам объявленье читал.

В нём сообщал продавец магазина,

Что он забавных котят продавал.

Мальчик несмело вошёл и с порога

Скромно спросил, сколько стоят они.

Цену узнав, прошептал: “Это много...”,

Ручки засунув в карманы свои,

Он потихоньку извлёк всё, что было.

Да, это мало, хоть долго копил.

Детское сердце невольно заныло ...

С горечью в голосе он попросил:

“Дяденька, можно хотя бы глазочком

Только на ваших котят посмотреть.

Были бы деньги, купил бы я точно,

Но накопить мне никак не успеть”.

И продавец не спеша открывает

Крышку в огромной коробке, и вот

Восемь котят из неё выбегают,

Ну, а девятый за ними ползёт,

Хочет успеть за друзьями своими,

Но не угнаться за ними ему.

А всё потому лишь, что ножки больные,

Так он родился ... себе на беду.

Мальчика словно водой окатили,

Глазки свои отвести он не смел,

Даже сказать что-то был он не в силах,

Лишь на хромого котёнка смотрел.

Но через силу, с огромным волненьем,

Еле, чуть слышно он вдруг проронил:

“Были бы деньги, то я, без сомненья,

Котёнка хромого у вас бы купил”.

А продавец посмотрев с изумленьем,

Грустно ответил, кивнув на него:

“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,

Родился таким, не излечишь его.

Но, если ты хочешь, котёнка хромого

Можешь себе и без денег забрать.

Никто и копейки не даст за такого,

Я и не думал его продавать”.

Мальчик ответил серьёзно и строго:

“Деньги у мамы могу я занять,

Я заплачу за котёнка хромого,

Чем же он хуже здоровых котят?

Стоит он так же, как стоят другие,

Полную цену я вам заплачу,

Будем с ним жить мы, как братья родные,

Сильно котёнка купить я хочу!”

Это сказав, он неловко нагнулся

И под штанину зачем-то полез.

Взглянув на него, продавец ужаснулся:

Вместо ноги он увидел протез ...

Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...

Всё стало ясно теперь продавцу.

Мальчика крепко обнять захотелось,

Он протянул свои руки мальцу.

“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?

Чтоб остальные котята нашли

Тоже заботливых и милосердных,

Добрых хозяев, таких же, как ты!”

 - О чем стихотворение?

- Кто проявил милосердие?

- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?

- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?

- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность?

 (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)

- Да, проявлять милосердие – большое искусство!

Звучит песня Шуры «Твори добро».

Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними радость и беду, любите, уважайте друг друга!

6. Рефлексия:

- Что запомнилось из нашего разговора больше всего?

- Возьмите в руки своих ангелочков, согрейте их своим теплом и напишите, что можно сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?

- организовать совместный праздник;

- не дразниться, не драться;

- извиниться за неправильное поведение;

- войти в положение другого человека и не обижать его;

- объяснить, почему ты не доволен кем-то;

- попросить прощения у тех, кого обижал;

- быть дружными, держаться вместе;

- помогать друг-другу;

7. Заключительное слово учителя:

Известная русская писательница Мария Прилежаева писала: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети». Надо постараться сохранить  и развить в себе это качество, без которого никак не прожить на свете

8. Подведение итогов

- Какое чувство вы испытываете сейчас?

- Было ли, на ваш взгляд, в сегодняшнем классном часе для вас полезное, нужное?

- О чем наш классный час?

- Что вам запомнилось больше всего? Слайд  29

- Позвольте, ребята, посоветовать вам. Сегодня вечером, перед тем, как уснуть, подумайте, кого я сегодня простил? К кому отнёсся с милостью? Чего от меня в мире стало больше – злобы или милости?

- И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

Обсуждение очерка Даниила Гранина “О милосердии”

Предоставим слово писателю Д.Гранину. (читают два подготовленных ученика)

Прежде чем приступить к обсуждению очерка Д.Гранина, познакомимся с результатами нашей анкеты. Напомню вопросы, которые вам были заданы.

Учитель зачитывает анализ анкет

Нам есть над чем задуматься. Давайте вернёмся к очерку Д.Гранина.

- Скажите, почему произошла такая ситуация?

(ответы детей: незнакомый человек, может пьяный, они уже надоели везде лежат).

Учитель: огромный многомиллионный, многотысячный город. Люди не знают друг друга, а ведь мы живём в деревне, где каждый человек на виду. Почему у нас в деревне утрачены эти нравственные принципы. Обратите внимание на доску. Как вы думаете, что обозначают эти слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час" Милосердие: нужно ли оно мне?"

классный  час о милосердии для 6 класса...

Классный час. Милосердие спасет мир. 8 класс.

Классный час к 1 сентября.Что такое милосердие? Вводится понятие- милосердие. Примеры милосердия. Учащиеся тоже проявляют милосердие, участвуя в различных акциях....

Классный час « Милосердие . Нужно ли оно в наше время?»

Формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  другом, развитие  эмоционально- ценностной  сферы  обучающихся....

Классный час "Милосердие - немодное слово?!"

Классный час о милосердии для 6-7 классов...

Классный час «Милосердие – зеркало души человека»

Классный час «Милосердие – зеркало души человека»...

Классный час "Милосердие в нашей жизни"

Актуалный и нужный классный час. Раскрывается значение понятия "милосердия", способствует привитию чувства сострадания и милосердия к  людям. дети в ходе классного часа анализируют различные жизн...

Классный час «Милосердие поможет выжить» в 7 классе

Классный час «Милосердие поможет выжить» в 7 классе...


 

Комментарии

Шалькевич Анастасия Александровна

спасибо за классный час. Очень интересный.