Классный час "О милосердии"
классный час (5 класс) по теме
Разработка классного часа для учащихся 5-6 классов, целью которого является формирование у учащихся духовно-нравственных ценностных ориентации, расширение представления о человеческих отношениях в обществе, развитие умения сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_o_miloserdii.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа
«О милосердии»
для учащихся 5 – 6 классов
Цели: формировать у учащихся духовно-нравственные ценностные ориентации, расширять представления о человеческих отношениях в обществе, развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства.
Оборудование: компьютерная презентация, плакат с изречениями:
- Помнящий добро никогда не сотворит зла.
- Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.
- Радость у кого-то – порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.
- Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
В наш век стремительных перемен, время сложного периода для страны мы особенно нуждаемся во внимательном и чутком отношении со стороны окружающих. Поэтому сегодня наш разговор пойдёт о милосердии. А девизом нашего классного часа послужат строчки из стихотворения Андрея Дементьева:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.
2. Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».
«Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.
Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше….»
УЧИТЕЛЬ:
-Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ (ответы детей)
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Рассказ дочитывается до конца.
«В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно?
- А что стыдно? Мы ничего не делали, - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина».
УЧИТЕЛЬ:
- Почему женщина была возмущена?
- Почему удивились мальчики? Как мы можем назвать этих мальчиков (жестокими, черствыми, безразличными)
УЧИТЕЛЬ:
- Да. Действительно, мальчики проявили равнодушие к происходящему; скорее всего, они ничего не слышали о великой христианской добродетели - милосердии.
-Скажите, что значит быть милосердным (ответы детей)
Милосердный - значит имеющий милующее сердце, т.е. сердце любящее, доброе, терпимое.
Одним из важнейших нравственных качеств является милосердие. Оно состоит в деятельной помощи ближним.
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой даётся такое определение понятия «милосердие»:
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.»
А теперь давайте обратимся к «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна. В зону этого словарного раздела входит около 40 статей.
Вот некоторые из них:
«Милосердие есть плод христианской любви»,
«Милосердие есть благоприятная жертва Богу»,
«Милосердие есть свет»,
«Быть милосердным – воля Божия»,
«Быть милосердным требует от нас имя христианина», «Неимеющие милосердия далеко отстоят от Христа»,
«Милосердие истинное, когда делается добро без всякой выгоды для себя».
3. Инсценировка «Притча о погорельцах»
Участники постановки:
Ведущий.
Жадная Вдовица.
Добрая Вдовица.
Нищий странник.
Зайчик.
Оформление сцены:
два домика (из картона),
за ними вещи, которые Вдовицы дадут Страннику.
Ведущий:
Две бедные жили вдовицы на свете.
Все взрослые люди и малые дети
Об их добродетели смело рассудят,
И притча об этом рассказывать будет.
Кто как поступает, таков он и сам,
Дал силу закона Христос сим словам.
Странник:
Дай, матушка, напиться из ведерка!
Во рту все ссохлось, тяжко мне и горько,
Ни маковой росинки, хлебной крошки.
Не подают мне нынче из окошка!
Добрая Вдовица:
И молочка тебе, и хлебца — на, покушай,
Да помолись за погибающую душу,
Прошу Христа хоть часто и сама,
Но на тебе — дорожная сума.
Ты к Богу ближе. Он тебе внимает,
Своих к Себе в объятья принимает!
Жадная Вдовица:
Соседка, что ты? Принимаешь нищих?
А может, власть его уже неделю ищет?
А может, он убил или украл,
А после в твои двери постучал?
А может, он больной или заразный,
Да и вообще, противный он и грязный!
Все ходят, просят, нет на них управы,
Спаси от супостатов, Боже Правый!
Добрая Вдовица:
Ну что ты все бранишься, а, соседка?
Совсем уж улыбаешься ты редко!
А видишь Зайку? К вам, наверно, скачет?
Ой, что случилось? Кажется, он плачет?
Зайчик:
Я, бабушка, ушиб сегодня лапку.
Хоть кто бы пожалел меня, погладил,
И приласкал, совсем как в детстве мама,
Он стал бы дорогим мне, близким самым!
Добрая Вдовица:
Зайчишка - Заюшка, сказать тебе хочу,
Что лапку я промою, полечу.
Тебя морковкой сладкой угощу,
С тобой, родной, я ныне погрущу.
Зайчик:
Воздаст же тебе Бог за доброту,
Что пожалела Зайку-сироту!
Жадная Вдовица:
Наверно, бегал - прыгал ты в ночи,
Теперь, пожалуйте, — корми тебя, лечи!
Не хочешь ли на ручки? — Понесу,
Да прутик подлиннее припасу,
Да проучу же неслуха тебя,
Не думай, что жалея иль любя:
Я с детства ненавижу все зверье,
Вот мнение последнее мое!
Добрая Вдовица:
Ну что ты, право, злиться здесь на что?
Смотри-ка, кто к Вам в гости-то пришел!
Странник:
(обращаясь к Жадной)
Мир дому этому! Есть в доме кто живой?
Мир дому, а жильцам—в скорбях покой!
Жадная Вдовица:
Ну что ты на пороге встал столбом?
Уж коль пришел, так заходи в мой дом!
Странник:
Для погорельцев ты хоть что-то мне подай,
И старенькое Бог наш примет в дар!
Жадная Вдовица:
Да проходи ты мимо, суета,
Одна морока с вами, маета!
Ищи теперь, чего б тебе подать.
Какое старенькое? Нечего мне дать!
Странник:
Так ,может, новое подашь тогда, сестра,
Христу подать — так самая нора!
Жадная Вдовица:
Ведь сказано: проваливай скорей,
Не стой и не проси ты у дверей!
Странник:
Ничем и не пополнишь мою ношу?
Жадная Вдовица:
Да на тебе вот: старую галошу!
Странник:
Спаси тебя, Христос, сестра, на том!
Пойду теперь в другой скорее дом.
Переходит на другую сторону
и обращается к Доброй.
Странник:
Мир дому этому и людям в мире жить,
Надеяться, и верить, и любить!
Добрая Вдовица:
Стараюсь, отче, чем могу служить,
Тебе же, верно, стало негде жить?
Приму тебя с любовью и добром,
Ты проходи скорее, отче, в дом!
Странник:
Нет, матушка, вели к тебе дела,
Чтоб погорельцам что-то подала.
Хоть старенькое, все Христу награда!
Любовь к другому — радость и отрада.
Добрая Вдовица:
Конечно, отче! На тебе вот шубу:
Не новое давать тебе не буду,
Чего же для людей давать обноски,
Хоть старенького только-то и просишь.
Еще бери платок, половичок,
А вот еще мычит в хлеву бычок,
Подушку, одеяло, лавку, стол,
Бери уж всё, коль скоро ты пришел!
Странник:
Спаси Господь! Ну, мне пора в дорогу.
А ты-то с чем останешься?
Добрая вдовица:
— Я? С Богом!
О погорельцах я скорблю и их жалею,
О них душой я день и ночь болею!
Ведущий:
Вот так и отдала все. Лишь икону
Оставила, чтоб земно бить поклоны.
Едва же странник вышел за порог,
Из крыш домов пошел вдруг дым-дымок,
И оба дома разом занялись,
И пламя, словно коршун, рвалось ввысь.
Остались с тем, смогли что в руки взять:
Одна — Святую Деву, Божью Мать,
Пречистый Образ в белом полотенце,
Другая — лишь галошу в темных сенцах...
Странник:
Ну, матушки, не зря на погорельцев
Сбирать Господь благословил мне дельце:
Вот, разбирайте, где тут чьи пожитки.
Высыпает перед Вдовицами все, что они дали ему.
И помните: что в этой грешной жизни
Ты принесешь к самим стопам Христа,
То соберешь себе на Небесах,
Что пожалеешь, — то вовек сгорит,
А что отдашь,— то золотом стоит!
Ведущий:
Одна смеется, а другая плачет?
Нет, все, конечно, кончилось иначе:
Кто, добр, всегда поделится добром,
И станет он богаче лишь при том.
А жадность почему-то вдруг пропала,
Так, что как будто вовсе не бывало!
Странник:
И стали Вдовицы в добре состязаться,
Притом, чтоб награды лишь в горних дождаться.
А притчи вот этой простые слова
И ваша пусть тоже вместит голова!
Обсуждение притчи.
- Какая вдовица понравилась, почему ? (Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ:
Примером бесконечного милосердия, бескорыстного служения людям, конечно же, является жизнь православных Святых. О них повествуют нам Жития Святых.
Приведу вам пример из Жития Святого Иоанна Кронштадтского.
Пророком и чудотворцем называли отца Иоанна ещё при жизни. Весь православный русский народ чтил его как праведника, верил в его молитвы и заступничество пред Богом. Для всех он был светильником веры и благочестия. И если бы Россия прислушалась к пророчествам Батюшки, то, возможно, многие тяжелейшие беды и испытания ХХ века миновали бы её. И молодой священник, не боясь запачкаться грязью, стал приходить в лачуги и землянки, посещать бедные квартиры. Он вразумлял и увещевал пьяниц; пока матери стирали или готовили обед, он нянчил их детей. Встречались семьи, настолько поражённые нищетой, что некому было сходить за хлебом, не на что пригласить врача и купить необходимые лекарства. Тогда отец Иоанн сам ходил за покупками, на свои деньги приобретал лекарства и оплачивал визит доктора. И когда от его жалованья не оставалось даже копейки, он отдавал свою одежду, сапоги, шапку... Нередко видели Батюшку возвращающимся домой полураздетым, без обуви. Денег не было, но оставались твёрдая вера в милосердие Божие и надежда, что Господь пошлёт средства - ведь не оскудевает рука дающего.
Не всем было понятно такое поведение священника. Многие люди им были недовольны: дело пастыря - службу вести, а не с нищими забавляться. Некоторых это задевало за живое - сами-то они так не могли. Не понимали святого. Даже жена первое время встречала его с удивлением. "Я священник. Чего же тут? Значит, и говорить нечего: не себе, а другим принадлежу».
УЧИТЕЛЬ:
А нужно ли милосердие сегодня? Так ли необходимо оно? Без милосердия невозможно жить в мире. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга - изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения последствий травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач-целитель очень удивился: «Живу так, а не иначе не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей.»
Трагедия в Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший 3 пули в спину. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили игрушки детям.
Террористические акты, наводнения, землетрясения – это «аварийные» ситуации. А нужно ли милосердие в повседневной жизни? Нужно ли помогать пожилым, бедным, больным людям?
(Ученики рассуждают).
УЧИТЕЛЬ:
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в повседневной, обыденной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо наше внимание, сочувствие и сострадание. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
Так давайте же творить добро в малом и большом. Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив.
А закончить наш классный час о милосердии я хочу словами известного педагога В.А. Сухомлинского: « Надо иметь большую силу духа, чтобы « жить сердцем», желать добра другим людям. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся. ...
Разработка классного часа на тему: «Милосердие – зеркало души человека»
Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,...
Презентация классному часу "Мы-за любовь и милосердие"
Давайте изменим наш мир все вместе!Вместе нам легче по жизни идти,Вместе пройдем через все неудачи,Вместе для счастья открыты пути,Вместе нам лучше, ну как же иначе.Вместе дорогу мы к счастью на...
Формы проведения классного часа.Тематика классных часов по направлениям.
материал для работы...
Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.
Материал и презентация были подготовлены, как методическая разработка для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных профессий, для обучающихся по профессии "...
Разработка классного часа в 8 классе «Профессии добра и милосердия»
Тема: Профессии добра и милосердияЦель: способствовать осознанному выбору учащимися своей будущей профессии, а также им правильные ценностные ориентации в выборе профессии. Задачи классного...
Разработка классного часа в 9 классе «Профессии добра и милосердия»
Классный час в 9 классе...