Классный час "О милосердии"
классный час (5 класс) по теме

Разработка классного часа для учащихся 5-6 классов, целью которого является формирование у учащихся духовно-нравственных ценностных ориентации, расширение представления о человеческих отношениях в обществе, развитие умения сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_miloserdii.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа

«О милосердии»

для учащихся 5 – 6 классов

Цели: формировать у учащихся духовно-нравственные ценностные ориентации, расширять представления о человеческих отношениях в обществе, развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства. 

Оборудование: компьютерная презентация, плакат с  изречениями:

  1. Помнящий добро никогда не сотворит зла.
  2. Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.
  3. Радость у кого-то – порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.
  4. Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся.

        Ход мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

        Добро и зло творить всегда

                Во власти всех людей,

                Но зло творится без труда,

                Добро творить трудней.

     В наш век стремительных перемен, время сложного периода для страны мы особенно нуждаемся во внимательном и чутком отношении со стороны окружающих. Поэтому сегодня наш разговор пойдёт о милосердии. А девизом  нашего классного часа послужат строчки из стихотворения Андрея Дементьева:

                  Пока мы боль чужую чувствуем,

                  Пока живёт в нас сострадание,

                  Пока мечтаем мы и буйствуем,

                  Есть  нашей жизни оправдание.

    2. Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».

«Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.

Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше….»

УЧИТЕЛЬ:

-Давайте представим себе  эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ (ответы детей)

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

Рассказ дочитывается до конца.

«В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно?

- А что стыдно? Мы ничего не делали, - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина».

УЧИТЕЛЬ:

- Почему женщина была возмущена?

- Почему удивились мальчики? Как мы можем назвать этих мальчиков (жестокими, черствыми, безразличными)

УЧИТЕЛЬ:

- Да. Действительно, мальчики проявили равнодушие к происходящему; скорее всего, они ничего не слышали о великой христианской добродетели  - милосердии.

-Скажите, что значит быть милосердным (ответы детей)

Милосердный - значит имеющий милующее сердце, т.е. сердце любящее, доброе, терпимое.

       Одним из важнейших нравственных качеств является милосердие. Оно состоит в деятельной помощи ближним.

       В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой даётся такое определение  понятия «милосердие»:

«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.»     

     А теперь давайте обратимся  к «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна. В зону этого словарного раздела входит около 40 статей.

      Вот некоторые из них:

    «Милосердие есть плод христианской любви»,

    «Милосердие есть благоприятная жертва Богу»,

    «Милосердие есть свет»,

    «Быть милосердным – воля Божия»,

    «Быть милосердным требует от нас имя христианина»,                       «Неимеющие милосердия далеко отстоят от Христа»,

    «Милосердие истинное, когда делается добро без всякой выгоды для себя».

     

3. Инсценировка «Притча о погорельцах»

Участники постановки: 
Ведущий. 
Жадная Вдовица.
Добрая Вдовица.
Нищий странник.
Зайчик.

Оформление сцены: 
два домика (из картона), 
за ними вещи, которые Вдовицы дадут Страннику.

Ведущий:
Две бедные жили вдовицы на свете. 
Все взрослые люди и малые дети 
Об их добродетели смело рассудят, 
И притча об этом рассказывать будет. 
Кто как поступает, таков он и сам, 
Дал силу закона Христос сим словам.

 Странник:

Дай, матушка, напиться из ведерка! 
Во рту все ссохлось, тяжко мне и горько, 
Ни маковой росинки, хлебной крошки. 
Не подают мне нынче из окошка!

Добрая Вдовица:

И молочка тебе, и хлебца — на, покушай,
Да помолись за погибающую душу, 
Прошу Христа хоть часто и сама, 
Но на тебе 
— дорожная сума. 
Ты к Богу ближе. Он тебе внимает, 
Своих к Себе в объятья принимает!

                                                        

 Жадная Вдовица:

Соседка, что ты? Принимаешь нищих? 
А может, власть его уже неделю ищет? 
А может, он убил или украл, 
А после в твои двери постучал? 
А может, он больной или заразный, 
Да и вообще, противный он и грязный! 
Все ходят, просят, нет на них управы, 
Спаси от супостатов, Боже Правый!

Добрая Вдовица:

Ну что ты все бранишься, а, соседка? 
Совсем уж улыбаешься ты редко! 
А видишь Зайку? К вам, наверно, скачет? 
Ой, что случилось? Кажется, он плачет?

Зайчик:

Я, бабушка, ушиб сегодня лапку
Хоть кто бы пожалел меня, погладил,
И приласкал, совсем как в детстве мама,
Он стал бы дорогим мне, близким самым!

Добрая Вдовица:

Зайчишка - Заюшка, сказать тебе хочу, 
Что лапку я промою, полечу. 
Тебя морковкой сладкой угощу,
 
С тобой, родной, я ныне погрущу.

Зайчик:

Воздаст же тебе Бог за доброту,

Что пожалела Зайку-сироту!

Жадная Вдовица:

Наверно, бегал прыгал ты в ночи, 
Теперь, пожалуйте, 
— корми тебя, лечи! 
Не хочешь ли на ручки? 
— Понесу, 
Да прутик подлиннее припасу, 
Да проучу же неслуха тебя, 
Не думай, что жалея иль любя: 
Я с детства ненавижу все зверье, 
Вот мнение последнее мое!

 Добрая Вдовица:

Ну что ты, право, злиться здесь на что?

Смотри-ка, кто к Вам в гости-то пришел!

Странник:
(обращаясь к Жадной
)

Мир дому этому! Есть в доме кто живой?

Мир дому, а жильцамв скорбях покой!


Жадная Вдовица: 
Ну что ты на пороге встал столбом?

Уж коль пришел, так заходи в мой дом!

Странник: 
Для погорельцев ты хоть что-то мне подай,

И старенькое Бог наш примет в дар!


Жадная Вдовица: 
Да проходи ты мимо, суета, 
Одна морока с вами, маета! 
Ищи теперь, чего б тебе подать. 
Какое старенькое? Нечего мне дать!

Странник: 
Так ,может, новое подашь тогда, сестра,

Христу подать — так самая нора!


Жадная Вдовица: 
Ведь сказано: проваливай скорей, 
Не стой и не проси ты у дверей!

Странник: 
Ничем и не пополнишь мою ношу?

Жадная Вдовица: 
Да на тебе вот: старую галошу!

Странник:

Спаси тебя, Христос, сестра, на том!

 Пойду теперь в другой скорее дом.

Переходит на другую сторону

 и обращается к Доброй.

Странник:

Мир дому этому и людям в мире жить,

 Надеяться, и верить, и любить!

Добрая Вдовица: 
Стараюсь, отче, чем могу служить, 
Тебе же, верно, стало негде жить? 
Приму тебя с любовью и добром, 
Ты проходи скорее, отче, в дом!

Странник:

Нет, матушка, вели к тебе дела, 
Чтоб погорельцам что-то подала. 
Хоть старенькое, все Христу награда!

Любовь к другому — радость и отрада.

Добрая Вдовица:

Конечно, отче! На тебе вот шубу:
Не новое давать тебе не буду, 
Чего же для людей давать обноски, 
Хоть старенького только-то и просишь.

Еще бери платок, половичок,
А вот еще мычит в хлеву бычок, 
Подушку, одеяло, лавку, стол, 
Бери уж всё, коль скоро ты пришел!


Странник:
Спаси Господь! Ну, мне пора в дорогу.

А ты-то с чем останешься?

Добрая вдовица: 
— Я? С Богом!

 О погорельцах я скорблю и их жалею,

О них душой я день и ночь болею!


Ведущий: 

Вот так и отдала все. Лишь икону 
Оставила, чтоб земно бить поклоны. 
Едва же странник вышел за порог, 
Из крыш домов пошел вдруг дым-дымок, 
И оба дома разом занялись, 
И пламя, словно коршун, рвалось ввысь. 
Остались с тем, смогли что в руки взять: 
Одна 
— Святую Деву, Божью Мать, 
Пречистый Образ в белом полотенце, 
Другая 
— лишь галошу в темных сенцах...



Странник: 
Ну, матушки, не зря на погорельцев 
Сбирать Господь благословил мне дельце: 
Вот, разбирайте, где тут чьи пожитки.

Высыпает перед Вдовицами все, что они дали ему.

И помните: что в этой грешной жизни 
Ты принесешь к самим стопам Христа, 
То соберешь себе на Небесах, 
Что пожалеешь, 
— то вовек сгорит,
А что отдашь,— то золотом стоит!


Ведущий:

Одна смеется, а другая плачет?
Нет, все, конечно, кончилось иначе: 
Кто, добр, всегда поделится добром, 
И станет он богаче лишь при том.
А жадность почему-то вдруг пропала, 
Так, что как будто вовсе не бывало!

Странник:

И стали Вдовицы в добре состязаться, 
Притом, чтоб награды лишь в горних дождаться. 
А притчи вот этой простые слова 
И ваша пусть тоже вместит голова!

Обсуждение притчи.

- Какая вдовица понравилась, почему ? (Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ:

       Примером бесконечного милосердия, бескорыстного служения людям, конечно же,  является жизнь православных Святых. О них повествуют нам Жития Святых.

Приведу вам пример из Жития Святого Иоанна Кронштадтского.

       Пророком и чудотворцем называли отца Иоанна ещё при жизни. Весь православный русский народ чтил его как праведника, верил в его молитвы и заступничество пред Богом. Для всех он был светильником веры и благочестия. И если бы Россия прислушалась к пророчествам Батюшки, то, возможно, многие тяжелейшие беды и испытания ХХ века миновали бы её. И молодой священник, не боясь запачкаться грязью, стал приходить в лачуги и землянки, посещать бедные квартиры. Он вразумлял и увещевал пьяниц; пока матери стирали или готовили обед, он нянчил их детей. Встречались семьи, настолько поражённые нищетой, что некому было сходить за хлебом, не на что пригласить врача и купить необходимые лекарства. Тогда отец Иоанн сам ходил за покупками, на свои деньги приобретал лекарства и оплачивал визит доктора. И когда от его жалованья не оставалось даже копейки, он отдавал свою одежду, сапоги, шапку... Нередко видели Батюшку возвращающимся домой полураздетым, без обуви. Денег не было, но оставались твёрдая вера в милосердие Божие и надежда, что Господь пошлёт средства - ведь не оскудевает рука дающего. 
     Не всем было понятно такое поведение священника. Многие люди им были недовольны: дело пастыря - службу вести, а не с нищими забавляться. Некоторых это задевало за живое - сами-то они так не могли. Не понимали святого. Даже жена первое время встречала его с удивлением. "Я священник. Чего же тут? Значит, и говорить нечего: не себе, а другим принадлежу».

УЧИТЕЛЬ:

       А нужно ли милосердие сегодня? Так ли необходимо оно? Без милосердия невозможно жить в мире. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

      Однажды замечательного хирурга - изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения последствий травматизма  доктора Г.А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач-целитель очень удивился: «Живу так, а не иначе не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей.»

     Трагедия в Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший 3 пули в спину. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили игрушки детям.

       Террористические акты, наводнения, землетрясения – это «аварийные» ситуации. А нужно ли милосердие в повседневной жизни? Нужно ли помогать пожилым, бедным, больным людям?

(Ученики рассуждают).

     УЧИТЕЛЬ:

     Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в повседневной, обыденной  жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо наше внимание, сочувствие и сострадание. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

     Так давайте же творить добро в малом и большом. Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив.

     А закончить наш классный час о милосердии я хочу словами известного педагога В.А. Сухомлинского: « Надо иметь большую силу духа, чтобы « жить сердцем», желать добра другим людям. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Любите друг друга. Любовь как  благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся. ...

Разработка классного часа на тему: «Милосердие – зеркало души человека»

Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.  Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,...

Презентация классному часу "Мы-за любовь и милосердие"

žДавайте изменим наш мир все вместе!žВместе нам легче по жизни идти,žВместе пройдем через все неудачи,žВместе для счастья открыты пути,žВместе нам лучше, ну как же иначе.žВместе дорогу мы к счастью на...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа в 8 классе «Профессии добра и милосердия»

Тема:  Профессии добра и милосердияЦель: способствовать осознанному выбору учащимися своей будущей профессии, а также им правильные ценностные ориентации в выборе профессии. Задачи классного...