Конспект занятия " Великая Отечественная Война на страницах пожелтевших книг".
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Овчинникова Анна Анатольевна

Конспект открытого занятия, на тему ВОВ. В форме устного  журнала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: « ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА НА СТРАНИЦАХ ПОЖЕЛТЕВШИХ КНИГ».

Цель: расширить знания воспитанников о Великой Отечественной Войне, героизме и мужестве советского народа через художественную литературу, музыкальные произведения, поэзию и фильмы.

Задачи:
обучающая – формировать представления о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека, продолжать учить сопереживать событиям 1941 – 1945г.
развивающая – развивать познавательные навыки ( воображения, внимания, памяти, логического мышления); коммуникативные навыки; эстетический вкус; продолжать развивать интерес к чтению.

воспитывающая – воспитывать чувства патриотизма, смелости, любви и гордости к Отечеству, побуждать воспитанников к изучению истории страны, к участию в патриотических мероприятиях.

форма проведения – устный журнал.

предварительная работа – чтение книг о Великой Отечественной Войне, разучивание стихов, оформление стенгазет.

оборудование – мультимедиа, выставка книг, фотографии.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, тема нашего занятия Велика Отечественная Война на страницах пожелтевших книг, мы его поведем в форме устного журнала, на страницах которого мы вспомним о героях Великой Отечественной Войны, о тех, кто встал на защиту нашей родины. Ребята, которым было дано заранее задание, прочитать книги о Великой Отечественной Войне, расскажут некоторые эпизоды 1941 – 1945 годов, назовут имена Героев.  Но сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих занятиях.

Вопросы:
Когда началась и закончилась Великая Отечественная Война?

Сколько дней длилась?  ( 22 июня 41 года – 9 мая 45 года, 1418 год).

Сколько дней длилась блокада Ленинграда? ( 900 дней).

Назовите города – герои ( Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Волгоград,

Киев, Минск, Смоленск).

Какой самый молодой город – герой? ( Смоленск).

2.Основная часть.

И так, начинаем выпуск устного журнала. И первая страница называется « Подвиг народа».

Воспитатель: Течет река времени. Прошло 73 года с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись от Баренцева до Черного моря  двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных  городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной Войны нашего народа.

Звучит голос Левитана.

Воспитатель: Сорок первый! Июнь. 

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен,

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна,

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звезды,

На полотнах знамен унося.

Воспитатель: Через день после нападения фашисткой Германии на Советский Союз в газете правда « Правда», было напечатано стихотворение Самуила Яковлевича Маршака, которое называется « В поход».

( стихотворение « В поход»  читает воспитанник)

Воспитатель: И под марш «Славянки» стали уходить на фронт все: от мала до велика. На защиту Отечества встали мужчины, юноши, подростки уходили в партизанские отряды, курсанты военных училищ стремились на передовую.

Воспитатель: Мы – счастливые люди, потому что не слышали наяву свиста пуль и грохота рвущихся снарядов, не видели раненых и убитых, не рыли окопы и не жили в землянках. Но мы знаем, как тяжело было солдатам, детям 40 – х годов.

Откуда нам это известно?

Примерные ответы: из книг, песен.

Воспитатель: Конечно, из истории, фильмов, книг, учебников.

Воспитатель: А какие книги о Великой Отечественной Войны и её героях вы читали?

Примерные ответы: ( подвиг солдата А. Митяева, Герои Великой Войны С.П Алексеев, Дети – герои).

Воспитатель: 

Вспомним, ребята, военные годы, трудные наши бои,

Горе народа и подвиг народа, тяжкие ночи и дни.

А помогут нам в этом книги. Книги – это своеобразный мостик,

позволяющий заглянуть в прошлое…

С содержанием  произведением  Вячеслава Леонидовича Кондратьева « Сашка» знакомит заранее подготовленный воспитанник.

Воспитатель: ребята вы прослушали краткий пересказ повести,  расскажите о своих

эмоциях, чувствах, переживаниях.

Примерные ответы: возникло чувство гордости за наш народ.

Воспитатель:

День за днем всё шла война:

Солдаты гибли, но мужала Родина.

За победу родной страны,

Встали дети всей земли!

О детях – героях рассказывает заранее подготовленный воспитанник.
(слайды).

Воспитатель: Годы тягот и лишений, свист пуль и грохот взрывающихся снарядов, смерть друзей и тоска по дому. Всё преодолел русский солдат. И как бы ни было тяжело, но всегда говорил: « Ни шагу назад!». И один из рассказов о войне так и называется: « Ни шагу назад!».

Рассказ « Ни шагу назад!», Сергея  Петровича  Алексеева, пересказывает заранее подготовленный воспитанник.

Воспитатель: Сквозь метель и непогоду войны в самое логово фашистов принесли солдаты и установили под пулями на крыши рейхстага Знамя Победы кА символ непобедимости советского оружия. А как это было? Мы узнаем из рассказа « Победа», который написал Сергей  Петрович  Алексеев.

Рассказ « Победа », Сергея  Петровича  Алексеева, пересказывает заранее подготовленный воспитанник.

Воспитатель: И вот она долгожданная Победа! В Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Идут полки, чеканя шаг, и в каждом шаге слышится: « Победа!» А вечером – праздничный салют. Ликовали земля и люди.

Воспитатель: Герои Великой Отечественной Войны…Их судьбы такие разные и такие похожие. Какова же она, формула русского героизма, формула подвига русского народа? Из каких величин складывается эта формула?

Примерные ответы: мужество, самоотверженность, любовь к Родине, смелость.

Воспитатель: Молодцы! Правильно!

Мужество  это отвага, героизм, смелость, решительность, бесстрашие.

Самоотверженность – жертвенность, забвение себя.

Высокая идея – любовь к Родине, жизнь, правда, свобода, независимость.

Вот такая у нас получилась формула. Подвиг = мужество + самоотверженность + высокая идея.

2 страница « Помнит мир спасенный»

Воспитатель: ребята, а какие вы знаете фильмы о Великой Отечественной Войне?

Примерные ответы: А ты – баты, в бой идут одни старики.

Воспитатель: По мотивам многих книг поставлены художественные фильмы о войне. Например: такие фильмы как « Морской характер», « Я – русский солдат», « Судьба человека» и многие другие. Сейчас на экране вы видите сюжет из фильма: « А зори здесь тихие». Фильм о том, как в начале июня 1942 года шесть зенитчиц и их командир, отправившись в разведку, обнаружили, что в этой, казалось бы, еще далекой от фронта местности высадился немецкий десант. Об этом необходимо сообщить в штаб. Но маленький отряд отрезан от своих. И найти выход можно только ценой собственной жизни. Фильм поставлен по мотивам повести Бориса Васильева « А зори  здесь тихие», я вам предлагаю в свободное время посмотреть этот фильм.

3 страница « Строка, оборванная пулей».

Воспитатель: Война и мир, красота и руины – вечные темы. До Великой

Отечественной Войны в ССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человек

ушли на фронт, не вернулись с войны – 417.

Самому старшему из них Самуилу Росину 49 лет, Всеволоду Багрицкому, Леониду

Розенбергу и Борису Смолинскому – едва исполнилось 20 лет.
Поэт Алексей Сурков писал: « Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов». Как вы думаете, почему?

Примерные ответы: стихи поднимали настроение, боевой дух солдат.

Воспитатель: Правильно!  Молодцы! Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат.

Стих Константина Симонова « Ты только жди», читает воспитанник.

Воспитатель: Многие стихотворения уже впервые дни войны стали песнями. Хорошая песня всегда была верным помощникам бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

« Священная война» - так называлась песня Василия Ивановича Лебедева – Кумача – самая популярная в период Великой Отечественной Войны. Ее пели торжественно, мужественно, как гимн. Пели – и как бы клялись сами себе и верности своему народу, своей Родине.

В лучших песнях военных лет раскрылась душа нашего народа, его любовь и ненависть, гуманность и свободолюбия. Широкую известность в годы войны получили песни Михаила Васильевича Исаковского ( « В лесу прифронтовом», « Огонек», « Катюша»).

Воспитатель: ребята, а какие вам известны песни о  войне?

Примерные ответы: ( катюша, на безымянной высоте).

Воспитатель: На войне громить врага помогала бойцам песня. Короткий миг затишья перед боями, землянка в белоснежных полях под Москвой, вьется в тесной печурке огонь, и звучит задушевная песня.

Звучит песня « На безымянной высоте», в исполнение заранее подготовленных ребят.  

Воспитатель: ребята, наше занятие подходит к концу, для того чтобы подвести итоги и закрепить наше занятие, я предлагаю вам принять участие в викторине.

Вопросы к викторине:

Сколько ребят осталось на безымянной высоте?

Назовите песню, из которой эти строки: Дни и ночи у мартыновских печей,

Не смыкала наша  Родина очей,

Дни и ночи битву трудную вели –

Это день мы приближали как могли ( « День Победы»)

Самое знаменитое письмо с фронта Великой Отечественной Войны – это…какое? (

« жди меня, и я вернусь» стихотворение Константина Симонова).

Продолжите пословицу:

Человек без Родины как …( соловей без песен)

Родина мать – надо её …( защищать)

Когда народ един он …( непобедим)

Как вы считаете, какие качества советских людей помогли одержать победу? ( смелость, храбрость, гордость).  

Воспитатель: Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила вас эта информация?

Примерные ответы: гордость, уважение за свою страну, нужно уважать старшее поколение, которое сделало все для того, чтобы было мирное небо над головой.

Воспитатель: Ребята, спасибо вам за вашу работу, хорошие, развернутые ответы.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»

Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....

Блок конспектов уроков "Великая Отечественная война"

Конспект используется для 4 класса на кружке ИЗО...

Великая отечественная война на страницах пожелтевших книг..

Воспитание молодежи на примерах истории, ( в данном случае, примерами истории являются  книги о Великой Отечественной войне) приобщение ее к опыту предшествующих поколений, является основны...

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

Тема Великой Отечественной войны на страницах произведений русских писателей.

Человек на войне.Существует ли на войне, в бесчеловечных условиях, возможность оставаться человеком, сохранить своё достоинство и моральные принципы./На примере произведений В.П.Астафьева "Пастух...