Блок конспектов уроков "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Конспект используется для 4 класса на кружке ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok_konspektov_urokov_kurskaya_bitva.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок конспектов уроков, посвященных Великой Отечественной Войне, итогом которых является составление коллективного панно «Курская битва». 4 класс
Первый урок: тема урока «Эти страшные годы войны…»
Цель урока: Формирование общего представления о Великой Отечественной Войне.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с произведениями художников и композиторов военной тематики, расширить представления о работе художников в В.О. Войну, совершенствовать художественные навыки;
Развивающие: Развивать кругозор, память, творческое воображение;
Воспитательные: воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.
Задание на урок: Изображение горящих изб, взрывов, деревьев.
Оборудование к уроку: Учитель- Мультимедийная презентация «Великая Отечественная Война», картина художника А. Пластова «Фашист пролетел», музыкальный ряд – песня «Священная война», наглядные изображения горящих изб, деревьев, взрыва, альбомный лист, гуашь, кисти.
Ученики - альбом, гуашь, кисти, палитра.
Ход урока: Проверка рабочего места.
-Ребята, сегодня мы начинаем серию уроков о самых страшных, ужасных днях для нашей страны, о днях Великой Отечественной Войны. Ваше поколение далеко от этих дней, но подвиг нашего народа мы должны знать и помнить! На каждом занятии мы будем знакомиться с картинами художников, изображавших войну, изучать историю В. О. Войны, рисовать горящие избы, взрывы, солдат и боевую технику. На последнем уроке, мы все рисунки соберем в единое панно «Курская битва».
- Какая дата начала и конца В. О. Войны? ( показ слайдов)
- в 1941 году 22 июня в 4 часа утра Фашистская Германия внезапно, без предупреждения, напала на нашу страну.
Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя…
Враг, бешенный, на нас пошёл войной,
Жестокий враг на наше счастье поднял руку…
Сергей Михалков.
( показ слайдов) Фашисты творили на нашей земле нечто ужасное и страшное: жгли деревни и села, разрушали дотла целые города. Пытали, мучали, жгли, убивали не только солдат, но и детей, женщин и стариков. Не щадили на своем пути ни кого и ни чего.
- Не было ни одного человека, который бы не хотел помочь выстоять стране в этой страшной войне. Тема войны не оставила равнодушными музыкантов, композиторов и художников. Художники создавали плакаты(показ слайдов)
-Для чего они служили?(для призыва на войну)
-Первой песней, сочинённой в дни войны, стала песня Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».
- Враг надеялся уничтожить нашу армию за несколько недель, истребить русский народ, а выживших обратить в рабство. Но мужество и героизм нашего народа разрушило коварные планы фашистов.
-В В.О. Войну, только в нашей стране погибло около 26 миллионов человек.
- Сегодня я хочу вас познакомить с очень страшной по своему сюжету картиной художника Алексея Пластова «Фашист пролетел» (показ картины). Сам художник участвовал в этой войне, и картина создана под непосредственным впечатлением от увиденного и пережитого им. Давайте ее рассмотрим:
- На фоне русской осенней природы изображен погибший маленький мальчик.
- Как вы думаете, что он делал тут, еще до смерти? (пас коров)
-Да, он был пастушонком. Помогал матери пасти коров. Ребята, а от чего он погиб?
- Над этой поляной пролетел фашистский самолет, вот он изображен на дальнем плане, выпустив пулеметную очередь, он улетел дальше, оставив за собой полную ужаса и смерти, картину. Как вы думаете, смог ли пастушок, причинить какой либо вред фашистам.
-Конечно - нет! Смерть этого маленького мальчика абсолютно нелепа и не кому не нужна.
-Какой фон использует художник на этой картине? (Фон осени, пожелтевшая, трава, облетевшие деревья, пасмурное небо)
- Да ребята. Пластов изобразил умирающую осеннюю природу, пасмурное, дождливое небо, пожухлую траву и эту страшную и нелепую смерть этого мальчика. Даже сама природа плачет от этого. На дальнем фоне вражеский самолет выглядит как страшный стервятник.
-Как вы думаете, к чему призывает, страшная по своему сюжету, картина ?
-Чтобы все видели, и осознали, к чему приводит война!
- В дни войны гибли не только люди, гибло много животных, гибла природа, горели избы.
Творческая практическая деятельность- Сегодня на уроке мы изображаем горящие избы, деревья и взрывы. Вы выбираете только два рисунка, например - дерево и горящая изба. Альбомный лист сгибаем пополам. На одной половине изображаете дерево, на другой избу. Давайте рассмотрим, как правильно изобразить огонь (показ учителем на доске).
Динамическая пауза: учитель показывает физкультурные движения, учащиеся повторяют.
Творческая практическая деятельность учащихся.
Рефлексия: Учитель организовывает рефлексию.
-Я знаю…
-Я понимаю…
-Для меня было открытием…
Домашнее задание: Учащимся предлагается подготовить дома сообщения, презентации по данной теме. Для этого необходимо подобрать информацию, иллюстративный материал. Записать рассказы близких, родных о днях Великой Отечественной Войны.
Детям предлагается несколько тем для исследования:
- обмундирование солдат в войну
-советская боевая техника
-немецкая боевая техника
-художники о войне
- музыканты о войне
-рассказы очевидцев о войне
Учащиеся выбирают темы своего исследования, определяют задачи .
Учитель обсуждает со школьниками возможные источники информации.
Совместно с учениками обсуждаются критерии оценки качества проекта:
-полнота раскрытия темы;
-ответ на основополагающий вопрос;
-грамотность изложения, наличие иллюстраций;
-самостоятельность выполнения;
Конец урока.
Второй урок: тема урока «Защитники нашей Родины»
Цель урока: Сформировать представления о Великой Отечественной Войне и ее защитниках.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с произведениями художников и композиторов военной тематики, совершенствовать художественные навыки в изображении человека;
Развивающие: Развивать кругозор, память, творческое воображение, умение предъявить свою работу другим.
Воспитательные: показать войну, как символ горя, мужества и победы, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.
Задание на урок: Изображение защитников нашей Родины.
Оборудование к уроку: Учителю - Мультимедийная презентация «Великая Отечественная Война»; картины художников А. Дайнека «Окраины Москвы. Ноябрь 1941 год», Самсонов М. «Сестрица», В. Панфилов «Подвиг Панфиловцев». Музыкальный ряд – песня «Журавли». Наглядные изображения русских солдат, медсестры; альбомный лист, гуашь, кисти.
Ученики - альбом, гуашь, фломастеры, кисти, палитра.
Ход урока: Проверка рабочего места.
Этап повторения знаний предыдущего урока:
-Ребята, на предыдущем уроке мы начали с вами разговор о В.О. Войне. Давайте вспомним дату начала войны?
- С картиной какого художника мы познакомились на предыдущем занятии? (Пластов «Фашист пролетел»)
«Открытие» обучающимся нового знания: -Сегодня на уроке мы продолжаем эту великую тему. Летом фашисты напали на нашу страну, а в ноябре они были уже под самой Москвой. Над городом нависла смертельная опасность.
-Как вы думаете, какое значение имела Москва для нашей страны? (это столица нашей Родины)
- Фашисты считали, что если захватят Москву, то и вся страна падет к их ногам. Боевые действия развертывались у самых ворот Москвы.
- Художник Александр Дайнека на картине «Окраины Москвы» как раз описывает это время. Картина рисует грозный, настороженный облик готового к отпору города.
- Рассмотрите ее внимательно. Как люди защищали город? (Вкапывали рейсы, ставили противотанковые «ежи», рыли окопы).
- Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась противотанковыми ежами и опустевшими домами. Стремительно увозит грузовик последних людей с окраин Москвы. Скоро начнется страшный бой.
-Какие цвета, использует Дайнека, в этой картине? (Мрачные, тревожные, темные).
- Да, цвет завершает впечатление тревожного ожидания боя. И вот начался бой (показ картины «Подвиг Панфиловцев»). Ливень бомб и снарядов обрушился на наших солдат. Одну из позиций занимали 28 солдат Панфиловской дивизии. Солдаты подпустили врага на близкое расстояние и по команде открыли огонь. Ошеломленные фашисты не выдержали и в панике бежали обратно. Они бросили против горстки русских воинов более 30 танков. Командир крикнул: «Друзья! Велика Россия! А отступать некуда. Позади Москва!», и ринулся в бой, а за ним наши солдаты.
-Ребята, наши войска пропустили фашистов в Москву?
- Панфиловцы, как наши воины и на других фронтах, стали для фашистов страшным проклятием, о силе и мужестве героев ходили легенды, они не пропустили врага! Гвардейцы были награждены орденами и медалями.
-В боях в В.О. Войне погибло очень много русских солдат, это отразилось в стихах Расула Гамзатова:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
-На эти стихи была написана песня, послушайте…
- Конечно, на полях сражения, наряду с воинами сражались, помогали, спасали наших солдат медсестры (картина Самсонова «Медсестра»)
-Посмотрите, медсестра - молодая, хрупкая девушка, спасает с поля боя бойца, у него перебинтованы глаза, она буквально вытаскивает его от туда, спасает он гибели, кругом взрывы, дым и огонь. Сколько таких вот, молоденьких девушек ушли на фронт, спасали, лечили, вытаскивали буквально на себе с полей сражений наших бойцов.
-Ребята подготовили сообщение об обмундировании русских солдат, давайте их послушаем (выступление учащихся)
Творческая практическая деятельность:
- Сегодня на уроке мы изображаем русских и фашистских солдат, на выбор. Вы сами для себя решите, какое движение вы будете показывать: у кого то солдат будет стрелять, бежать с гранатой или с винтовкой в бой, кто то изобразит медсестру, спасающую раненого. Давайте вспомним, как изображается человек в движении?
-С помощью овалов(показ учителем на доске) Лист сгибаем пополам, фигуру человека изображаем не крупно, мелкие детали можно раскрасить фломастерами.
Динамическая пауза: учитель показывает физкультурные движения, учащиеся повторяют.
Рефлексия: Учитель организовывает рефлексию.
-Я знаю…
-Для меня было открытием…Конец урока.
Домашнее задание: подготовить сообщение о боевой технике в В.О. Войне.
Третий урок: тема урока «Боевая техника в Великой Отечественной Войне»
Цель урока: Сформировать представление о Великой Отечественной Войне и боевой технике, используемой на войне.
Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с произведениями художников и композиторов военной тематики, совершенствовать художественные навыки в изображении боевой техники;
Развивающие: Развивать кругозор, память, творческое воображение, умение предъявить свою работу другим.
Воспитательные: показать войну, как символ горя, мужества и победы, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.
Задание на урок: Изображение советского танка Т- 34, изображение немецкого танка Тигр, изображение самолетов.
Оборудование к уроку: Учителю - Мультимедийная презентация «Великая Отечественная Война»; картины художников В. Селезнева «На Курской дуге», наглядное изображение советского танка Т- 34,немецкого танка Тигр; наглядное изображение самолетов- русского и немецкого
Ученики - альбом, гуашь, фломастеры, кисти, палитра.
Ход урока: Проверка рабочего места.
Этап повторения знаний предыдущего урока: Ребята, мы продолжаем с вами серию уроков, посвященных В. О. Войне. Скажите, пожалуйста, какие картины художников вам запомнились с предыдущего урока?(ответы детей)
«Открытие» обучающимся нового знания: Сегодня мы с вами поговорим о боевой технике, которую использовали во время В.О. Войне.
-Кто из вас подготовил сообщение о боевой технике? (выступление учащихся)
- Молодцы, спасибо! (Учитель подытоживает выступление учащихся)- во время В.О. Войны использовалась различная боевая техника, было очень много новейших русских разработок. Так ученые конструкторы разработали танк Т- 34. Он был лучше защищен браней и был более быстрым (показ слайда). У фашистов появился танки, которые прозвали «Тигром» и «Пантерой» (показ слайда). В В.О. Войну использовались различные марки самолетов, советские ЯК-6, МИГ- 3,на которых наши летчики совершали подвиги. Фашистские самолеты - Мессершмидты (показ слайда).
- Конечно и художники изображали боевую технику на своих картинах. Посмотрите на картину художника Селезнева «На курской дуге». Как раз на переднем плане изображен советский танк Т-34, а на дальнем, подбитый немецкий «Тигр» ( показ слайдов).
-Весь день продолжался бой. Восемь танков Т-34, сутки удерживали деревню «Яковлевку». К вечеру фашисты догадались, что против них действует горстка танкистов и со всей мощью двинулись в наступление. Танкист Василий Шаландин 10 часов удерживал натиск фашистов, пока не подтянулись свежие силы, и враг был отброшен.
На месте совершения подвига у деревни Яковлевка похоронен Герой Советского Союза Василий Шаландин. Там же на высоте, где он сражался, стоит памятник танкисту. Посмотрите еще на один памятник танкистам, которых находится неподалеку от того места в деревне «Прохоровка».
Творческая практическая деятельность: Сегодня на занятии, на ваш выбор, мы изображаем советский танк Т- 34 и немецкий танк Тигр. Девочки рисуют самолеты. Лист в альбоме сгибаем пополам, чтобы изображение было не таким крупным.
Показ учителем правил изображения танка и самолета. Раскрашиваем крупные детали гуашью, мелкие фломастерами.
Динамическая пауза: учитель показывает физкультурные движения, учащиеся повторяют.
Рефлексия: Учитель организовывает рефлексию.
-Я узнал…
-Для меня было открытием…
Конец урока.
Четвертый урок: тема урока «Курская битва» коллективное панно.
Цель урока: Сформировать представление о Великой Отечественной Войне и о Курской битве.
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с произведениями художников и композиторов военной тематики; составить коллективное панно «Курская битва».
Развивающие: Развивать кругозор, память, творческое воображение, умение предъявить свою работу другим.
Воспитательные: Показать войну, как символ горя, мужества и победы, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.
Задание на урок: составление коллективного панно «Курская битва»
Оборудование к уроку: Учителю - Мультимедийная презентация «Великая Отечественная Война»; музыкальный ряд- «День Победы»; полотно с нарисованным пейзажем для коллективного панно.
Ученики - все рисунки с предыдущих уроков, ножницы, клей.
Ход урока: Проверка рабочего места.
Этап повторения знаний предыдущего урока:
- Ребята, в течении трех уроков мы с вами изучали В.О. Войну.
-Что вам больше всего запомнилось?
- Что для себя вы узнали нового?
-Какие картины вы запомнили?(ответы детей)
«Открытие» обучающимся нового знания:
-Ребята, столько различных историй, которые произошли в В.О. Войну, кто из вас подготовил сообщение об этом? (выступление учащихся)
-Спасибо, молодцы! Сегодня, в конце занятия, мы составим коллективное панно «Курская битва». Не зря я начала разговор о Курской битве. Гитлер очень надеялся, что если одержит победу на Курской Дуге, то сможет одержать победу и над всей Россией.
Под город Курск были направленны почти все, произведенные в Германии фашистские танки «Тигр» и «Пантера» примерно около 2700. Были собраны с других фронтов более 900 тысяч немецких солдат. Сухопутные войска поддерживались с неба крупными силами авиации- более 2000 самолетов.
Советское командование имело сведения о подготовке фашистских войск к наступлению под Курском. Наши войска начали сосредотачивать в близи города 1336 тысяч солдат, 3300 танков и 2650 боевых самолетов. Не зря эту битву еще называют Танковым сражением!
5 июля в 6 часов утра началась страшная битва. И длилась она до 22 августа. Сколько было разгромлено, сожжено и стерто с лица земли деревень и сел за это время. На Курской Дуге погибло 863 тысячи русских людей. Но наши устояли, и в результате победы под Курском завершился коренной перелом в этой страшной войне, в пользу России.
-Ребята, в каком году закончилась эта война? (9 мая 1945 года)
-В честь этого грандиозного события была написана песня «День Победы».
Творческая практическая деятельность:
- Сегодня мы вырезаем все рисунки, которые нарисовали на предыдущих уроках, и приклеиваем их на полотно на доске. Сначала дома и деревья. За тем танки и самолеты. За тем солдат и взрывы.
-Давайте выберем двух главных художников, которые будут помогать работать у доски.
-Пока вы будете работать, я включу те песни, которые мы слушали в течении этих занятий о Великой Отечественной Войне.
Рефлексия:
-Ребята, посмотрите, что у нас получилось, самая настоящая реконструкция Курской битвы.
Конец урока.
Пятый урок: подведение итогов проекта о Великой Отечественной Войне, составление презентации «Эти далекие годы войны»
Цель урока: Составление презентации «Эти далекие годы войны»
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с картиной художника Верещагина «Апофеоз войны», составление презентации из собранного материала.
Развивающие: Развивать интерес к предмету, расширять кругозор, творческое воображение, умение предъявить свою работу другим, развитие эстетического вкуса и творческих способностей.
Воспитательные: Показать войну, как символ горя, мужества и победы, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.
Задание на урок: составление презентации «Эти далекие годы войны»
Оборудование к уроку: Учителю - ноутбук, фотоаппарат, мультимедийная презентация «Великая Отечественная Война»
Ученики - информация и иллюстрации собранные учащимися, коллективное панно «Курская битва».
Ход урока: Проверка рабочего места.
-Сегодня мы собираем всю информацию, иллюстрации в единую целую презентацию, но прежде чем мы это сделаем, я хочу подытожить все наши занятия, посвященные Великой Отечественной Войне, посмотрите на эту картину художника Василия Верещагина «Апофеоз войны», которая была написана в 1871 году. Была она посвящена тому времени, когда на Русь напало Монголо- Татарское иго и было это еще далеко от В.О. Войны. На картине вы видите пирамиду из человеческих голов, на фоне разрушенного войной города и выжженных садов. Стаи голодных птиц кружат над пирамидой и садятся на черепа. Страшная картина!
- Как вы думаете, что хотел выразить художник этой картиной, в чем тут главная суть?(ответы детей)
-Художник говорит нам, какое несчастье, боль, страдание и ужас несут человечеству и всей нашей земле воины. Чтобы мы видели и помнили это всегда.
- Давай те мы пожелаем друг другу всего самого лучшего ( учащиеся желают друг другу счастья, добра и т.д.)
-Прекрасные ответы! Я думаю, мы их запишем в нашей презентации, как напутственное слово для других людей! (Составление презентации)
Конец урока.
Литература
- Коллекция презентаций и фильмов к занятиям и урокам; игры; энциклопедии, словари, библиотеки, коллекции картин на компакт-дисках, ресурсы на сайтах http://school-collection.edu.ru. http://vneuroka.ru/ , http://viki.rdf.ru/, http://www.edu.ru
- Изобразительное искусство. 4 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.
- Сайт: Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
- Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Отечественная война 1812 года"
Тема урока «Отечественная война 1812 года»Цель урока: Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты войны 1812 года. Реализация цели через задачи:Учит...
конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"
События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал учащимся и способствует лучшему его усвоению. ...
конспект урока Отечественная война 1812г
план-конспект...
План-конспект "Великая Отечественная война"
План-конспект урока в 11 классе по теме "Великая Отечественная война"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г.
Разработка урока по истории России в 8 классе на тему "Отечественная война 1812 года" с использованием ЭОР....
Конспект урока Отечественная война 1812 г. 8 класс
История России. 8 класс. Конспект может быть дополнен презентацией или вырезкой их худ. фильма....
Конспект урока "Отечественная война 1812 года "
Конспект урока...