Блок конспектов уроков "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Майбурова Светлана Владиславовна

Конспект используется для 4 класса на кружке ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blok_konspektov_urokov_kurskaya_bitva.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Блок конспектов уроков, посвященных Великой Отечественной Войне, итогом которых является составление коллективного панно «Курская битва». 4 класс

Первый урок: тема урока «Эти страшные годы войны…»

Цель урока: Формирование общего представления о Великой Отечественной Войне.

Задачи урока:

 Образовательные: познакомить учащихся с произведениями художников и композиторов военной тематики, расширить представления о работе художников в В.О. Войну, совершенствовать художественные навыки;

Развивающие:  Развивать кругозор, память, творческое воображение;

Воспитательные: воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.

Задание на урок: Изображение горящих изб, взрывов, деревьев.

Оборудование к уроку: Учитель-  Мультимедийная презентация «Великая Отечественная Война», картина художника А. Пластова «Фашист пролетел»,  музыкальный ряд – песня «Священная война», наглядные изображения горящих изб, деревьев, взрыва, альбомный лист, гуашь, кисти.

Ученики - альбом, гуашь, кисти, палитра.

Ход урока: Проверка рабочего места.

-Ребята, сегодня мы начинаем серию уроков о самых страшных, ужасных днях для нашей страны, о днях Великой Отечественной Войны. Ваше поколение далеко от этих дней, но подвиг нашего народа мы должны знать и помнить! На каждом занятии мы будем знакомиться с картинами художников, изображавших войну, изучать историю В. О. Войны, рисовать горящие избы, взрывы, солдат и боевую технику. На последнем уроке, мы все рисунки соберем в единое панно «Курская битва».

- Какая дата начала и конца В. О. Войны? ( показ слайдов)

- в 1941 году 22 июня в 4 часа утра Фашистская Германия внезапно, без предупреждения, напала на нашу страну.

                   Июнь! Клонился к вечеру закат.

                   И белой ночи разливалось море,

                   И раздавался звонкий смех ребят,

                   Не знающих,  не ведающих горя…

                   Враг, бешенный, на нас пошёл войной,

                   Жестокий враг на  наше счастье поднял руку…

                                                                         Сергей Михалков.

 ( показ слайдов) Фашисты творили на нашей земле нечто ужасное и страшное: жгли деревни и села, разрушали дотла  целые города. Пытали, мучали, жгли, убивали не только солдат, но и детей, женщин и стариков. Не щадили на своем пути ни кого и ни чего.

- Не было ни одного человека, который бы не хотел помочь выстоять стране в этой страшной войне. Тема войны не оставила равнодушными музыкантов, композиторов и художников. Художники создавали плакаты(показ слайдов)

-Для чего они служили?(для призыва на войну)

 -Первой песней, сочинённой в дни войны, стала песня Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».

- Враг надеялся уничтожить нашу армию за несколько недель, истребить русский народ, а выживших обратить в рабство. Но мужество и героизм нашего народа разрушило коварные планы фашистов.

-В В.О. Войну, только в нашей стране погибло около 26 миллионов человек.

- Сегодня я хочу вас познакомить с очень страшной по своему сюжету картиной художника Алексея Пластова «Фашист пролетел» (показ картины). Сам художник участвовал в этой войне, и картина создана под непосредственным впечатлением от увиденного и пережитого им. Давайте ее рассмотрим:

- На фоне русской осенней природы изображен погибший маленький мальчик.

- Как вы думаете, что он делал тут, еще до смерти? (пас коров)

-Да, он был пастушонком. Помогал матери пасти коров. Ребята, а от чего он погиб?

- Над этой поляной пролетел фашистский самолет, вот он изображен на дальнем плане, выпустив пулеметную очередь, он улетел дальше, оставив за собой полную ужаса и смерти, картину. Как вы думаете, смог ли пастушок, причинить какой либо вред фашистам.

-Конечно -  нет! Смерть этого маленького мальчика абсолютно нелепа и не кому не нужна.

-Какой фон использует художник на этой картине? (Фон осени, пожелтевшая, трава, облетевшие деревья, пасмурное небо)

- Да ребята. Пластов изобразил умирающую осеннюю природу, пасмурное, дождливое небо, пожухлую траву и эту страшную и нелепую смерть этого мальчика. Даже сама природа плачет от этого.  На дальнем фоне вражеский самолет выглядит как страшный стервятник.

-Как вы думаете, к чему призывает, страшная по своему сюжету, картина ?

-Чтобы все видели, и осознали, к чему приводит война!

- В дни войны гибли не только люди, гибло много животных, гибла природа, горели избы.

Творческая практическая деятельность- Сегодня на уроке мы изображаем горящие избы, деревья и взрывы. Вы выбираете только два рисунка, например - дерево и горящая изба. Альбомный лист сгибаем пополам. На одной половине изображаете дерево, на другой избу. Давайте рассмотрим, как правильно изобразить огонь (показ учителем на доске).

Динамическая пауза: учитель показывает физкультурные движения, учащиеся повторяют.

Творческая практическая деятельность учащихся.

Рефлексия: Учитель организовывает рефлексию.

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

  Домашнее задание: Учащимся предлагается подготовить дома сообщения, презентации по данной теме. Для этого необходимо подобрать информацию,  иллюстративный материал. Записать рассказы близких, родных о днях Великой Отечественной Войны.

  Детям предлагается несколько тем для исследования:

- обмундирование  солдат в войну

-советская боевая техника

-немецкая боевая техника

-художники о войне

- музыканты о войне

-рассказы очевидцев о войне

    Учащиеся выбирают темы своего исследования, определяют задачи .

 Учитель обсуждает со школьниками возможные источники информации.

 Совместно с учениками обсуждаются критерии оценки качества проекта:

-полнота  раскрытия темы;

-ответ на основополагающий вопрос;

-грамотность изложения, наличие иллюстраций;

-самостоятельность выполнения;

Конец урока.

Второй  урок: тема урока «Защитники нашей Родины»

Цель урока: Сформировать представления о Великой Отечественной Войне и ее защитниках.

Задачи урока: 

Образовательные: познакомить учащихся с произведениями художников и композиторов военной тематики, совершенствовать художественные навыки в изображении человека;

Развивающие: Развивать кругозор, память, творческое воображение, умение предъявить свою работу другим.

Воспитательные: показать войну, как символ горя, мужества и победы, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.

Задание на урок: Изображение защитников нашей Родины.

Оборудование к уроку: Учителю - Мультимедийная презентация «Великая Отечественная Война»; картины художников А. Дайнека «Окраины Москвы. Ноябрь 1941 год», Самсонов М. «Сестрица», В. Панфилов  «Подвиг Панфиловцев». Музыкальный ряд – песня «Журавли». Наглядные изображения русских солдат, медсестры; альбомный лист, гуашь, кисти.

Ученики -  альбом, гуашь, фломастеры, кисти, палитра.

Ход урока: Проверка рабочего места.

Этап повторения знаний предыдущего урока:

-Ребята, на предыдущем уроке мы начали с вами разговор о В.О. Войне. Давайте вспомним дату начала войны?

- С картиной какого художника мы познакомились на предыдущем занятии? (Пластов «Фашист пролетел»)

«Открытие» обучающимся нового знания: -Сегодня на уроке мы продолжаем эту великую тему. Летом фашисты напали на нашу страну, а в ноябре они были уже под самой Москвой. Над городом нависла смертельная опасность.

-Как вы думаете, какое значение имела Москва для нашей страны? (это столица нашей Родины)

- Фашисты считали, что если захватят Москву, то и вся страна падет к их ногам. Боевые действия развертывались у самых ворот Москвы.

- Художник Александр Дайнека на картине «Окраины Москвы» как раз описывает это время. Картина рисует грозный, настороженный облик готового к отпору города.

- Рассмотрите ее внимательно. Как люди защищали город? (Вкапывали рейсы, ставили противотанковые «ежи», рыли окопы).

- Заснеженная земля вздыбилась сугробами, ощетинилась противотанковыми ежами и опустевшими домами. Стремительно увозит грузовик последних людей с окраин Москвы. Скоро начнется страшный бой.

-Какие цвета, использует Дайнека, в этой картине? (Мрачные, тревожные, темные).

- Да, цвет завершает впечатление тревожного ожидания боя. И вот начался бой (показ картины «Подвиг Панфиловцев»). Ливень бомб и снарядов обрушился на наших солдат. Одну из позиций занимали 28 солдат Панфиловской дивизии. Солдаты подпустили врага на близкое расстояние и по команде открыли огонь. Ошеломленные фашисты не выдержали и в панике бежали обратно. Они бросили против горстки русских воинов более 30 танков. Командир крикнул: «Друзья! Велика Россия! А отступать некуда. Позади Москва!», и ринулся в бой, а за ним наши солдаты.

-Ребята, наши войска пропустили фашистов в Москву?

- Панфиловцы, как наши воины и на других фронтах, стали для фашистов страшным проклятием, о силе и мужестве героев ходили легенды, они не пропустили врага!  Гвардейцы были награждены орденами и медалями.

-В боях в В.О. Войне погибло очень много русских солдат, это отразилось в стихах Расула Гамзатова:

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

-На эти стихи была написана песня, послушайте…

- Конечно, на полях сражения, наряду с воинами сражались, помогали, спасали наших солдат медсестры (картина Самсонова «Медсестра»)

-Посмотрите, медсестра -  молодая, хрупкая девушка, спасает с поля боя бойца, у него перебинтованы глаза, она буквально вытаскивает его от туда, спасает он гибели, кругом взрывы, дым и огонь. Сколько таких вот, молоденьких девушек ушли на фронт, спасали, лечили, вытаскивали буквально на себе с полей сражений наших бойцов.

-Ребята подготовили сообщение об обмундировании русских солдат, давайте их послушаем (выступление учащихся)

Творческая практическая деятельность:

- Сегодня на уроке мы изображаем русских и фашистских солдат, на выбор. Вы сами для себя решите, какое движение вы будете показывать: у кого то солдат будет стрелять, бежать с гранатой или с винтовкой в бой, кто то изобразит медсестру, спасающую раненого. Давайте вспомним, как изображается человек в движении?

-С помощью овалов(показ учителем на доске) Лист сгибаем пополам, фигуру человека изображаем не крупно, мелкие детали можно раскрасить фломастерами.

Динамическая пауза: учитель показывает физкультурные движения, учащиеся повторяют.

Рефлексия: Учитель организовывает рефлексию.

-Я знаю…

-Для меня было открытием…Конец урока.

Домашнее задание: подготовить сообщение о боевой технике в В.О. Войне.

Третий урок: тема урока «Боевая техника в Великой Отечественной Войне»

Цель урока: Сформировать представление о Великой Отечественной Войне и боевой технике, используемой на войне.

Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с произведениями художников и композиторов военной тематики, совершенствовать художественные навыки в изображении боевой техники;

Развивающие: Развивать кругозор, память, творческое воображение, умение предъявить свою работу другим.

Воспитательные: показать войну, как символ горя, мужества и победы, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.

Задание на урок: Изображение советского танка Т- 34, изображение немецкого танка Тигр, изображение самолетов.

Оборудование к уроку: Учителю - Мультимедийная презентация «Великая Отечественная Война»; картины художников В. Селезнева «На Курской дуге», наглядное изображение советского танка Т- 34,немецкого танка Тигр; наглядное изображение самолетов- русского и немецкого

Ученики -  альбом, гуашь, фломастеры, кисти, палитра.

Ход урока: Проверка рабочего места.

Этап повторения знаний предыдущего урока: Ребята, мы продолжаем с вами серию уроков, посвященных В. О. Войне. Скажите, пожалуйста, какие картины художников вам запомнились с предыдущего урока?(ответы детей)

«Открытие» обучающимся нового знания: Сегодня мы с вами поговорим о боевой технике, которую использовали во время В.О. Войне.

-Кто из вас подготовил сообщение о боевой технике? (выступление учащихся)

- Молодцы, спасибо! (Учитель подытоживает выступление учащихся)- во время В.О. Войны использовалась различная боевая техника, было очень много новейших русских разработок.  Так ученые конструкторы разработали танк Т- 34. Он был лучше защищен браней и был более быстрым (показ слайда). У фашистов появился танки, которые прозвали «Тигром» и «Пантерой» (показ слайда). В В.О. Войну использовались различные марки самолетов, советские ЯК-6, МИГ- 3,на которых наши летчики совершали подвиги. Фашистские самолеты - Мессершмидты (показ слайда).

  - Конечно  и художники изображали боевую технику на своих картинах. Посмотрите на картину художника Селезнева «На курской дуге».  Как раз на переднем плане изображен советский танк Т-34, а на дальнем, подбитый немецкий «Тигр» ( показ слайдов).

-Весь день продолжался бой. Восемь танков Т-34, сутки удерживали деревню «Яковлевку». К вечеру фашисты догадались, что против них действует горстка танкистов и со всей мощью двинулись в наступление. Танкист  Василий Шаландин 10 часов удерживал натиск фашистов, пока не подтянулись свежие силы, и враг был отброшен.

 На месте совершения подвига у деревни Яковлевка похоронен Герой Советского Союза Василий Шаландин. Там же на высоте, где он сражался, стоит памятник танкисту. Посмотрите еще на один памятник танкистам, которых находится неподалеку от того места в деревне «Прохоровка».

Творческая практическая деятельность: Сегодня на занятии, на ваш выбор, мы изображаем советский танк Т- 34 и немецкий танк Тигр. Девочки рисуют самолеты. Лист в альбоме сгибаем пополам, чтобы изображение было не таким крупным.

Показ учителем правил изображения танка и самолета. Раскрашиваем крупные детали гуашью, мелкие фломастерами.

Динамическая пауза: учитель показывает физкультурные движения, учащиеся повторяют.

Рефлексия: Учитель организовывает рефлексию.

-Я узнал…

-Для меня было открытием…

Конец урока.

Четвертый урок: тема урока «Курская битва» коллективное панно.

Цель урока: Сформировать представление о Великой Отечественной Войне и о Курской битве.

Задачи урока: 

Образовательные: Познакомить учащихся с произведениями художников и композиторов военной тематики; составить коллективное панно «Курская битва».

Развивающие: Развивать кругозор, память, творческое воображение, умение предъявить свою работу другим.

Воспитательные: Показать войну, как символ горя, мужества и победы, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.

Задание на урок: составление коллективного панно «Курская битва»

Оборудование к уроку: Учителю - Мультимедийная презентация «Великая Отечественная Война»; музыкальный ряд- «День Победы»; полотно с нарисованным пейзажем для коллективного панно.

Ученики -  все рисунки с предыдущих уроков, ножницы, клей.

Ход урока: Проверка рабочего места.

Этап повторения знаний предыдущего урока:

- Ребята, в течении трех уроков мы с вами изучали В.О. Войну.

-Что вам больше всего запомнилось?

- Что для себя вы узнали нового?

-Какие картины вы запомнили?(ответы детей)

«Открытие» обучающимся нового знания:

-Ребята, столько различных историй, которые произошли в В.О. Войну, кто из вас подготовил сообщение об этом? (выступление учащихся)

-Спасибо, молодцы! Сегодня, в конце занятия, мы составим коллективное панно «Курская битва». Не зря я начала разговор о Курской битве. Гитлер очень надеялся, что если одержит победу на Курской Дуге, то сможет одержать победу и над всей Россией.

Под город Курск были направленны почти все, произведенные в Германии  фашистские танки «Тигр» и «Пантера» примерно около 2700.  Были собраны с других фронтов  более 900 тысяч немецких солдат. Сухопутные войска поддерживались с неба  крупными силами авиации- более 2000 самолетов.

Советское командование имело сведения о подготовке фашистских войск к наступлению под Курском. Наши войска начали сосредотачивать в близи города 1336 тысяч солдат, 3300 танков и 2650 боевых самолетов.  Не зря эту битву еще называют Танковым сражением!

5 июля в 6 часов утра началась страшная битва. И длилась она до 22 августа. Сколько было разгромлено, сожжено и стерто с лица земли деревень и сел за это время. На Курской Дуге погибло 863 тысячи русских людей. Но наши устояли, и в результате победы под Курском завершился коренной перелом в этой страшной войне, в пользу России.

-Ребята, в каком году закончилась эта война? (9 мая 1945 года)

-В честь этого грандиозного события была написана песня «День Победы».

Творческая практическая деятельность:

- Сегодня мы вырезаем все рисунки, которые нарисовали на предыдущих уроках, и приклеиваем их на полотно на доске. Сначала дома и деревья. За тем танки и самолеты. За тем солдат и взрывы.

-Давайте выберем двух главных художников, которые будут помогать работать у доски.

-Пока вы будете работать, я включу те песни, которые мы слушали в течении этих занятий о Великой Отечественной Войне.

Рефлексия:

 -Ребята, посмотрите, что у нас получилось, самая настоящая реконструкция Курской битвы.

Конец урока.

Пятый урок: подведение итогов проекта о Великой Отечественной Войне, составление презентации «Эти далекие годы войны»

Цель урока: Составление презентации «Эти далекие годы войны»

Задачи урока: 

Образовательные: Познакомить учащихся с картиной художника Верещагина «Апофеоз войны», составление презентации из собранного материала.

Развивающие: Развивать интерес к предмету, расширять кругозор, творческое воображение, умение предъявить свою работу другим, развитие эстетического  вкуса и творческих способностей.

Воспитательные: Показать войну, как символ горя, мужества и победы, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.

Задание на урок: составление презентации «Эти далекие годы войны»

Оборудование к уроку: Учителю - ноутбук, фотоаппарат, мультимедийная презентация «Великая Отечественная Война»

Ученики -  информация и иллюстрации собранные учащимися, коллективное панно «Курская битва».

Ход урока: Проверка рабочего места.

-Сегодня мы собираем всю информацию, иллюстрации в единую целую презентацию, но прежде чем мы это сделаем,  я хочу подытожить все наши занятия, посвященные Великой Отечественной Войне, посмотрите на эту  картину художника Василия Верещагина «Апофеоз войны», которая была написана в 1871 году. Была она посвящена тому времени, когда на Русь напало Монголо- Татарское иго и было это еще далеко от В.О. Войны. На картине вы видите пирамиду из человеческих голов, на фоне разрушенного войной города и выжженных садов. Стаи голодных птиц кружат над пирамидой и садятся на черепа. Страшная картина!

- Как вы думаете, что хотел выразить художник этой картиной, в чем тут главная суть?(ответы детей)

-Художник говорит нам, какое несчастье, боль, страдание и ужас несут человечеству и всей нашей земле воины. Чтобы мы видели и помнили это всегда.

- Давай те мы пожелаем друг другу всего самого лучшего ( учащиеся желают друг другу счастья, добра и т.д.)

-Прекрасные ответы! Я думаю, мы их запишем в нашей презентации, как напутственное слово для других людей! (Составление презентации)

Конец урока.

Литература

  1. Коллекция презентаций и фильмов к  занятиям и урокам; игры;  энциклопедии, словари, библиотеки, коллекции картин на компакт-дисках, ресурсы на сайтах http://school-collection.edu.ru. http://vneuroka.ru/ , http://viki.rdf.ru/, http://www.edu.ru
  2. Изобразительное искусство. 4 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.  
  3. Сайт:  Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
  4. Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников

http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Отечественная война 1812 года"

Тема урока «Отечественная война 1812 года»Цель урока: Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты  войны 1812 года. Реализация цели через задачи:Учит...

конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"

События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал  учащимся и способствует лучшему его усвоению.  ...

План-конспект "Великая Отечественная война"

План-конспект урока в 11 классе по теме "Великая Отечественная война"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г.

Разработка урока по истории России в 8 классе на тему "Отечественная война 1812 года" с использованием ЭОР....

Конспект урока Отечественная война 1812 г. 8 класс

История России. 8 класс. Конспект может быть дополнен презентацией или вырезкой их худ. фильма....