Программа по профессиональной ориентации 8Б
рабочая программа (8 класс) на тему
Цель программы: формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, осознанного выбора профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, профконсультации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_prof.orientatsii_8b.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8»
«Принято» Решением педагогического совета Протокол № 1 от «01» сентября 2015г | «Согласовано» зам. директора по УР ________ О.В.Райш « ___» __________2015 г. | «Утверждаю» директор МБОУ «СШ № 8» _________Н.В.Купавцева «____» __________2015г. Приказ №632 от 01.09.2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
ДЛЯ 8 «Б» КЛАССА
(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
Составитель:
учитель английского языка
Османова Наида Хасавовна
г. Нижневартовск
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
программа занятий по профориентации
8 «Б» класс 0,25 часа в неделю
Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для подростков. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям. Проведение тренинга является одним из наиболее привлекательных способов предоставления возможности подросткам осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.
Нормативно-правовое обеспечение программыпо профориентации:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
- Концепцией Модернизации российского образования
- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования
- Региональной программой введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующей программы среднего (полного) общего обучения.
Основные понятия и термины
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
Цель программы: формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, осознанного выбора профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, профконсультации учащихся.
Задачи:
- Активизировать внутренние психологические ресурсы старшеклассников для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу.
- Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
- Формировать у учащихся знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга. Возраст членов группы – 13-15 лет. Количество – 15-25 человек. При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы:
- профориентационные игры;
- игровые профессиональные упражнения;
- групповая дискуссия;
- использование конструктивной обратной связи.
Программа составлена из 9 занятий, каждое из которых равно по продолжительности академическому часу, что позволяет проводить ее на классных часах. Одно из занятий (6) требует для проведения компьютерный класс с подключением в сеть Internet, для формирования опыта у подростков самостоятельного поиска необходимой информации для поступления и выбора профессии.
Календарно – тематическое планирование занятий программы:
№ п\п | Тема | Цели | Форма работы | Дата проведения |
1 | «Хочу-могу-надо» | формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту | Интерактивноезанятие | 16.09 |
2 | Мир профессий | Расширение представлений о мире профессий, знакомство с различными профессиями, формирование собственных представлений о желаемом виде деятельности | Профориентационная игра | 14.10 |
3 | Профессиональная ориентация: как сделать выбор. | Выявление профессиональной направленности способностей учащихся. | групповая дискуссия | 18.11 |
4 | Встреча с представителями ННТ | Ознакомление с правилами поступления и с профессиональной подготовкой. | Беседа | 16.12 |
5. | «Рассказы о профессиях» | знакомство с практическим опытом, ощущениями реальных людей от выбранной профессии, сплочение коллектива, создание доверительных отношений. | Доклад, презентация, рассказы профессионалов (родителей) | 13.01 |
6. | «Исследование Internet-возможностей» | формирование опыта самостоятельного поиска необходимой для поступления, профессионального обучения информации. Знакомство обучающихся с проверенными сайтами, на которых можно обнаружить всю необходимую информацию. | Проведение компьютерной диагностики онлайн | 10.02 |
7 | Игра «ассоциация» | Исследование истинного отношениия школьников к разным профессиям, коррекция предубеждений. | Профориентационная игра | 16.03 |
8 | Профориентационная игра «три судьбы» | помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.) | Профориентационная игра | 20.04 |
9 | Посещение городского центра занятости и трудоустройства | Ознакомление с миром профессий, с их особенностями и востребованностью на рынке труда | экскурсия | 18.05 |
Список литературы
- Бендюков М.А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб./ М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, М.И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 1997. 336 с.
- Бутко Е.Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России/Бутко Е.Я.//Профессионал. 1994. №3-4. С.3-18.
- Гейжан Н.Ф. Работа профтехучилищ по профориентации молодежи на строительные профессии/Гейжан Н.Ф., Иванюк М.И. м.: «Высшая школа», 1993. 48 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е доп. и дораб./Климов Е.А. М.: «Просвещение», 1990. 159 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников Уч. пособие/М.: ИД "Первое сентября", 2004
- Пряжников Н. С.Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, опросники. 8-11 классы, 2008 г.288 стр.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, Путеводитель выпускника М.: Генезис 2005. - 144 с.
- Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости/ Под ред. Н.Б. Богдановой. М.: Российский учебный центр ФСЗ России. 1995. 170
- Черникова Т.В.Профориентационная поддержка старшеклассников. М.: Глобус , 2006, 256 стр. Учебно-методическое пособие.
Интернет-ресурсы по ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Наименование ресурса | Информация о ресурсе | Условие доступа |
Смарт Курс -http://smart-course.ru/ | Компания занимается вопросами осознанного выбора профессии и профориентации. Занятия проходят в различных форматах: очные и дистанционные программы, мастер-классы и встречи с представителями разных профессий, индивидуальные сессии по выбору профессии и групповые программы. Также, компания занимается подготовкой кадров в области профориентации и дополнительного образования подростков. | Проф.просвещение - бесплатно |
Этот раздел поможет узнать о действующих федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессиям. | Проф. просвещение. | |
Раздел поддерживает кадровое агенство "Профит-М". Дается описание профессий отдельных категорий служащих: продавцы, менеджеры, бухгалтеры, мерчандайзеры, маркетологи. Часть описаний в виде должностных инструкций. | Проф. просвещение. | |
Этот раздел поможет узнать из действующих стандартов СПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков. | Проф. просвещение. | |
Этот раздел поможет узнать из действующих стандартов ВПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков. | Проф. просвещение. | |
Информационный ресурсный центр по практической психологии предлагает 20 тестов, часть из которых может оказаться полезной для лиц, выбирающих себе профессию - Логический тест «Летающий крокодил», Ваши лидерские качества, Вы ведущий или ведомый?,Cклонны ли вы к деловому риску?, Способны ли вы быть руководителем?, Мерчандайзинг, Тест для рекламистов-копирайтеров, Психология рекламы. | Проф.консультирование, |
Интернет ресурсы
1. Специальности СПО http://www.edu.ru/abitur/act.20/index.php
2. Специальности ВПО http://www.edu.ru/abitur/act.6/index.php
3. Игры разума http://www.braingames.ru/
4. ПСИ-ФАКТОР. Психотестодром http://psyfactor.org/tests/
5. Электронный музей профессий http://www.profvibor.ru/
6. Профориентационная уроки «Экскурс в профессию»
http://www.moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html
7. Справочник профессий http://www.rabotka.ru/infoworker/
8. «Российское образование. Федеральный портал. Абитуриент» http://www.edu.ru/abitur/index.php.
9. «Профориентация: кем стать» http://www.proforientator.ru/profession
10. Справочник обо всех высших учебных заведениях (ВУЗах) России: университетах, академиях и институтах. http://vuz.edunetwork.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...
Программа "Психолого-профессиональная ориентация подростков допризывного возраста"
Представлена программа по организации работы с допризывной молодежью (14-18 лет) в МБОУ "СОШ№29"....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ранней профессиональной ориентации коллективное музицирование (фортепианный ансамбль) 8 год обучения
Программа рассчитана на 1 год обучения (VIII класс), которая позволяет решить поставленные задачи, приобрести опыт концертных выступлений, коллективной игры. Количество часов в неделю дается в соответ...
Просветительская программа по профессиональной ориентации «Мое профессиональное будущее»
Программа «Мое профессиональное будущее» предназначена для учащихся 10 – 11 классов (16 – 18 лет).Содержание программы нацелено на воспитание готовности выпускников школы к обоснованному выбору профес...
Программа по профессиональной ориентации школьников.
Программа по профессиональной ориентации учащихся 9 классов. Можно использовать как факультативный курс....
Программа по профессиональной ориентации учащихся МКОУ Новотроицкой СОШ № 12
Программа по профессиональной ориентации нацелена на : оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности; выработку у школьников сознательног...
Программа по предмету "Сольное пение" является частью дополнительной программы ранней профессиональной ориентации "Музыкальное исполнительство", срок реализации - 1 год.
Учебный предмет "Сольное пение" занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе хорового отделения. Основная направленность настоящей программы - расширение у обучающи...