Раздел | Содержание |
Пояснительная записка | Анализ состояния проблемы охраны здоровья в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность. Здоровье все больше и больше рассматривается как фактор национальной безопасности и стратегическая цель отечественного здравоохранения и образования. Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. Принципами здоровьесбережения являются: - Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность - активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
- Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 три подгруппы: - организационно-педагогические технологии, определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПин, способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии, связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии, предусматривают обучение грамотной заботе о своем здоровье, предусматривают формирование культуры здоровья обучающихся и мотивации их к ведению здорового образа жизни. |
Нормативно-правовая база
| -Приказ Минздрава РФ от 21.03.2003. № 113 «Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»; -Федеральный закон от 30.03.1999. № 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; -Федеральный закон от 04.12.2007. № 329 “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”; -Федеральный закон от 10.07.2001. № 87 "Об ограничении курения табака"; -Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.1994. №1146 “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге”; -Закон Российской Федерации от 29.12.2012. № 273 «Об образовании»; -Закон Российской Федерации от 24.07.1998. №124 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»; -«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.06.1993. № 5487-1; -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»; -Закон Российской Федерации от 17.09.1998. № 157«Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»; -Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи»; -Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 31.05.2002. № 176/2017«О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации»; -Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования от 16.07.2002. № 2712/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»; -«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26) |
Участники программы | Учащиеся, родители, учителя-предметники, социальный педагог, медицинский работник, тренеры, библиотекарь |
Срок реализации | 5 лет |
Цель | Сформировать здоровый во всех отношениях классный коллектив. |
Задачи | Создать благоприятный климат на уроке, установить хронические заболевания детей, работать в тесном сотрудничестве с родителями, следить за питанием учащихся, организовывать активный отдых во внеурочное время. |
Направления деятельности
| Учебное направление: -психологический климат на уроке, -взаимоотношения учитель-ученик, -отсутствие учебной перегрузки. Медицинское направление: -медицинские показатели учащихся, -физкультурная группа, -особенности питания. Внешкольное направление: -тематические родительские собрания, -организация походов и экскурсий. -вовлечение в спортивные кружки. |
Особенности осуществления образовательно-го и воспита-тельного процесса
| Организация рабочего пространства Пол, стены кабинета соответствуют требованиям для проведения влажной уборки. Парты промаркированы голубыми кружками в соответствии с ростом учащихся. При оборудовании учебного помещения соблюдаются размеры проходов и расстояния между рядами, до стен, от окон, от доски. Доска темно-зеленого цвета, хорошо очищается влажной тряпкой. Проветривание проводится регулярно на переменах. В учебном помещении имеется боковое естественное левостороннее освещение. На окнах жалюзи до подоконника. Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами. |
Физическое здоровье учащихся Изучить медицинские карты по группам здоровья. Выявить учащихся с хроническими заболеваниями и наиболее подверженных заболевания. Психолого-педагогическая ситуация в коллективе 1.Изучение документов (личные дела, медицинская карта) с целью выявления болезней, особенности семьи. 2.Анкетирование учащихся. 3.Беседа с родителями на 1 родительском собрании. 4.Беседа с учащимися «Рассказ о моем классе, однокласснике». |
Принципы реализации | Особенности проведения урока - Строгое соблюдение обстановки и гигиенические условия в кабинете.
- Использование 4-7 видов учебной деятельности за урок.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности 7-10 мин.
- Использование разных видов преподавания.
- Чередование видов преподавания через 10-15 мин.
- Применение методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
- Уместность применения ТСО.
- Чередование позы учащихся.
- Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни.
- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
- Психологический климат на уроке.
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
- Количество времени, затраченного учащимися на учебную работу не менее 60% и не более 75-80%.
Используемые технологии Игровые технологии | Способствуют эмоциональному расслаблению, активизируют познавательные способности учащихся | Метод проектов | Способствует учащемуся самореализо-ваться, неограничен выбор тем по здоро-вому образу жизни | Проблемное обучение | Способствует активному поиску учащимся верного ответа, организует мыслительную деятельность | Технология мотивации | Способствует выполнять то задание, кото-рое интересно и понятно, следовательно, ясен мотив его выполнения |
|
Ожидаемые результаты
| Соблюдение всех санитарно-гигиенических норм, структурных частей урока, знание особенностей здоровья учащихся, использование разнообразных технологий и методик, доброжелательное отношение к детям дадут положительный результат: учащиеся с удовольствием будут получать знания, осознавать свое здоровье как ценность жизни. |
План мероприятий по реализации программы
|
Мероприятие | Планируемый результат | сентябрь |
| 1. Классный час «Здоровый образ жизни» | Запись учащихся в секции и спортивные кружки города | 2. Экскурсия в спортивную школу | октябрь |
| 1. Соревнования по баскетболу между учениками класса | Формирование четкого представления о здоровом образе жизни | 2. Выступления с докладами «Здоровая пища», «Режим питания» | ноябрь |
| 1.Анкетирование «Учеба и отдых» | Умение соблюдать время отдыха и учебы | 2. Экскурсия в парк | декабрь |
| 1.Акция «Помощь инвалидам» | Организация внеурочной деятельности | 2. Соревнования по волейболу между учениками параллельных классов | январь |
| 1.Классный час «Семейные праздники и традиции» | Формирование семейных ценностей | 2. Беседа «Мои спортивные успехи» | февраль |
| 1.Выступление агитбригады «Скучать нам некогда» | Развитие физических и умственных способностей учащихся | 2. Веселые эстафеты между командами мальчиков и пап | март |
| 1.Конференция «Здоровье-это здорово» | Продолжение формирования представления о здоровом образе жизни | 2. Веселые эстафеты между командами девочек и мам | апрель |
| 1.Акция «Зеленая планета» | Формирование осознанного отношения к своему здоровью | 2. Классный час «Спорт в моей жизни» | май |
| 1.Выпуск газет «Курить или не курить?» | Организация полезного отдыха | 2.Родительское собрание «Лето-источник здоровья» |
|
Система организации контроля за выполнением программы
| Диагностика проблем детского коллектива при формировании воспитательной работы
- Изучение документов (личные дела, медицинская карта) с целью выявления болезней, особенности семьи.
2. Анкетирование 1.Тебе нравится в школе или не очень? - не очень - нравится - не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться лома? — чаше хочется остаться дома — бывает по-разному — иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? — не знаю — остался бы дома — пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? — не нравится — бывает по-разному — нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? — хотел бы — не хотел бы — не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? — не знаю — не хотел бы — хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? — часто — редко — не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? — точно не знаю — хотел бы — не хотел бы 9. У тебя в классе много друзей? — мало — много друзей — нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? — нравятся — не очень — не нравятся Для анализа использовать следующий ключ: № вопроса | Балл за 1-й ответ | Балл за 2-й ответ | Балл за 3-й ответ | 1 | 1 | 3 | 0 | 2 | 0 | 1 | 3 | 3 | 1 | 0 | 3 | 4 | 3 | 1 | 0 | 5 | 0 | 3 | 1 | 6 | 1 | 3 | 0 | 7 | 3 | 1 | 0 | 8 | 1 | 0 | 3 | 9 | 1 | 3 | 0 | 10 | 3 | 1 | 0 |
Количество баллов | Уровень | Характеристика | Ведущий мотив | 25 - 30 баллов | Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности | Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. | Познавательный мотив. | 20 – 24 балла | Хорошая школьная мотивация | Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень является средней нормой | Социальный мотив | 15 -19 баллов | Положи- тельное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебны- ми сторонами
| Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. | Позиционный мотив | 10 – 14 баллов | Низкая школьная мотивация | Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. | Игровой мотив | Ниже 10 баллов | Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация | Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью. Дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимодействии с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. | Игровой мотив |
3.Беседа с родителями на 1 родительском собрании. 4.Беседа с учащимися «Рассказ о моем классе, однокласснике». |
Методическое обеспечение
|
Учебное направление: - Конспекты «Уроков здоровья».
- Конспекты уроков метапредметных связей разных дисциплин (биология, литература, физкультура, ОБЖ)
Медицинское направление: - Составление памяток о рациональном питании.
- Анкетирование, тестирование «Мое здоровье», «Режим школьника».
Внешкольное направление: - Тематические родительские собрания.
- Сценарии спортивных праздников.
- Сценарии педагогических советов по здоровьесбережению.
- Участие в походах, экскурсиях.
- Беседы о спортивных победах детей.
|
Литература | - Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.- М.: ТЦ Сфера, 2013
- Кучегура Л.А., КривопаленкоЕ.И., Васильева Н.В. Школа здоровья: методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни у детей. - Омск: БОУ ДПО ИРООО, - 2011.
- Пашкевич А.В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА – М, 2013г.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. Интернет ресурс: http: //www.eidos.ru/gournal /2002 /0423.htm
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006
- Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технгологии. – М.: Академия, 2011.
- Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельностьи развитие личности // Тревога и тревожность/ под ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с
- Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
- Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
- Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
- http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
|