Классные часы по направленности личности 5-6 классы(профориентация)
классный час (5, 6 класс) по теме

Денисова Анастасия Александровна

Класс: 5
Цели: развитие внимания к другим, самокритичности и способности осознавать и оценивать свои качества.
Задачи: поддержание в классе атмосферы тепла и доверия;; развитие умения разбираться в человеческих качествах.
Материалы: бланки к упражнению «Что такое хорошо и что такое плохо»; сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» или одноименный мультфильм.  Г.Х. Андерсен. Гадкий утенок /Андерсен Г.Х. Гадкий утенок. Сказки. – М.: ЭКСМО, 2009/.  (чтение отрывков по ролям или комментированный просмотр фрагмента мультфильма).

Класс: 6.
Цели: знакомство с понятиями «характер» и «привычка», положительными и отрицательными чертами характера.
Материалы: бумажные цветы с семью лепестками, фрагмент из мультфильма или сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц» /Сент-Экзюпери А. Маленький принц. – М.: ЭКСМО, 2010/, слайды с иллюстрациями и  текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Что такое хорошо и что такое плохо»

Подготовила Денисова А.А.,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ» с.Визинга

Класс: 5

Цели: развитие внимания к другим, самокритичности и способности осознавать и оценивать свои качества.

Задачи: поддержание в классе атмосферы тепла и доверия;; развитие умения разбираться в человеческих качествах.

Материалы: бланки к упражнению «Что такое хорошо и что такое плохо»; сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» или одноименный мультфильм.  Г.Х. Андерсен. Гадкий утенок /Андерсен Г.Х. Гадкий утенок. Сказки. – М.: ЭКСМО, 2009/.  (чтение отрывков по ролям или комментированный просмотр фрагмента мультфильма).  

Содержание занятия:

Ребята, сегодня на занятие я принесла книжку, она вам всем хорошо известна, так?

О чём книга? Кто главные герои? А как вы можете их описать – с хорошей или с плохой стороны?

Сегодня мы почитаем эпизоды из этой книги и разберем некоторых их участников сюжета.

1. На птичьем дворе.

«- Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутом на лапе, - все славные, вот только один... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!  Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!..  Так прошел первый день, а потом пошло еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»  А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.»  

Почему птицы обижали «гадкого утенка»?   Действительно ли он был так безобразен, как считали птицы?  Что вы можете сказать о героях сказки?

2. В избушке. 

«В избушке жила старуха с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если погладить его против шерсти. У курицы были маленькие, коротенькие ножки, потому ее и прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку. Утром чужого утенка заметили. Кот замурлыкал, курица заклохтала.  - Что там? - спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утенка, но по слепоте приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.  - Вот так находка! - сказала старушка. - Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну, да увидим, испытаем!  И утенка приняли на испытание. Но прошло недели три, а яиц все не было. Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой - курица, и оба всегда говорили:  - Мы и весь свет! Они считали самих себя половиной всего света, и притом лучшей половиной.  - Умеешь ты нести яйца? - спросила она утенка.  - Нет.  - Так и держи язык на привязи!  А кот спросил:  - Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?  - Нет.  - Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!  И утенок сидел в углу, нахохлившись.»  

Какие качества объединяют обитателей избушки и птичьего двора?  Что вы можете сказать об их самооценке и самооценке утенка?  Почему утенок ушел из избушки?

3. Среди своих.

  «Запели жаворонки. Пришла весна! Утенок взмахнул крыльями и полетел. Теперь в крыльях его гудел ветер, и они были куда крепче прежнего.  И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.  - Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод!  - Убейте меня! - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение.  Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем. Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами.  В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал: «Новый прилетел!»  Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!»  И старые лебеди склонили перед ним голову. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был очень счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости; ему вспоминалось то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных птиц. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:  - Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!»  

Почему для утенка была так важна оценка других? Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»? Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?  

Примечание. В результате работы с текстом ребята должны сделать выводы о зависимости самооценки от мнения других и о значении самооценки в жизни каждого человека. Сказка дает возможность задуматься о таких качествах, как самоуверенность и неуверенность, зазнайство, милосердие, терпение, великодушие. В следующем задании знакомство с этими качествами углубляется и конкретизируется.

4. Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо» 

Распределите по двум колонкам (хорошие и плохие) следующие качества:  аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость,  эгоизм.

В этом списке есть нейтральные качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим – торопливость, медлительность, замкнутость, общительность. Хорошо, если ребята сами обратят на это внимание.  

В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры. Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете. Какие качества труднее было признать «своими» – положительные или отрицательные?  

Рефлексия: Вы узнали о себе сегодня что-то новое? Это знание полезно для вас, как вы думаете? А будет ли полезно знать об этом, когда вы задумаетесь о своей будущей профессии? Почему?

Хотели бы вы изменить какие-то из качеств в себе? Закончите предложение подходящими прилагательным(и) «Я рад(а), что я ………….. . Мне хотелось бы не быть …………… . Мне хотелось бы стать ………………….. .»



Предварительный просмотр:

6 класс. Мои достоинства и недостатки 

Цели: знакомство с понятиями «характер» и «привычка», положительными и отрицательными чертами характера. Материалы: бумажные цветы с семью лепестками, фрагмент из мультфильма или сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц» /Сент-Экзюпери А. Маленький принц. – М.: ЭКСМО, 2010/, слайды с иллюстрациями и  текстом.  

Он может быть тяжелый и легкий, сильный и слабый. Его вообще может не быть. Что это такое?

Примечание. Если загадка вызовет затруднение, нарисуйте на доске восемь черточек, обозначающие восемь букв слова «характер», и предложите ребятам угадать правильный ответ. Можно предложить им открыть буквы, как в игре «Поле чудес». Этот прием можно время от времени использовать для активизации внимания ребят.  Характер – это устойчивое сочетание разных человеческих качеств. Трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый – нагрубить. Но смелым или грубым называют человека, для которого такое поведение типично, то есть характерно. Слово «характер» в переводе с древнегреческого языка означает «чеканка, печать». Как вы думаете, кто «чеканит» характер? Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Чем старше человек, тем сложнее изменить ему свой характер. Пока ваш характер еще не застыл, вы можете избавиться от черт, которые в будущем способны испортить жизнь вам и вашим близким и воспитать те, которые помогут стать счастливым.  На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток

; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.

Хорошие и дурные качества вырастают из мелких поступков, как из семян. Кроме нас никто не прополет сорняки нашей души. Никто не любит жадных, ленивых, злых, несправедливых и завистливых людей.  «Закончи мысль» Восстановите слова, пропущенные в  афоризмах: Василий Великий говорил: «… – скорбь по благополучию близких» (зависть) Александр Невский предупреждал: «Ничего не делайте под воздействием …, … или …» (гнева, раздражения или зависти) Вильгельм Гуфеланд считал: «Среди влияний, укорачивающих жизнь, главное место занимают … (страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть) Назовите противоположные качества. Примечание. Эту часть занятия можно провести в виде викторины, наградив самых активных символическими призами.  «Лавка садовника» Прочитайте этот диалог по ролям. - А что у вас в лавке? - Все! - В таком случае, дайте мне здоровья, счастья, любви, успеха… - Пожалуйста!  - Все в этой крохотной коробочке?!! - Да. Мы продаем только семена.   Как вы понимаете этот диалог? Маленький принц (чтение фрагмента по ролям) Во время своих странствий Маленький принц встречал очень разных людей. Встречались ли вам в жизни такие характеры?  На второй планете жил честолюбец. - О, вот и почитатель явился! - воскликнул он, еще издали завидев Маленького принца. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются. - Добрый день, - сказал Маленький принц. - Какая у вас забавная шляпа. - Это чтобы раскланиваться, - объяснил честолюбец.  - Чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. К несчастью, сюда никто не заглядывает. - Вот как? - промолвил Маленький принц: он ничего не понял. - Похлопай-ка в ладоши, - сказал ему честолюбец. Маленький принц захлопал в ладоши. Честолюбец снял шляпу и скромно раскланялся. "Здесь веселее, чем у старого короля", - подумал Маленький принц. И опять стал хлопать в ладоши. А честолюбец опять стал раскланиваться, снимая шляпу. Так минут пять подряд повторялось одно и то же, и Маленькому принцу это наскучило. - А что надо сделать, чтобы шляпа упала? - спросил он.

Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.  Хотелось бы вам дружить с тщеславным человеком? Почему? На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело. Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок - пустых и полных. - Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц. - Пью, - мрачно ответил пьяница. - Зачем? - Чтобы забыть. - О чем забыть? - спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу. - Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову. - Отчего же тебе совестно?- спросил Маленький принц. - Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова. И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.  Какие черты характера приводят к пьянству? Как вы понимаете эпиграф к уроку?  Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: «Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все-таки есть смысл».  Почему фонарщик зажигал фонарь на пустынной планете? Чем он понравился Маленькому принц? Какие качества олицетворяет фонарщик? (ответственность, верность своему делу, надежность) В каких профессиях эти качества необходимы?  В каждом человеке есть недостатки. Но не каждый имеет смелость признать это. Поэтому так важно знать и уважать мнение о себе других людей.  

«Цветок моей души» 

Нарисуйте цветок с семью лепестками. На каждом лепестке напишите качество характера, которым вы хотели бы обладать. Оторвите лепесток и подарите тому, с кем вы хотите поделиться этим качеством.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа православной направленности для учащихся 14 — 16 лет. Тема: "Еще раз о любви".

Разработка классного часа православной направленности для учащихся 14 — 16 лет.Тема: "Еще раз о любви"....

Презентация "Счастье" для классного часа по направлению "Толерантность"

Материал помогает учащимся расширить представление о понятие "Счастье", для более осознанного подхода в формировании мировоззрения учащихся....

Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"

Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....

Проблема применения классными руководителями игровых технологий на классных часах экологической направленности

Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древности. Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и...

Подборка классных часов здоровьесберегающего направления

Подборка данных классных часов здоровьесберегающего направления для 5-6 классов общеобразовательных учреждений....

Методическая разработка классного часа "ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ"

Классный час: ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИЦель урока:ознакомить учащихся с понятием «толерантность»;стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности...