Некоторые аспекты внедрения новых речевых технологий.Конспект урока литературы в 11 классе «Тайны поэтического ремесла».
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_aspekty_vnedreniya_novyh_rechevyh_tehnologiy.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
М.В.Скирда, учитель высшей категории
МОУ СОШ № 2 им.А.С.Пушкина г.Арзамаса.
Некоторые аспекты внедрения новых технологий развития речевой деятельности учащихся на уроках литературы.
Приобщать учащихся к искусству слова, к богатствам русской классической и зарубежной литературы – задача уроков литературы. Но как же трудно стало решать эту задачу ! Как сделать чтение интересным, вдумчивым, воздействующим на ум и душу ребёнка? Как развить потребность в общении с искусством, стремление чаще обращаться к литературным произведениям, чтобы пережить подъём духа, интеллектуальное и эстетическое наслаждение?
Сложную задачу развития читательских умений, необходимых для глубокого общения с художественным произведением , помогают решать новые речевые технологии , с которыми учителя литературы познакомились в ходе опытно – экспериментальной работы по теме « Технология развития речевой деятельности учащихся», проводимой кафедрой словесности и культурологи НИРО под руководством заведующей кафедрой профессора Л.В.Шамрей.
Учителей особенно заинтересовала технология лингвопоэтического анализа текста, который предполагает медленное, многократное чтение с выделением образно- тематических узлов. Важно, что данная технология позволяет сохранить целостность текста, даёт возможность изучать художественное произведение в единстве эмоционального восприятия и осмысления, совмещая вычитывание текста, выразительное его чтение с умением его интерпретировать.
Эффективность технологий обусловлена конкретностью поставленных целей ( выработка 1) навыка анализа текста, 2) навыка вычитывания информации, вчитывания , медленного чтения 3) навыка культурного говорения, осмысленной речевой деятельности), чётким алгоритмом действий, возможностью достижения реального результата в пределах одного урока( выразительно, осмысленно читают даже самые сложные тексты, быстрее и с интересом работают на уроке, а значит, прочитывают больше текстов и вообще – начинают читать!). Кроме того, опыт показал, что приёмами такого анализа успешно овладевают учащиеся и разного возраста, и разного уровня развития.
Как и любой эксперимент, работу по внедрению новых речевых технологий мы начали с диагностики. Провели психологическое обследование классов, чтобы выявить уровень развития учащихся, а также анкетирование, выявляющее культурный уровень, художественные интересы, читательские пристрастия учащихся.Результат, как вы сами понимаете, нас не обрадовал: никто не называл стихи в сфере своих интересов – 5 кл., 2-3 человека в 11 кл., чтение – не из любимых занятий у большинства. После каждого занятия ребята писали небольшую работу с целью выявления понимания проанализированного текста (до анализа и после) – в начале, затем – после самостоятельной работы. Необходимость введения лингвопоэтического анализа была налицо.
Может быть, я выскажу крамольные в нашей филологической среде мысли, но думаю, мало кто не согласен со мной. Лингвистический, литературоведческий, структурный анализ текста всегда отпугивает учеников (да и учителей тоже), так как он раскладывает текст на части, разрушает его целостность. Насыщенность такого анализа литературоведческими терминами отталкивает ещё больше. Кроме того, всегда чувствуешь внутреннее сопротивление: а зачем мне это нужно? Зачем мне знать, как это сделано? Каким приёмом автор добивается, чтобы его мысль, его чувство стали и нашими тоже. Рядовому читателю ( а наши ученики, в основном, более чем рядовые читатели) интересны, собственно, сама эта мысль и это чувство. Их хочется понять. То есть нас интересует смысл сказанного.
Новые речевые технологии – находка для учителя. Конечно, элементы этих технологий, например, комментированное чтение, элементы контекста, мы применяли всегда. Но заслуга автора инноваций в превращении отдельных элементов именно в технологии, т.е. отработанный, чёткий алгоритм действий.
Опыт показывает ,что ребята легко усваивают элементы лингвопоэтического анализа. После разбора 2-3 поэтических текстов они уже хорошо понимают, как находить образно-тематические узлы текста, ключевые слова, слова-образы. « Разгадывание» интересно им.По живому огоньку в глазах, по множеству поднятых рук видно, что им становится интересно читать стихи и что совершенно непонятный текст, в котором они не видели « ни капли толку», оказывается, таит в себе замечательные мысли, необычные образы.
Мы решили сразу начать со сложного : предложили и в 5-ом, и в 11-ом стихотворение « Поэзия» Ф.И.Тютчева:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам –
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре –
И на бунтующее море
Льёт примирительный елей.
1850 г.
Тексты ребята получили без названия. После словарной работы вместе нашли ключевые слова и попытались понять смысл : кто? что Она? Предлагались ребятами варианты: любовь, дружба, Богоматерь и др. Слова «поэзия» не назвал никто. После сообщения названия самостоятельно попытались объяснить его смысл. Столь сложная работа оказалась интересной даже для слабых учеников. После каждого подобного занятия ученики писали мини – сочинения « Как я понимаю смысл стихотворения …» - своеобразный отчёт, позволяющий судить о том, помогает ли ученику лингвопоэтический анализ текста.
Анализ элементов прозаического текста также даёт богатую пищу для размышлений. Иногда полезнее выполнить лингвопоэтический анализ 2-3-х абзацев, чем поговорить о романе вообще, тем более, если весь текст ученик прочитать не в состоянии. Иногда « копание» в тексте, «разгадывание» одного – двух абзацев вызывает желание прочитать всё произведение. Текст становится близким, каким-то родным , понятным. Убедилась на опыте, что тексты, проанализированные таким образом, долго помнятся, «всплывают» потом на других уроках, вспоминаются по ассоциации.
Нравится мне и контекстный анализ. Иногда именно он помогает понять всю глубину текста. На уроках используем разные виды контекста: биографический, исторический, культурологический, социокультурный. Мне интересно создавать контекст литературный, то есть интересно всегда сравнить, как та или иная тема звучит у других писателей. Такое сравнение возможно, конечно, только на основе глубоких знаний. Ассоциации не возникнут на пустом месте. На мой взгляд, большое достижение, если ученик скажет на уроке, читая какое- то стихотворение, например: « А ведь та же мысль звучит и у…»
Интересным получился урок литературы в 11 классе, проведённый для участников семинара в рамках работы опытно- экспериментальной площадки НИРО: « Тайны поэтического мастерства» ( обобщение по теме « Поэт и поэзия» ).
В основе – лингвопоэтический анализ стихотворения М.Волошина «Рождение стиха» и сравнительный анализ, также с использованием лингвопоэтики, стихотворений А.Блока « Художник» и А.Ахматовой « Творчество».Создание литературного контекста: тема творчества, рождения стиха в поэзии XIX- XX веков. В ходе урока учащиеся вспомнили стихотворения на эту тему и других авторов: А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
« Вспышки света»( моменты понимания, озарения) возникали почти у всех ребят. Тексты ( очень непростые!) не разрушаются, работает воображение, мы читаем не только слова( хотя их смысл, значение важны, разумеется), но и то, что между ними, за ними. Текст как бы открывается читателю.
Результаты очень порадовали: дети творчески подошли к делу. Выполняя домашнее задание, привели примеры из стихотворений авторов, которые даже не упоминались на уроке: например, Н.Заболоцкого, Б.Пастернака.
Сравнив результаты подобной работы в начале эксперимента и в конце учебного года ( после нескольких занятий с использованием новых речевых технологий), пришли к следующим выводам: в результате нашего совместного кропотливого труда мы добились главного: изменилось отношение к поэзии , к слову вообще, наши ученики стали много читать наизусть и просто больше читать ( и осмысленно читать!).
Приложение 1. Тексты для лингвопоэтического анализа:
- И.А.Бунин « Забытый фонтан», рассказы « Лёгкое дыхание», «Солнечный удар», « Господин из Сан- Франциско»
- В.Я.Брюсов «Кинжал»
- К.Д.Бальмонт.Стихи.
- И.В.Северянин « Поэзоконцерт»
- З.Гиппиус «Водоскат»
- А.А.Блок « Незнакомка», « На поле Куликовом», « На железной дороге»
- С.А.Есенин.Стихи.
- В.В.Маяковский « Послушайте!», « Облако в штанах», « Хорошее отношение к лошадям»
- А.П.Платонов «Котлован»(отрывки)
- А.Н.Толстой « Пётр I» ( эпизоды)
- А.А,Ахматова « Мне голос был…», « Смятение», « Реквием», « Песня последней встречи»
- М.И.Цветаева « Тоска по родине», « Лучина», « Рас-стояние», « Молодость»
- Н.А.Заболоцкий « Завещание», « Красота человеческих лиц», « Метаморфозы»
- М.А.Шолохов « Тихий Дон» ( эпизоды) и др.
Приложение №2. Конспект урока литературы в 11 классе с использованием лингвопоэтического анализа и элементов контекста.
Тема урока: «Тайны поэтического ремесла».
Эпиграфы:
Моя напасть, моё богатство,
Моё святое ремесло …
Каролина Павлова.
Минута – и стихи свободно потекут …
А.С. Пушкин.
Цели урока:
1. Образовательная: формирование понимания того, что процесс творчества – один из аспектов темы «Поэт и поэзия» – сквозная тема русской поэзии.
2. Развивающие: способствовать развитию умения определять черты сходства и различия в понимании процесса творчества разными поэтами.
Развитие навыка лингвопоэтического анализа текста, а также навыка создания литературного контекста.
Развитие устной и письменной речи учащихся.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию литературного вкуса, умения ценить истинную поэзию, уважения к нелёгкому поэтическому дару, любовь к поэзии.
Тип урока: обобщение по теме “ Поэт и поэзия ” (“Тайны творчества”) (в рамках подготовки к выпускному экзамену).
Форма обучения: Лингвопоэтика с элементами контекстного анализа.
Оборудование урока:
1. Отпечатанные на отдельных листочках тексты стихотворений М. Волошина “Рождение стиха”, А. Блока “Художник”, А. Ахматовой “Творчество” (из цикла “Тайны ремесла”), на каждого ученика (или 1 на двоих).
2. Если позволяют технические возможности, тексты стихотворений можно спроецировать через компьютер на мультимедийный экран.
3. Фото с изображением белого гиацинта.
План урока.
I. Вступление:
- Сообщение темы урока, её места в системе уроков литературы в 11кл.
- Чтение и запись эпиграфов к уроку, их осмысление.
- Сообщение о формах работы на уроке.
II. Основная часть.
- Лингвопоэтический анализ стихотворения Максимилиана Волошина “Рождение стиха”.
- Сравнительный анализ стихотворений М. Волошина “Рождение стиха”, А. Блока “Художник”, А. Ахматовой “Творчество”. (Создание контекста: тема творчества, рождения стиха в поэзии XIX – XX вв.).
- Итоги. Формулы творческого процесса.
III. Заключение. «Поэзия … Что такое поэзия? »
I.
Поэт и поэзия. Тема древняя, как сама поэзия. Почти у каждого поэта есть размышление о поэзии и её сущности, о нём самом и его взаимоотношениях с миром.
Только что, на последнем уроке по творчеству Маяковского, мы вспоминали, как разные русские писатели понимали назначение поэта, смысл своего творчества: Пушкин, Лермонтов, Фет, Некрасов в XIX в. – и Брюсов, Блок, Ахматова, Маяковский – в XX-м.
Сегодня мы продолжим эту тему, но рассмотрим её с иной стороны. Мы будем говорить о тайнах поэтического ремесла, о тайнах творчества.
Может быть, вам покажется несколько неуместным слово «ремесло» по отношению к поэзии? Слишком просто, приземлённо? Но такую формулировку я позаимствовала у великой Ахматовой, позволив себе добавить одно слово. У неё есть знаменитый цикл стихотворений «Тайны ремесла». Вот таким нарочито простым словом – «ремесло» – называла Анна Андреевна чудо рождение стиха.
В качестве одного из эпиграфов нашего урока возьмём строчки из стихотворения русской поэтессы XIXв. Каролины Павловой, которые первоначально служили эпиграфом к циклу Ахматовой «Тайны ремесла», но потом она отказалась от эпиграфа.
Согласитесь, противоречивое определение поэзии:
Моя напасть, моё богатство,
Моё святое ремесло …
Поделитесь своими мыслями по данному поводу.
–Изучая творчество разных поэтов, мы действительно убеждались в том, что поэтический дар не лёгок, не даёт человеку – поэту! – жить бездумно, спокойно без страданий и мук (т.е. это, действительно, «напасть», тяжкий труд души, беда). Но это и богатство, от которого не сможет отказаться ни один поэт, потому что минуты творческого озарения делают его счастливым. И ремесло это поистине святое, ведь цель поэзии, действительно, святая: «глаголом жечь сердца людей», «чувства добрые в людях пробуждать», будить в человеке человеческое.
Второй эпиграф вам хорошо знаком. О чём говорит Пушкин?
–Эта строчка из знаменитой пушкинской «Осени», поэт говорит о рождении стиха, о минутах вдохновения, самых счастливых для поэта.
Сегодня на уроке мы работаем в группах. Как обычно в текстах делаем необходимые обозначения карандашом. Обсуждаем, затем один от группы делится вашими наблюдениями, остальные могут дополнять.
II.
- Лингвопоэтический анализ стихотворения М. Волошина «Рождение стиха».
Мы немного знакомы с творчеством поэта Серебряного века М. Волошина. Стихотворение «Рождение стиха» посвящено Константину Бальмонту, русскому поэту-символисту, другу Волошина. Многие стихи Бальмонта мы читали. Согласитесь, что порой они излишне вычурны, насыщены сложными образами, «игрой мимолётностей», говоря словами самого Бальмонта. Может быть, учитывая это, Волошин стихотворение, посвящённое другу-поэту, сделал намеренно ярко-образным.
Читаю стихотворение «Рождение стиха». Затем ребята читают про себя, ищут и отмечают ключевые слова, смысловые узлы текста.
После 3-5 минутной работы в группах ребята начинают отвечать. Ключевые слова, которые они называют, выписываю на доску.
Мрак
Зарницы
Освещённые окна
Во мраке волокна
Запах цветов – крик
Молния в белом излучье
Светло и велико
Ночь лучезарна
Влюблённое созвучье
Недра сознанья
Виденья
Цветок гиацинта.
Выбор ключевых слов объясняется учащимися.
— Мрак – темнота, полное отсутствие мыслей, образов.
Что такое зарницы?
— Отблески далёкой грозы
Что за зарницы вьются в душе поэта?
— Непонятные пока образы вспыхивают в душе поэта
— Освещённые окна как свет в надежде на лучшее.
Волокна?
— Может быть, слова начинают соединяться в строки (волокна)?
— Очень понравился образ «запах цветов, доходящий до крика»! Сравнение с криком очень удачно: ведь крик – выражение сильных эмоций. Очень сильный запах цветов – очень сильное чувство крик!
Молния в белом излучье…
Возник вопрос о значении слова «излучье». Не сразу вспомнили «излучину реки», т.е. крутой её изгиб. Пытались объяснить через слово «луч», т.е. яркий свет.
— Молния – яркая вспышка, озарение, образы, доселе неясные, проясняются, осознаются. И всё сразу становится «светло и велико».
— Ночь лучезарна.
— Ночь, мрак душевный осветились.
— Нет, нам кажется это неточно. Лучезарный – значит «озаряющий своим светом». Значит, теперь ночь, мрак в душе поэта настолько освещают осознанной мыслью, найденным, точнее увиденным, образом, что сам теперь излучает свет.
— Влюблённое созвучие – очень красивая метафора рифм. Слова как бы танцуют, выбирая себе пару.
— Из недра сознания (т.е. опять же из глубины, из подсознанья? Из мрака, темноты) теснятся виденья – т.е. пока ещё неясные образы, слова.
Почему теснятся толпой оробелой?
— Их много, они наползают друг на друга, толкаются, а «оробелой» – может, потому, что не знают пока, их ли искал и ждал поэт.
— И как итог, результат – цветок гиацинта.
Какие ассоциации возникают у вас перед этой строкой?
— Не знаем. Но читали вы как-то завораживающе-торжественно.
Вы видели когда-нибудь, как восходит солнце?
— Точно!
- Вот так же тихо медленно, завораживающе расцветает цветок. И стих.
— А ещё можно вспомнить, как по телевидению показывают в замедленной съёмке, как распускается цветок.
Какой замечательный образ! Гиацинт – настоящее чудо природы. Думаю, что не все представляют себе этот цветок? Посмотрите на его изображение. Правда, не случайный выбор цветка, с которым сравнивается стих? Изысканный, прекрасный цветок. Кстати, красива и древнегреческая легенда о происхождении этого цветка. Гиацинт – прекрасный юноша, любимец Аполлона, случайно им убитый на охоте. Из капель крови Гиацинта и выросли эти цветы.
Итак, стих расцветает, как цветок. «Влюблённые созвучия» перестают «танцевать», наконец-то исчезает суета «толпы оробелой» и рождается гармония.
Обратите внимание, с чем ассоциируется для Волошина рождение стиха, т.е. процесс творчества. Проследите весь путь ещё раз?
—От мрака грозового и запаха цветов, «доходящего до крика» – к душистому белому гиацинту.
Интересно! Для Волошина рождение стиха ассоциируется, прежде всего, с запахами!
А почему гиацинт холодный и белый? (Гиацинты бывают и розовые, и сиреневые, и фиолетовые).
— Белый – символ чистоты.
— Холодный? Это и свежесть, и холодность божественной идеальной красоты.
— Холодный – разумный, расчётливый. То, что жило в душе, сумбурное, «несказанное», (оформилось разумом в форму стихов) приобрело гармоническую форму стиха.
Об этом переходе из области чувственного, душевного в область разумно организованного мы ещё поговорим, анализируя стихотворение А. Блока “Художник”. А сейчас ещё раз прочитайте стихотворение вслух.
2.Читаем стихотворение А. Блока “Художник” и А. Ахматовой “Творчество” (из цикла “Тайны ремесла”). (Читаю вслух, выразительно). Работаем в группах. Отмечаем ключевые слова, смысловые узлы текстов. Поставьте перед собой задачу. Сформулируйте ее в виде вопроса.
-Как происходит процесс рождения стиха, по мнению Блока и Ахматовой?
Обсудите этот вопрос в группах.
Затем ребятам предлагается сравнить все три стихотворения. А может быть, удастся вспомнить стихи и других поэтов на эту тему. (Таким образом ,мы создаём литературный контекст).
Поскольку ребята уже умеют находить смысловые узы текста, анализ стихотворения не занимает более 5 минут.
После бурного обсуждения, без труда (но с большим интересом!) учащиеся находят в прочитанных стихотворениях сходство и различия.
Из чего рождается стих? Что предшествует его появлению? – такой вопрос естественно возникает при анализе стихотворений.
––А. Ахматова. Бой часов, раскат грома, голоса, жалобы, стоны, бездна шёпотов и звонов (т.е. самые разные звуки)… и, наконец, один, всё победивший звук, т.е. слово найдено, услышано из хаоса звуков…
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
––А. Блок. Лёгкий, доселе не слышанный звон…
Затем: Ширятся звуки, движенье и свет. (Ср. у Ахматовой: сужается какой-то тайный круг).
Чем завершается это чуткое прислушивание к едва слышному звону?
— И замыкаю я в клетку холодную
Лёгкую, добрую птицу свободную.
— Птица в клетке – это стихи.
— Что такое клетка, «стальная, тяжёлая», хотя и «как золотая в вечернем огне»? – Это словесная форма, которую поэт придаёт, хаосу звуков, мыслей, тому «несказанному», что живёт в душе человека.
— Таким образом, по Блоку, стих – это птица в клетке.
А почему именно птица?
— Может быть, потому, что именно птица у многих народов является символом души.
— Получается, что словесная форма, даже самая изящная, «золотая», убивает то, что жило в душе поэта. Становятся понятными строчки, поначалу вызвавшие недоумение:
… И с холодным вниманием
Жду, чтоб понять, закрепить и убить.
И : … творческий разум осилил – убил.
— А помните у Тютчева: «Мысль изречённая есть ложь»? (В начале учебного года мы очень подробно анализировали стихотворение Тютчева «Silentium» («Молчание») – М.С.). Видимо, выраженная в словах мысль, а тем более чувство, настолько кажутся поэту ложью, что он проклинает словесную форму:
Душу сражает, как громом, проклятие…
Птица свободная (душа) превращается в птицу, качающую обруч, поющую для вас (т.е. выдрессированную), но поэту она становится неинтересна.
— А у Ахматовой, нам кажется, как раз наоборот. Согласитесь, какой противоположный образ: «Неузнанные и пленные голоса», «жалобы и стоны» получают от поэта долгожданное освобождение:
… И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь
А что у Волошина?
— Если у Ахматовой и Блока рождению стиха предшествует хаос звуков, то у М.Волошина рождение стиха связано с победой над «мраком», творческий разум превращает ночь в «лучезарную», всё делается «светло» и «велико».
–– А ещё у Волошина процесс рождения стиха связан с запахом: «мрак, грозовой и пахучий », «запах цветов, доходящий до крика» и, наконец, «стих расцветает цветком гиацинта, холодный, душистый и белый ».
— Нам кажется, что–то общее есть в образах гиацинта, прекрасного, но холодного и стальной, тяжёлой клетки. Разумное (холодное!) начало убивает душу (с её мраком, хаосом, но живую).
Кроме того, ребята отмечают ещё некоторое сходство, причем вовлекают в контекст разговора стихи и других поэтов, вспоминая их по ассоциации.
Сравнивают строчки:
–– Блок: Жду, чтоб понять…
–– Ахматова: Тогда я начинаю понимать…
–– Волошин: Из недра сознанья…
–– Пушкин: И мысли в голове волнуются в отваге…
И делают вывод: стихи рождаются на границе понимания, перехода из подсознания в осознанное – в слово. Как озаренье!
–– Все поэты отмечают важность точного нахождения рифмы.
–– Волошин: Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
В влюблённом созвучье.
–– Ахматова: И лёгких рифм сигнальные звоночки …
–– Пушкин: И рифмы лёгкие навстречу им бегут…
Прошу обратить внимание вот ещё на что. Как Блок воспринимает свою жизнь вне момента творчества?
–– «Скука смертельная » (I строфа) и заканчивает стихотворение «и скучаю опять».
Т.е. поэт по-настоящему живёт только в момент творчества! Кстати, этот мотив скуки, тоски, которой охвачен поэт вне процесса творчества, встречается не только у Блока, но и у А. Пушкина (Ср.: « Тоскует он в забавах мира », («Поэт»)), и у А. Фета («Тоскливый сон прервать единым звуком … » в стихотворении, также посвященном процессу творчества «Одним толчком согнать ладью живую…» ).
Подведём итоги нашей работы.
Из хаоса звуков, мрака, толпы видений, мыслей «встаёт один, всё победивший звук». Слова выстраиваются в строчки («тянутся волокна», «еле приметная нить»), ищут своё «влюблённое созвучие» – рифму.
1.Откуда же возникает этот звон. Это излучье молнии, осветившее мрак души? Кто посылает озарение?
–- Это вдохновение, посланное свыше.
— Строчки диктуются кем-то, каким-то Высшим Разумом.
— Наверное, не случайно у всех поэтов есть стихи о Музе, которые и приносят поэту высший божий дар – вдохновение.
Знакомо ли это чувство тем из вас, кто пробовал писать стихи?
— Ребята соглашаются. (Не на уроке, в беседах наедине они признаются, что испытывали это чувство какой-то тревоги, беспокойства, а потом вдруг приходили строчки, слова.)
2.Анализируя стихи, посвящённые процессу творчества, мы нашли ещё одно общее: поэт в отличие от обычных людей, слышит, видит, чувствует гораздо больше, тоньше, острее. Приведите ещё раз примеры.
— Блок: С моря ли вихрь? Или сирины райские,
В листьях поют? Или время стоит?
Или осыпали яблони майские
Снежный свой цвет? Или ангел летит?
— Ахматова: Что слышно, как в лесу растёт трава…
— Волошин: О запах цветов, доходящий до крика!
И, конечно, Пушкин: И внял я неба содроганье,
И горних ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
3.Когда читаешь стихи о рождении стиха, создаётся впечатление, что звуки уже жили в пространстве, как бы витали в воздухе. Что только остаётся поэту?
— Разобраться в этом хаосе звонов, голосов, заключить их в гармоничную, прекрасную форму. Из слов создать клетку для певчей птицы – души.
— Или наоборот – высвободить слова из тёмного хаоса, дать им выплеснуться и свободным потоком хлынуть на белоснежный лист.
— Или создать прекрасный цветок. И это – не просто.
— Вот, наверное, про это говорил В.Маяковский:
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Итак, запишем:
В русской поэзии и золотого, и серебряного века существуют три основных традиционных «формулы», определяющие процесс творчества, рождения стиха.
- Поэт получает вдохновение свыше, иногда даже помимо его воли. С этим связан обязательный для всех поэтов образ Музы.
- Поэт способен слышать и видеть то, что другим не доступно.
- Стихи как бы живут в надмирном пространстве, поэт призван лишь заключить поток звуков в определённую, гармоничную форму.
Домашнее задание: попытайтесь подобрать к каждой из трёх «формул» творчества стихотворные строчки, отражающие её смысл, т.е. своеобразные метафоры творчества. Более простой вариант выполнения данного задания – на материале стихов, проанализированных на уроке. Более сложный вариант–стихи вы должны подобрать самостоятельно. Можно использовать стихи поэтов как XIX в., так и XX в.
Выучите наизусть стихотворение, понравившееся больше всего.
В заключение давайте ещё раз зададим себе вопрос: так что же такое поэзия?
Не хотелось бы, чтобы у вас после нашего разговора осталось ложное впечатление, что «просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь».
Да, у Ахматовой есть и такое определение стиха: «Подслушанная музыка»…
И знаменитое:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
Но та же Ахматова говорит о муках от ненайденного слова. И это ей принадлежат строки о стихах:
Это – выжимки бессонниц
Это – свеч кривых нагар…
У Марины Цветаевой есть признание, что «стихи сами пишутся», «растут, как звёзды и как розы», «льются настоящим потоком…» Легко?
Но ведь и это её стихи:
Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь
…невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих…
И знаменитое признание Бориса Пастернака:
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью убивают,
Нахлынут горлом и убьют.
Александр Блок:
Я же, измученный, нового жду …
Хотелось бы, чтобы вы научились понимать и ценить поэзию. Истинную поэзию ! И помнили: не всякие рифмованные строчки – поэзия …
Библиография.
- А.А. Ахматова. Сочинения в двух томах. М. , “Правда”, 1990 г.
- А.А. Блок. Избранное.M., “Художественная литература”, 1982 г.
- М. Волошин. Стихотворения. М., “Книга ”, 1989 г.
- А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. , “Правда”, 1981 г.
- А.А. Фет. Стихи. М. , “Правда”.1985г.
Приложения
1.Тексты стихотворений
Александр Блок
ХУДОЖНИК
В жаркое лето и в зиму метельную,
В дни ваших свадеб, торжеств, похорон,
Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную
Легкий, доселе не слышанный звон.
Вот он - возник. И с холодным вниманием
Жду, чтоб понять, закрепить и убить.
И перед зорким моим ожиданием
Тянет он еле приметную нить.
С моря ли вихрь? Или сирины райские
В листьях поют? Или время стоит?
Или осыпали яблони майские
Снежный свой цвет? Или ангел летит?
Длятся часы, мировое несущие.
Ширятся звуки, движенье и свет.
Прошлое страстно глядится в грядущее.
Нет настоящего. Жалкого - нет.
И, наконец, у предела зачатия
Новой души, неизведанных сил,-
Душу сражает, как громом, проклятие:
Творческий разум осилил - убил.
И замыкаю я в клетку холодную
Легкую, добрую птицу свободную,
Птицу, хотевшую смерть унести,
Птицу, летевшую душу спасти.
Вот моя клетка - стальная, тяжелая,
Как золотая, в вечернем огне.
Вот моя птица, когда-то веселая,
Обруч качает, поет на окне.
Крылья подрезаны, песни заучены.
Любите вы под окном постоять?
Песни вам нравятся. Я же, измученный,
Нового жду - и скучаю опять.
Анна Ахматова
ТАЙНЫ РЕМЕСЛА
1. Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Максимилиан Волошин
Рождение стиха
Бальмонту
В душе моей мрак грозовой и пахучий...
Там вьются зарницы, как синие птицы...
Горят освещенные окна...
И тянутся длинны,
Протяжно-певучи
Во мраке волокна...
О, запах цветков, доходящий до крика!
Вот молния в белом излучьи...
И сразу все стало светло и велико...
Как ночь лучезарна!
Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
В влюбленном созвучьи.
Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья толпой оробелой...
И стих расцветает цветком гиацинта,
Холодный, душистый и белый.
2. Лучшие работы учеников. «Три основные метафоры творчества»
(1.Поэт получает вдохновение свыше, иногда даже помимо его воли. С этим связан обязательный для всех поэтов образ Музы.
2.Поэт способен слышать и видеть то, что другим не доступно.
3.Стихи как бы живут в надмирном пространстве, поэт призван лишь заключить поток звуков в определённую, гармоничную форму.)
Иван К.
В. Брюсов «Мучительный дар»
1.Мучительный дар даровали мне боги,
Поставив меня на таинственной грани.
2.Нездешнего мира мне слышатся звуки,
Шаги эвменид и пророчества ламий…
3.И вот я блуждаю в безумной тревоге…
…тщетно с мольбой простираю я руки…
Мария К.
1.А.Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту…»
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить.
2.В.Брюсов «Поэт – музе»
В тиши полей, под нежный шёпот нивы,
Овеян тенью тучек золотых,
Я каждый трепет, каждый вздох счастливый
Вместить стремился в стих.
К.Бальмонт «Я – изысканность русской медлительной речи …»
…Переплеск многопенный разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зелёного мая.
Всё пойму, всё возьму…
3.В.Брюсов «Сонет к форме»
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.
Юлия С.
1.А.С.Пушкин «Поэт»
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся.
2.Н.Заболоцкий «Воздушное путешествие»
Я различал полей зеленоватых призму,
Туманно-синий лес, прижатый к организму
Моей живой земли, гнездился между нив.
3.Н.Заболоцкий «Гроза»
Я люблю этот сумрак восторга,
Эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы,
Вещий холод на тёмной руке,
Эту молнию мысли и медлительное
появленье
Первых дальних громов – первых слов народном языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы. 11класс. Алхимик слова Поэтический эксперимент в творчестве Велимира Хлебникова
а.1) Данный урок позволяет расширить знания о литературном течении футуризме через творчество Велимира Хлебникова; дать представление о личности В.Хлебникова как гениального поэта, х...
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Данная методическая работа поясняет учителям иностранных языков методы использования информационных технологий на своих уроках. Также, предоставляется краткий список интернет-ресурсов для учител...
План- конспект урока литературы в 11 классе. Поэтическая гостиная по теме: "Творцы Среребряного века"
Это интегрированный нетрадиционный урок, проведенный с использованием современных технологий интерактивного обучения. В подготовке урока активное участие принимали выпускники. Они создали замечательну...
Активизация познавательной деятельности обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения новых инновационных технологий на уроках биологии.
Активизация познавательной деятельности обучающихся, воспитанниковщихся с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения новых инновационных технологий на уроках биологии....
Некоторые аспекты использования аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки
Использование АВСО на уроках музыки в школе...
О некоторых аспектах применения информационно-коммуникационных технологий на уроке физики
В статье на конкретных примерах рассматривается вопрос о том, как могут использоваться средства информационных и коммуникационных технологий в работе учителя и, в частности, учителя физики....
Некоторые аспекты внедрения ФГОС в вопросах и ответах.
Справочный материал по некоторым аспектам внедрения ФГОС...