Классный час
классный час (9 класс) на тему

Айзятова Фидания Мидехатовна

Классный час на тему "Семья и семейные ценности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu_semya_i_semeynye_tsennosti_semya.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 9 классе «Семья и семейные ценности»

Цель:

  1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
  2.  Определить понятие «семья»;
  3. Формировать понятие «счастливая семья»;
  4.  Осознание ценности семейных отношений.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
  2. Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
  3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
  4. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
  5. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование: компьютер; презентация; викторина «И в шутку и всерьёз»; памятки.

Ход мероприятия

Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношениях в ней, о семейных ценностях. Существует легенда о том,откуда произошло слово «семья». (Учитель читает наизусть)
Учитель
. А как Вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

  Семья – это святое слово,
и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
Предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку  и в серьёз».                
1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника?   (мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?  (о матрёшке)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?   («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?   (в доме)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?   (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).
9. Про кого говорят: «Седьмая вода на киселе»?

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина».          Семья… Есть еще одна история о происхождении слова «семья». История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя  появятся замечательные и нежные плоды – это дети.

Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.
Сначала попробуем ответить на вопросы:

Что такое семья? Какая семья называется счастливой?

«Семья – группа живущих вместе близких родственников». (Толковый  словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
«Семья то та среда, где человек должен учиться творить добро», говорил известный педагог В.А.Сухомлинский.

Что такое семейные ценности?

Это общие интересы всей семьи: это любовь, верность, доверие, уважение, понимание, дом, дети.

Семейные ценности

*        не передаются по наследству;

*        их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Семья- священный союз людей, поэтому все святые отцы благословляли семейных людей и говорили о том, что у семьи есть небесные, святые покровители.

I. В первую очередь – это святые Петр и Феврония, ставшие в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности.

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?  

Давайте, ребята, вспомним о семейных традициях. Что называется традицией? Традиции  это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей.Семейные традиции русского народа – наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков. Семейные традиции   и семейные ценности  тесно связаны между собой.

Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самым обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства».Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи.

 Давней русской традицией можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

 Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…

- Ребята, а еще  какие семейные традиции можно назвать?

Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

 Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция  эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии  дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен Э.Пьехи

    Вы, ребята, взрослеете,  и скоро сами будете создавать семьи.

Работа в группах. 1 группа. Перед вами лежат листочки со словами- характеристиками, которые с давних времён  считаются присущими хорошей жене и хорошему мужу. Познакомьтесь с ними и  расположите их по порядку, начиная с самого значимого по степени.
 

Характеристики

 Жены                                                          Мужа

Работящая                                                        Щедрый

      Послушная                                                        Добрый

Скромная                                                        Умный

Любящая                                                        Ласковый

Весёлая                                                        Сильный

Заботливая мать                                                Любящий

Умеющая вкусно готовить                                Верный

Почитающая родителей мужа                        Работящий

Преданная                                                        Заботливый отец

Умная                                                        Весёлый

Красивая                                                        Трезвенник

Ласковая                                                        Спортивный

(выявить три наиболее часто встречающиеся характеристики, которым были присвоены первые порядковые номера. Обсудить их).  

2 группа. На каждую букву слова семья подберите прилагательные, характеризующую семью,  прилагательное к слову «семья».

1. «С» счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная.

2. «Е» единая, единственная, единомыслящая.

3. «М» маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная.

4. «Я» ясная, яркая.

–Каждое определение важное в семье. Я хочу, чтобы в ваших семьях такие

слова имели место.
3группа
. У вас на столах на  листочке, напечатаны пословицы, но они разбросаны. Вам необходимо  записать правильно сформулированные пословицы  и объяснить, как вы понимаете каждую пословицу .

Муж, жена, голова, душа…(Муж-голова, жена - душа…)

Дом, вести, плести, не лапти. (Дом вести, не лапти плести)

Мудрой, дом, на, стоит, хозяйке. ( На мудрой хозяйке дом стоит)

 - Давайте проверим, правильно ли вы собрали пословицы и поговорки.

-Как вы понимаете каждую пословицу? (объяснения учащихся)

1. муж отвечает за всѐ, что происходит в доме.

2. содержать дом это большой труд, но также нужно построить в доме и

взаимоотношения.

3. Мудрая хозяйка, она правильно строит отношения между членами семьи

4 группа.  Вы напишите  свои ассоциации к слову семья (семья  -

это дом с, домашний очаг,  мои родные, где поймут, утешат, всегда примут)

Проверка работ групп.

Во время работы групп звучит песня  Евгения Куменко «Дом».

1 Рефлексия. В каком доме вы хотели бы жить? Что главное в доме?

Главное в доме – атмосфера, его особый уклад отношений, умение помогать друг другу, утешать и радоваться.

Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

Что на свете всего дороже?    

Семья.

А что значит семья?

Это – семь я.

Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

Ведь все мы связаны семьёй.

В конце классного часа раздаются  детям памятки.
 - Свято храни честь своей семьи.
- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
- Подари родителям радость.
- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.-Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

 
2 Рефлексия. У вас на столах лежит 3 лебедя: красный, синий, зелѐный.

Красный - вам занятие понравилось, и вы получили удовлетворение.

Синий – к занятию у вас есть вопросы, и какие – то моменты вам не

понравились.

Зелѐный – занятие не понравилось, и вы ничего нового не узнали.

Озеро – это наше занятие, на котором вы присутствовали, а лебеди это вы.

Разместите одного лебедя, которого вы выберите на озеро.

Я желаю каждому из вас построить свой  «Дом счастья» для своей семьи. Будьте здоровы и счастливы! Я благодарю всех за активное участие, за доброе отношение ко мне и друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...