Классный час «Найти себя», 9 класс
классный час (9 класс) на тему

 

Час общения, посвященный профессиональному самоопределению – 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_nayti_sebya.docx65.77 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Найти себя», 9 класс

Час общения, посвященный профессиональному самоопределению – 9 класс

Анализ В ходе мероприятия учитель обобщает знания, полученные девятиклассниками в ходе занятий и тренингов по профориентации, дает возможность детям высказаться, пообщаться со сверстниками, которые решили поступать в средние учебные заведения.

Цели: расширение представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; воспитание  негативного отношения к пассивности, потребительскому отношению к жизни.

Форма проведения: час общения.

 Задачи:  

  1. Познакомиться с особенностями некоторых профессий
  2. Подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии.
  3. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
  4. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.                       Оборудование: чистые листочки, ручки, фломастеры.

                  Ход классного часа.

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.


Автор:
Родари Джанни.

Это стихотворение  вы все учили в детстве. Тогда для вас это было просто стихотворение, сейчас оно приобрело особый смысл, актуальность.

Давайте подумаем, ребята, о чем сейчас пойдет речь? О чем мы  сегодня  будем говорить?

Да, вы правы.  Поговорим  о профессиях. Не только о профессиях вообще, а о правильном самоопределении при выборе профессии.

 Скажите, пожалуйста, а почему нужно знать о мире профессии? И зачем так важно правильно самоопределиться при выборе профессии? (ответы детей, которые способствуют найти цель часа и задачи). Слайд : цели и задачи)

И эпиграфом сегодняшнего классного часа станут эти слова (слайд)

 Если человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека , Древнеримский философ.

: Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища  - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор и отправимся в путь в мир профессий. И первая остановка –

Практическая  «Все профессии нужны, все профессии важны» (слайд)

Подбери примеры профессий

. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на разные  типы, в зависимости от предмета труда. С начала учебного года мы не раз говорили о них. Так давайте вспомним, какие же это типы?        Ответы детей

1. Человек - природа.

2. Человек - техника.

3. Человек - человек.

4. Человек - знаковая система.

5. Человек - художественный образ. (Называют тип. Учитель ставит на стол табличку)

Сейчас мы будем работать в группах. (Учитель предлагает способ объединения в 5 групп).

Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.

(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и т. д.)

Время истекло.  Слушаем ваши ответы.

Примерные ответы детей:

- Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

- Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т. п.

- Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т. п.

- Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т. п.

- Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.

Анализ В 15-16 лет происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности.

 Вторая остановка -  Найди профессии

. Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии  нужны всегда? Посмотрите вокруг себя, и вам многое  станет ясно. Слайд рисунки

Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов :письменно на бумаге

- школьная парта (первая группа);

- школьный учебник (вторая группа);

- булочка (третья группа);

- фарфоровая чашка (четвертая группа);

- джинсы (пятая группа)

( дети обсуждают ответы.)

Классный руководитель. Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей.)

Теперь давайте сделаем своеобразный вывод:

Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.)

О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

Слайд   всегда нужные профессии: Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист, учитель, врач, строитель, сантехник  швея и другие,                  Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны.

Друзья, как вы думаете. какие профессии востребованы на нашей малой родине? На Дрожжановской земле? Выяснить это нам поможет недавняя экскурсия и встреча с работниками  Центра занятости населения. Давайте вспомним, хорошо ли вы помните беседу с

Я назову профессию, а вы, если она востребована в нашем районе, будете аплодировать; а если профессия в данное время пока не востребована, поднимете руки вверх.

Итак, начнем: профессия инженер-механик(да), горнорабочий(нет), летчик (нет), агроном (да) ветеринарный врач (да)  психолог (да) нефтяник (нет) химик (да).

Слайд    фото с работниками ЦЗН.

Востребованные профессии Дрожжановском  районе: инженер-механик, слесарь-механик, электрик, агроном, водитель современных сельскохозяйственных машин, химик, ветеринарный врач, строитель и другие.

Классный руководитель. Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти свою,  одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Как правильно выбрать профессию? Что же  советует психолог? Вы провели малую исследовательскую работу. Узнали мнение психологов о выборе профессий. Сейчас попрошу вас ознакомить с ними всех нас.

 (ответы детей)

Во-первых, («хочу»). будущая работа должна быть в радость, а не в тягость

Во-вторых, (могу)  должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических

В-третьих, «надо» эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (показывает на рисунок № 1).        слайд

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.  Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

 

3 остановка - «Самый лучший выбор»

http://ped-kopilka.ru/images/38%2822%29.jpg

На этой остановке . друзья, нам придется решить Проблемную ситуацию.

На трех столах есть записки проблемных ситуаций, сейчас по очереди вы будете читать их и определять к какому рисунку относится каждая ситуация.

1 стол.- Марина  пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ 1.)

2 стол – Алена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)

3 стол - Петя  хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантами выбора.)

Оставшиеся две группы тоже будут работать. Их мы назначим экспертами по выбору профессии.

Учащиеся за 4 столом.  Давайте, девочки, как  вы можете проанализировать ситуации Марины и Алены?

Примерные ответы детей:

- У Марины в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

- У Алены  выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Учащиеся за 5 столом.   Что бы вы посоветовали Марине  и Алене?

Примерные ответы детей:

- Марине нужно все-таки разобраться в своих целях, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

- Алене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

 Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

4 остановка  - Эрудит 

А сейчас проверим вашу эрудицию. Предлагаю вам сыграть в игру "Профессия на букву». Нужно назвать профессии на определенную букву.

Буквы - К, П, Э, О,А.  слайд

5 остановка - Профессия самая-самая. О какой профессии идёт речь, отгадайте:

- самая сладкая; кондитер

- самая денежная; банкир

- самая умная   учитель 

- самая серьезная; врач

- самая вкусная. Повар

6 остановка – наши профессии 

Ребята, каждый из вас в будущем мечтает кем-нибудь стать. Я сейчас дам каждому ряду воздушный шар, на котором вы напишите свои будущие профессии.

Посмотрите, только в нашем классе какое разнообразие профессий!

 А в мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий.

Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя».  Как раз так называется наш сегодняшний классный час. Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

- Найти применение своим талантам.

- Найти свое призвание.

Классный руководитель. Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор.

 Сегодня  мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. А какие условия должны выполняться? (ответы детей).

Итак, должны выполняться три условия:

Хочу – мои желания

Могу – способности и возможности

Надо – востребованность профессии  слайд

Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии. А она такова:

 хочу +могу + надо

Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу.

                                   Профессий много на Земле,

                                   Но выбирай, любя

                                   Решай, мой друг, кем быть тебе,

                                   Ведь каждая из них важна. слайд

На этом наш классный час подошел к концу. Я уверена, что сегодняшний разговор поможет вам в профессиональном самоопределении. Мы будем дальше работать над этим важным вопросом. Спасибо за работу на уроке. До свидания.

МБОУ «Большеаксинская СОШ»  Дрожжановского муниципального района РТ

Классный час на тему «Найти себя»

Провела классный руководитель 9 класса Ярмушова В.Н.

                                               2015-2016 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе

1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....

Классный час "Найти себя"

Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе по теме "Выбор профессии"...

Классный час по профориентации в 9 классе «Найти себя»

Дата проведения:   19 .04.2013.Кол-во присутствующих: 9 "Б" класс (22  учащихся)Цели и задачи: расширить представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;п...

Классный час "Найти себя"

Классный час посвящён самоопределению учащихся в выборе профессий....

Классный час "Найти себя"

«Найти себя» (Час общения , посвященный профессиональному самоопределению.) Цель: - расширить представления детей о мире профессий , о профессиональном самоопределении ; - формироват...

Классный час «Найти себя», 9 класс

Презентация к  классному часу  «Найти себя», 9 класс...

презентация для классного часа "Найти себя" 9 класс

Мультимедийная презентация профориентационного классного часа в 9 классе "Найти себя" в форме часа общения...