Классный час "Познай себя"
классный час (10 класс) на тему

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._poznay_sebya.docx146.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный  час.

Тема.     Познай самого себя

                                                                               

        В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить.

  Цели классного часа:

  • акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

   Задача классного часа: 

  • познакомить детей с приемами самопознания;
  • дать представление о том, как находить в себе главные черты;
  • научить определять свои личные особенности;
  • развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
  • способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше.

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самооценки. Ученики должны знать, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе и для работы над собой

Ход классного часа.  Еще древние говорили, что самый  загадочный   на Земле – это Человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я»

   Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят «Слава богу, вот и все родился человек!» и  улыбаются новой жизни. А женщина – мать, качая головой, говорит «Нет, это только начало. Начало новой жизни, начало нового человека»

   Мыслители говорили, что человек  - это самое простое и самое сложное. Как научиться  понимать самого себя?  Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по – своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.

На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что – нибудь, просто сложите  или сомните, проведите линию, разорвите и т. д.

  Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом,  мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками.

Хочу начать нашу встречу с теста. Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Я не случайно начала нашу беседу с теста. Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест?

Узнали   о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни.
 Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?» 
 1. Нужно ли человеку познавать себя?    Нужно.

            А вот как на  этот вопрос отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя. 
 2. Для чего человеку нужно познавать себя? 
   Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами немного порассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние  от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Только сам человек может себя изменить.
 . Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить, и не всегда это удается.

Давайте послушаем притчу о Рабби Зуси

 Притча

Рабби Зуси  решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси  решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зуси  – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси   добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

{C}•         Ребята! Есть ли у вас недостатки? Какие?

{C}•         Хотели бы вы изменить себя?

Каждый человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

Иногда нужно уметь сказать «нет» сразу и категорично. И всегда в любых жизненных ситуациях оставаться самим собой.
                 

Я предлагаю вам быстро написать семь прилагательных  начинающихся на первую букву имени. Вычеркните из списка те которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать.

 Как вы думаете, человек должен стремиться познать себя? Да, это интересно. 

          Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость  гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

  А познавать  себя, полагаясь на мнение окружающих? Окружающие не могут правильно оценить.

          Человек может познавать себя, сравнивая  с окружающими и прислушиваясь к их мнению. В процесс правильного самопознания входит и самооценка.  
Что лучше: переоценить себя или недооценить?  
 Нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе.

Люди с  завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, они самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку  сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

Сейчас мы пройдём с вами еще одно испытание и попытаемся определить вашу самооценку.

Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту фигуру, глядя на которую  можно сказать: «Скорее всего, это я»

Запишите ее название под № 1.

Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру не поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает  на тип человека, взаимодействия с которым представляют для вас наибольшие трудности.

Результаты теста вы найдете на своих столах. Приложение №1.

И еще немного ииформации для размышления. Результат не обязательно открывать всем. На листке нарисуйте 8 кружков в один ряд. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а кто поставил букву в середине, имеют правильную самооценку. Рекомендации:                           Этот результат должен дать вам пищу для размышлений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. И  еще хочу напомнить, что самопознание, самоанализ не должны быть самоцелью. Целью самопознания и самоанализа должны быть совершенствование личности. Но совершенствование невозможно без осознания и признания своих ошибок и желания измениться в лучшую сторону. Поэтому не забывайте, что вы будете совершенствоваться лишь в том случае, если вы готовы признать свои ошибки и измениться.

Познавать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив особенности своей натуры, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Далее мы примем участие в занимательном тренинге – каждый вытянул себе по ореху

из блестящего сиреневого пакета. Нам нужно было внимательно рассмотреть их и запомнить свой, после чего сложить обратно, а потом попытаться отыскать свой орех среди других. Почти все нашли именно тот, который принадлежал им, и никто не брал первый попавшийся – все долго и внимательно изучали орехи, прежде чем выбрать свой. Какой можно сделать из этого вывод? Все люди, как и эти орехи в пакете, принадлежат к одному виду, но каждый из них – индивидуальность. Это важно знать и гораздо важнее помнить, потому что мы зачастую подавляем личность других, не даём им возможность раскрыться. Нужно понимать, что у каждого человека есть право на самовыражение.  философского высказывания:

 Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды. Не для того, чтобы отвечать твоим интересам. Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать мои надежды. Не для того, чтобы отвечать моим интересам. Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет, то тут ничего нельзя сделать.

А теперь немного покопаемся в себе. Задание называется «Волшебная рука» и заключается в том, что каждый человек обвёл свою руку на листе бумаге и подписывал различные черты на ней. На большом пальце мы написали те качества, которые есть у всех в классе, а на остальных пальцах – свои самые яркие черты характера. Конечно, уместить всё на одной руке никогда не получилось бы, однако это, думаю, многим помогло чуть больше разобраться в себе. К тому же, на ладони мы все написали свои недостатки, которые хотели бы исправить, а это полезно всем, ведь нужно знать, к чему стремиться и что искоренить в себе.

В завершение классного часа мы написали на вырезанных из бумаги кленовых листочках совет, который, на наш взгляд, помог бы стать лучше и добрее к людям. Наши листья мы наклеили на символическое дерево, нарисованное на доске. И пусть листья с этого дерева никогда не опадают, а мы не перестаём самосовершенствоваться!

Подведем  итоги  нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Как может верная самооценка помочь тебе  в жизни?

Что нового  узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли продолжить наблюдение за собой?

А понравился ли вам классный час я узнаю, если вы, уходя, над цветком на стенде прикрепите знак солнца или тучи.

Солнце - понравился классный час

Туча - совсем не понравилось

Приложение №1.

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности.

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треуголь-ник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Категоричность

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямо-угольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Настрой на свое

Легковерность

Чувствительность

Наивность

Неамбициозность

Эмоциональная неустойчивость

Смелость

Низкая самооценка

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и раз-бросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдерженность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Неологичность

Раскованность

Непрактичность

Приложение № 2.C:\Users\Пользователь\Pictures\цветы\s3.gif

C:\Users\Пользователь\Pictures\цветы\1603414.84596912.jpegC:\Users\Пользователь\Pictures\цветы\s3.gif

 C:\Users\Пользователь\Pictures\цветы\7094987-n-n-----------n-n---------n------n-n.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Сотвори в себе солнце"

Классный час проводится в 4 классе.Цель данного мероприятия: показать детям важность и осмысленность своих поступков, их влияния на окружающих людей, воспитание духовно-нравстенного человека. Мероприя...

Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»

классный час по данной теме можно провести в 8-10 классах...

Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе

1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....

Формирование ответственности у пятиклассника за себя и весь классный коллектив в целом»

"Если  классный руководитель, сделаетвсё от него зависящее для того, чтобы вверенный емукласс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием бу...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"

Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"...

Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"

В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...