Классный час:" Уважай себя- уважай других"
классный час
Классный час:"Уважай себя- уважай других"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvazhay_sebya_-uvazhay_drugih.docx | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Уважая себя – уважай других»
Цель: расширять знания детей о понятии «уважение».
Задачи:
1.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
2.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение уважать других, общаться в коллективе.
Планируемые результаты:
- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- метапредметные: воспринимать задание на слух, рассуждение, умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее, умение планировать последовательность учебных действий в соответствии
с поставленной задачей, умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности, умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрация.
Ход классного часа:
- Организация класса.
Прозвенел звонок весёлый.
Классный час начать готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Сообщение темы и цели.
- Ребята, вы, каждый день смотрите в зеркало? Как вы думаете, есть ли на земле еще такой же человек, как вы? Каждый из нас — единственный, каждый из нас – неповторим.
- И люди относятся друг к другу по – разному.
- Отчего это зависит? (Ответы детей)
- Да, наше отношение к другим людям зависит от качеств, которыми обладает человек, которые он воспитал или еще воспитывает в себе.
На классном часе мы с вами будем говорить об одном очень достойном качестве – об уважении, будем учиться понимать, как важны уважение к себе и уважение к другим людям. Прочитайте тему классного часа. (На доске «Уважай себя – уважай других»)
III. Работа по теме занятия.
1. Беседа.
- Значение непонятных слов для нас, мы находим в толковом словарике.
- В толковом словаре Ожегова дается такое определение:
«Уважение-это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств».
-Давайте подберём синонимы к слову уважение. А синонимы – это…
(Признание, взаимоуважение, почитание)
- Проявление уважения и доброго отношения к окружающим — признак воспитанности, культуры человека.
Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?
— За что можно уважать людей?
— Можно ли уважать себя? Почему?
— Кого и что вы уважаете?
Вывод: проявление уважения и доброго отношения к себе и окружающим — признак воспитанности, культуры человека.
2.Рассказ М. Пляцковского «Как Ослик учился уважать старших»
Шёл по дороге ослик Алфавит. Шёл и плакал. Встретил его козлёнок Мармеладик и спрашивает:
— Ты почему плачешь? Может, тебя обидели?
— Нет. Никто меня не обижал.
— В чём же дело?
— Бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался до тех пор, пока не научусь… уважать… старших… А как я могу научиться, если нигде нет такой школы?
— Вытри слёзы, ослик. Я помогу тебе.
— Правда, поможешь?
— Правда, помогу. Ты должен запомнить несколько правил. У тебя хорошая память?
— Не жалуюсь!
— Вот и чудесно! Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперёд, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, а самое главное — не забывай прислушиваться к их советам…
— Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить?
— Я воспитанный козлёнок, вот и всё.
— А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?
— Ничего такого я, кажется, не говорил, — смутился Мармеладик. — Однако мне пора.
И он быстро распрощался с осликом, чтобы не поссориться. Догнал ослик Алфавит по дороге старенькую лошадь Топру, нагружённую разными покупками, и думает: «Сейчас проверю, научил ли меня козлёнок старших уважать…»
Поравнялся ослик с лошадью и говорит:
— Здравствуйте, лошадь Топру! Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.
— А ещё что? — улыбнулась старая Топру.
— А ещё я вас вперёд пропускать постараюсь. А ещё если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.
— Прекрасно! — похвалила Топру. — Но для чего ты мне об этом говоришь?
— Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?
— Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе всё же один совет?
— Конечно, хочу! — В следующий раз, когда встретишь пожилую лошадь, нагружённую разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно?
— Обязательно! — пообещал ослик. А потом подумал немного и добавил: — А можно, я сейчас вам помогу?
— Почему Ослик в конце сказки всё-таки решил помочь Лошади?
— Как бы вы поступили?
- Что значит по вашему мнению «уважать себя»?
Уважать себя- это значит вести себя так, чтобы с тебя брали хороший пример все остальные, чтобы твое поведение вызывало уважение, а не осуждение).
4. Физкультминутка.«Правила уважения»
Учитель сообщает, что сейчас он будет говорить предложения. Если выполнение того, что в них говорится, характеризует человека как уважительного, то надо вытягивать руки с поднятыми вверх большими пальцами перед собой и говорить «Да!», если нет-то взмах руками перед собой (запрещающий жест) и говорить «Нет!»
— Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
— Входящего в класс взрослого приветствуют стоя.
— Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых или сверстников.
— Бегать, шуметь, кричать можно только на игровых площадках.
— В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не надо.
— В библиотеке громко разговаривать.
— Необязательно одеваться аккуратно.
— Никуда и никогда нельзя опаздывать.
Человек уважает родителей, старших, братьев и сестер, друзей, природу и самого себя, а также законы и традиции своей страны.
5. Игра «Человек с планеты Земля».
- Давайте, назовём какими качествами должен обладать человек живущий на планете Земля, и как нужно воспитывать их в себе?
Замечать достоинства других
Замечать недостатки других
Уважать окружающих
Быть правдивым
Быть ленивым
Не осуждать чужое мнение
зазнаваться
уважать чужое дело
грубить старшим
грубить ребятам
не причинять вред окружающим
говорить вежливые слова
приветливо улыбаться
помогать другим
насмехаться
5. Рассказы детей.
- Вы отлично показали, какие качества должны быть у человека с планеты Земля. - Расскажите о том, за что вы уважаете себя.
- Приятно ли себя уважать?
-А будут ли вас уважать окружающие, если вы не будете относиться к ним уважительно?
- Вы рассказывали об уважении к себе, т.е. о самоуважении, а теперь расскажите о своём однокласснике, за что вы его уважаете.
- Приятно ли было вам говорить хорошее о своих товарищах?
- Приятно ли было вам слушать приятное о себе?
-А приятно ли вам общаться с человеком, который считает себя лучше других?
- Как называют такого человека? (Зазнайка).Да, человека, который о себе слишком высокого мнения, называют высокомерным. С ним трудно общаться, так как он любит и уважает только себя, только своё мнение обо всём и всех. У него не остаётся друзей, так как дружба строится на взаимоуважении.
- Поэтому запомним и дружно произнесём эти строчки:
Помогая другим – ты себе помогаешь,
Защищая других – ты себя защищаешь!
Унижая других – ты себя унижаешь,
Уважая других – ты себя уважаешь!
«Относись к другому так, как ты хотел бы,
чтобы они относились к тебе».
VI. Итог классного часа.
Если люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.
Ради чего людям, живущим на одной планете, ненавидеть друг друга, воевать и ссориться? Все люди хотят быть счастливыми, иметь детей, спокойно работать, весело отдыхать, иметь друзей. Мы –все за одно, мы живём на одной планете. Мы –команда одного корабля.
Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймёшь её тайны и поймёшь самого себя.
— Сегодня каждый из нас узнал о себе что-то хорошее. Мы поняли: если любить и уважать себя, тогда и другие будут относиться к тебе с любовью и уважением. Когда человек себя любит и уважает, ему хочется стать еще лучше и добрее.
А еще мы узнали, что каждый из нас — единственный и неповторимый.
VII. Песня «Я такая, какая есть».
Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.
Я могу быть маленькой,
Могу быть большой,
Могу быть веселой и грустной.
Но все это неважно.
Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.
Классный час на тему «Как стать лучше?» (Самовоспитание)
Цель: содействовать стремлению учащихся к самопознанию и самовоспитанию.
Оборудование: листы с перечнем нравственных качеств личности по количеству учащихся.
План классного часа
I. Вступительная беседа.
II. Мини-лекция «Что такое самовоспитание?».
III. Тест «Сильная ли у тебя воля?».
IV. Практическая работа.
V. Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Вступительная беседа
Классный руководитель. Прочитайте тему нашего классного часа. Как вы думаете, надо ли человеку становиться лучше? Для чего? (Ответы детей.)
Действительно, идеальных людей не бывает. С одной стороны, это напоминание о том, что своих друзей и близких надо принимать такими, какие они есть. С другой стороны, это утверждение может стать призывом к действию - у каждого из нас есть недостатки, над которыми нужно работать.
- А как человек может стать лучше?
(Дети высказывают предположения.)
Чтобы стать лучше, человек должен заниматься самовоспитанием.
II. Мини-лекция «Что такое самовоспитание?»
Классный руководитель. Самовоспитание - это самостоятельное и целенаправленное развитие в себе тех способностей и черт характера, которых нам недостает.
Самовоспитание необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но и для того, чтобы суметь использовать громадные резервы нашего мозга и тела.
Средних дарований человек использует лишь 4% своих нервных клеток. Талантливыми и гениальными людьми становятся те, кому удается пробудить и вовлечь в работу хотя бы часть своих дремлющих клеток. У каждого есть возможность сделаться в 5, 10, 20 раз умнее и способнее, особенно если с самого раннего детства начинать развитие своих способностей.
Велики и ресурсы нашего тела. Люди могут поднимать тяжести, многократно превышающие их собственный вес, преодолевать вплавь большие расстояния, переносить высокие температуры и находиться в ледяной воде.
Из чего же складывается система самовоспитания? Прежде всего, необходимо выбрать себе достойную цель. Только она придаст смысл всем вашим усилиям, направит в одну сторону ваши помыслы и деяния. Даже если спустя какое-то время ваши жизненные планы изменятся, вы к этому моменту уже успеете обрести очень важное качество - целеустремленность. Именно целеустремленность позволяет держать все системы нашего организма в состоянии высокой активности. И наоборот, бесцельно живущие люди быстро стареют, и их способности рано гаснут.
Для нравственного самовоспитания, помимо целеустремленности, необходимо развитие воли. Воля - наш главный инструмент в борьбе за себя. Волевые люди средних способностей нередко достигают многого. Безвольные таланты, как правило, остаются ни с чем.
Что же такое воля? Умение делать то, что надо. И тренировать ее можно, как мышцы, методом все возрастающих нагрузок, начиная с минимальных. Не хочется ставить на место книгу - поставьте.
Не хочется звонить по делу - позвоните. Вскоре вы с удивлением обнаружите: стоит вам приказать самому себе - и какой-то механизм внутри вас быстро, даже радостно выполнит команду.
III. Тест «Сильная ли у тебя воля?»
Классный руководитель. Сейчас попробуйте ответить себе на вопрос, волевой ли вы человек и насколько развита ваша воля.
(Предлагает детям записать в столбик номера вопросов и поставить против каждого из них черточку. Учащиеся через черточку ставят номер выбранного ответа, он соответствует количеству баллов.)
1. Делаешь ли ты по утрам зарядку?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
2. Кто тебя будит по утрам?
1) мама;
2) будильник;
3) встаю сам.
3. Если тебе приходится выбирать между тем, что надо делать (уроки), и тем, что интересно (фильм), что ты выбираешь?
1) делаю то, что интересно;
2) когда как;
3) делаю дело.
4. Можешь ли ты отказаться пойти с друзьями, например на каток, если у тебя запланировано другое занятие?
1) не могу;
2) иногда могу;
3) могу.
5. Всегда ли выполняешь свои обещания?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
6. Можешь ли ты заставить себя сдержаться, если кто-то тебя обидел?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
(Подведение итогов: нужно сложить все полученные баллы, если сумма меньше 12, ученику необходимо укреплять свою волю.)
- . Каждый человек способен разработать для себя положительную программу внутренней перестройки, используя для этого и самопознание, и самовнушение, и самоанализ. Но самое главное заключается в том, чтобы у вас сформировалась положительная система действий, поступков. Вы сколько угодно можете считать себя передовым, положительным, но если вы бездельничаете, ничего положительного в вашем поведении обнаружено быть не может.
IV. Практическая работа
В каждом из нас природой заложены большие дарования. Нужно стремиться раскрыть их. Давайте попытаемся разобраться в себе. Из предложенного перечня нравственных качеств личности выберите положительные и, используя трехбалльную систему, отметьте степень их сформированности у себя.
Нравственные качества личности | ||
Прямота | Сила воли | Собранность |
Трудолюбие | Смелость | Правдивость |
Трусость | Скромность | Неуверенность |
Сознательность | Доброта | Хвастовство |
Уважение к людям | Самолюбие | Любознательность |
Справедливость | Самостоятельность | Целеустремленность |
(Обсуждение и выводы.)
V. Подведение итогов
Чем для вас был полезен классный час?
- Надо ли становиться лучше? Какие главные качества для этого надо развивать в себе? (Силу воли, целеустремленность, дисциплинированность.)
Дополнительный материал
О цели
Очень грустно осознавать, что некоторые люди даже не знают, куда они идут. У них нет никакого представления о том, чего бы они хотели достичь. У них, возможно, есть какие-то мечты, но они никогда не ставили перед собой ни одной реальной цели.
За один год вы можете многое изменить и достичь небывалых высот. Большинство из нас могут натренировать свое тело и добиться в этом хороших результатов меньше чем за год. Произойдет ли это? Скорее всего, нет. Может ли это произойти? Несомненно! Только если вы поставите перед собой нужную цель. Поставленная перед человеком цель стимулирует его внутренне собраться, вдохновляет и даже бросает человеку вызов.
Одна из проблем пессимистов в том, что они никогда, ни по какому поводу не воодушевляются, потому что считают, что все равно ничего не получится и они ничего не достигнут. И они правы! Потому что смотрят на все с пессимистической, негативной точки зрения и не осознают главного: с какой энергией они все делают, такой результат и получается.
С другой стороны, оптимист всегда говорит: «Я могу пойти еще дальше! Я могу сделать еще больше!» Это вдохновляет, а вдохновение высвобождает энергию, чтобы делать больше.
Позвольте себе быть оптимистом. Если вы не достигнете своей цели, то пусть это будет только потому, что цель была слишком высокой. Это нормально, вы всегда можете сделать корректировку и продолжать. Но если вы смотрите на жизнь негативно, то будете ограничивать себя просто потому, что вам не хватит воодушевления, энергии для работы сверх той, что вы уже сделали до настоящего момента.
Вот некоторые советы, которые помогут вам достичь поставленной цели. Определите ваши ежемесячные действия по ее достижению. Я думаю, что многие из тех, кто ставил цель в прошлом и не достиг ее, никогда не рассматривали этот процесс шаг за шагом, а ведь именно это привело бы их к желаемому результату. Они просто поставили цель. Это можно сравнить с семьей, которая говорит: «Мы решили, что у нас будет новый дом». А что нужно для того, чтобы иметь новый дом? Какой придется заплатить первый взнос? Сколько нужно будет платить каждый месяц? Как вы добьетесь того, чтобы суметь заплатить первый взнос, а потом ежемесячно выплачивать по счетам? Если у вас нет видения картины (а это значит: «шаг за шагом»), то вы никогда не достигнете задуманного. Вам придется решать многие проблемы по дороге.
Вы должны быть дисциплинированными каждый день, чтобы достичь желаемого результата. Слишком часто бывает, что именно в этом месте мы начинаем хромать. Нам нравится цель, но мы ненавидим делать каждый день то, что нужно для ее достижения. Дисциплинированность является проблемой в жизни многих из нас.
Что вы можете сделать сегодня, чтобы дисциплинировать свою жизнь и в результате достичь той цели, которую вы перед собой поставили? Именно это определит, достигнете ли вы ее. Вы должны жить этим ежедневно. Детали важнее глобальных планов. Не великие планы, а ежедневные маленькие обязанности. Тот, кто не устает выполнять ежедневно незначительные задачи, обязательно увидит приближение своей цели. Соблюдайте ежедневную дисциплину, которая приведет вас к вашей цели.
Человек, который говорит: «Я похудею на 10 кг», знает, что у него получится. Он знает, что будет чувствовать себя лучше. Но если это не является частью его сердца, то вкусный пирожок будет важнее его цели. Цель должна быть частью вашего сердца, а иначе у вас не будет достаточно мотивации, чтобы это работало сегодня.
У нас есть недостигнутые цели, потому что они не были частью нашего сердца. Как узнать, является ли цель частью вашего сердца? Подумайте: приводит ли она вас в действие сегодня? Заставляет ли она вас делать что-нибудь сейчас? Если цель побуждает вас действовать сегодня, тогда это на самом деле часть вас самих. Если ее можно отложить на завтра, тогда это не часть вас самих. Если ее можно отложить, значит, этого нет в вашем сердце! Когда это живет в вас, вы будете жить этим каждый день. Это то, что не даст вам лечь спать, прежде чем вы закончите работу. Это часть вашей жизни. Вам не нужно будет пытаться помнить, чтобы делать это или думать об этом, это просто в вас!
И последнее, относительно нашей ежедневной дисциплины, которая приведет нас к желанной цели. Мы должны сегодня отчетливо представлять себе, мысленно видеть и выражать словами нашу цель. Отчетливо вырисовывайте ее и говорите о ней с другими людьми. Говорите о том, что вы видите, даже если это будет только через год, говорите об этом сейчас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нужно ли уважать себя"
Классный час "Нужно ли уважать себя", 6 класс...
Классный час " Мой путь к себе и другим: какой он?"
Самооценка и самопознание - достаточно трудны для учащихся. Ребята не всегда задумываются "Кто Я", "Какой Я". Форма классного часа - час общения. Пытаемся разобраться в самооценке и ответить на ...
Как научить детей уважать других людей
Консультация для родителей...
Классный час «Учимся жить, уважая друг друга»
Целью данного классного часа является расширение представления детей о правилах этикета; развитие умения правильно оценивать себя и других; формирование навыков...
Толерантность: учиться понимать и уважать друг друга
в данной статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема толерантного отношения к людям другой национальности, культуры, вероисповедания и другого взгляда на жизнь среди подростк...
Презентация к классному часу "Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе"
Доброта – качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать другому человеку....
Статья "И уважать себя заставил. Коллега – современник"
Золотцев Станислав Александрович – Российский поэт, публицист, прозаик и литературный критик....