Ваш ребенок - пятиклассник
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Ладина Олеся Александровна

Как помочь адаптироваться ребенку в среднем звене???

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Ваш ребенок – пятиклассник.

Как помочь адаптироваться в среднем звене»

С детством, полным любви, можно вынести всю жизнь.  

Г.Песталоцци

Задачи собрания:

  1. Ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
  2. Предложить практические советы по адаптации ребенка  к школе

Форма проведения – занятие с элементами психологического тренинга, обсуждение

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологические трудности пятиклассников к школе;
  2. Система взаимоотношений с ребенком  в семье в период адаптации к школьному обучению;
  3. Родительский практикум по проблеме

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование с целью изучения учебной мотивации учащихся;
  2. Диагностика тревожности и самооценки учащихся, социометрия;
  3. Заполнение классным руководителем карты наблюдений Скотта;
  4. Анкетирование родителей;
  5. Памятка для родителей

Оборудование:

  1. Компьютер и мультимедийный проектор;
  2. Оформление классной доски.

Ход собрания

  1. Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Как помочь ребенку в этот сложный для него момент школьной жизни? На сегодняшнем родительском собрании мы будем искать пути совместной работы по данной проблеме.

  1. Психологические упражнения «Путаница», «Круг с карандашами».

 Цель – сплочение родительского коллектива, мотивация на совместную деятельность.

  1. Информационный блок.

Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»

Переход из начальной в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе  ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

        Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей  ухудшаются сон и аппетит.

        Причины медленной адаптации в 5 классе:

  • Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования  учитывать и выполнять
  • Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых
  • Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не всегда удается уделить всем необходимое внимание.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к детям в новом периоде их школьной жизни.

Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия готовность к обучению в средней школе:

  • Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся
  • Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании)
  • Качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками
  • Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его высокую школьную тревожность
  • Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика

Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.

Памятка 1.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

  • Дайте ребенку выговориться, поделиться тревогой
  • Чаще используйте телесный контакт
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными, принимайте его таким, какой он есть
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения
  • Не проявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой – либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей
  • Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным

Памятка 2.

ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ

К САМЫМ БЛИЗКИМ И ДОРОГИМ ЛЮДЯМ – МОИМ РОДИТЕЛЯМ

  • Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать все то, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
  • Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
  • Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
  • Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
  • Не огорчайтесь, если я скажу, что не люблю вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
  • Не заставляйте чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду вести себя так, как будто я – «центр Вселенной»
  • Не делайте для меня и за меня то, что я могу  сделать для себя и за себя САМ. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
  • Не обращайте внимание на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание может их закрепить.
  • Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
  • Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда гнев уступит место здравому смыслу.
  • Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, - это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не требуйте от меня объяснений по поводу моего поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам объяснить, но на это надо время.
  • Не забывайте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
  • Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
  • Не отмахивайтесь от меня, если я вам задаю  прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
  • Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
  • Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
  • Не забывайте, что мне нужны ваш понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – я, ваш ребенок!

Приложение.

Анкета

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы Ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптировать к обучению в пятом классе.

  1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?___________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. С чем это, по Вашему мнению, это связано?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какая помощь нужна Вашему ребенку стороны учителя по предмету, классного руководителя?__________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Чтобы вы хотели посоветовать учителям в организации общения с Вашим ребенком на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Памятка для родителей. Ваш ребенок -пятиклассник"

Буклет разработан с целью распространения информации о проблемах адаптации пятиклассников среди родителей и был использован на первом родительском собрании. В данной публикации раскрыты вопросы: "Неко...

родительское собрание "ваш ребенок-пятиклассник"

в лекции для родителей указаны особенности перехода ребёнка на среднюю ступень образования. Помещены рекомендации родителям, советы учащимся о некоторых аспектах их возрастного периода ...

Родительское собрание с психологом "Ваш ребенок - пятиклассник, или особенности адаптации"

Цель: психологическое просвещение родителей (психологические особенности младшего подросткового возраста);анализ особенностей адаптации учащихся....

Памятка для родителей «Ваш ребенок —пятиклассник»

Материал позаимствован на просторах Интернета, авторам большое спасибо! Немного доработан и очень пригодился!...

Ваш ребенок- пятиклассник

Данная работа - рекомендации для родителей учащихся, - как средство для решения некоторых проблем: процесс формирования школьной мотивации; школьная тревожность и ее преодоление; отсутствие настоящих ...

Родительское собрание "Ваш ребенок-пятиклассник. Как помочь адаптироваться ребенку в среднем звене"

Разработка родительского собрания для родителей обучающихся 5 класса....