Родительское собрание "Ваш ребенок-пятиклассник. Как помочь адаптироваться ребенку в среднем звене"
методическая разработка на тему

Разработка родительского собрания для родителей обучающихся 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Родительское собрание

«Ваш ребенок – пятиклассник.

Как помочь адаптироваться в среднем звене»

С детством, полным любви, можно вынести всю жизнь.  

Г.Песталоцци

Задачи собрания:

  1. Ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
  2. Предложить практические советы по адаптации ребенка  к школе

Форма проведения – занятие с элементами психологического тренинга, обсуждение

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологические трудности пятиклассников к школе;
  2. Система взаимоотношений с ребенком  в семье в период адаптации к школьному обучению;
  3. Родительский практикум по проблеме

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование с целью изучения учебной мотивации учащихся;
  2. Диагностика тревожности и самооценки учащихся, социометрия;
  3. Заполнение классным руководителем карты наблюдений Скотта;
  4. Анкетирование родителей;
  5. Памятка для родителей

Оборудование:

  1. Компьютер и мультимедийный проектор;
  2. Оформление классной доски.

Ход собрания

  1. Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Как помочь ребенку в этот сложный для него момент школьной жизни? На сегодняшнем родительском собрании мы будем искать пути совместной работы по данной проблеме.

  1. Психологические упражнения «Путаница», «Круг с карандашами».

 Цель – сплочение родительского коллектива, мотивация на совместную деятельность.

  1. Информационный блок.

Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»

Переход из начальной в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе  ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

        Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей  ухудшаются сон и аппетит.

        Причины медленной адаптации в 5 классе:

  • Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования  учитывать и выполнять
  • Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых
  • Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не всегда удается уделить всем необходимое внимание.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к детям в новом периоде их школьной жизни.

Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия готовность к обучению в средней школе:

  • Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся
  • Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании)
  • Качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками
  • Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его высокую школьную тревожность
  • Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика

Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.

  1. Анализ диагностики учащихся 5 класса.

(таблицы и диаграммы выведены на мультимедийный экран)

Процесс адаптации рассматривался с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. В своей работе я использовала следующие методы работы: наблюдение, скрининговые методы, ориентированные на групповое предъявление (изучение мотивации, преобладающего эмоционального состояния, особенностей отношений ребенка к окружающим и самому себе, изучение уровня тревожности. Также была проанализирована карта наблюдений Скотта, заполненная классным руководителем.

Для выявления самоопределения учащихся к учебной деятельности проводилось анкетирование, которое позволило определить  уровень школьной мотивации, конфликтные зоны учащихся, статус школьника и его самоощущение в классе, влияющие на учебную деятельность.

        При анализе анкет были получены следующие результаты.

Таблица 1. Уровни учебной мотивации учащихся 5а  класса

Класс

Количество учащихся

Уровни мотивации

высокий

достаточный

средний

низкий

негативный

17 чел.

9 (53%)

8 (47%)

-

-

-

Диаграмма 1.

Примечание: Высокий уровень мотивации – проявляется учебная активность

Достаточный уровень – положительное отношение к учебе

Средний –позитивное отношение к учебе, но преобладает не учебная мотивация, а     общение

Низкий уровень – негативное отношение к школе, нежелание посещать школу

Негативный уровень – ненависть к школе, полное отрицание

Среди наиболее выраженных показателей, выявленных при подведении итогов анкетирования  учащихся 5а класса определены конфликтные зоны во взаимоотношениях со сверстниками, замкнутость в малых группах.  

Таблица 2. Конфликтные зоны учащихся 5 классов

Класс

Всего

уч-ся

Конфликтные отношения в классе

Замкнутость в малой группе

Позиция аутсайдера

Неблагополучие в социуме

Негативное отношение к урокам

17

3 (18%)

8 (47%)

-

-

-

С целью изучения уровня и характера тревожности среди учащихся 5-х классов был проведен тест школьной тревожности Филлипса. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие, наличие тревожности указывает на  неблагополучие.

Таблица 3. Уровни тревожности учащихся 5а класса

Тревожность

высокий уровень

1(6%)

повышенный уровень

5(30%)

низкий уровень

11(64%)

Диаграмма 2

Таблица 4. Факторы тревожности учащихся 5а класса

Фактор

1

Общая тревожность в школе

5 (29%)

2

Переживание социального стресса

3 (17%)

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

-

4

Страх самовыражения

5 (29%)

5

Страх ситуации проверки знаний

2 (11%)

6

Страх несоответствия ожидания окружающих

2

(11%)

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

2

(11%)

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

-

   

Родителям предлагается индивидуальное консультирование по результатам психологической диагностики учащихся.

  1. Рекомендации для родителей. Подведение итогов родительского собрания.

Памятка 1.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

  • Дайте ребенку выговориться, поделиться тревогой
  • Чаще используйте телесный контакт
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными, принимайте его таким, какой он есть
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения
  • Не проявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой – либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей
  • Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным

Памятка 2.

ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ

К САМЫМ БЛИЗКИМ И ДОРОГИМ ЛЮДЯМ – МОИМ РОДИТЕЛЯМ

  • Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать все то, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
  • Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
  • Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
  • Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
  • Не огорчайтесь, если я скажу, что не люблю вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
  • Не заставляйте чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду вести себя так, как будто я – «центр Вселенной»
  • Не делайте для меня и за меня то, что я могу  сделать для себя и за себя САМ. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
  • Не обращайте внимание на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание может их закрепить.
  • Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
  • Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда гнев уступит место здравому смыслу.
  • Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, - это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не требуйте от меня объяснений по поводу моего поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам объяснить, но на это надо время.
  • Не забывайте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
  • Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
  • Не отмахивайтесь от меня, если я вам задаю  прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
  • Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
  • Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
  • Не забывайте, что мне нужны ваш понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – я, ваш ребенок!

Приложение.

Анкета

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы Ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптировать к обучению в пятом классе.

  1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?___________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. С чем это, по Вашему мнению, это связано?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какая помощь нужна Вашему ребенку стороны учителя по предмету, классного руководителя?__________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Чтобы вы хотели посоветовать учителям в организации общения с Вашим ребенком на уроке?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Родительское собрание было проведено  в 6 классе....

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Методическая разработка родительского собрания...

Буклет "Ваш ребенок-пятиклассник, или как помочь своему ребенку в период адаптации"

Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям средней школы...

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.      Задачи: расширить объем знаний родителей о формах и методах ре...

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.Задачи:расширить объем знаний род...

Родительское собрание на тему " Как помочь своему ребенку в выборе профессии"

Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день....

Успешная адаптация ребенка к среднему звену

Рекомендации родителям, как помощь ребенку приспособиться к обучению в среднем звене...