Родительское собрание "Ваш ребенок-пятиклассник. Как помочь адаптироваться ребенку в среднем звене"
методическая разработка на тему
Разработка родительского собрания для родителей обучающихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vash_rebenok-pyatiklassnik._kak_pomoch_adaptirovatsya_v_srednem_zvene.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Родительское собрание
«Ваш ребенок – пятиклассник.
Как помочь адаптироваться в среднем звене»
С детством, полным любви, можно вынести всю жизнь.
Г.Песталоцци
Задачи собрания:
- Ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
- Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе
Форма проведения – занятие с элементами психологического тренинга, обсуждение
Вопросы для обсуждения:
- Психологические трудности пятиклассников к школе;
- Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению;
- Родительский практикум по проблеме
Подготовительная работа:
- Анкетирование с целью изучения учебной мотивации учащихся;
- Диагностика тревожности и самооценки учащихся, социометрия;
- Заполнение классным руководителем карты наблюдений Скотта;
- Анкетирование родителей;
- Памятка для родителей
Оборудование:
- Компьютер и мультимедийный проектор;
- Оформление классной доски.
Ход собрания
- Вступительное слово.
Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Как помочь ребенку в этот сложный для него момент школьной жизни? На сегодняшнем родительском собрании мы будем искать пути совместной работы по данной проблеме.
- Психологические упражнения «Путаница», «Круг с карандашами».
Цель – сплочение родительского коллектива, мотивация на совместную деятельность.
- Информационный блок.
Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»
Переход из начальной в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Причины медленной адаптации в 5 классе:
- Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования учитывать и выполнять
- Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых
- Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не всегда удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к детям в новом периоде их школьной жизни.
Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия готовность к обучению в средней школе:
- Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся
- Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании)
- Качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками
- Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его высокую школьную тревожность
- Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика
Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.
- Анализ диагностики учащихся 5 класса.
(таблицы и диаграммы выведены на мультимедийный экран)
Процесс адаптации рассматривался с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. В своей работе я использовала следующие методы работы: наблюдение, скрининговые методы, ориентированные на групповое предъявление (изучение мотивации, преобладающего эмоционального состояния, особенностей отношений ребенка к окружающим и самому себе, изучение уровня тревожности. Также была проанализирована карта наблюдений Скотта, заполненная классным руководителем.
Для выявления самоопределения учащихся к учебной деятельности проводилось анкетирование, которое позволило определить уровень школьной мотивации, конфликтные зоны учащихся, статус школьника и его самоощущение в классе, влияющие на учебную деятельность.
При анализе анкет были получены следующие результаты.
Таблица 1. Уровни учебной мотивации учащихся 5а класса
Класс | Количество учащихся | Уровни мотивации | ||||
высокий | достаточный | средний | низкий | негативный | ||
5А | 17 чел. | 9 (53%) | 8 (47%) | - | - | - |
Диаграмма 1.
Примечание: Высокий уровень мотивации – проявляется учебная активность
Достаточный уровень – положительное отношение к учебе
Средний –позитивное отношение к учебе, но преобладает не учебная мотивация, а общение
Низкий уровень – негативное отношение к школе, нежелание посещать школу
Негативный уровень – ненависть к школе, полное отрицание
Среди наиболее выраженных показателей, выявленных при подведении итогов анкетирования учащихся 5а класса определены конфликтные зоны во взаимоотношениях со сверстниками, замкнутость в малых группах.
Таблица 2. Конфликтные зоны учащихся 5 классов
Класс | Всего уч-ся | Конфликтные отношения в классе | Замкнутость в малой группе | Позиция аутсайдера | Неблагополучие в социуме | Негативное отношение к урокам |
5А | 17 | 3 (18%) | 8 (47%) | - | - | - |
С целью изучения уровня и характера тревожности среди учащихся 5-х классов был проведен тест школьной тревожности Филлипса. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие, наличие тревожности указывает на неблагополучие.
Таблица 3. Уровни тревожности учащихся 5а класса
Тревожность | 5А |
высокий уровень | 1(6%) |
повышенный уровень | 5(30%) |
низкий уровень | 11(64%) |
Диаграмма 2
Таблица 4. Факторы тревожности учащихся 5а класса
№ | Фактор | 5А |
1 | Общая тревожность в школе | 5 (29%) |
2 | Переживание социального стресса | 3 (17%) |
3 | Фрустрация потребности в достижении успеха | - |
4 | Страх самовыражения | 5 (29%) |
5 | Страх ситуации проверки знаний | 2 (11%) |
6 | Страх несоответствия ожидания окружающих | 2 (11%) |
7 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 2 (11%) |
8 | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | - |
Родителям предлагается индивидуальное консультирование по результатам психологической диагностики учащихся.
- Рекомендации для родителей. Подведение итогов родительского собрания.
Памятка 1.
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
- Дайте ребенку выговориться, поделиться тревогой
- Чаще используйте телесный контакт
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными, принимайте его таким, какой он есть
- Не сравнивайте ребенка с окружающими
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения
- Не проявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой – либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей
- Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным
Памятка 2.
ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ
К САМЫМ БЛИЗКИМ И ДОРОГИМ ЛЮДЯМ – МОИМ РОДИТЕЛЯМ
- Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать все то, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
- Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
- Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
- Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
- Не огорчайтесь, если я скажу, что не люблю вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
- Не заставляйте чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду вести себя так, как будто я – «центр Вселенной»
- Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя САМ. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
- Не обращайте внимание на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание может их закрепить.
- Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
- Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда гнев уступит место здравому смыслу.
- Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
- Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, - это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
- Не требуйте от меня объяснений по поводу моего поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам объяснить, но на это надо время.
- Не забывайте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
- Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
- Не отмахивайтесь от меня, если я вам задаю прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
- Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
- Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
- Не забывайте, что мне нужны ваш понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – я, ваш ребенок!
Приложение.
Анкета
Уважаемые родители!
Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы Ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптировать к обучению в пятом классе.
- Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
- По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?___________________________________________________________________________________________________________________________________
- С чем это, по Вашему мнению, это связано?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какая помощь нужна Вашему ребенку стороны учителя по предмету, классного руководителя?__________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чтобы вы хотели посоветовать учителям в организации общения с Вашим ребенком на уроке?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
Родительское собрание было проведено в 6 классе....
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
Методическая разработка родительского собрания...
Буклет "Ваш ребенок-пятиклассник, или как помочь своему ребенку в период адаптации"
Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям средней школы...
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: расширить объем знаний родителей о формах и методах ре...
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.Задачи:расширить объем знаний род...
Родительское собрание на тему " Как помочь своему ребенку в выборе профессии"
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день....
Успешная адаптация ребенка к среднему звену
Рекомендации родителям, как помощь ребенку приспособиться к обучению в среднем звене...