План воспитательной работы "Через тернии к звёздам"
методическая разработка по теме

План воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_vospita._raboty.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

с заместителем директора по ВР

____________ / Завияловой Т.П. /

« ___ »____________ 2015 года

Программа воспитательной работы  

9 «А» класса

«Через тернии к звездам»

                                                                                    Классный руководитель:

                                                                    Тимошина Т.В.

2015-2016 уч. год


  1. Пояснительная записка

Могущество воспитания таково, что только
благодаря воспитанию в отдаленном будущем
несовершенное человечество может
превратиться в совершенное общество.

Р. Оуэн

Программа воспитательной работы 9 А класса составлена с учетом нормативных документов по ВР (Закон об образовании, Должностные обязанности классного руководителя, Устав школы) на основе общешкольного плана воспитательной работы.

При планировании работы с классом учитывались возрастные и психологические особенности классного коллектива. Подростковый период - это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами - в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах. Возраст от 11 - 12 -ти до 15-ти лет- переходный от детства к юности ( 5-9 кл.) характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Это вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Особенность возраста - избирательность внимания. Они откликаются на необычные захватывающие уроки и классные дела.

Значимая особенность- критичность. У ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение, доказывать свою правоту.

Проблема - несогласованность убеждений, идей с поступками. Для этого возраста характерны упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.

Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, справедливых оценочных суждений. Классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребёнка, решать проблемы с ним наедине. Подражательность- опасная черта для выбора неправильных кумиров. Классному руководителю необходимо приводить примеры положительных героев, идеалов.

В этом возрасте у детей возникают проблемы с учителями, происходит падение интереса к учению. Классному руководителю необходимо исследовать причины учебных проблем и работать по их устранению.

Воспитательная работа в классе осуществляется через организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей. В основном учащиеся 9 А класса активные, подвижные, поэтому запланированы походы, экскурсии. Острой остается проблема сплоченности класса. В этой связи в воспитательный план включены мероприятия, направленные на создание дружного коллектива, предусмотрены беседы, ролевые игры со школьным психологом.

  1. Целевое назначение программы:

Цель программы:

создание образовательной среды, способствующей формированию сплочѐнного коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Задачи воспитательной деятельности:

- формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

- воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и

взаимопонимания;

- создание условий для физического, интеллектуального, нравственного,

духовного и эстетического развития детей;

- создание психологически комфортной обстановки в классе;

- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и

ответственности в организации жизни детского коллектива;

- воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.

3. Концептуальные основы программы.

ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства

 И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная

программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

Принципы воспитательной деятельности

Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.

Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.

Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.

Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации

«успеха» в разных видах деятельности способствует формированию

позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребѐнка к самосовершенствованию.

Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников

педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе

преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.

Механизм реализации программы

Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5 – 11 классов.

Программа осуществляется:

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • через систему дополнительного образования;
  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  • в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями района (школы, музеи, библиотеки)

Методы:

  • научно-исследовательский;
  • метод проектов;
  • коммуникативная методика;
  • личностно-ориентированный метод;
  • метод креативного мышления;
  • репродуктивный метод;
  • метод критического мышления;

Формы работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
  • тренинги, занятия, курсы;
  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
  • дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
  • встречи с интересными людьми, клубы по интересам;

4. Содержание программы

Приоритетные направления работы

  • Диагностика.
  • Формирование коллектива, самоуправление.
  • Духовно-нравственное воспитание
  • Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
  • Интеллектуальное воспитание
  • Здоровьесберегающее воспитание
  • Художественно-эстетическое воспитание
  • Культуротворческое и эстетическое воспитание
  • Социокультурное и медиакультурное воспитание
  • Правовое  воспитание и культура безопасности
  • Воспитание семейных ценностей
  • Формирование коммуникативной культуры
  • Экологическое воспитание
  • Гражданско-патриотическое воспитание
  • Работа с трудными подростками
  • Работа с родителями

Реализация программы:

1 период « Я и мой духовный мир» (7-8 классы, 2013-2015 год)

2 период «Я  и моё будущее»   (9-11 классы, 2015-2018 год)

1 период « Я и мой духовный мир»

1. Что такое духовность?

2. Что ты знаешь о себе?

3. Человек среди людей.

4. Что для меня является духов ной ценностью?

5. «Счастье жить».

6. Этикет и мы.

7. Стали ли мы лучше?

2 период «Я  и моё будущее»  

1. Я и мое будущее.

2. Мир человека и человек в мире.

3. Научно-технический прогресс: цивилизация и

человек.

4. Человек и природа.

5. Человек - существо общественное ... (Аристотель).

6. Человек и политика.

7. Человек и его духовные ценности.

8. Человек и его дело.

9. Человек в мире культуры.

10. Человек и семейное счастье.

11. В чем смысл жизни?

5. Календарно-тематический план

1 четверть.

Направление

Мероприятие

Сроки реализации

Ответствен-ный

диагностика

1.Сбор общих сведений об учащихся, составление социального паспорта класса

2. Изучение внеклассной занятости учащихся.

3. Изучение социально-бытовых условий жизни учащихся

Сентябрь

Сентябрь-Октябрь

Сентябрь-Октябрь

Тимошина Т.В.

формирование коллектива-самоуправление

1.Выбор актива класса, распределение поручений.

2.Участие в мероприятиях, посвященных Дню учителя.

03.09.2015

Октябрь 2015

Тимошина Т.В.

гражданско-патриотическое

1.Единый урок, посвященный Крещению Руси « Крещение Руси – обретение истории».

2.Единый урок Мира.

3. Единый урок безопасности.

4. Единый урок «Готов к труду и обороне!

01.09.2015

08.09.2015

  Тимошина Т.В.

нравственное и духовное воспитание

1.Участие членов патриотического объединения школы в Торжественном приеме Главы города и Главы Администрации города в честь Дня Бородинского сражения.

Сентябрь

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Кильдишева Е.М., педагог-психолог

воспитание положительного отношения к труду и творчеству

1.Трудовой десант «Чистый двор».

2.Экскурсия в центр занятости населения

Сентябрь 2015

10.09.2015

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР

интеллектуальное воспитание

1.Классные часы «Я талантлив!»

2.09.2015

Тимошина Т.В.

здоровьесберегающее воспитание

1.Круглый стол «Наше здоровье в наших руках».

  1. Участие в городских спортивных соревнованиях.
  2. День СПОРТА.

Сентябрь

12.09.2015г.

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Царев Ю.Н., врач-нарколог

Учителя физической культуры Гришкова С.А., Дубков С.А.

социокультурное и медиакультурное воспитание

День профориентации

10.09.2015

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР

культуротворческое и эстетическое воспитание

2. Участие в городском ФЛЕШМОБЕ в рамках года литературы.

05.09.2015

Тимошина Т.В.

правовое воспитание и культура безопасности

1.Круглый стол «Подросток и Закон»

2.Единый урок Безопасности

3. Классные часы по изучению ПДД

Сентябрь 2015

01.09.2015

Сентябрь 2015

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР; Сизов Г.Ю., инспектор ОДН 2 ОП УВД

 

Тимошина Т.В.

воспитание семейных ценностей

Диспут «Что такое СЕМЬЯ»

Сентябрь 2015

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР

формирование коммуникативной культуры 

Сюжетно-ролевая игра «Азбука общения»

27.09.2015

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Коршунова Т.Н., старшая вожатая

экологическое воспитание

1.Устный журнал «Береги Планету!»

2.Участие в городском конкурсе «В царстве Берендея»

30.09.2015

Сентябрь

Совет старшеклассников

Коршунова Т.Н., старшая вожатая

работа с «трудными» подростками

1.Постоянный контроль за посещением уроков

2. Посещение учащихся на дому родительским комитетом

3.Беседа «О вреде табака»

4. Анализ успеваемости за 1 четверть

Сентябрь-Октябрь 2015

Октябрь 2015

Тимошина Т.В., родительский комитет

работа с родителями

День педагогической пропаганды (выбор род. комитета, решение орг. вопросов)

Родительское собрание «Закон об Образовании. Права и обязанности родителей».

03.09.2015

Тимошина Т.В.

2 четверть.

Направление

Мероприятие

Сроки реализации

Ответствен-ный

гражданско-патриотическое

Урок мужества «Дети войны. Подвиг. Мужество. Бессмертие».

Кл.час «День конституции»

Ноябрь 2015

Декабрь 2015

Тимошина Т.В., родительский комитет

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР

Тимошина Т.В.

нравственное и духовное воспитание

Диспут «Что такое нравственность и что ей сопутствует»

Декабрь 2015

Коршунова Т.Н.,старшая вожатая

воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Встречи с людьми интересных профессий «Все профессии нужны»

Кл. час «Профессии»

Декабрь 2015

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Тимошина Т.В.

интеллектуальное воспитание

Что? Где? Когда?

Апрель 2015г.

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР

здоровьесберегающее воспитание

Участие в городском месячнике «Я голосую за здоровый образ жизни»:

- конкурс плакатов «Нет наркотикам»;

- круглый стол «Здоровье в твоих руках»;

- встречи с работниками наркологии;

-агитбригада «В здоровом теле здоровый дух»;
- тематические классные часы.

Ноябрь – декабрь

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР,  Тимошина Т.В.

социокультурное и медиакультурное воспитание

Устный журнал «Подросток и его социокультурное окружение»

Декабрь

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР

культуротворческое и эстетическое воспитание

Интернет-экскурсия по памятным местам Дзержинска.

«В творческой мастерской С. Есенина» декабрь 2015

Ноябрь

 Тимошина Т.В.

Учителя литературы

правовое воспитание и культура безопасности

1.Круглый стол «Как не стать жертвой преступления»

2.Беседа «Каникулы без травм» - профилактика дорожно – транспортного травматизма.

Ноябрь 2015

Декабрь 2015

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР; Сизов Г.Ю., инспектор ОДН 2 ОП УВД

 

Тимошина Т.В.

воспитание семейных ценностей

«Мама, папя, я – дружная семья»

Мероприятия,посвященные Дню Матери:

- конкурс рисунков «Портрет моей мамы»;

-концертная программа с участие мам учащихся.

Декабрь 2015

Ноябрь 2015

Коршунова Т.Н., старшая вожатая

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР;   Коршунова Т.Н., старшая вожатая

формирование коммуникативной культуры 

Цикл групповых занятий «Позитивное общение»

12.11.2015

19.11.2015

26.11.2015

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Кильдишева Е.М., педагог-психолог

экологическое воспитание

Единый классный час «Земля – наш дом»

Декабрь

 Тимошина Т.В.

работа с «трудными» подростками

1.Постоянный контроль за посещением уроков

2. Посещение учащихся на дому родительским комитетом

3. Анализ успеваемости за 2 четверть

4. Тренинг «Я и мой ближний: жизненный девиз».

Ноябрь-декабрь 2015

Декабрь 2015

Тимошина Т.В., родительский комитет
соц. педагог, психолог

работа с родителями

  Родительское собрание по итогам 2 четверти. Тема : «Жизненные цели подростка»

25.12.2015

Тимошина Т.В.

3 четверть.

Направление

Мероприятие

Сроки реализации

Ответствен-ный

гражданско-патриотическое

Презентации проектов классов «Я- гражданин»

Январь 2016

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР;   Коршунова Т.Н., старшая вожатая, Тимошина Т.В.

нравственное и духовное воспитание

Литературная гостиная «Звуки русского романса»

Январь 2016

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Наволокин С.В., учитель музыки

воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Конкурс на самый чистый кабинет

Январь 2016

Коршунова Т.Н., старшая вожатая, Тимошина Т.В.

интеллектуальное воспитание

Игра «Маршруты эрудитов»

Март 2016

Коршунова Т.Н., старшая вожатая.

здоровьесберегающее воспитание

Представление для учащихся «Детям о диетах»

Февраль 2016

Коршунова Т.Н., старшая вожатая.

социокультурное и медиакультурное воспитание

Диспут «Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе»

Март 2015

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР

культуротворческое и эстетическое воспитание

Театрализованное представление «Здравствуй, Масленица!»

Февраль – март 2016

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР;   Коршунова Т.Н.,  старшая вожатая

правовое воспитание и культура безопасности

1.Встречи с инспектором ОДН 2 ОП УВД г.Дзержинска

2.Беседы по ПДД

Январь-март 2016

Январь-март 2016

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР,

 Тимошина Т.В.

воспитание семейных ценностей

Круглый стол «Как не стать жертвой семейного насилия»

Беседа « Моя мама»

Март 2016

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР

 Тимошина Т.В.

формирование коммуникативной культуры 

 Семинар «Невербальное общение»

Кильдишева Е.М., педагог-психолог

Тимошина Т.В.

экологическое воспитание

1.Выставка книг экологический направленности в школьной библиотеке «Живи, Земля!»;

2.Изготовление кормушек для птиц.

Март 2016

Январь 2016

Кончакова Н.Н., заведующая библиотекой

Коршунова Т.Н., старшая вожатая

работа с «трудными» подростками

1.Постоянный контроль за посещением уроков

2. Посещение учащихся на дому родительским комитетом

3. Анализ успеваемости за 3 четверть

4.«Профилактика наркомании, алкоголизма, токсикомании».

Январь-март 2016

Март 2016

Февраль – март 2016

Тимошина Т.В., родительский комитет

Соц. педагог

работа с родителями

Родительское собрание по итогам 3 четверти. Тема: «Как помочь подростку обрести уверенность в себе».

Март 2016

Тимошина Т.В.

4 четверть.

Направление

Мероприятие

Сроки реализации

Ответствен-

ный

гражданско-патриотическое

Участие в городских мероприятиях. Посвященных Дню победы.

Конкурс военной песни

Май  2016

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР;   Коршунова Т.Н., старшая вожатая,  Тимошина Т.В., Наволокин С.В., учитель музыки.

нравственное и духовное воспитание

Интернет-экскурсия по  музеям России

Апрель 2016

Коршунова Т.Н., старшая вожатая, Тимошина Т.В.

воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Трудовой десант «Чистый двор»

Апрель-май

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Тимошина Т.В.

интеллектуальное воспитание

Интеллектуальный футбол

Апрель 2016

Коршунова Т.Н., старшая вожатая

здоровьесберегающее воспитание

Разговор о правильном питании

Кл. час «Сбалансированное питание»

Март 2016

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Тимошина Т.В.

социокультурное и медиакультурное воспитание

Акция «Добру откроются сердца»

Кл.час «Добрые сердца»

Март 2016

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Тимошина Т.В.

культуротворческое и эстетическое воспитание

Тематические беседы «Школа хороших манер», «Дорога к моему «Я»

Март-апрель 2016

Тимошина Т.В.

правовое воспитание и культура безопасности

Встреча с представителем военкомата «Преступления против военной службы»

Апрель 2016

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Юдина Е.П. организатор ОБЖ

воспитание семейных ценностей

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Апрель 2016

Учителя физической культуры Гришкова С.А., Дубков С.А.

формирование коммуникативной культуры 

Конференция старшеклассников « Воспитание социально значимой личности»

Май 2016

Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР

экологическое воспитание

Конкурс на лучшую поделку, изготовленную из природного материала «Лесное диво»

Апрель 2016

Коршунова Т.Н., старшая вожатая

работа с «трудными» подростками

1.Постоянный контроль за посещением уроков

2. Посещение учащихся на дому родительским комитетом

3. Анализ успеваемости за 4 четверть

4. Беседы о ведении здорового образа жизни.

Апрель- май 2016

Май 2016

Май 2016

Тимошина Т.В., родительский комитет

работа с родителями

Родительское собрание по итогам 4 четверти и года. Тема: «О трудностях учения».

Май 2016

Тимошина Т.В.

Ожидаемые результаты:

           

- создание  условия для максимального раскрытия интересов и склонностей учащихся,      

- развития потребности к самореализации творческого потенциала личности;

- формированию потребностей учащихся в здоровом образе жизни и физическом   

    развитии;

- рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее       

- развитие органов ученического самоуправления;

- формирование сознания и гражданской ответственности у учащихся.

- становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;

- формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;

- становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;

- формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

- формирование доброжелательного отношения друг к другу;

- активизация учебно-познавательной деятельности;

- сформировать мнение о ценности человека и его возможностях;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Через тернии к звёздам.

Цели:1.                  Познакомить учащихся с  историей освоения космоса и с первыми к...

Внеклассное мероприятие по физике и астрономии "через тернии к звёздам"

Игра в формате "Кто хочет стать миллионером"  посвящённая Дню космонавтики...

Через тернии к звёздам

Разработка городского мероприятия посвященного Дню космоновтики....

Презентация "Через тернии к звёздам"

Даная презентация была создана к 65-летию полёта Гагарина.Она включает 39 слайдов об истории и развитии космонавтики. Данный материал можно использовать как на уроках физики так и во внеурочное время....

Конкурс по астрономии "Через тернии к звёздам"

Материал содержит положение о конкурсе, фотографии с мероприятия. Конкурс проводился на окружном уровне 14 апреля 2012 года в школе №14 г.Архангельска....

Через тернии к звёздам

Час общения (внеклассное мероприятие). Можно проводить для учащихся 5-11 классов.Необходимо наличие подключения к сети Интернет для онлайн тестирования....

Классный час «Через тернии к звёздам».

Классный час  «Через тернии к звёздам»   в рамках городского конкурса для обучающихся и классных руководитлей - "Самый класный класс"...