План воспитательной работы "Через тернии к звёздам"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Согласовано с заместителем директора по ВР ____________ / Завияловой Т.П. / « ___ »____________ 2015 года |
Программа воспитательной работы
9 «А» класса
«Через тернии к звездам»
Классный руководитель:
Тимошина Т.В.
2015-2016 уч. год
- Пояснительная записка
Могущество воспитания таково, что только
благодаря воспитанию в отдаленном будущем
несовершенное человечество может
превратиться в совершенное общество.
Р. Оуэн
Программа воспитательной работы 9 А класса составлена с учетом нормативных документов по ВР (Закон об образовании, Должностные обязанности классного руководителя, Устав школы) на основе общешкольного плана воспитательной работы.
При планировании работы с классом учитывались возрастные и психологические особенности классного коллектива. Подростковый период - это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами - в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах. Возраст от 11 - 12 -ти до 15-ти лет- переходный от детства к юности ( 5-9 кл.) характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Это вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Особенность возраста - избирательность внимания. Они откликаются на необычные захватывающие уроки и классные дела.
Значимая особенность- критичность. У ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение, доказывать свою правоту.
Проблема - несогласованность убеждений, идей с поступками. Для этого возраста характерны упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, справедливых оценочных суждений. Классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребёнка, решать проблемы с ним наедине. Подражательность- опасная черта для выбора неправильных кумиров. Классному руководителю необходимо приводить примеры положительных героев, идеалов.
В этом возрасте у детей возникают проблемы с учителями, происходит падение интереса к учению. Классному руководителю необходимо исследовать причины учебных проблем и работать по их устранению.
Воспитательная работа в классе осуществляется через организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей. В основном учащиеся 9 А класса активные, подвижные, поэтому запланированы походы, экскурсии. Острой остается проблема сплоченности класса. В этой связи в воспитательный план включены мероприятия, направленные на создание дружного коллектива, предусмотрены беседы, ролевые игры со школьным психологом.
- Целевое назначение программы:
Цель программы:
создание образовательной среды, способствующей формированию сплочѐнного коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Задачи воспитательной деятельности:
- формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
- воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и
взаимопонимания;
- создание условий для физического, интеллектуального, нравственного,
духовного и эстетического развития детей;
- создание психологически комфортной обстановки в классе;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и
ответственности в организации жизни детского коллектива;
- воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.
3. Концептуальные основы программы.
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная
программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации
«успеха» в разных видах деятельности способствует формированию
позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребѐнка к самосовершенствованию.
Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников
педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе
преодоления трудностей; развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5 – 11 классов.
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями района (школы, музеи, библиотеки)
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления;
Формы работы:
- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
- тренинги, занятия, курсы;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
- дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
- встречи с интересными людьми, клубы по интересам;
4. Содержание программы
Приоритетные направления работы
- Диагностика.
- Формирование коллектива, самоуправление.
- Духовно-нравственное воспитание
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
- Интеллектуальное воспитание
- Здоровьесберегающее воспитание
- Художественно-эстетическое воспитание
- Культуротворческое и эстетическое воспитание
- Социокультурное и медиакультурное воспитание
- Правовое воспитание и культура безопасности
- Воспитание семейных ценностей
- Формирование коммуникативной культуры
- Экологическое воспитание
- Гражданско-патриотическое воспитание
- Работа с трудными подростками
- Работа с родителями
Реализация программы:
1 период « Я и мой духовный мир» (7-8 классы, 2013-2015 год)
2 период «Я и моё будущее» (9-11 классы, 2015-2018 год)
1 период « Я и мой духовный мир»
1. Что такое духовность?
2. Что ты знаешь о себе?
3. Человек среди людей.
4. Что для меня является духов ной ценностью?
5. «Счастье жить».
6. Этикет и мы.
7. Стали ли мы лучше?
2 период «Я и моё будущее»
1. Я и мое будущее.
2. Мир человека и человек в мире.
3. Научно-технический прогресс: цивилизация и
человек.
4. Человек и природа.
5. Человек - существо общественное ... (Аристотель).
6. Человек и политика.
7. Человек и его духовные ценности.
8. Человек и его дело.
9. Человек в мире культуры.
10. Человек и семейное счастье.
11. В чем смысл жизни?
5. Календарно-тематический план
1 четверть. | |||
Направление | Мероприятие | Сроки реализации | Ответствен-ный |
диагностика | 1.Сбор общих сведений об учащихся, составление социального паспорта класса 2. Изучение внеклассной занятости учащихся. 3. Изучение социально-бытовых условий жизни учащихся | Сентябрь Сентябрь-Октябрь Сентябрь-Октябрь | Тимошина Т.В. |
формирование коллектива-самоуправление | 1.Выбор актива класса, распределение поручений. 2.Участие в мероприятиях, посвященных Дню учителя. | 03.09.2015 Октябрь 2015 | Тимошина Т.В. |
гражданско-патриотическое | 1.Единый урок, посвященный Крещению Руси « Крещение Руси – обретение истории». 2.Единый урок Мира. 3. Единый урок безопасности. 4. Единый урок «Готов к труду и обороне! | 01.09.2015 08.09.2015 | Тимошина Т.В. |
нравственное и духовное воспитание | 1.Участие членов патриотического объединения школы в Торжественном приеме Главы города и Главы Администрации города в честь Дня Бородинского сражения. | Сентябрь | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Кильдишева Е.М., педагог-психолог |
воспитание положительного отношения к труду и творчеству | 1.Трудовой десант «Чистый двор». 2.Экскурсия в центр занятости населения | Сентябрь 2015 10.09.2015 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР |
интеллектуальное воспитание | 1.Классные часы «Я талантлив!» | 2.09.2015 | Тимошина Т.В. |
здоровьесберегающее воспитание | 1.Круглый стол «Наше здоровье в наших руках».
| Сентябрь 12.09.2015г. | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Царев Ю.Н., врач-нарколог Учителя физической культуры Гришкова С.А., Дубков С.А. |
социокультурное и медиакультурное воспитание | День профориентации | 10.09.2015 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР |
культуротворческое и эстетическое воспитание | 2. Участие в городском ФЛЕШМОБЕ в рамках года литературы. | 05.09.2015 | Тимошина Т.В. |
правовое воспитание и культура безопасности | 1.Круглый стол «Подросток и Закон» 2.Единый урок Безопасности 3. Классные часы по изучению ПДД | Сентябрь 2015 01.09.2015 Сентябрь 2015 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР; Сизов Г.Ю., инспектор ОДН 2 ОП УВД
Тимошина Т.В. |
воспитание семейных ценностей | Диспут «Что такое СЕМЬЯ» | Сентябрь 2015 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР |
формирование коммуникативной культуры | Сюжетно-ролевая игра «Азбука общения» | 27.09.2015 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Коршунова Т.Н., старшая вожатая |
экологическое воспитание | 1.Устный журнал «Береги Планету!» 2.Участие в городском конкурсе «В царстве Берендея» | 30.09.2015 Сентябрь | Совет старшеклассников Коршунова Т.Н., старшая вожатая |
работа с «трудными» подростками | 1.Постоянный контроль за посещением уроков 2. Посещение учащихся на дому родительским комитетом 3.Беседа «О вреде табака» 4. Анализ успеваемости за 1 четверть | Сентябрь-Октябрь 2015 Октябрь 2015 | Тимошина Т.В., родительский комитет |
работа с родителями | День педагогической пропаганды (выбор род. комитета, решение орг. вопросов) Родительское собрание «Закон об Образовании. Права и обязанности родителей». | 03.09.2015 | Тимошина Т.В. |
2 четверть. | |||
Направление | Мероприятие | Сроки реализации | Ответствен-ный |
гражданско-патриотическое | Урок мужества «Дети войны. Подвиг. Мужество. Бессмертие». Кл.час «День конституции» | Ноябрь 2015 Декабрь 2015 | Тимошина Т.В., родительский комитет Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР Тимошина Т.В. |
нравственное и духовное воспитание | Диспут «Что такое нравственность и что ей сопутствует» | Декабрь 2015 | Коршунова Т.Н.,старшая вожатая |
воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Встречи с людьми интересных профессий «Все профессии нужны» Кл. час «Профессии» | Декабрь 2015 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Тимошина Т.В. |
интеллектуальное воспитание | Что? Где? Когда? | Апрель 2015г. | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР |
здоровьесберегающее воспитание | Участие в городском месячнике «Я голосую за здоровый образ жизни»: - конкурс плакатов «Нет наркотикам»; - круглый стол «Здоровье в твоих руках»; - встречи с работниками наркологии; -агитбригада «В здоровом теле здоровый дух»; | Ноябрь – декабрь | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Тимошина Т.В. |
социокультурное и медиакультурное воспитание | Устный журнал «Подросток и его социокультурное окружение» | Декабрь | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР |
культуротворческое и эстетическое воспитание | Интернет-экскурсия по памятным местам Дзержинска. «В творческой мастерской С. Есенина» декабрь 2015 | Ноябрь | Тимошина Т.В. Учителя литературы |
правовое воспитание и культура безопасности | 1.Круглый стол «Как не стать жертвой преступления» 2.Беседа «Каникулы без травм» - профилактика дорожно – транспортного травматизма. | Ноябрь 2015 Декабрь 2015 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР; Сизов Г.Ю., инспектор ОДН 2 ОП УВД
Тимошина Т.В. |
воспитание семейных ценностей | «Мама, папя, я – дружная семья» Мероприятия,посвященные Дню Матери: - конкурс рисунков «Портрет моей мамы»; -концертная программа с участие мам учащихся. | Декабрь 2015 Ноябрь 2015 | Коршунова Т.Н., старшая вожатая Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР; Коршунова Т.Н., старшая вожатая |
формирование коммуникативной культуры | Цикл групповых занятий «Позитивное общение» | 12.11.2015 19.11.2015 26.11.2015 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Кильдишева Е.М., педагог-психолог |
экологическое воспитание | Единый классный час «Земля – наш дом» | Декабрь | Тимошина Т.В. |
работа с «трудными» подростками | 1.Постоянный контроль за посещением уроков 2. Посещение учащихся на дому родительским комитетом 3. Анализ успеваемости за 2 четверть 4. Тренинг «Я и мой ближний: жизненный девиз». | Ноябрь-декабрь 2015 Декабрь 2015 | Тимошина Т.В., родительский комитет |
работа с родителями | Родительское собрание по итогам 2 четверти. Тема : «Жизненные цели подростка» | 25.12.2015 | Тимошина Т.В. |
3 четверть. | |||
Направление | Мероприятие | Сроки реализации | Ответствен-ный |
гражданско-патриотическое | Презентации проектов классов «Я- гражданин» | Январь 2016 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР; Коршунова Т.Н., старшая вожатая, Тимошина Т.В. |
нравственное и духовное воспитание | Литературная гостиная «Звуки русского романса» | Январь 2016 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Наволокин С.В., учитель музыки |
воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Конкурс на самый чистый кабинет | Январь 2016 | Коршунова Т.Н., старшая вожатая, Тимошина Т.В. |
интеллектуальное воспитание | Игра «Маршруты эрудитов» | Март 2016 | Коршунова Т.Н., старшая вожатая. |
здоровьесберегающее воспитание | Представление для учащихся «Детям о диетах» | Февраль 2016 | Коршунова Т.Н., старшая вожатая. |
социокультурное и медиакультурное воспитание | Диспут «Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе» | Март 2015 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР |
культуротворческое и эстетическое воспитание | Театрализованное представление «Здравствуй, Масленица!» | Февраль – март 2016 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР; Коршунова Т.Н., старшая вожатая |
правовое воспитание и культура безопасности | 1.Встречи с инспектором ОДН 2 ОП УВД г.Дзержинска 2.Беседы по ПДД | Январь-март 2016 Январь-март 2016 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Тимошина Т.В. |
воспитание семейных ценностей | Круглый стол «Как не стать жертвой семейного насилия» Беседа « Моя мама» | Март 2016 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР Тимошина Т.В. |
формирование коммуникативной культуры | Семинар «Невербальное общение» | Кильдишева Е.М., педагог-психолог Тимошина Т.В. | |
экологическое воспитание | 1.Выставка книг экологический направленности в школьной библиотеке «Живи, Земля!»; 2.Изготовление кормушек для птиц. | Март 2016 Январь 2016 | Кончакова Н.Н., заведующая библиотекой Коршунова Т.Н., старшая вожатая |
работа с «трудными» подростками | 1.Постоянный контроль за посещением уроков 2. Посещение учащихся на дому родительским комитетом 3. Анализ успеваемости за 3 четверть 4.«Профилактика наркомании, алкоголизма, токсикомании». | Январь-март 2016 Март 2016 Февраль – март 2016 | Тимошина Т.В., родительский комитет Соц. педагог |
работа с родителями | Родительское собрание по итогам 3 четверти. Тема: «Как помочь подростку обрести уверенность в себе». | Март 2016 | Тимошина Т.В. |
4 четверть. | |||
Направление | Мероприятие | Сроки реализации | Ответствен- ный |
гражданско-патриотическое | Участие в городских мероприятиях. Посвященных Дню победы. Конкурс военной песни | Май 2016 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР; Коршунова Т.Н., старшая вожатая, Тимошина Т.В., Наволокин С.В., учитель музыки. |
нравственное и духовное воспитание | Интернет-экскурсия по музеям России | Апрель 2016 | Коршунова Т.Н., старшая вожатая, Тимошина Т.В. |
воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Трудовой десант «Чистый двор» | Апрель-май | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Тимошина Т.В. |
интеллектуальное воспитание | Интеллектуальный футбол | Апрель 2016 | Коршунова Т.Н., старшая вожатая |
здоровьесберегающее воспитание | Разговор о правильном питании Кл. час «Сбалансированное питание» | Март 2016 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Тимошина Т.В. |
социокультурное и медиакультурное воспитание | Акция «Добру откроются сердца» Кл.час «Добрые сердца» | Март 2016 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Тимошина Т.В. |
культуротворческое и эстетическое воспитание | Тематические беседы «Школа хороших манер», «Дорога к моему «Я» | Март-апрель 2016 | Тимошина Т.В. |
правовое воспитание и культура безопасности | Встреча с представителем военкомата «Преступления против военной службы» | Апрель 2016 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР, Юдина Е.П. организатор ОБЖ |
воспитание семейных ценностей | Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» | Апрель 2016 | Учителя физической культуры Гришкова С.А., Дубков С.А. |
формирование коммуникативной культуры | Конференция старшеклассников « Воспитание социально значимой личности» | Май 2016 | Завиялова Т.П., заместитель директора по ВР |
экологическое воспитание | Конкурс на лучшую поделку, изготовленную из природного материала «Лесное диво» | Апрель 2016 | Коршунова Т.Н., старшая вожатая |
работа с «трудными» подростками | 1.Постоянный контроль за посещением уроков 2. Посещение учащихся на дому родительским комитетом 3. Анализ успеваемости за 4 четверть 4. Беседы о ведении здорового образа жизни. | Апрель- май 2016 Май 2016 Май 2016 | Тимошина Т.В., родительский комитет |
работа с родителями | Родительское собрание по итогам 4 четверти и года. Тема: «О трудностях учения». | Май 2016 | Тимошина Т.В. |
Ожидаемые результаты:
- создание условия для максимального раскрытия интересов и склонностей учащихся,
- развития потребности к самореализации творческого потенциала личности;
- формированию потребностей учащихся в здоровом образе жизни и физическом
развитии;
- рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее
- развитие органов ученического самоуправления;
- формирование сознания и гражданской ответственности у учащихся.
- становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
- формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование доброжелательного отношения друг к другу;
- активизация учебно-познавательной деятельности;
- сформировать мнение о ценности человека и его возможностях;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Через тернии к звёздам.
Цели:1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми к...
Внеклассное мероприятие по физике и астрономии "через тернии к звёздам"
Игра в формате "Кто хочет стать миллионером" посвящённая Дню космонавтики...
Через тернии к звёздам
Разработка городского мероприятия посвященного Дню космоновтики....
Презентация "Через тернии к звёздам"
Даная презентация была создана к 65-летию полёта Гагарина.Она включает 39 слайдов об истории и развитии космонавтики. Данный материал можно использовать как на уроках физики так и во внеурочное время....
Конкурс по астрономии "Через тернии к звёздам"
Материал содержит положение о конкурсе, фотографии с мероприятия. Конкурс проводился на окружном уровне 14 апреля 2012 года в школе №14 г.Архангельска....
Через тернии к звёздам
Час общения (внеклассное мероприятие). Можно проводить для учащихся 5-11 классов.Необходимо наличие подключения к сети Интернет для онлайн тестирования....
Классный час «Через тернии к звёздам».
Классный час «Через тернии к звёздам» в рамках городского конкурса для обучающихся и классных руководитлей - "Самый класный класс"...