Патриотическое воспитание.
материал на тему
Предварительный просмотр:
В память павших своих земляков
Зажигаем потухшие свечи.
Пусть расправит неяркий их свет
Ветеранов уставшие плечи.
Поколенье, не знавших войны,
Как свою – вашу боль принимаем.
Чтобы не было больше беды,
Мы сегодня свечу зажигаем.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Патриотическое направление является приоритетным в воспитательной программе нашей школы.
Актуальность формирования чувства патриотизма нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника включает в себя такие личностные характеристики:
- любовь к своему народу, краю и Родине;
- уважение и принятие ценности семьи и общества;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т.д.
Освоение обучающимися основной образовательной программы должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.
Дети школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
В современном понимании патриотизм – это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Вот какое пространство для воспитательной работы мы определили.
П – права и обязанности граждан;
А – активный образ жизни
Т – толерантность
Р – радость открытий и познаний
И – изучение истории своего народа
О – ответственность
Т – трудолюбие
И – искренность
З – здоровый образ жизни
М – мужество, милосердие
Таким образом, цель работы по воспитанию патриота страны – это развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи патриотического воспитания школьников включают:
- формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях;
- бережного отношения к жизни и ко всему живому;
• прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека;
• воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;
Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре основных компонента:
- Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность.
- Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
- Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
- Участие в мероприятиях различного уровня.
Формы работы самые разнообразные: деловые игры, классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинги, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Всю работу по патриотическому воспитанию школьников в рамках основных компонентов ведем по следующим направлениям:
- Историко-краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. (Посещение музеев Татарстана, Экскурсии в город с целью знакомства с памятниками, площадями, историей их создания)
- Гражданско-правовое направление – формирование гражданской позиции.
По этому направлению проводятся беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Символы Республики Татарстан» «Праздники России».
- Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально-образного содержания произведения, от переживания детей.
В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.
На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).
- Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.
Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья», «Весёлых стартах».
На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
- Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Учимся любить и беречь красоту родной природы, знакомимся с многообразием природы. Дети участвуют в акциях «Посади дерево!», «Живи, Земля!», изучают лекарственные растения своего края.
- Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Естественно, что вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся.
- Работа с ветеранами и пожилыми людьми – воспитание умения быть добрым, милосердным, стремиться прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Мы осуществляем шефскую помощь ветеранам войны и труда, ведём поисковую работу; участвуем в подготовке и проведении мероприятий.
В результате осуществляемой работы уровень патриотического сознания детей, подростков и молодёжи постоянно повышается
Конечным результатом деятельности учреждения предполагается положительная динамика роста патриотического воспитания в учреждении и городе в целом, возрастание социальной активности детей, подростков и молодежи, преодоление экстремистских проявлений, возрождение духовности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)
Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....
Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...
Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...
«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.
Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"
Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...