Патриотическое воспитание.
материал на тему

Гарипова Эльвира Радиковна

Патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

В память павших своих земляков

Зажигаем потухшие свечи.

Пусть расправит неяркий их свет

Ветеранов уставшие плечи.

Поколенье, не знавших войны,

Как свою – вашу боль принимаем.

Чтобы не было больше беды,

Мы сегодня свечу зажигаем.

      Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Патриотическое направление является приоритетным в воспитательной программе нашей школы.

Актуальность формирования чувства патриотизма нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника включает в себя такие личностные характеристики:

  • любовь к своему народу, краю и Родине;
  • уважение и принятие ценности семьи и общества;
  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т.д.

Освоение обучающимися основной образовательной программы должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.

Дети школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.

В современном понимании патриотизм – это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Вот какое пространство для воспитательной работы мы определили.

П права и обязанности граждан;

А – активный образ жизни

Т – толерантность

Р – радость открытий и познаний

И – изучение истории  своего народа

О – ответственность

Т – трудолюбие

И – искренность

З – здоровый образ жизни

М – мужество, милосердие

Таким образом, цель работы по воспитанию патриота страны – это  развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Задачи патриотического воспитания школьников  включают:

  • формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях;
  • бережного отношения к жизни и ко всему живому;

•        прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека;

•        воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;

Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре  основных компонента:

  • Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность.
  • Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.  
  • Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
  • Участие в мероприятиях различного уровня.

Формы работы самые разнообразные: деловые игры, классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинги, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Всю работу по патриотическому воспитанию школьников в рамках основных компонентов ведем по следующим  направлениям:

  1. Историко-краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. (Посещение  музеев Татарстана, Экскурсии в город с целью знакомства с памятниками, площадями, историей их создания)
  2.  Гражданско-правовое направление – формирование гражданской позиции.

 По этому направлению проводятся беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Символы Республики Татарстан» «Праздники России».

  1. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально-образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.

На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).

  1. Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья», «Весёлых стартах».

На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

  1. Экологическое направление  – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Учимся любить и беречь красоту родной природы, знакомимся с многообразием природы. Дети участвуют в акциях «Посади дерево!», «Живи, Земля!»,  изучают лекарственные растения своего края.
  2.  Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Естественно, что вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся.
  3. Работа с ветеранами и пожилыми людьми  воспитание  умения быть добрым, милосердным, стремиться прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Мы осуществляем шефскую помощь ветеранам войны и труда, ведём поисковую работу; участвуем в подготовке и проведении мероприятий.

В результате осуществляемой  работы уровень патриотического сознания детей, подростков и молодёжи постоянно   повышается

Конечным результатом деятельности учреждения предполагается положительная динамика роста патриотического воспитания в учреждении и  городе в целом, возрастание социальной активности детей, подростков  и молодежи, преодоление экстремистских проявлений, возрождение духовности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.

Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...