Программа воспитательной работы "Мы растем!" (5 -9 КЛАСС)
методическая разработка на тему
Представлена программв воспитатаня и социализации Мы растем!", рассчитанная на 5лет. Программа расписана по направлениям. Каждое направление несет свою смысловую нагрузку и свои результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2012.docx | 227.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ижморская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа
воспитательной работы
«Мы растем!»
( 5-9 класс)
Классный руководитель: Гончарова Татьяна Геннадьевна
пгт. Ижморский
2012
Содержание
Раздел I. Пояснительная записка………………………………………………………2
Раздел II. Принципы и направления реализации программы……………………4
Условия успешной реализации программы………………………………………….5
Прогнозируемые результаты…………………………………………………………...5
Раздел III. Содержание воспитательной деятельности:
- Гражданско – патриотическое направление……………………………………..6
- Направление «Знания»……………………………………………………………...6
- Направление «Здоровье»……………………………………………………………7
- Направление «Культура и творчество»…………………………………………..7
- Направление «Труд и профориентация»…………………………………………7
- Нравственное направление…………………………………………………………8
- Направление «Семья»……………………………………………………………….8
Раздел IV. Механизм реализации программы……………………………………….9
Раздел V. Индивидуальная работа с учащимися…………………………………..11
Раздел VI. Профилактическая работа:
- Работа с родителями………………………………………………………………..12
- Работа с учителями, занятыми в данном классе……………………………….13
Единое воспитательное пространство………………………………………………14
1
Программа воспитания « Мы растем!»
В каждом человеке природа всходит
либо злаками, либо сорной травой;
пусть он своевременно поливает
первое и истребляет второе
Фрэнсис Бэкон
Раздел I.
Пояснительная записка.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.
Данная программа составлена в соответствии со школьной программой развития МБОУ «ИСОШ № 1».
Почему же я выбрала такое название? Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно
достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий. 2
Цель программы: обеспечение социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, знающего культуру и традиции русского народа и с уважением относящегося к духовным и культурным традициям других народов Российской Федерации.
Программа предусмотрена для учащихся 5 – 9 классов.
Ожидаемые результаты:
-активная жизненная позиция школьника;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
3
Раздел II
Реализация программы воспитания основана на принципах:
1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
3. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.
6. Принцип коллективно – творческое дело. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи. На основе данных принципов можно выделить 7 основных направлений:
- Гражданско – патриотическое.
- Знания.
- Здоровье.
- Культура и творчество.
- Труд и профориентация.
- Нравственное.
- Семья.
4
Условия успешной реализации программы:
- Поддержка идеи программы коллективами школы, учащихся, их родителями и учителями.
- Привлечение к реализации программы школьного психолога.
- Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
- Сотрудничество с учителями, работающими в классе.
- Копилка достижений «Мы растем».
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
- социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
- умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
- потребность в творческой самореализации;
- умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.
Чтобы добиться данных результатов, я считаю целесообразным, на основе возрастных особенностей детей можно выделить три этапа воспитания:
- I этап - 11 – 12 лет. Наряду с существующими приоритетами в обществе, есть качества которые в наше время ушли на второй план (справедливость, доброта, трудолюбие, уважение).
- II этап – 13 – 14 лет. Дальнейшее совершенствование этих качеств.
- III этап - 14 – 15 лет. Индивидуальная корректировка качеств.
Раздел III.
Содержание воспитательной деятельности
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и все это основывается на органах самоуправления.
Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:
5
- Направление «Гражданско-патриотическое».
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
- Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории поселка, школы.
- Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
- Прививать детям чувство гордости за свою страну, поселок, школу.
- Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
- Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни.
- Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного поселка.
Формы:
- Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, поселка, государства.
- Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
- Организация и проведение встреч с интересными людьми.
- Организация и проведение встреч с участниками войны;
- Организация и проведение экскурсий по Кемеровской области;
- Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет к праздничным датам.
- Направление “Знания”
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
- Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
- Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
- Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
Формы.
- Воспитание потребности учиться.
- Воспитание ответственности за выполненную работу.
6
- Реализовывать индивидуальные задатки и способности.
- Стараться участвовать во всех олимпиадах, конкурсах.
- Направление " Здоровье”
Цель: развитие нравственно и физически здоровой личности.
Задачи:
- Создание условий для физического развития учащихся.
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Формы:
- Участие класса в спортивных соревнований, играх, днях здоровья.
- Организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций.
- Организация и проведение походов, поездок.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми
- Направление “Культура и творчество”
Цель: развитие потребности в прекрасном, развитие активной и инициативной личности
Задачи:
- Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
- Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Сбор материалов и выпуск классных газет.
- Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
- Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
- Участие класса в творческих конкурсах, праздниках.
- Организация и проведение выставок работ школьников.
- Организация и проведение встреч с интересными людьми.
- Организация и проведение экскурсий, походов в поселке и за его пределами.
- Посещение кинотеатров, музеев, выставок.
- Направление “Труд и профориентация”
Цель: способствовать формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивать организаторские способности
7
Задачи:
- Воспитание потребности трудиться.
- Воспитание ответственности за выполненную работу.
Формы:
- Участие класса в трудовых мероприятиях: субботниках, трудовых десантах.
- Организация и проведение дежурства по классу, по школе.
- Организация и проведение походов, поездок;
- Организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки.
- Направление “Нравственное”
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
- Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
- Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
- Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Формирование и развитие классных традиций.
- Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
- Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
- Организация и проведение классных праздников.
- Направление “ Семья”
Цель: способствовать социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, формировать положительное отношение к семейным ценностям
Задачи:
- Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
- Стараться хранить семейные традиции, формировать традиции класса.
Формы:
- Организация и проведение семейных вечеров.
- Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
- Организация и проведение походов, поездок с участием семей, родных ребенка.
- Формирование традиций класса.
- Организация и проведение семейных праздников.
- Организация взаимного творчества детей и родителей.
8
Раздел IV.
Механизм реализации программы "Мы растем!"
"Мы растем!" является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Краткосрочная перспектива активизирует деятельность детей, стимулирует оценочную деятельность, позволяет видеть результат работы и, сравнивая его с ожидаемым, ставить перед собой новые задачи.
Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
5-й класс - "Проросшие семечки"
Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.
- Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
- Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
- Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
- Развитие навыков взаимодействия.
- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
- Формирование ценностных представлений и отношений.
- Организация досуговой деятельности.
6-й класс – «Ростки»
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Апробация элементов самоуправления .
- Коллективное планирование.
- Развитие чувства коллективизма.
- Поощрение инициативы.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
9
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Формирование навыка коллективного анализа.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс – «Бутоны»
- Развитие самоуправления учащихся.
- Коллективное планирование, коллективный анализ.
- Содействие личностному развитию учащихся.
- Организация социально значимой деятельности.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс - «Цветочки»
- Формирование потребности в творческой деятельности.
- Самоуправление учащихся.
- Коллективный анализ, коллективное планирование.
- Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности, работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Развитие навыка социального проектирования.
- Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс - «Букет»
- Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
- Самоуправление учащихся, работа творческих групп.
- Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
- Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
- Социальное проектирование, развитие ценностных представлений и отношений.
10
V раздел.
Индивидуальная работа с учащимися
1. Работа с одаренными детьми:
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- организация участия детей в школьных олимпиадах;
- мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
- организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
- организация индивидуальной творческой деятельности;
- создание условий для самовыражения;
- включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
- собеседование с родителями;
- собеседование с психологом;
- наблюдение и особое внимание, коррекция;
- организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
4. Работа с детьми с девиантным поведением:
- собеседование с родителями;
- собеседование с психологом; контроль социального педагога;
- контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
- вовлечение в творческую деятельность;
- собеседование с учителями, работающими в классе;
- наблюдение и коррекция поведения.
11
VI раздел. Профилактическая работа.
- Работа с родителями.
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Цель – привлечь родителей нашего класса ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса (родительские собрания, спортивные соревнования, оказание помощи в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников).
Мы – вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!
Принципы взаимной деятельности: обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
- Изучение условий семейного воспитания:
- посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
- особенности семейного воспитания; беседы, анкетирование родителей;
- сочинения учащихся о семье;
- конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”;
- формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
12
- родительские собрания, информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
- приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
- регулярная проверка дневников.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Взаимодействие с родительским комитетом:
- помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
- помощь в работе с социально неблагоприятными семьями;
- с учреждениями дополнительного образования.
- Совместная деятельность родителей и учащихся:
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
- Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
- родительские собрания; заседания родительского комитета;
- четкие и лаконичные записи в дневниках;
- Работа с педагогами, работающими в классе:
- изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
- выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
- развитие коммуникативных умений педагогов; сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
- помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы: проведение малых педагогических советов;
- индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
13
Единое воспитательное пространство
школьная библиотека районная библиотека школьный музей инспектор ПДН Дом детского творчества семья районный краеведческий музей спорткомплекс Дом культуры |
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
Программа воспитательной работы в 5-8 классах "Стать человеком".
Надо видеть себя в детях, помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. ...
Программа воспитательной работы классного руководителя 9 класса.
В плане представлены цели и задачи воспитательной работы, характеристика класса и план мероприятий на учебный год....
Программа воспитательной деятельность классного руководителя 7 класса.
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания "Новое поколение" является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениями об истин...
Программа воспитательной работы для 7-9 класса
Программа содержит пояснительную записку, актуальность, план работы с классом на три года. Название программы "Я - особенный"....
Программа воспитательной работы в 7-9 классах
Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе. Задачи: • Всестороннее развитие человека, охватывающее инте...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 8 «А» КЛАССЕ «МЫ – БУДУЩЕЕ СТРАНЫ»
характеристика классного коллектива,анализ воспитательной работы классного руководителя в предыдущем учебном году, цели и задачи воспитательной работы на следующий учебный год....