Профессиональная ориентация
классный час (5 класс) на тему

Куксова Татьяна Владимировна

Материалы для классных часов по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 50_tysyach_professiy.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon anketa.doc17 КБ
Office presentation icon vybor_professii.ppt1.92 МБ
Microsoft Office document icon den_proforientatsii.doc55 КБ
Microsoft Office document icon stsenariy_proforient.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.

Эпиграфы:

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»         (Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия» (Стендаль)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого»

 (Жюль Верн)

Ход урока

Вступительное слово учителя

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения.

От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для тог чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.

Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

I. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей?

Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?

3. Назовите объект труда, конечный результат работы.

4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.

6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?

8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?

  1. Где можно её получить?

Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста.

Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

  • работа имеет огромное общественное значение;
  • высокая зарплата;
  • встреча с интересными людьми;
  • командировки, дающие возможность многое увидеть;
  • использование современной техники.

Скептик:

  • трудности, связанные с устройством на работу;
  • частые командировки, осложняющие личную жизнь;
  • трудности получения образования (н-р, наличие печатных работ);
  • большая ответственность;
  • нервные перегрузки;
  • ненормированный рабочий день;
  • постоянное общение с людьми.

Тест «Профпригодность»

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят).

Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.



Предварительный просмотр:

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Фамилия ______________________________

Имя __________________________________

Количество баллов _____________________

Вывод ________________________________

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Фамилия ______________________________

Имя __________________________________

Количество баллов _____________________

Вывод ________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях

Слайд 3

Группа принципов, которыми следует руководствоваться при выборе профессии

Слайд 5

Беседа для 7 класса «С чего начинать выбор профессии» Цель занятия: сформировать у учащихся потребность в профессиональном самоопределении Задачи занятия: Ознакомить учащихся со сложностями выбора профессии Проведение психогеометрическго теста для определения профпредпочтений учащихся Основные положения: Трудности профессионального самоопределения Как же разобраться в себе? Профессия должна быть интересна Профессионально-важные качества Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом

Слайд 6

Беседа для 7-8 классов «Мир профессий» Цель занятия: расширить у учащихся представление о мире профессий Задачи занятия: Ознакомить с классификацией профессий Е.А. Климова Познакомить учащихся с особенностями каждой сферы профессий Профессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен возможность существования и развития Специальность – вид занятий в рамках одной профессии

Слайд 7

ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ (по Е.А.Климову)

Слайд 8

Беседа для 8-9-х классов «Как правильно выбрать профессию?» Цель занятия : познакомить учащихся с правилами выбора профессии Задачи занятия: Обозначить важность выбора профессии Раскрыть значение интересов и склонностей в выборе профессии Раскрыть значение способностей в выборе профессии Дать определения основным понятиям Раскрыть значимость востребованности профессий на рынке труда

Слайд 13

Беседа для 9-х и 11-х классов «Пути получения образования» Цель : сформировать у выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений представление о системе учреждений общего и профессионального образования, оказать содействие в составлении индивидуального образовательного маршрута Задачи занятия: Познакомить учащихся с основными уровнями профессионального образования Рассмотреть систему учреждений общего и профессионального образования Рассмотреть преимущества платного и бесплатного образования Познакомить учащихся с технологией сбора информации об учебных заведениях

Слайд 14

Беседа с учащимися 9-11 классов на тему «Здоровье и выбор профессии» Цель: ознакомить учащихся со значением здоровья при выборе профессии Задачи занятия: Осветить проблему здоровья и профессии Познакомить учащихся с требованиями профессий к состоянию здоровья Рассмотреть ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях Каждый человек, выбирающий себе специальность в соответствии с медицинским диагнозом, должен знать «группу риска», то есть те профессии, где болезнь его может обостриться или развиваться

Слайд 15

Беседа для 10-11 классов «Этапы планирования профессиональной карьеры» Цель : содействие профессиональному самоопределению учащихся Задачи занятия: Дать определение основным понятиям Познакомить учащихся с основными условиями, при которых возникает призвание Познакомить учащихся с факторами, влияющими на профессиональную карьеру Определить профессиональные склонности с помощью методики Дж.Голланда Дать классификацию типов личности Дж.Голладна Познакомить с условиями правильного выбора карьеры

Слайд 17

Шесть основных типов личности и профессиональной среды (по Дж.Голланду) Реалистический тип (мужской, несоциальный, эмоционально стабильный. Ориентирован на настоящее) Интеллектуальный тип (несоциальный, аналитический, рациональный. Ориентирован на умственный труд) Социальный тип (он активен, решает проблемы, опираясь, главным образом на эмоции, чувства, умение общаться. Он ориентирован на тесный контакт с окружающей средой, стремится воспитывать, поучать) Конвенциональный тип (отдает предпочтение четко структурированной деятельности) Предпринимательский тип (энергичный, импульсивный, предпочитающий исконно «мужские», руководящие роли) Артистический тип (в общении с окружающими опирается на свои ощущения, эмоции, интуицию, воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость решений. Это женственный, несоциальный, оригинальный тип).

Слайд 18

Второе условие выбора карьеры

Слайд 19

Профориентационная работа с родителями Родительское собрание «Выбор профессии» (для родителей учащихся 8-9 классов) Цель: обучить родителей помочь ребенку осуществить правильный выбор профессии Задачи занятия: Осветить проблему выбора профессии Обозначить мотивы выбора профессии обучающимися Ознакомить родителей с факторами правильного выбора профессии

Слайд 20

Профориентационная работа с родителями Родительское собрание «Как помочь своим детям в выборе профессии» (для родителей учащихся 10-11 классов) Цель занятия: информирование родителей об ошибках, возникающих при профессиональном самоопределении учащихся 10-11 классов и способах их предупреждения и разрешения Задачи занятия: Ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии Ознакомление со способами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций при выборе учащимися будущей профессии Обозначение мотивов выбора профессии обучающимися



Предварительный просмотр:

Цель:  формирование сознательного выбора будущей профессии.

Задачи:

  1. продолжить разговор с учащимися  о выборе будущей профессии;
  2. познакомить  учащихся с особенностями выбора профессии на современном этапе,
  3. познакомить с ситуацией на рынке труда;
  4. выявить уровень развития коммуникативных способностей, как стержневых в профессии типа «человек – человек»

Классный час проходил в форме  ролевой игры – круглый стол. 
Роли специалистов выполняли учащиеся.

 Ведущий. Уважаемые друзья, добрый день. Мы рады вас приветствовать  в Центре занятости населения на Дне профориентации. Сейчас для выпускников школ и их родителей состоится круглый стол, где с нашими гостями  мы будем вести разговор о выборе профессии. Выбор профессии – это путь  проб и ошибок? А может надо заранее готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию? Об этих и других проблемах пойдет речь сегодня за нашим круглым столом. Итак, мы начинаем.
Большинство выпускников хотели бы иметь престижную и высокооплачиваемую работу. Их привлекают такие профессии, как юрист, экономист, банкир. 
А какие еще профессии являются привлекательными для молодежи? Попросим ответить на этот вопрос гостя нашей сегодняшней встречи социолога ……………

Социолог. Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу. Результаты социологических исследований  показали, что распределение предпочтений  по профессиональным сферам получается следующее:
1)финансово–экономическая деятельность
2) юридическая, правоведческая
3)культура, наука, образование, здравоохранение
4) архитектура, дизайн, художественное творчество
5) торговля, коммерция
6) государственное управление
7) инженерно техническая деятельность

Приоритеты  молодежи связаны, прежде всего, с финансово – экономической и правовой деятельностью. Экономист, юрист – профессии, привлекательные в общественном сознании, несмотря на то, что  рынок труда насыщен данными специалистами, отсутствуют вакансии и появилась безработица. Однако существует недооценка выпускниками спроса на специальности промышленного производства. Резко возросла потребность в инженерных кадрах. Производящим компаниям, крупным предприятиям необходимы руководители среднего звена. Поэтому необходимо переориентировать выпускников школ с таких профессий, как экономист, банковский специалист, менеджер, юрист, на пользующие спросом профессии: специалисты промышленного производства, инженеры, руководители среднего звена на производстве, начальники цехов, мастера и т.д.

Ведущий. А что посоветуют психологи молодому человеку, выбирающему профессию?

Психолог. Современному старшекласснику при выборе профессии необходимо учитывать следующие моменты: 
- Динамичность мира профессий.
Ежегодно появляются сотни новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня не больше десятка лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
-Не так давно, человеку было достаточно иметь только одну профессию. Сейчас нужно стремиться к овладению не одной, а несколькими смежными профессиями.
-Выпускнику школы надо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных при обучении, не хватит на весь период трудовой жизни. Человеку в течение жизни предстоит постоянно совершенствоваться в профессии,  не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, к освоению новой профессии.

Ведущий. Раньше выбирая специальность, мы руководствовались  больше собственными наклонностями, пристрастиями, примером родителей. Достаточно ли этого для выбора профессии сегодня? Зададим этот вопрос специалисту центра занятости …..

Специалист центра занятости. В настоящее время, выбирая будущую профессию необходимо  обратить внимание на  ее востребованность на рынке труда сегодня и завтра. 
Сложно сказать, что будет через 5 – 10 лет, ситуация напрямую зависит от экономического благосостояния страны. По мнению специалистов, анализирующих развитие экономики, бум спроса придется на рабочих – универсалов (владеющих несколькими рабочими специальностями), которые будут востребованы в промышленности, транспорте, строительстве, коммунальном хозяйстве. Уже сегодня наблюдается активное развитие фармации, полиграфии. Устойчиво востребованы профессии сферы торговли и обслуживания: продавцы, повара, кондитеры, бармены, официанты. Удержится спрос на врачей и учителей, а вот что касается юристов и экономистов, то современный рынок ими несколько перенасытился.

Ведущий. Бесспорно, сильный квалифицированный юристконсульт пригодится любому предприятию или фирме, но это должен быть высококвалифицированный специалист. И если ты планируешь в будущем стать высококлассным специалистом, то готовить себя нужно уже сейчас. Об этом подробнее расскажет инспектор  по кадрам одной из ведущих компаний……….

Инспектор по кадрам одной из компаний. Подросток, выбирая  профессию, стремится получить соответствующее образование. Но он должен развивать и необходимые качества личности. В первую очередь инициативу, самостоятельность, ответственность. Почти все работодатели негативно оценивают  такие качества молодого человека, как отсутствие опыта трудовой деятельности,  неумение построить взаимоотношения в рабочей группе, неустойчивость поведения,  излишняя эмоциональность. Необходимо формировать такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. 
Высококлассный специалист составляет главный ресурс организации. Если ты решил добиться высот в будущей профессиональной деятельности, готовить себя нужно уже сейчас.  
Основой для любой профессиональной подготовки служат хорошие знания общеобразовательной школы.
Нашу жизнь сложно представить без компьютера. Человек не умеющий работать на компьютере не может рассчитывать на более-менее приличное место работы.
А вы знаете иностранные языки? Насколько хорошо? Этот вопрос все чаще задают работодатели кандидатам на более-менее приличные места. Знание иностранного языка – это уже требование времени.
На одних способностях далеко не уедешь. Твой характер только формируется, работай над собой, привыкай трудиться. Развивай в себе коммуникативные качества, сдержанность, тактичность, самостоятельность, дисциплинированность, умение планировать, желание приобретать новые знания.

Ведущий. Читая объявления о приеме на работу, замечаем, что все больше требуются коммуникативные, энергичные, желающие работать молодые люди, без вредных привычек. Такие качества, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, необходимо иметь человеку любой профессии. Особенно тем, чьи профессии относятся к типу «Человек – человек». Давайте проверим, как у вас развиты коммуникативные способности.
(Ведущий читает вопросы теста)

Тест. Коммуникативные способности. (да «+», нет « - ») [1]

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Долго ли вас беспокоит  чувство обиды, причиненное вам кем - то из ваших товарищей?
  3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми.
  4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с людьми?
  5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  6. Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?
  7. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми для вас людьми?
  8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми?
  10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  12. Испытываете ли вы затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  14. Правда ли, что вы чествуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей?
  15. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
  18. Правда ли, что вы чествуете себя достаточно уверенным и спокойным , когда приходится говорить что либо большой группе людей?
  19. Верно ли, что у вас много друзей?
  20. Часто ли вы находитесь в центре внимания у своих товарищей?

Обработка результатов:
Сверти ваши результаты с ключом (всем выдается ключ для обработки результатов) и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей 
К=Х / 20,(деление) где К – величина оценочного коэффициента; 
Х – количество совпадающих ответов с ключом, 
20- максимально возможное число совпадений 

Ключ к определению коммуникативных способностей.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

Шкала оценок коммуникативных способностей.


Коэффициент

Оценка

Уровень проявления коммуникативных способностей.

0,10 – 0,45

1

Низкий

0,46 – 0, 55

2

Ниже среднего

0,56 – 0, 65

3

Средний

0, 66 – 0, 75

4

Высокий

0, 76 – 1,00

5

Очень высокий

Интерпретация результатов
Оценка «1».Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.
Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводит время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.
Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, неограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4».Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.
Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются , чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию. 
Идет обсуждение результатов теста.

Ведущий. В заключении нашей встречи хочется дать несколько советов тем кто выбирает профессию сегодня.

  1. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной на встречу  признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.
  2. Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
  3. Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.

Успехов вам.



Предварительный просмотр:

Сценарий

Конкурса «Защита профессий»

Оборудование: плакат «Все работы  хороши – выбирай на вкус!»,  

                                    «Профессии моёй лицо».                                                                                                                                                                                

Ход работы

Ведущие: Неделя профориентации, проходившая в нашей школе  завершается конкурсом защиты профессий. Вы узнали за прошедшее время о многих профессиях, многие задумались о том, к какой профессии, к какому делу жизни готовить себя уже сейчас. Мир профессий огромен как море, нелегко молодым сразу выбрать верный путь в жизни, но и чтобы от твоего труда была польза другим людям, всему обществу. В. Маяковский в стихах поставил вопрос, волнующий всех:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Быть может, помочь ответить на этот вопрос сможет наш конкурс  «Профессии моей лицо».

     Как и в любом конкурсе, для оценки выступлений  команд нам необходимо выбрать жюри. Какие будут предложения? /вожатую, директора, библиотекаря/. Прошу жюри занять свои места. Оценка выступлений будет вестись по двенадцати - бальной  системе.

     В выступление каждой команды входит: рассказ о профессии, об учебных заведениях, где её можно получить, стихотворение, сценка, песня.

    Итак, конкурс «Профессии моей лицо» начинается!

- Выступление 5 класса /литературный монтаж/.

Ведущий: Первым в нашем конкурсе выступает команда 6 – а класса. Они представляют профессию…

І. Выступление команды 6 – а класса.

ІІ. Выступление команды 6 – б класса.

Ведущие: Понравилось вам это выступление ребята? Вот что значит умелые руки. Недаром в народе говорят… Кто из вас назовет пословицы о труде, это вопрос к болельщикам. Ваши ответы тоже будут оцениваться жюри, а также будет оцениваться ваша поддержка команде. Тем самым, вы сможете принести дополнительные очки своим представителям от класса.

Конкурс:

/«Труд умелые руки любит» , «Дело мастера боится», «Без труда не вытянем и рыбку из пруда», «Под лежачий камень и вода не течет», «Труд кормит, а лень портит», «Терпенье и труд все перетрут»,  «Наскоро делать – переделывать» , «Люби дело – мастером будешь», «Кто работы не боится, у того она и спорится», «Научился сам – научи другого»/.

Ведущий: Молодцы ребята! Как много вы знаете, даже нам, взрослым, интересно.

ІІІ. Выступает команда 7 класса.

ІV. Выступает команда 8 -  а, 8 – б класса.

V. Конкурс болельщиков: вызываются по 3 мальчика от каждого класса. Предлагают одного вашего товарища отправить на северный полюс. Для этого его нужно как следует одеть. Кто будет лучше готов к этой поездке, тот и победил.

VІ. На сцене команда 9 класса. Они расскажут о профессии…

VІІ.Приветствуйте команду 10 а класса

Ведущая: Ну вот и закончились все выступления команд. Пока жюри подводит итоги,  проведем еще один конкурс для болельщиков. Кто сплетет самую длинную косу из подручных средств – платков, шарфов, тот и победил.

X. Жюри объявляет победителей:     І. место

                                                              ІІ.место

                                                              ІІІ. место

Приз лучшим болельщикам.

Ведущая: Дорогие друзья! Мы провели с вами чудесній праздник, праздник труда, профессий. Готовясь к нему вы много узнали о труде взрослых, много готовились, выдумывали. Єто все не пройдет даром. Мы желаем вам в будущем выбрать свою профессию, любить её и приносить людям радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)

           В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

Просветительская программа по профессиональной ориентации «Мое профессиональное будущее»

Программа «Мое профессиональное будущее» предназначена для учащихся 10 – 11 классов (16 – 18 лет).Содержание программы нацелено на воспитание готовности выпускников школы к обоснованному выбору профес...

Профессиональная ориентация обучающихся 9 классов Программа организации диагностической и консультативной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.

Одним из направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива на основной ступени образования является воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения обучающихся к образован...