Формирование коллектива
классный час (5 класс) по теме
Психологический климат в коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_obshcheniya_v_kollektive.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час. Правила общения в коллективе
Цели: дать детям представление о хорошем психологическом климате в коллективе; напомнить об основных правилах общения; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культуры общения; воспитывать уважение к окружающим; способствовать повышению ценности классного коллектива.
Оборудование: альбомные листы, фломастеры; музыкальные записи детских песен: «Улыбка», «Вместе весело шагать по просторам», «Все мы делим пополам», «Настоящий друг» и т. п.
Оформление: на перемене поручить кому-нибудь из детей нарисовать на доске красивый домик с высоким крыльцом без ступенек.
План классного часа
I. Вступительное слово «Хороший климат нужен всем».
II. Игровое задание «Ступеньки к добру».
III. Блицопрос «Как создать хороший климат?».
IV. Упражнения на отношения.
1. Слушать и слышать.
2. Уважать чужое мнение.
3. Узнать себя.
V. Заключительная беседа «Какой климат в нашем классе?».
VI. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово «Хороший климат нужен всем»
Классный руководитель. Дорогие ребята! Вы перешли в 6 класс. Вам сейчас 11-12 лет, получается, что полжизни вы провели в этом коллективе. И еще много лет вам предстоит быть вместе. Как важно, чтобы в нашем коллективе был хороший климат, была нормальная, здоровая рабочая атмосфера.
II. Игровое задание «Ступеньки к добру»
Классный руководитель. Что же это такое - хороший климат, хорошая атмосфера в коллективе? Представим себе наш коллектив как красивый, удобный дом, где всем будет хорошо. (Показывает рисунок на доске.) Но посмотрите, как высоко расположена дверь в этот дом. Это значит, чтобы попасть в него, нужно приложить какие-то усилия. Нарисуйте свой дом, как вы себе представляете наш классный коллектив.
(Включается музыка, дети рисуют.)
Итак, все нарисовали свои домики для нашего коллектива. И у всех высоко расположена дверь. Чтобы попасть в этот дом, нужно сделать шесть ступенек. Я буду читать вам разные признаки коллективов, вы будете выбирать самые хорошие (назовем их «ступеньки к добру») и рисовать эти ступеньки к нашему общему классному дому. На доске эти ступеньки нарисует (выбирает слабого ученика).
(Выходит ученик, берет мел.)
Классный руководитель (читает).
1. В коллективе преобладают подавленное настроение, конфликтность, агрессивность, ненависть детей друг к другу, присутствует соперничество; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, дети позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Берем такую ступеньку? [Нет.)
2. В коллективе царит дух доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
(Дети рисуют первую ступеньку.)
3. В коллективе уважают всех его членов, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
(Дети рисуют вторую ступеньку.)
4. В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «избранных» и «отверженных», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, проявляют враждебность к новичкам. Подойдет нам такая ступенька? {Нет.)
5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство. А эта ступенька приведет в добрый дом? [Нет.)
6. Все искренне радуются чужим успехам и переживают за неудачи членов коллектива.
(Дети рисуют третью ступеньку.)
7. В коллективе высоко ценят такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
(Дети рисуют четвертую ступеньку.)
8. Такие черты личности, как честность, трудолюбие, бескорыстие, в этом коллективе не в почете. Подойдет нам такая ступенька? (Нет.)
9. Члены коллектива безразличны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно организовать на выполнение общего дела. Берем такую ступеньку? [Нет.)
10. Члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и всегда добиваются успеха.
(Дети рисуют пятую ступеньку.)
11. В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. А эта ступенька приведет в добрый дом? {Нет.)
12. В отношениях между группировками внутри коллектива существуют взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
(Дети рисуют шестую ступеньку.)
Вот теперь по этим ступенькам мы и сможем зайти в дом нашего классного коллектива, где будет царить благоприятный климат. Это значит, что всем в этом коллективе хорошо, каждый чувствует, что тут у него есть друзья, которые поддержат его в трудную минуту, порадуются его успехам.
III. Блицопрос «Как создать хороший климат?»
Классный руководитель. Людям, как и цветам, нужен хороший климат. Но для растений в оранжерее климат создают садоводы и цветоводы, а климат в человеческом коллективе полностью зависит от людей. И создавать этот климат должны только мы с вами. Что для этого нужно сделать?
- Как нужно относиться к общим делам? {Все делать вместе, вместе проводить свободное время.)
- Как нужно относиться друг к другу? (Уважать друг друга, поддерживать слабых, новичков.)
- Какие черты нужно ценить в людях? (Трудолюбие, бескорыстие, честность...)
- Как относиться к чужим успехам и неудачам? (Радоваться успехам, переживать за неудачи.)
- Какие отношения должны быть между различными группировками в классе? (Отношения сотрудничества, взаимопонимания...)
IV. Упражнения на отношения
Классный руководитель. Сейчас мы сделаем несколько упражнений, которые помогут вам проявить себя и лучше узнать друг друга.
1. Слушать и слышать
Классный руководитель. Первое упражнение называется «Слушать и слышать». Чтобы узнать друг друга, нужно уметь слушать. Умеем ли мы слушать и слышать другого?
Внимание, задание. По моей команде «Адрес!» каждый из вас громко должен назвать свой адрес.
Начали! Адрес!
(Дети громко выкрикивают свои адреса.)
Теперь проверим, как мы поняли друг друга.
(Педагог обращается к нескольким ученикам с просьбой повторить адрес одного из одноклассников.)
Как видим, хоть и кричали все очень громко, но услышать друг друга нам не удалось. Зато каждый хорошо слышал только себя.
- Какое правило общения можно вывести из этого упражнения? (Нельзя перебивать, нужно уметь слушать и слышать.)
2. Уважать чужое мнение
Классный руководитель. Второе упражнение называется «Уважать чужое мнение». У многих из нас есть ярко выраженные качества, которые отличают нас от других людей. С помощью этих качеств можно дать краткую характеристику человека. Сейчас вы и будете это делать. Я буду читать краткие характеристики, а вы по цепочке будете угадывать, о ком идет речь. Причем одну и ту же характеристику будут угадывать два ученика, сидящие за одной партой. Все остальные должны показать, что они могут уважать чужое мнение: не перебивать, не грубить, не хамить, не унижать других.
(Учитель читает характеристики, ученики поднимают руки, называют фамилии одноклассников.)
• Самостоятельный человек - так можно сказать о...
• Самый изобретательный и находчивый...
• В разведку я взял бы с собой...
• Самый надежный и добросовестный в нашем классе - это...
• Ему лучше не попадаться на язык: остроумие и острословие - его главные качества. Это...
• Самая яркая и одаренная личность в нашем классе - это...
• Своими бедами всегда можно поделиться с...
• Всегда поймет вас и посочувствует...
• Если в классе скучно, значит, в нем отсутствует...
• Если в классе неуютно, значит, в нем не хватает...
• Если в классе вспыхнет ссора, врагов всегда помирит...
• Не побоится дать отпор любому хаму и грубияну...
• Всегда блистает умом и смекалкой...
• Возможно, станет крупным государственным деятелем...
• Самым добрым человеком в классе можно назвать...
• Скромность - это редкое качество украшает...
Возможно, кто-то и не ожидал, что одноклассники обнаружат
в нем такие качества, но, как говорят, со стороны виднее.
Всем нам надо учиться прислушиваться к чужому мнению, независимо от того, совпадает ли оно с нашим собственным. Ученые утверждают, что только 1 из 10 людей умеет выслушать собеседника и объективно отнестись к его точке зрения. Как видим, в нашем классе таких гораздо больше.
3. Узнать себя
Классный руководитель. Выполняя предыдущее упражнение, вы показали, как хорошо знаете своих одноклассников, а теперь покажите, как хорошо знаете самих себя. Третье упражнение так и называется - «Узнать себя».
Итак, новое задание: я буду называть представителей различных групп, а те, кто к ним относится, должны громко хлопать в ладоши.
Внимание! Начали!
• Хлопают все ученики 6 «А» класса!
• Хлопают только... девочки!
• Хлопают только те, кто любит... вкусно поесть!
• Хлопают только те, кто любит поспать... на уроках!
• Хлопают только те, кто обожает... математику!
• Хлопают только те, кто ненавидит... каникулы!
• Хлопают только... мальчики!
• Хлопают только те, кто жить не может без... двоек!
• Хлопают только те, кому нравится... опаздывать на уроки!
• Хлопают только те, кто ценит настоящую дружбу!
• Хлопают только те, у кого прекрасное настроение!
Это было, конечно, шуточное задание на внимание. Но и на умение выслушать до конца. Без этого умения легко попасть в глупое и смешное положение.
V. Заключительная беседа «Какой климат в нашем классе?»
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о хорошем и плохом климате в коллективе.
Если климат в коллективе хороший, то всем хорошо, все довольны, активны, всем хочется все делать вместе, все делать для других как можно лучше, все даже меньше болеют, потому что атмосфера в таком коллективе здоровая.
- Как вы считаете, можно ли сказать, что климат в нашем классе хороший, благоприятный, что у нас здоровая атмосфера в классе?
- И в чем это проявляется?
- Как сделать, чтобы климат в нашем классе не портился, а становился все лучше и лучше?
Примерные высказывания детей:
- Климат у нас хороший, все уважают друг друга, чувствуют себя как дома, в своей семье.
- Иногда мешают зависть, жадность, жестокость - все это портит атмосферу в нашем классе.
- Атмосфера у нас нормальная, здоровая, все помогают друг другу, подсказывают, даже дают списывать.
- Насчет списывания и подсказок - это как раз и плохо, лучше, если бы объяснили, только на это нужно потратить больше времени и сил.
- Чтобы климат в нашем классе стал лучше, нужно почаще проводить классные праздники, экскурсии, дискотеки.
- Нельзя обзывать, дразнить других, мальчикам нельзя драться и обижать девочек.
- Нужно побольше узнавать друг о друге, почаще вместе собираться после школы.
И т. п.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Полезно ли было для вас сегодняшнее общение? Что нового вы узнали о себе, о других?
Примерные высказывания детей:
- Узнал, что я, как и многие другие, не умею слушать собеседника.
- Узнал, что так много людей (9 из 10) тоже не умеют слушать и слышать.
- Узнал, что от нас самих зависит атмосфера в нашем классе и лично от меня.
- Узнал, что хороший климат и здоровую атмосферу в классе нужно не только создавать, но и беречь, сохранять.
И т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"
В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы: "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...
Формирование коллектива
В данной презентации рассматриваются стадии развития сплоченности коллектива. Для того чтобы учебная группа стала сплоченным коллективом, что необходимо сделать?...
Система классных часов по формированию коллектива в 10 «А» классе.
Классный час - форма работы, которая предполагает более близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом.Темы классных часов планируются на основе общешкольного плана, основ...
Статья "Игра как средство формирования коллектива"
Статья об игре как средстве формирования коллектива, о знакомстве с русскими народными играми на занятиях в клубе "Родина"...
Технология коллективного творческого воспитания в процессе формирования коллектива детского объединения «Комнатное цветоводство».
Коллектив - это средство всестороннего развития личности, главная сфера жизнедеятельности, среда обитания и среда общения детей. При любой коллективной деятельности детей и взрослых в процессе примене...
ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА.
Игра для него целый мир, где он приобретает свой первый социальный опыт. Игра – это форма деятельности детей, которую он принимает охотнее всего и больше всего любят. Поэтому я считаю жизнь младших шк...
Формирование коллектива у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью.
Формирование коллектива у детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью....