Практикум по культуре поведения
проект (5 класс) на тему

Практикум по культуре поведения

ТЕМА «Как вести себя» (5-й класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vospitatelnogo_meropriyatiya_aboyan.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по культуре поведения

ТЕМА «Как вести себя» (5-й класс)

Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.

Подготовительная работа:

  1. Предлагаем учащимся прочитать книги по культуре поведения.
  2. Создаем инициативную группу, которая готовит

- выступление учащихся, читающих наизусть стихи Г.Остера;

- инсценировки- миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета;

-цветные жетоны из бумаги, которые будут выдаваться учащимся, сформулирующим правила поведения в ходе практикума;

- выбирает ведущего.

Оснащение: три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.

Ход практикума

Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот что с ним происходит.  Классный руководитель предлагает детям посмотреть ситуации, в которые попадает Васечкин, найти все его ошибки и исправить их, сформулировать грамотно правила поведения. За каждое грамотно сформулированное правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитывают, у кого жетонов больше.

Итак, спектакль начинается…

Ведущий объявляет…

СЦЕНА 1-я «В ТЕАТРЕ»

Действие 1-е. «В театральном буфете»

Ученик читает стихотворение Г.Остера

Посещайте почаще
Театральный буфет. 
Там пирожные с кремом, 
С пузырьками вода. 
Как дрова на тарелках 
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль. 
Не просите билеты 
На балкон и в партер,
Пусть дадут вам билеты 
В театральный буфет. 
Уходя из театра,
Унесете с собой 
Под трепещущим сердцем, 
В животе бутерброд.

Ведущий объявляет:

Действие 2-е. «Свет в зале уже погас. Идет спектакль…»

МИНИАТЮРА. На сцене условно показан зрительный зал театра – стоят два ряда стульев, на них сидят «зрителя» (4-6 учащихся»). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет своё пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик. Не делай этого». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

Беседа с учащимися

Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Васечкин. В ходе обсуждения дети формулируют правила поведения в театре. Ведущий записывает их маркером на белом листе ватмана.

Ведущий объявляет:

СЦЕНА 2-я «В ТРАНСПОРТЕ»

Действие 1-е. «На автобусной остановке»

Ученик наизусть читает стихотворение Г.Остера:

Когда состаришься — ходи 
По улице пешком.
Не лезь в автобус, все равно
Стоять придется там. 
И нынче мало дураков, 
Чтоб место уступать, 
А к тем далеким временам
Не станет их совсем.

Ведущий объявляет:

Действие 2-е. «В автобусе»

МИНИАТЮРА. На школьной сцене 6 стульев в ряд условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь. Он плюхается на сиденье и кричит подруге «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступая место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».

Беседа с учащимися

После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребята проанализировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают поощрительные жетоны.

Ведущий объявля

СЦЕНА 2-я «В ГОСТЯХ»

Действие 1-е. «День рождения»

Ученик наизусть читает стихотворение Г.Остера:

Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе, 
Ты оставь подарок дома — 
Пригодится самому. 
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай. 
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить. 
Не хватай салат руками — 
Ложкой больше зачерпнешь. 
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье — 
Трудно будет вынимать.

Ведущий объявляет:

Действие 2-е. «Васечкин принимает гостей»

МИНИАТЮРА. На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине сцены «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?». Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату. Пальто снимайте!» Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Беседа с учащимися

Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей.

Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях. Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения, получают поощрительные жетоны.

В конце беседы классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла подросткам побывать в необычном театре, увидеть веселые миниатюры и нелепое поведение Васи Васечкина.

В ходе рефлексивной деятельности проводятся итоги анализа ситуаций. Ещё раз все вместе подростки повторяют правила поведения, подросткам предлагают внести дополнения в уже сформулированные и записанные на листах ватмана правила поведения.

Подростки все вместе приветствуют аплодисментами своих одноклассников, набравших больше всего поощрительных жетонов.

Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аасамаа Й. Как вести себя. Таллинн, 1980.
  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.,1980
  3. Остер Г. Вредные советы. М.,1996

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как себя вести. (Практикум по культуре поведения для учащихся 5 класса).

В классном часе рассказывается ол правилах поведения в общественных местах....

Урок культуры поведения на тему: «Правила поведения за столом и в столовой».

Задача:научить правильно, пользоваться за столом ножом, вилкой и ложкой.Цель урока:познакомить учащихся 5 класса с правилами культурного поведения за столом, сервировкой стола....

Правила поведения в УГСВУ. Культура поведения с суворовцами.

Правила поведения в УГСВУ. Культура поведения с суворовцами....

Классный час в 7 классе по теме "От культуры внешнего вида до культуры поведения человека"

Культурные навыки поведения - это вошедшие в привычку, укоренившиеся, тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления его личности (движения, выражения лица, речь и др.), свидетел...

Классный час по правовому воспитанию на тему «Необычное путешествие по школе» (игровой практикум о правилах поведения в учебном заведении).

                  Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Необычное путешествие по школе» (игровой практикум о правилах п...

Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"

Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...