Адаптация учащихся
материал (5 класс) на тему

Адаптация учащихся 5 «В» класса  к учёбе и жизни в ГБОУ гимназии №1590 имени В.В.Колесника

2014 -2015 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация учащихся 5 «В» класса  к учёбе и жизни в ГБОУ гимназии №1590 имени В.В.Колесника

2014 -2015 учебный год

     Выходя из начальной школы, наши дети сталкиваются с иным укладом школьной жизни — несколько кабинетов, а не один класс, много преподавателей, а не одна учительница. В этот период  и учителя, и родители должны быть особенно внимательны к детям, выполнять следующие правила.


        1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

         2. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют интерес и к учёбе, и к школе,  и к своему классу.

        3. Организуйте так учебный труд, чтобы каждому ребёнку захотелось учиться, а для этого нужно формировать интерес к предмету в целом. Радость от постижения нового - самый лучший мотивирующий фактор. Ещё Л. Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

       4. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.

       5. Не забывайте чаще хвалить ребёнка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.

       6 . В этот период должна быть тесная связь школы и родителей: родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно  должны познакомиться с одноклассниками ребенка и общаться  с ними после школы.

       7. И учителя, и родители должны следить за состоянием ребёнка в период адаптации: не забывайте о смене учебной деятельности, наблюдайте за правильной позой во время урока, создавайте условия для двигательной активности на переменах. А родители обязательно  должны вводить в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Мы должны вместе

 воспитывать ответственность ребенка за свое здоровье.

 

План проведения мероприятий по успешной адаптации учащихся 5 «В» класса:

1. Классный час «Первый раз в пятый класс». Презентация на тему «Права ребёнка».      Цель: познакомиться с учащимися, с кабинетами, с расписанием уроков,  с учителями, с  правами и обязанностями ребёнка в школе.

     Работа проходила в группах, итогом работы стали  следующие пункты обязанностей школьников:

- учить уроки;

- слушать учителя;

 -  вести себя достойно  на уроках и на переменах. (12.09.14.)

 

2. Единый Всероссийский урок безопасности дорожного движения в рамках месячника. Презентации учащихся, подготовленные заранее;  Час общения «Моя дорога в школу». Знакомство с правилами дорожного движения,  (21.09.14.)

3. Классный час на тему «Как готовить домашние задания».

 Цель: повышение мотивации к учебной деятельности.

      Работа проходила в группах, школьники  читали материал по теме, а потом  знакомили с ним  одноклассников (17.10.14.)

4. Изучение детей и их семей:  работа с личными делами пятиклассников, встречи с родителями, телефонные разговоры, записи в дневник.

     Поставлена  задача узнать у родителей состояние здоровья ребенка,  памятные даты  детей, традиции семьи.  Оформление социального паспорта класса. Заполнение Карты внеурочной деятельности учащегося.

 5.   Анкетирование. Выявление уровня воспитанности по Капустину (с 24.09.14 по 29.09.14.).Обработка данных показала, что 78% уч. класса имеют высокий уровень воспитанности, 22% -средний. Ни у кого из учащихся не оказалось  низкого уровня.

     6.Была предложена анкета для родителей  по адаптации пятиклассников к старшей школе:

1) Охотно,  с радостью - 2 чел,  без особой охоты - 2 чел, затрудняюсь ответить - 2 чел.

2)  В основном «да» - 4 чел, не совсем - 2 чел.

3) Иногда - 5 чел, довольно часто - 1 чел.

4)  «+» и «-»   эмоций  - поровну - 6 чел.

5) Такого практически не бывает - 6 чел.

6)  Рекомендации ребёнку - быть более усидчивой и внимательной - 1 чел.

6.Подготовлено и проведено мероприятие в форме классного часа с элементами беседы ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом. Презентация  «Трагедия Беслана-трагедия страны» не оставила никого равнодушными. Минутой  молчания почтили невинно убиенных.

   6. Работа с 5-классниками над созданием уютного школьного уголка в классе : оформление классного уголка и выпуск его  разделов, уборка класса и  дежурство , участие в акции «Открытка пожилому человеку» (01.10.14.), участие в  дне Учителя,  ВЫБОРЫ органов  Самоуправления ,  классный  час «Моя малая родина» с презентацией,  конкурс чтецов  к 202-летию  Бородинского сражения и памятной дате М.Ю Лермонтова в рамках Всемирного Дня поэзии  , запись на участие во Всероссийских олимпиадах по предметам школьного тура предметных , запись в кружки и секции Дополнительного образования на базе ГБОУ ГИМНАЗИИ №1590,показ презентации.

-хорошо спланированная работа органов самоуправления дала положительный результат:

Киприянович М. организовал спортивные мероприятия: шашечный и шахматный турнир с награждением победителей., осенний кросс на спортивной площадке.

-участвовали в благотворитель ной ярмарке (помощь слабослышащим и слабовидящим детям Заокской школы- интерната. Учащиеся подготовили театрализованное костюмированное представление  «Эх. Ярмарки пляски…». На сайте опубликована статья со множеством фотографий.

-приняли участие в Городской акции «МИР ВО ВСЕМ МИРЕ» (учащиеся в классе вырезали силуэты птиц, писали на них строчки заранее подготовленных стихотворений о мире ,наклеивали на листы бумаги. Статья  и фотографии опубликованы также на сайте.

 7. Час общения «Делу – время, потехе – час». Цель: учить детей ценить свое время и время окружающих, правильно планировать, организовывать свой день. Формировать чувство уважения друг к другу, чувство взаимопомощи и взаимопонимания. Помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей; воспитывать этические нормы поведения при общении друг с другом.

     К классному часу была предложена анкета:

-  Сколько времени ты затрачиваешь на выполнение  домашних заданий .

-  Трудные предметы - русский -8 человек, математика- 6 чел, английский язык - 7 чел.

- Трудно учиться потому,  что

 1)  Не знаю, как делать урок -1 чел.

 2) Трудные задания - 8чел.

 3) Я не понимаю - 6 чел.

 4) Боюсь получить двойку - 10 чел.

  и другие  вопросы

8.  Была поставлена задача  определить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации, выявить причины адаптации учащихся и наметить пути решения появившихся  проблем, привлечь внимание родителей к серьезным проблемам адаптации:

  1. Детям было предложено  нарисовать рисунок на тему « Первые дни в большой гимназии: какие они и почему?».  Большинство учащихся  нарисовали  радостную улыбку, потому что дети наконец-то оказались в старшей школе, новые учителя, новый класс, одноклассники, которых они оценивают хорошо.

2.)Учителям-предметникам необходимо было дать полный анализ учебной деятельности обучающихся 5 «В» класса, проанализировать  готовность 5 «В» класса к обучению на 2 ступени по всем учебным дисциплинам .Были указаны темы , которые представляют особые трудности в усвоении и намечены пути решения проблем .Обобщая  отчеты учителей- предметников, хочется отметить:

-уровень познавательной активности у большинства обучающихся высокий  ;

-степень самостоятельности высокая у 50% ;

-умением анализировать и выделять главное умеют далеко не все обучающиеся;

(Кузмак К. , Дремлюгина Е. ,Шафран А. ,Очир- Горяев, Камчыбек И. ,Ефимова А,);

-речь развита у многих обучающихся ,в   основном понимают содержание материала, могут выражать свое мнение ,умеют отвечать на поставленные вопросы, составлять монологи и диалоги , некоторые учащиеся не могут сформулировать правила(указаны выше).

-письменные работы оформляются не всегда аккуратно, допускаются исправления, помарки,  домашние задания выполняют все, кроме Анушенко Ю.(иногда недолелывает).

-интеллектуальное развитие высокое у Елькиной А., Поволяевой А., Моисеевой А., Верещагиной Е..Кузмака К. Быстрицкой Е., Кураевой В., Корючева С.,Ереминой А.; у этих детей высокая мотивация и учебная активность;

-организованность и дисциплинированность обучающихся в начале учебного года была гораздо выше, но на протяжении 2 месяцев наблюдается низкая нормативность поведения, некоторая неорганизованность(Анушенко  Ю., Киприянович К., Киприянович М., Сиволап А., Зеленин М.)

-способность концентрировать внимание и точность работы некоторых учащихся не соответствует возрастным нормам.;

-память – некоторые дети показывают высокие показатели(см. выше),некоторые –низкие;

-навыки группового взаимодействия- низкие: большинство не умеют работать в парах и в группах, умеют сотрудничать между собой только по руководством учителя.

-итоги 1 триместра: учащиеся  показали высокие результаты-

 «отличники»: Поволяева Арина, Елькина Анастасия.

 «хорошисты»: Быстрицкая Елизавета ,Еремина Антонина, Зеленин Максим, Каурова Лилиана, Корючев Степан, Моисеева Анастасия, Кураева Виктория, Покатилов Александр. Успеваемость класса- 100%, качество успеваемости-75,1 %.

-учащиеся резерва (с одной   «3») :Дремлюгина Екатерина (англ. язык),Шафран Александра(рус. язык).

8)  Для родителей было проведено классное собрание по адаптации  на тему «Ваш ребёнок - пятиклассник»: доклад на тему «Трудности адаптации пятиклассников к школе», рекомендации для родителей пятиклассников  «Как вести себя с ребёнком-пятиклассником».

.

Итоги.

 1. Освоить программы по предметам доступно всем.

 2. Нужно  развивать дисциплинированность, усердие, трудолюбие.

 3. Выполнять требования учителей всеми обучающимися.

4.Учителям-предметникам проводить коррекцию знаний, учитывая физиологические , интеллектуальные и личностные особенности. Повышать их познавательную и мотивационную активность, применяя при этом стимулирующие факторы.

5.Неодходимо продумать работу со способными учащимися ,оказывая им всяческую поддержку  для развития  их способностей и укрепляя их положительную мотивацию к обучению.

6.Учитывать индивидуальные нормы каждого ребенка, т.е. зоны его актуального и ближайшего развития путем сопоставления его вчерашних, сегодняшних, и, возможно, завтрашних успехов.  

 7.  Родителям держать связь со школой, принимать активное участие в жизни класса.

8.Вовлекать всех учащихся в коллективные творческие дела.

9.Познакомить родителей с итогами адаптационного периода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс: адаптация учащихся, родителей, классного руководителя

Данный проект рекомендован классным руководителям 5 класса....

Адаптация учащихся 5 класса

Итоги адаптации пятиклассников...

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".Практичес...

некоторые особенности адаптации учащихся профельных классов

материал по вопросам адаптации учащихся профильных классов...

Адаптация учащихся в среднем звене

Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности....

Социальная адаптация учащихся в системе занятий НОУ «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность»

Статья раскрывает формы и результаты  работы по социальной адаптации обучающихся в рамках дополнительного образования...

Деятельность педагога - психолога на этапе адаптации учащихся в среднем звене школы.

Переход из начальной школы в среднюю - это один из переломных моментов в жизни школьника, событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической н...