Жизнь, ставшая легендой...
классный час (7 класс) на тему

Качаева Алёна Геннадьевна

Предлагаемый классный час - это информационно-познавательное мероприятие, посвященное А.В. Суворову. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_stavshaya_legendoy.docx44.89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Жизнь, ставшая легендой…»

ПОДГОТОВИЛ

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

 7 КЛАССА:

Качаева Алена Геннадьевна

                                       

                                        Ноябрь 2015г.

Предлагаемый классный час - это информационно-познавательное мероприятие, посвященное А.В. Суворову. Судьба великого полководца - образец героизма и подвижничества ради блага России. Это тот нравственный идеал, который можно противопоставить идеалам из боевиков и телевизионных шоу. Именно такой идеал необходим современной молодежи.

Цель: расширить представление детей о судьбе и личности А.В. Суворова,

             побудить брать пример с истинных героев Отечества.

Задачи:

  • сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремлённость, воля к победе, самоотверженность, патриотизм, верность присяге, упорство, настойчивость;
  • побудить детей к изучению истории России;
  • воспитывать уважение к истории своей страны.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Подготовительная работа: поручить группе обучающихся (6 человек) подготовить рассказы о Суворове по текстам сценария.

Ход классного часа.

1.Вступительное слово

Классный руководитель.

   Добрый день. Сегодня мы снова собрались на наш классный час. Для нас с вами это всегда важный разговор о главном, сокровенном, рассуждения о людях, о жизни. Хотелось бы, чтобы сегодняшний разговор был таким же.

   У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков святой образ народных героев, они, как звезды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству и народу.

Есть в русской истории фигуры, которым обязаны мы самим своим существованием.                                                                                     Слайд 1

Среди них московский князь Дмитрий Иванович Донской, благословенный Александр Невский, Александр Васильевич Суворов, не потерпевший ни одного поражения, спаситель России от Наполеона - Михаил Илларионович Кутузов, Георгий Константинович Жуков - настоящий герой Отечества.

Сегодня мы будем говорить о великом полководце, не знавшем поражений, народном герое. Он принес славу своему Отечеству и сам добился невиданной славы.

- Ребята, как вы думаете, кому могут  быть посвящены эти слова?  Слайд 2    

Стратег и тактик он в военном деле,
Учил солдат «Науке побеждать»,
Взял Рымник, Измаил и, в русских веря,
Он говорил: «Отчизна  нам как Мать!»
Ревнитель новизны в своём искусстве,
Осуществил Альпийский переход…
Великий полководец, князь, граф русский 
Удачливый в сраженьях патриот.                               Слайд 3

 

24 ноября мы отмечаем 285 лет со дня рождения Александра Васильевича Суворова. Это великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, князь Российской империи с титулом князя Италийского, граф Российской империи с наименованием Суворов-Рымникский и Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов.

Жизнь этого человека по праву можно назвать легендарной.  Слайд4

Название классного часа «Жизнь, ставшая легендой…»   Слайд 5

Родился Александр Васильевич в Москве, в семье офицера лейб-гвардии Преображенского полка Василия Ивановича Суворова и Евдокии Феодосьевны Мануковой.

     Вся семья Саши Суворова состояла из военных: его дед и отец были генералами, с десяток родственников тоже ходили в больших чинах, а уж офицеров среди родных и друзей дома вообще было не счесть. Совсем ещё карапузом, не умевшим выговаривать букву «Р», Саша всем решительно заявлял, что, как вырастет, обязательно пойдёт на военную службу.

-Генералом будешь?- с улыбкой спрашивал отец.

- Генелалом, - серьёзно отвечал сынишка.   

Пока же для своих лет он был мал ростом – сверстники были выше его на целых полголовы, - худ, слабосилен да вдобавок часто болел.

Наш первый рассказ о полководце: 

  2. «Победа над самим собой»             Слайд 6, 7   

 1 выступающий, Олег С.:  Александр Васильевич Суворов – единственный полководец – в мировой военной истории, который не проиграл ни одного боя. Из 93 сражений он выиграл все 93, причем в большинстве случаев он воевал против превосходящих сил противника. Но самую первую и самую главную победу он одержал над самим собой. В детстве Суворов был хилым, болезненным ребенком. Его отец решил, что мальчик не годится к военной службе, потому что ростом мал, тощ и некрасив, а в армии нужны сильные, здоровые офицеры. Но у Саши были совсем другие планы. С самого детства читал книги о военной истории и военном деле,  биографии полководцев, восхищался их выносливостью, мужеством. Он поставил перед собой цель – стать полководцем. И ради этой цели он решил переделать себя. Он занимается гимнастикой, обливается холодной водой, даже в лютую стужу ходит в легкой одежде. Чтобы испытать свою смелость, он скачет на лошади под дождем, когда грохочет гром и сверкают молнии. Эту борьбу с собой, с собственной слабостью, ленью, изнеженностью Суворов вел всю жизнь, даже когда стал генералиссимусом.            Слайд 8

 2 выступающий, Лена Т.:    Он просыпался с первыми петухами в час ночи. Приказывал слугам: «Если не послушаю, тащи меня за ногу!» Он спал на сене, укрывался простыней, каждый день обливался холодной водой, делал зарядку, бегал. Каждую свободную минуту старался использовать для учебы – учил языки, литературу, историю. Он избегал всякий роскоши, ел простую пищу, строжайше соблюдал все церковные посты. А во время Страстной недели Суворов ничего не ел, а только пил один чай. Он вообще был глубоко верующим человеком.

Вера в Бога и в добро всю жизнь руководили Суворовым. Он не начинал ни одного сражения, не обратившись с горячей молитвой к Богу. И каждую победу начинал праздновать с благодарственного молебна. Он считал, что в армии все должны быть верующими, Суворов говорил: «Неверующее войско учить – что ржавое железо точить». Суворов был очень скромным человеком, терпеть не мог зеркал и своих парадных портретов.

Классный руководитель.                                    Слайд 9

Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат, в результате чего резко сократились заболевания, которые уменьшали  численность армий 18 века.

Он прямо рекомендовал:

«Кто не бережёт людей — офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережёт».

 Проявляя неустанную заботу о солдатах, Суворов завоевал безграничное доверие и любовь армии.

Следующий рассказ:

 3. «Доблесть и верность».                         Слайд 10, 11

3 выступающий, Саша К.:  Суворов – величайший полководец мира. Он прошел все ступени воинской службы – от солдата до генералиссимуса. Путем самообразования, он  изучил военное искусство, знал географию, математику, говорил на 8 иностранных языках! Он хорошо знал жизнь солдат и офицеров. Жил в солдатских казармах, не доверяя никому, вникал во все подробности армейской жизни. Он любил русского солдата, сумел оценить драгоценные качества его души. Одним из первых он начал учить солдат читать, писать и считать. Он учил их секретам военного искусства. Это была суворовская «Наука побеждать» - так назвал полководец свою книгу о военной науке.  «Быстрота, глазомер, натиск» - вот главные правила этой науки. Суворовская наука сделала солдат «чудо-богатырями», которые принесли славу полководцу и Отечеству. В современной армии есть спецназ - специальные элитные войска, которые отличаются высоким боевым духом и отличной подготовкой. Суворовская армия была такая!         Слайд 12, 13

Классный руководитель: Суворов умел говорить кратко и точно, поэтому многие его изречения стали пословицами. Давайте зачитаем некоторые изречения Суворова об армии, о храбрости, о русских солдатах.

- Воюют не числом, а умением.

- Скорость нужна, а поспешность вредна.

- Испуган - наполовину побежден.

- Дисциплина – мать победы.

- Тяжело в учении - легко в походе, легко на учении - тяжело в походе.

- Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля - дура, штык - молодец.

- Сам погибай, а товарища выручай. За убитых Церковь Бога молит!

Следующий рассказ:

 4. «Чудо военной истории»                                             Слайд 14,15

 4 выступающий, Алёна Д.     Все помнят картину Сурикова "Переход  Суворова через Альпы". На этой картине изображён Суворов и его солдаты, которые весело спускаются с горки. Но это не простые горки, это были грозные Альпы - скалы, ледники, пропасти. Местные жители     утверждали, что в это время многие перевалы непроходимы, но Суворов говорил: "Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат!" Чтобы выйти из окружения ведя бои, русская армия двигалась по горным тропам и перевалам. Русские перебирались через обледенелые скалы и бездонные ущелья, ночевали на ледниках. Армия несла большие потери, но  Суворов поддерживал боевой дух в своих солдатах.  Он говорил: "Мы русские, мы всё одолеем!" И русским удалось вырваться из окружения и даже привести с собой 1400 пленных. Вся Европа дивилась стойкости и храбрости русских солдат! Потом Суворов скажет: "Русский штык прорвался сквозь Альпы"

Классный руководитель:                                                        Слайд 16

Благополучный исход Швейцарского похода стал венцом прижизненной славы Суворова. Ему был пожалован самый  высокий военный чин —  генералиссимуса.

Вскоре после этого, по прибытии в  Петербург Суворов умер 6 мая 1800 года и был похоронен в Александро-Невской лавре.                                                   Слайд 17

   Те, кто видел его могилу,  невольно останавливались, не в силах сдержать трепетного благоговения… Вделанная в пол мраморная белая  плита с огромными буквами: «Здесь лежит Суворов». И никаких объяснений – ни орденов, ни побед, ни титулов. Просто большими буквами СУВОРОВ – и у каждого русского сожмется сердце. Русский поэт Ю.Николаев написал прекрасное стихотворение, в которых выразил все эти чувства.                                  

Могила Суворова

С годами сердце жаждет простоты.

Побольше дел, поменьше разговоров.

Вот я стою у каменной плиты

С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».

Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.

Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.

Как много надо одержать побед,

Чтоб так звучали три негромких слова!

Когда хватают славу на лету,

Когда о титулах заводят споры,

Я вспоминаю серую плиту

С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».

         Слайд 18

Классный руководитель:    Имя Суворова принадлежит нашему народу. В служении России он видел главное предначертание своей жизни. Более 50 лет он посвятил военной деятельности, участвовал в семи войнах.   «Оставляю своё доброе имя – современникам и потомству» - писал Суворов. Прошли годы, но имя генералиссимуса Суворова произносится россиянами с полным уважением и любовью, он истинный народный герой, военный гений, составляющий честь и славу России.

    5. Рассказы о Суворове                                               Слайд 19, 20

 5 выступающий, Надя Д.:      Суворов был очень яркой, выдающейся личностью. О нем уже при жизни стали складывать легенды.

Некоторые из них мы сегодня вам напомним.

1.Однажды после трех неудачных атак наши солдаты стали отступать. Тогда Суворов, видя это, приказал своему слуге Прошке рыть могилу. Видя, что Прошка роет недостаточно быстро, вырвал лопату и сам стал рыть. Солдаты остановились, спросили, что он делает. А Суворов сказал, что не может видеть, как русские солдаты отступают, лучше он умрет. Солдаты постояли, молча развернулись, без криков пошли и взяли высоту.

  1. выступающий, Костя К.                                                  Слайд 21

 2. Суворов терпеть не мог, когда солдаты и офицеры ему отвечали: «Не могу знать». Таких он называл «немогузнаями». Он требовал, чтобы ему отвечали быстро, чётко и по делу. Чтобы отучить солдат от этой плохой привычки, он задавал им неожиданные и трудные вопросы: сколько звёзд на небе? Сколько рыб в море? И т. д. На эти вопросы обязательно нужно было отвечать. Например, у одного офицера он спросил: «Знаешь ли, сколько верст до Луны?» - «Знаю, ваше сиятельство!» , «А сколько же?»     - «Два солдатских перехода», - отвечал офицер без запинки.

3.Суворов при себе никогда не носил  часов. Он говорил, что солдату они не нужны, солдат без часов должен знать время. Когда надо было идти в поход, никогда в приказах не назначал часа, но всегда приказывал быть готовым с первыми петухами. Для этого он научился петь петухом и в нужный час выходил и выкрикивал «ку-ка-ре-ку», и солдаты шли в поход.

  6. Память о Суворове.                                            Слайд 22, 23, 24, 25

  Суворов был первым человеком, в честь которого в России был основан мемориальный музей. В России и других странах есть музеи Суворова; в его честь воздвигнуты памятники; именем Суворова названы атоллы, населённые пункты, астероид, улицы и другие объекты во многих городах. Построенный в 1904 году эскадренный броненосец получил имя «Князь Суворов», имя полководца получил и ряд других военных и гражданских судов. Памятники А. В. Суворову установлены во многих городах разных стран.                                                                                     Слайд 26

  Множество книг о Суворове было издано на разных языках мира. Слайд 27

   Изображение Суворова присутствует на банкнотах Приднестровской Молдавской Республики — приднестровских рублях, из-за чего в 1993 г. они получили народное название «суворики», а также на юбилейных монетах России. В Швейцарии и Лихтенштейне выпущены марки с изображением полководца .                                                                             Слайд 28

    В период Великой Отечественной войны 29 июля 1942 Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждён военный Орден Суворова трёх степеней. Состоялось свыше семи тысяч награждений этим орденом. Десятки партизанских отрядов, бригад и соединений, действовавших на оккупированной территории, носили имя Суворова.       Слайд 29

Медаль Суворова  учреждена Указом Президента Российской Федерации №442 от 2 марта 1994 г.                                                       Слайд 30

   Постановлением  ЦК ВКП(б) СССР 21 августа 1943 созданы суворовские военные училища или СВУ– их воспитанники получают особое образование. В этих учебных заведениях выпускники  порой дорастают до генералов!

 Классный руководитель:     Слайд 31

    Мы вспомнили некоторые факты из биографии великого полководца А. В. Суворова. Его жизнь – хороший пример для молодежи: великая цель, великие дела, слава Отчизны.

   Предлагаю пройти тест на знание биографии непобедимого полководца. На каждый вопрос можно выбрать один вариант ответа.  

   7. Тест.                            Слайд 32 - 39

1. Кем был Суворов по роду деятельности?

- полководцем

- политиком

- ученым

2. Где родился Суворов?

- в Москве

- в Санкт-Петербурге

- в Новгороде

3. Как Суворов получил первые знания в военном деле?

- поступив в военное училище

- дома

- поступив на службу в армию

4. Автор картины «Переход Суворова через Альпы»

- Айвазовский

- Перов

- Суриков

5. Какие училища называют «суворовскими?»

- военно-воздушные

- военные

- военно-морские

6. Во время какого похода Суворова состоялся знаменитый переход через Альпы?

- французский поход

- швейцарский поход

- итальянский поход

7. Какое изречение  не принадлежит Суворову?

- Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом.

- Сам погибай – товарища выручай.

- Пуля дура, штык – молодец.

8. За какую кампанию Суворов удостоился звания генералиссимуса?

- за победу над французами

- за швейцарский поход

- за одну из русско-турецких войн

8.  Заключительная беседа.

Классный руководитель:     Ребята, есть такая христианская истина: «Непобедим победивший себя».      Слайд 40  

Как вы считаете, имеет ли она отношение к Суворову?

  • Суворов преодолел свои недостатки, слабости.
  • Суворов победил свою лень, заставил себя работать, учиться.
  • Он победил свое тщеславие, не старался возвыситься над солдатами.
  • Суворов победил свой страх.

Как вы думаете. Почему Суворов сказал такую фразу: «Горжусь, что я русский»?                                         Слайд 41

   Можем ли мы сейчас сказать это?

  • Он столько сделал для России, что ему не стыдно называть себя русским.
  • Он защитил и прославил Россию, ему можно гордиться, что он русский.
  • Своими победами он заслужил славу России, что даже мы, его потомки, можем гордиться, что мы русские
  • Мы тоже можем гордиться, потому что у нас были великие предки и великая история.
  • Мы тоже должны работать для России, чтобы могли гордиться тем, что мы русские.                                                                Слайд42

   Вся жизнь А. В. Суворова позволяла сказать ему: «Потомство мое, прошу брать мой пример… до издыхания быть верным… Отечеству».

Вот идеал, достойный подражания!

9. Подведение итогов (рефлексия).               Слайд43, 44

Классный руководитель:     Выберите начало фразы и продолжите  её.

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Меня удивило…

Я попробую…

Я испытал восхищение…

Я почувствовал, что…

Мне захотелось…

Я горжусь…

  • Удивление – оказывается, Суворов был слабым в детстве.
  • Мне захотелось взять пример с Суворова, но очень трудно– нужно строго относиться к себе.
  • Я испытал жалость к солдатам, которые гибли в Альпах.
  • Восхищение – как можно было не проиграть ни одного боя.
  • Гордость за Россию, за русскую армию.

Спасибо за внимание!

                Использованная литература.

  1. Всемирное остроумие – М., «Терра», 1999
  2. Классные часы: 7 класс / Автор-составитель А.В.Давыдова. - М.: ВАКО, 2008. - 256 с. - (Учебный год).
  3. Краткая энциклопедия школьника: "Великие полководцы" / Автор-составитель В.Авдеенко. - ОАО "Молодая гвардия", 2001.
  4. Ростунов И.И. «Генералиссимус А.В. Суворов: жизнь и полководческая деятельность. М.,:Воениздат 1998
  5. Соловьев Н., «Мудрость жизни», Пермь, «Полиграфист», 1995
  6.  «Что такое? Кто такой?», т.3, М., «Педагогика-пресс, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь, ставшая легендой (классный час, посвящённый А.В. Суворову)

Человеку всегда было свойственно стремление к идеалу. Молодой человек жадно ищет образец для подражания, эталон, на который хочется быть похожим, с которого следует брать пример. Герои боевиков, участ...

Жизнь,ставшая легендой

Жизнь, ставшая легенда...

Классный час на тему: «Жизнь, ставшая легендой!»

Классный час на тему: «Жизнь, ставшая легендой!»Учитель: Танделова З. А....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Классный час по теме "Жизнь, ставшая легендой", посвященное А.В. Суворову.

Разработка содержит материал  к классному часу о Суворове....

Презентация к классному часу "Жизнь, ставшая легендой"

Презентация содержит наглядный материал о Суворове....